Эпоха в изображении М.А. Булгакова в повести «Собачье сердце». "Новый герой" эпохи в изображении М.Булгакова.
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Косоногова Елена Сергеевна

Урок литературы в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок усвоения новых знаний32.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе.

Тема урока: « Эпоха в изображении  М.А. Булгакова в повести «Собачье сердце». «Новый герой» эпохи в изображении М.Булгакова».

2 УРОКА.

Предварительная подготовка к уроку:

1)Прочитать повесть «Собачье сердце».

2)Задание по группам.

1 группа. Характеристика Шарикова.

2 группа. Характеристика Швондера.

3 группа. Характеристика профессора Преображенского.

2)Индивидуальное задание: подготовить презентацию о биографии М.А.Булгакова; рассказ об истории создания произведения.

3)Индивидуальные задания  4-м ученикам: подготовить выразительное чтение цитат (высказываний известных людей о повести М.А.Булгакова «Собачье сердце», о революционной эпохе).

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели урока:

  1. обучающая: познакомить учащихся  с биографией М.А.Булгакова, с    историей создания и сложной судьбой повести «Собачье сердце»; закрепить понятие о сатире; прояснить цели булгаковской сатиры; познакомить     учащихся     с   системой образов художественного произведения; сопоставить характеры героев, их поступки; показать актуальность произведения М.А.Булгакова;  привлечь внимание учащихся к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки;
  2. развивающая: развивать навыки и умения анализа художественного произведения; развивать навыки монологической речи;

учить сравнивать, сопоставлять исторические реалии с художественным миром повести; развивать умение давать характеристику литературному герою, совершенствовать навыки конкретно-исторического анализа произведения;

  1. воспитывающая: воспитывать интерес к русской литературе  xx века,      к  творчеству М.А. Булгакова; воспитывать неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.

УУД:
Предметные:
-  умение  отвечать на поставленный вопрос аргументировано.                                                                                                                                                                                         -  умение анализировать,  делать обобщающие выводы.                                                                            Личностные:
- развивать творческие способности учащихся                                                                                                                          -  формировать нравственно-этическое оценивание,                                                                   Регулятивные:                                                                                                                                                                         - умение контролировать свою деятельность по результату,                                                                                   - адекватно оценивать свою  работу на уроке и воспринимать  оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные:
- строить отношения с одноклассниками в ходе сотрудничества;
- высказывать и отстаивать своё мнение, работая в группе.                                                                                            - овладевать монологической и диалогической формами речи.

Задачи урока:

- определить общественную позицию главных героев повести, анализируя эпизоды повести “Собачье сердце”;

-обучать учащихся работе с дополнительной литературой, умению отбирать нужный материал в соответствии с темой;

-развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

-воспитывать самостоятельность мышления, формировать активную гражданскую позицию, гуманистическое мировоззрение учащихся.

Оборудование урока: портрет М.Булгакова, текст художественного произведения М.А.Булгакова «Собачье сердце», учебник, иллюстрации, презентации.

Тип урока: интегрированный урок (урок комплексного применения знаний)

Вид: урок усвоения нового материала.

Методы: проблемно-развивающий, поисково - исследовательский.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Методические приемы: доклад ученика в форме презентации, выступления учащихся по заранее подготовленным темам.

Оформление доски:

Портрет, иллюстрации, записи.

1925-1987

Социальная сатира

Революция или эволюция?

Эпиграф

 «Цилиндр мой я с голодухи  на базар снёс, но сердце и мозг не понесу, хоть издохну…»

М.Булгаков «Записки на манжетах».

Ход урока:

Этап I. Постановка целей и задач занятия.

1.Организационный момент (приветствие, проверка готовности учащихся к уроку).

2.Целеполагание.

Учитель.Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством М.А.Булгакова, а также с историей создания и сложной судьбой повести «Собачье сердце». Поговорим о том, какой представлена послереволюционная эпоха в в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» и каков он,«новый герой» эпохи в изображении М.Булгакова. Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова М.А.Булгакова. Чтобы понять смысл этой фразы, мы должны познакомиться с писателем.

Ученики представляют презентацию на тему «Биография М. А. Булгакова».

Учитель обращает внимание ребят на записанные на доске даты.

Учитель. Как вы думаете, что обозначают эти даты?

Ученики делают предположение, что это дата написания повести « Собачье сердце».

Учитель. Трагична история повести, напечатанной лишь спустя  62 года - в 1987-м году (1925-1987).

Ученик рассказывает об истории создания повести.

3.Учебная проблема (учебная дискуссия).

Учитель. «Собачье сердце» - «острый памфлет на современность. Нельзя печатать!» (Л.Б.Каменев). Можно ли назвать повесть М.А. Булгакова « Собачье сердце» «острым памфлетом на современность»? Почему?

Ученики обращаются  к словарю.

(Памфлет - злободневное острое, обычно небольшое сочинение обличительного политического характера).

Ученики. В повести Булгаков наглядно показал современное ему общество, все безобразные явления жизни, людские пороки.

Учитель. Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 году, и она завершает цикл сатирических произведений автора.

Почему именно в это время Булгаков пишет сатирические произведения? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, как Булгаков воспринял Октябрьскую революцию?

Ученики. Крайне отрицательно. Всё, что происходило вокруг, что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем как опасный и огромный по масштабам эксперимент. Булгаков считал, что ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции, трагична. Люди превращены в серую, однородную, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Всё это вызывает у писателя чувство неприязни, возмущения. Видимо, это способствовало тому, что в первые десятилетия после Октябрьской революции появились сатирические произведения.

Учитель. Мы с вами говорим о том, что повесть сатирическая. Вспомним, что такое сатира?

Ученик. Выступление ученика-докладчика.

Сатира - вид комического (komikos-греч.,весёлый, смешной), эстетическая категория, единственным предметом которой является человек (человекоподобное в животных и т.д.). Предметом сатиры служат пороки. Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры - противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Учитель. Подзаголовок повести – «Чудовищная история». Почему?

Ученики. В повести рассказывается о превращения собаки в человека, о превращении «милейшего пса» в «мразь».

Учитель. Утрируя, Булгаков показывает, кто «захватил» Россию в результате переворота. Шариков – модель нового «трудового элемента», пролетариата, который не уважает прошлое, думает, что ему всё дозволено и все должны

Учитель. Что лежит в основе сюжета повести?

Ученики.В основе сюжета – эксперимент, опыт. 

Учитель. С чем  у вас ассоциируются слова «эксперимент», «опыт»?

Ученики.Научный, опасный, удачный; опыт химический, над животными…

Учитель. Эти слова связаны с научными понятиями, эксперименты и опыты в науке проводятся для человека и ради человека, но не над человеком!

Учитель. Где еще звучат эти слова и почему?

Ученики.Слова «эксперимент», «опыт» звучат в литературе и публицистике 20-х годов постоянно.

Ученики зачитывают подготовленные высказывания.

Академик И.Павлов: «Если то, что делают в России большевики, есть эксперимент, то для такого эксперимента я пожалел бы лягушку…»

Революционный плакат эпохи. «Россия - не лягушка для экспериментов Ленина!»

В.Короленко призывал  «вожаков скороспелого коммунизма отказаться от эксперимента».

Об эксперименте писал в 1918-м году Н. Бердяев: «Нам жаль народа, над которым проделывают опыты вивисекции». «Апологеты социального приступили к огромному эксперименту создания нового социалистического Мира».

О «социальном эксперименте» говорил М. Волошин.

Деникин напишет позже в «Очерках русской смуты» о «производстве над живым телом России социального опыта, неудача которого грозит параличом и смертью».

Академик Павлов: « Я как стародавний экспериментатор жизни…глубоко убеждён, что проделываемый над Россией опыт обречён на непременную неудачу и ничего, кроме политической и культурной гибели моей родины, не даст…»

М. Горький: «Для Ленина – Россия – только материал опыта, начатого в размерах всемирных, планетарных».

А. Изгоев писал о «подопытном народе и государстве, отдаваемых для произведения социальных опытов».

М. Спиридонова: «…у нас в большевики вышли все негодящиеся из солдат, отбившиеся, прямо скажем, хуже дерьма».

Ф. Шаляпин: «Большевистская практика оказалась ещё страшнее большевистских теорий… В большевизм влилось всё жуткое…»)

Учитель. «Повесть «Собачее сердце» должна быть прочитана именно на этом фоне - на фоне литературы о революции». Ключевым вопросом наших размышлений будет вопрос: революция или эволюция? Как должны проходить преобразования в нашей стране, чтобы жизнь народа изменилась в лучшую сторону?

Этап II.  Изучение нового материала.

1. Работа с текстом в группах.

Учитель. Обратимся к началу повести. В повести представлен  быт послереволюционной эпохи. Каким он показан?

Анализ монолога Шарикова.

1 группа. Задание: выпишите из текста характеристики Москвы новой и старой в восприятии Шарика.

Ребята заполняют таблицу.

Москва старая

Москва новая

Настоящая личность

Господин

Тухлой солонины такой лопать не станет

Ест обильно и не ворует

Бескорыстная личность

Величина мирового значения

Ничего не боится

Личность

Негодяй в грязном колпаке

Жадная тварь

Вор с медной ложкой

Самая гнусная тварь

Мерзавцы

Великая сушь в душе

Дрянной магазинчик

Едят гадость

Голодные глаза, воруют

Боятся

Нарушают порядок

Из вонючей солонины щи варят

 Ученики. Вывод.Глазами Шарика Булгаков показывает две Москвы: новую и старую. Все, что связано со старой Москвой вызывает симпатию автора. Она населена настоящими личностями, господами, где никто не ворует и ничего не боится. Москва старая предстает перед читателями в негативном свете. Это подчеркивает подобранными автором языковыми средствами: эпитетами (грязный колпак, гнусная тварь, дрянной магазинчик и др.). В ней живут негодяи, мерзавцы, воры.                                                                                        2 группа. Задание: каким предстаёт перед читателями мир, увиденный глазами Шарика? Выпишите цитаты из текста.

(«Негодяй в грязном колпаке, повар в столовой нормального питания обварил левый бок … а ещё пролетарий!»

«До чего бессмысленны, тупы и жестоки повара».

«А что они там вытворяют в нормальном питании, уму собачьему непостижимо! Ведь они же, мерзавцы, из вонючей солонины щи варят, а те бедняги ничего не знают! Бегут, жрут, лакают!»

«Блюда в столовой пятиалтынного не стоят, потому что 25 копеек из них заведующий хозяйством уворовал».

А сколько раз Шарик получал а бок сапогом, «кирпичом по рёбрам получал», «щёткой сколько раз морду уродовали».)

Ученики. Вывод. Вокруг царит бесхозяйственность, разгильдяйство, разруха, безработица, процветает воровство, нечистоплотность, напрочь исчезла красота и внешняя, и душевная, засилье хамства и бескультурия. Всех этих грязных, жестоких, бездушных пролетариев Шарик хочет «тяпнуть за мозолистую пролетарскую ногу. За все издевательства вашего брата».

Учитель.М.А.Булгаков в своей повести изображает бесчисленные «уродства» послереволюционного быта. Он наглядно показал современное ему общество, все безобразные явления жизни; людские пороки доведены автором сознательно до гротеска. Писатель подводит к выводу, что разруха не вне, а внутри.

2. Выступления групп учащихся с заранее выполненным заданием. Характеристика главных образов повести.

1 группа. Охарактеризуйте Шарикова – нового героя. Каков он – «сделанный» человек?  Какая книга становится для него учебником жизни?

Ученики. Шариков - груб, неразвит, самонадеян и нагл. Он, во что бы то ни стало, хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. Полиграф Полиграфович Шариков надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, а в остальном его костюм грязен, неопрятен, безвкусен. Он при помощи управляющего домами Швондера прописывается в квартире Преображенского, требует положенные ему «шестнадцать аршин» жилплощади, даже пытается привести в дом жену. Он считает, что повышает свой идейный уровень: читает книгу, рекомендованную Швондером - переписку Энгельса с Каутским. С точки зрения Преображенского — все это блеф, пустые потуги, которые никоим образом не способствуют умственному и духовному развитию Шарикова. Но с точки зрения Швондера и ему подобных Шариков является вполне подходящим для того общества, которое они с таким пафосом и упоением создают. Шарикова даже взяли на работу в государственное учреждение, сделали его маленьким начальником. Для Шарикова же стать начальником — значит преобразиться внешне, получить власть над людьми. Так оно и происходит. Он теперь одет в кожаную куртку и сапоги, ездит на государственной машине, распоряжается судьбой бедной девушки-секретарши.

Профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. На деле вся жизнь профессора превращается в сплошной кошмар. В доме нет ни покоя, ни порядка. Целыми днями слышны нецензурная брань и балалаечное треньканье. Шариков является домой пьяным, пристает к женщинам, ломает и крушит все вокруг. Он стал грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома. А что способны натворить Шариковы, если дать им в жизни полную волю? Страшно представить себе картину той жизни, которую они способны сотворить вокруг себя.

Учитель. Сравните Шарикова с Шариком. Заполните таблицу.

Шарик

Шариков

Добродушный

Несчастный

Преданный

Милый

Доверчивый

Хитрый

Безграмотный

Невоспитанный

Наглый

Грубый

Самонадеянный

Жестокий

Продажный

Подлый

Ученики. Вывод. Шарик – добрый и хитрый пёс. Шариков – бездушное существо, потребитель, воспитанием которого занимается председатель домкома Швондер.

2 группа. Какова роль  Швондера? Охарактеризуйте его.

Ученики. Швондер – это человек, у которого за душой нет ничего: он жалок, хотя амбициозен; злобный, он считает себя устроителем новой жизни.  

Его принцип – отобрать и поделить. Он хочет получать от жизни всё, ничего не делая, мешая работать таким, как Борменталь и Преображенский.

Он считает в праве нагло распоряжаться собственностью людей, диктовать, где им работать, спать, принимать пищу.

Швондер придает Шарикову социальный статус, дает бывшему псу права, вооружает «идейной фразой». И делает все это не из человеколюбия, а лишь для того, чтобы показать свою власть над интеллигенцией. Для этого он провоцирует Шарикова, натравливает его на профессора, «спускает собаку».

3 группа. Кто противостоит Шарикову и « товарищам»? Расскажите о профессоре Преображенском, о докторе Борментале.  К какому выводу приходит  профессор?

Ученики. Преображенский – профессор медицины. Он авторитетный врач, делающий уникальные операции по омоложению людей. Его жизнь посвящена науке, он честно служит своему делу, и люди благодарны ему за это. Можно сказать, что перед нами яркая, неординарная, талантливая личность. Профессор критически относится ко всему, что происходит в стране с 1917 года. Он отвергает революционную теорию и практику. Он имел возможность проверить это в ходе своего медицинского эксперимента. Опыт создания “нового человека” не удался. Переделать натуру Шарикова невозможно, как невозможно изменить и наклонности чугункиных, швондеров и им подобных. Преображенский убедился в бесперспективности вмешательства в эволюцию природы: “Вот, доктор, что получается когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу! На, получай Шарикова...» Этот вывод важен также и для понимания социального подтекста повести: нельзя искусственно вмешиваться не только в природную, но и социальную эволюцию. Нарушение нравственного равновесия в обществе может привести к страшным последствиям.

Ученики. У Профессора есть помощник Борменталь,   с которым он любит болтать на разные скользкие темы. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: любит вкусно покушать, поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде. Профессор может себе позволить быть гурманом, он обучает Борменталя искусству еды, чтобы она была не просто едой , а довольствием. Это уже и повод поговорить о советской водке. Борменталь замечает, что « новоблагославенная очень приличная. Тридцать градусов». Филипп Филиппович возражает: « Водка должна быть в сорок градусов,а не в тридцать». Все эти замечания,казалось бы, по мелочам, на самом деле создают целостную картину жизни Москвы в двадцатые годы. Словом, перед нами типичный интеллигент, которому советская власть не успела создать условия, не позволяющие в полной мере раскрывать и реализовать свой талант.

Учитель. Профессор приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести «Собачье сердце» профессор исправляет свою ошибку — Шариков снова превращается в пса. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 г.

3.Подведение итогов. Выводы.

Учитель. Вернемся к главному вопросу нашего урока: революция или эволюция? Какова позиция автора? В чём основная идея повести?

Ученики. Автор спорит с новой идеологией, утверждает, что необходима не революция, а Эволюция! Великая Эволюция! Он убеждён: нельзя форсировано изменить условия жизни и в итоге самого человека! Социальный прогресс возможен только на основе этических ценностей, которые были выработаны человечеством. Булгаков верил в «нравственное самоусовершенствование», в которое верили и Достоевский, и Толстой.

Булгаков предупреждал об опасности социальных экспериментов. Революция миллионам открыла путь к образованию, высоким постам в армии, партии, правительстве, и вместе с тем предоставила необыкновенные возможности для шариковых всех рангов и мастей.

Разрушительный потенциал «маленького человека», как показал Булгаков, страшен. Репрессии  были бы невозможны без шариковых – управляемых и жестоких.

 Повесть «Собачье сердце» - это повесть предупреждение!

Учитель. Собачье сердце" открывает многие темы, нашедшие свое воплощение в последующих произведениях писателя, - эволюции и революции, стремления к познанию окружающего мира и опасности непредвиденных результатов научных экспериментов, нравственной ответственности человека за совершенные поступки, нераздельности реального и мистического.

В своей повести Булгаков сказал о главной идее, написанной на знамёнах революции, - идее социального равенства и « всеобщей справедливости».

Ребята, давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете слова М.А.Булгакова?

Ученики. Для М.А.Булгакова важно, чтобы  человек в любых обстоятельствах всегда оставался человеком.

  1. Домашнее задание на выбор учащихся.

1.Написать письмо профессору Преображенскому, в котором выразить своё отношение к его эксперименту.

2.Над чем заставила меня задуматься повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»?

3.Смешон  или страшен Шариков?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к повести "Собачье сердце" М. Булгакова

Презентация может быть использована при проведении урока, посвященного изучению повести М.А. Булгакова "Собачье сердце". В презентации использованы кадры из кинофильма, а также фотографии писателя, об...

Игра-викторина по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" повести "Собачье сердце".

Данная игра помогает в увлекательной форме обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве М.А.Булгакова....