«Самостоянье человека – залог величия его».Урок литературы в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Живак Наталья Анатольевна

 

Дать краткий обзор творчества В.Г. Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель.

 Добиться понимания учащимися, что произведения Распутина актуальны, проблемны, художественны. Сформировать у учащихся собственную нравственную и эстетическую оценку изображаемого в произведениях писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rasputin.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Самостоянье человека – залог величия его».

Цель урока: дать краткий обзор творчества В.Г. Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель.

Задачи: добиться понимания учащимися, что произведения Распутина актуальны, проблемны, художественны; сформировать у учащихся собственную нравственную и эстетическую оценку изображаемого в произведениях писателя.

Оформление. Портрет В.Г. Распутина, подборка фотографий писателя; иллюстрации к произведениям.

Ход урока.

Организационный момент. (2)

Вступительное слово учителя.

Читаем первый эпиграф (строки из стихотворения А.С. Пушкина) и продолжаем его:

(СЛАЙД  1)

На них основана от века по воле Бога самого

Самостоянье человека – залог величия его.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Без них наш целый мир – пустыня,

Душа – алтарь без божества.

- Наш сегодняшний урок мы посвящаем изучению творчества Валентина Григорьевича Распутина – одного из признанных мастеров «деревенской прозы», одного из тех, кто продолжает традиции русской классической литературы, прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем. Распутин исследует конфликт между мудрым мироустройством, мудрым отношением к миру и немудрым, суетным, бездумным существованием. Тема урока «Самостоянье человека – залог величия его».(СЛАЙД  2 )

Как вы понимаете значение слова самостоянье?(СЛАЙД  3 )

(Слово самостоянье образовано от прилагательного «самостоятельный». В. Даль так объясняет значение этого слова: «Самостоятельный человек - у кого свои твёрдые убеждения, в ком нет шаткости». Самостоянье – это ощущение себя твёрдо и уверенно стоящим на земле, когда никакой даже самый жестокий ветер перемен не способен помешать тебе идти своей собственной, единственной дорогой. Великий русский мыслитель Иван Александрович Ильин объясняет значение слова самостоянье так: «чувство собственного духовного достоинства».)

Как вы понимаете слово величие?

(В. Даль трактует слово величие так: «Величие – огромность, превосходство в невещественном, духовном или нравственном отношении») (СЛАЙД  4)

Итак, как вы, исходя из значения ключевых слов, понимаете смысл пушкинской фразы и темы нашего урока?

(Только тот человек, который имеет чувство собственного достоинства, крепко стоит на ногах, имеет твёрдые убеждения, особенно нравственные может называться великим)

  В наше время проблема нравственности стала особенно актуальной, так как происходит распад личности. В нашем обществе назрела потребность говорить и размышлять об изменяющейся человеческой психологии о взаимоотношениях между людьми, наконец, о том смысле жизни, который так неустанно и так мучительно постигают герои и героини повестей и рассказов В. Распутина. Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату человеческих качеств: совести, долга, милосердия, добра. А в произведениях Распутина мы находим ситуации, близкие к современной жизни, и они помогают нам понять всю сложность этой проблемы.

Произведения В. Распутина состоят из «живых мыслей», и мы должны уметь их понимать хотя бы потому, что для нас это важнее, чем для самого писателя, потому что от нас зависит будущее общества и каждого человека в отдельности.

                В нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить её уже не сможем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен – Валентин Григорьевич Распутин. В 1974 году в иркутской газете «Советская молодёжь» Валентин Распутин писал: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве». И собственный его пример лучше всего подтверждает верность этих слов, ведь В. Распутин, как никто другой, пронёс через всю свою жизнь в своём творчестве её нравственные ценности.

                

 

Слайд 5

Слайд 6,7

Учитель: В.Распутин- Верный сын земли русской, защитник её чести. Именно о нём мы сегодня и будем говорить на нашем уроке. Его талант сродни святому источнику, способному утолить жажду миллионов россиян. Он вошёл в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова. И сегодня трудно себе представить русскую

        литературу без произведений этого автора.

Родился В. Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в посёлке Усть - Уда, расположенном на берегу Ангары, в трёхстах километрах от Иркутска. И рос он в этих же местах, в деревне с красивым, напевным имением Аталанка. Этого названия мы не увидим в произведениях писателя, но именно она, Аталанка, явится нам и в «Прощании с Матерой», и в «Последнем сроке», и в повести «Живи и помни», где отдалённо, но явно угадывается созвучие Атамановка. Конкретные люди станут литературными героями. Поистине, как говорил В. Гюго, «начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развёртывающиеся с ним, составляющие неотъемлемую часть его». А начала эти, применительно к Валентину Распутину, немыслимы без влияния самой Сибири-тайги, Ангары («Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел – и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины»); без родной деревни, частью которой он был и которая впервые заставила задуматься о взаимоотношениях между людьми; без чистого, незамутнённого народного языка.

Слайд 8

Слайд 9

Сознательное детство его, тот самый «дошкольный и школьный период», который даёт человеку для жизни едва ли не больше, чем все оставшиеся затем годы и десятилетия, частично совпал с войной: в первый класс аталанской начальной школы будущий писатель пришёл в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной. «Для нашего поколения был очень труден хлеб детства», - отметит спустя десятилетия писатель. Но о тех же годах он скажет и более важное, обобщающее: «Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе».

                В период войны Распутин также чувствовал отношения людей друг к другу и понимал их отношение к обществу. Это также наложило свой отпечаток на юную душу будущего писателя. И позднее в своим творчестве Распутин поставит в рассказах и повестях нравственные проблемы общества, которые он постарается решить и сам.

                Далее, как он сам сообщает, « …перешёл в пятый класс». Но это был не тот обычный перевод из одного класса в другой, к которому все мы давно привыкли. Это была целая история, и к тому же драматическая, полная переживаний. Окончив четыре класса в Аталанке и очень хорошо окончив, что было отмечено всей деревней, то по одному, то по другому поводу обращавшейся к самому грамотному ученику с просьбами, Распутин и сам, конечно, хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть – Уда, а это – целых пятьдесят километров от родной деревни. Каждый день не наездишься – надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи. К тому же, как напишет потом В. Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым».

                Матери трудно было одной в те почти голодные годы поднимать троих детей;. Но она решилась и, как узнаём мы из рассказа «Уроки французского», съездила в райцентр, уговорилась со своей знакомой, что сын будет квартировать у неё, и в последний день августа дядя Ваня, шофёр единственной в колхозе полуторки, выгрузил мальчика на улице Подкаменной, где ему предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал по плечу  и укатил. «Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь. Голод в тот год ещё не отпустил…» (речь идет о сорок восьмом годе). Мать с оказией передавала раз в неделю хлеб и картошку, которых всегда не хватало, но он продолжал учиться. А поскольку всё он делал только на совесть («Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было… Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня не выученным хоть один урок»), то и оценивали его знания только на отлично, кроме, разве что, французского: не давалось произношение, «говорил по-французски на манер наших деревенских скороговорок».

                О том, как чувствовал себя подросток в незнакомом городе, о чем он думал и чем занимался, мы узнаем, перечитывая рассказ «Уроки французского». Но, не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения, поэтому необходимо остановиться на некоторых моментах школьного периода его жизни: они, эти моменты, не канут в  вечность, не забудутся, прорастут, как из зерна, в самостоятельные растения, в целый мир души.

                Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. Он помог В. Распутину найти его учительницу. Она прочитала рассказ и узнала его и себя, только не помнила, как выслала ему посылку с макаронами. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память со стороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи. В рассказе «Уроки французского» В. Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице: он маленький, он один в чужой стороне, он постоянно голоден, но всё равно ни за что не склонится ни перед Вадиком ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра.  В мальчике органично сочетаются светлая весёлая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей вокруг и недетские серьёзные размышления о бедах, принесённых войной. Писатель вспоминает о себе, одиннадцатилетнем мальчике, пережившем войну, послевоенные тяготы жизни. Взрослым людям часто бывает стыдно перед детьми за плохие поступки, свои и чужие ошибки, трудности.

                В этом рассказе писатель повествует не только об уроках нравственности, уроках человечности, которые совсем не по правилам даёт молодая учительница, но и о мужестве Лидии Михайловны, не побоявшейся грозного директора.

                Усть - Удинскую среднюю школу В. Распутин закончил  в 1954 году. А через два месяца, в сентябре, уже успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом первого курса историко-филологического факультета Иркутского Государственного университета. Он готовил себя к педагогическому поприщу, хотел стать хорошим учителем, и поэтому учился столь же примерно, как и раньше, много читал.

Слайд 10

Усть - Удинскую среднюю школу В. Распутин закончил  в 1954 году. А через два месяца, в сентябре, уже успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом первого курса историко-филологического факультета Иркутского Государственного университета. Он готовил себя к педагогическому поприщу, хотел стать хорошим учителем, и поэтому учился столь же примерно, как и раньше, много читал

Слайды 11,12

Информацию, помещённую на слайдах, уч-ся записывают в тетрадь.

Слайд 13

Произведения, написанные В.Распутиным, стали любимы каждым. Вкусив книг великого мастера, познав вкус его правды, уже не захочешь довольствоваться суррогатами литературы. Его «хлеб»- с горчинкой, без изысков. Он всегда свежевыпечен и без душка. Он не способен зачерстветь, потому что не имеет срока давности. Удивительны и герои Распутина. Что же их отличает?

(Работа со схемой слайда)

Слайд 14,15

Труд В.Г.Распутина по достоинству отмечен народом, сыном которого он является.

Слайд 16

И сегодня, живя в единении с природой, писатель по - прежнему неброско, но глубоко и искренне любит Россию и верит, что её сил хватит для духовного возрождения нации.

Сообщение «Слово о писателе»

. В 2003 году в журнале «Наш современник» в номере № 11 была опубликована повесть «Дочь Ивана, мать Ивана», которая рассказывает о сегодняшнем дне, о том «дурном времени», в котором все мы пребываем уже больше десяти лет. Валентин Григорьевич рассказывает о грязной , «клоачной жизни» рынков, рано или поздно втягивающих в себя всё новые семьи, калечащие их судьбы, и прежде всего судьбы детей, о потере работы, которую любишь и умеешь делать, о пустом кошельке в кармане, который «не велит» наслаждаться «эх, изобилием», о людях, которые как «сухой порох, заденешь ненароком – сразу вспыхивает и чуть не за грудки», о бесстыдстве телепередач, растлевающих молодежь, о лживости учебников по «новейшей истории», о школе, в которую «ворвался преобразившийся Гаврош с сигаретой в зубах» и «увел за собой учеников на помойки и чердаки», о бушующих скинхедах и казаках, громящих кавказцев на рынке. А главное – «издевательское ликование людей алчных, порочных и о молчании, покорности, бессилии тех, у кого осталась совесть. Повесть публицистична. Она ставит перед читателем много трудных вопросов. Среди них один из самых трудных, волнующий Распутина на протяжении всей его творческой биографии – как жить, оставаясь человеком, в обществе, расколотом на два «разнящихся мира»? ценность данной повести в том, что обращена к молодым, к вам, дорогие старшеклассники, и в ней содержатся не только вопросы, но и ответы на них. Это произведение вам ещё предстоит открыть для себя. А сейчас вернёмся в самое начало.

Сообщение «Я забыл спросить у Лешки…» (СЛАЙД  17)

Первый рассказ, написанный В. Распутиным, назывался «Я забыл спросить у Лешки…» Он был опубликован в 1961 году в альманахе «Ангара» и затем несколько раз перепечатывался. Он начинался как очерк после одной из очередных поездок Распутина в леспромхоз. Но, как мы узнаем потом затем от самого писателя, «очерк не получился – получился рассказ. О чем? Об искренности человеческих чувств и красоте души». Иначе, наверное, и не могло быть – ведь речь шла о жизни и смерти. На лесоповале упавшая сосна случайно задела парнишку Лешку. Поначалу ушиб казался незначительным, но вскоре возникла боль, ушибленное место – живот – почернело. Двое друзей решили сопровождать Лешку до больницы – полсотни километров пешком. В пути ему стало хуже, он бредил, и друзья видели, что это уже не шутки, им стало не до отвлеченных разговоров о коммунизме, которые вели они до того, ибо они поняли, глядя на муки товарища, что «это игра в прятки со смертью, когда ищет смерть и нет ни одного надежного места, куда можно было бы спрятаться. Вернее, такое место есть – это больница, но до нее далеко, ещё очень далеко.»

Лешка умер на руках у друзей. Потрясение. Вопиющая несправедливость. В рассказе, пусть еще в зачаточном состоянии, но присутствует то, что станет затем неотъемлемым во всех произведениях Распутина: природа, чутко реагирующая на происходящее в душе героя («Рядом всхлипывала река. Луна, вытаращив свой единственный глаз, не отводила от нас взгляда. Слезливо мигали звёзды»); мучительные раздумья о справедливости, памяти, судьбе («Я неожиданно вспомнил о том, что еще забыл спросить у Лешки, будут ли знать при коммунизме о тех, чьи имена не вписаны на зданиях заводов и электростанций, кто так навсегда и остался незаметным. Мне во что бы то ни стало захотелось узнать, вспомнят ли при коммунизме о Лешке, который жил на свете немногим больше семнадцати лет и строил его всего два с половиной месяца»)

Учитель:

Лучшим произведением 60-х годов является рассказ «Василий и Василиса». Именно с него открывается галерея распутинских старух – старух с твердым характером, с большой, милосердной душой. Как вспоминал сам Распутин «Моя бабушка Марья Герасимовна всю себя отдала, вместе с говором, характером, судьбой, мышлением, чтобы я мог написать своих старух – Анну из «Последнего срока», Дарью в «Прощании с Матерой». Рассказ «Василий и Василиса» - с нее же!»

Сообщение «Василий и Василиса» (СЛАЙД 18)

Всю жизнь прожили рядом Василий и Василиса. Рядом, но не вместе, потому что 30 лет он живет в амбаре, она – в избе со взрослыми детьми, и даже разговора между ними не получается. Не смогла Василиса простить мужу давней, еще довоенной обиды. Да и обида ли это, не больше ли? Однажды, напившись, «он схватил топор, лежащий под лавкой, и замахнулся. Василиса до смерти перепугалась, закричала не своим голосом и выскочила из избы». В ту ночь у неё случился выкидыш. Вернувшись в дом, она растолкала Василия и показала ему на порог: «Выметайся»

Двадцать лет прожили они вместе, у них было семеро детей, но то, чему теперь виной стал Василий, гибель будущего ребенка, она не смогла простить. И на войну проводила без слез и встретила потом без радости, а на порог так и не пустила. Он работал на приисках, уходил в тайгу, пытался вновь устроить свою личную жизнь вместе с доброй хромоногой Александрой, - Василиса словно ничего не замечала. Кажется, все у них теперь настолько разное, что нет ни одной точки соприкосновения, пересечения. Это подчеркивается и описанием их ритма жизни, окружающего быта.

Василиса просыпается рано и, одевшись, «срывается и начинает бегать. Она затапливает печь, лезет в погреб за картошкой, бежит в амбар за луком, ставит в печь разные чугунки, готовит пойло для теленка, дает корм корове, свинье, курам, доит корову, процеживает через марлю молоко и разливает его по всевозможным банкам и склянкам – она делает тысячу дел и ставит самовар.»

«Василий поднимается не рано: рано подниматься незачем. Единственное, как в бане, окошечко в его амбаре на ночь завешено: Василий не любит лунный свет, ему кажется, что от луны несет холодом. Кровать стоит изголовьем к окошечку, по другую сторону стоит столик. У дверей на гвоздях развешены охотничьи и рыболовные снасти…Он одевается молча, совсем молча, не пыхтит, не кряхтит, не стонет».

Что не дает ему уйти вовсе? Не теперь, когда совсем старый стал, - раньше, что не давало? Боязнь и нежелание оставить детей? Так они выросли, сами родителями стали. Неумение устроить жизнь в другом месте? Вряд ли это сдержало бы. Чувства, питаемы к Василисе? Может быть. Но главное, видимо в том, что не давала покоя вина, осознанная им, тот моральный долг, который нечем вернуть жене, кроме как – самим собой. Ему оставалось только жить, и Василий жил, не слишком задумываясь с годами о том, почему он живет именно так и именно здесь: он понимал, что так надо. И только к концу рассказа мы догадываемся, в чем она мудрость этого простого «надо». Он, Василий, не мог умереть вдали от жены. Грех, совершенный им десятилетия назад, был столь велик, что даже жизнью его не искупишь: ни словами, ни делами, ни лаской, ничем. И только когда смерть заглядывает в этот амбар к старому больному человеку, только тогда и Василиса в состоянии – нет, не забыть! – отпустить ему грех («Он подает ей руку, она пожимает ее и, всхлипывая, поднимается»), и сам он в состоянии вздохнуть вольнее («Теперь иди, - говорит он. – теперь мне легче стало…Он улыбается, лежит и улыбается»). Не так жизнь прожита, - но о том живым судить. Для него главное – так хотя бы умереть, не унести с собою тяжесть, которая висела на душе дольше десятилетия. И она это понимает. Глубинная, корневая этика диктовала свои законы, не подчиниться которым нельзя.

Следующая ступенька в творчестве – повесть «Последний срок», с незабываемой героиней – старухой Анной.

Сообщение «Последний срок»  (СЛАЙД 19)

Повесть «Последний срок» Валентин Григорьевич Распутин называл главной из всех своих книг. Она затрагивает многие нравственные проблемы, и в первую очередь проблемы взаимоотношений внутри семьи, уважения к родителям. В этом произведении он раскрыл и показал злободневную проблему современности – алкоголизм, поставил вопрос о совести и чести. Все они очень актуальны и в наши дни.

Главное действующее лицо повести – восьмидесятилетняя старуха Анна, живущая у своего сына Михаила. Единственная цель, оставшаяся в её жизни, - это увидеть перед смертью всех своих детей и со спокойной совестью отправиться на тот свет. У Анны было много детей, и все они разъехались, но судьбе было угодно собрать их всех вместе в то время, когда мать находилась при смерти. Дети Анны – типичные представители современного общества, люди занятые, имеющие семью, работу, но вспоминающие о матери очень редко. Их мать очень страдала и скучала по ним и, когда пришло время умирать, только ради них осталась на несколько дней на этом свете. Она нашла в себе сила ради них возродиться, расцвести: «Чудом это получилось или не чудом, никто не скажет, только увидав своих ребят, старуха стала оживать» А что же они? А они решают свои проблемы, похоже, что их мать не очень-то волнует, а если они и интересуются ею, так только для приличия. И все они живут только для приличия. Не обидеть кого, не поругать, не сказать лишнего – все для приличия, чтобы не хуже, чем у других. Каждый из них в тяжелые для матери дни занимается своими делами, и состояние матери их мало волнует. Михаил и Илья ударились в пьянство, Люся гуляет, Варвара решает свои проблемы, и никому из них не пришла в голову мысль уделить матери больше времени, поговорить с ней, просто посидеть рядом. Вся их забота о матери началась с «манной каши» и закончилась ей, которую все они бросились варить. Все давали советы, критиковали других, но никто ничего не делал сам. Самой первой встречи между детьми начинаются споры и ругань. Люся, как ни в чем не бывало, села шить платье, мужчины напились, а Варвара даже боялась остаться с матерью. И так проходили день за днем: постоянные споры и ругань, обиды друг на друга и пьянство. Вот так дети провожали свою мать в последний путь, так они заботились о ней, так берегли и любили. Они не прониклись душевным состоянием матери, не поняли её, они видели лишь то, что она поправляется, что у них есть семья и работа и что им нужно скорее вернуться домой. Даже проститься с матерью они не смогли как следует. Дети упустили «последний срок» что-то исправить, попросить прощения, просто побыть вместе, ведь теперь они вряд ли соберутся опять.

В повести Распутин очень хорошо показал взаимоотношения в современной семье и недостатки, которые ярко проявляются в критические моменты, раскрыл нравственные проблемы общества, показал черствость и эгоизм людей, потерю ими всякого уважения и чувства любви друг к другу. Они, родные люди, погрязли в злобе и зависти.

Совсем другой предстает пред нами старуха Анна. Её жизнь до краев была заполнена хлопотами. Она была и хозяйкой, и матерью, и кормилицей, и работницей в поле и огороде. Казалось бы, ей-то некогда задумываться, она далека от «философий», жила, как жилось. Но она пытает себя вопросами, которые далеко не всякий смог бы и решился поставить перед собой.

Чтобы передать духовный мир Анны, автор избрал форму внутреннего монолога героини, форму несобственно-прямой речи: «Знать хотя бы, зачем и для чего она жила, топтала землю и скручивалась в веревку, вынося на себе любой груз? Зачем? Только для себя или для какой-то пользы ещё? Кому, для какой забавы, для какого интереса она понадобилась? А оставила после себя другие жизни – хорошо это или плохо? Кто скажет? Кто просветит? Зачем? Выйдет ли из её жизни хоть капля полезного, желанного дождя, который прольется на жаждущее поле?»

Оглядываясь назад, она видит, что годы её, «подгоняя друг друга, прошли одинаково в спешке», что вся жизнь её была «вечная круговерть, в которой ей некогда было вздохнуть и оглядеться по сторонам, задержать в глазах и в душе красоту земли и неба». Анна умеет видеть и ценить эту красоту. Угасающим сознанием она высвечивает дальний-предальний день, когда она еще была молодой, «в девках», вспоминает, как «она хорошо, счастливо бредет вдоль берега по теплой, парной после дождя реке…». «И до того хорошо, счастливо ей жить в эту минуту на свете, смотреть своими глазами на его красоту, находиться среди бурного и радостного, согласного во всем действа вечной жизни, что у нее кружится голова и сладко, взволнованно ноет в груди». Эти светлые воспоминания оправдывают все муки, все страдания земные. Анна никогда не ропщет на жизнь. И не от рабской покорности судьбе, а от сознания ни с чем не сравнимой радости жизни, к которой ты приобщился на свой срок. Она поняла всю свою жизнь как мучительную радость.

Отсюда, от способности чувствовать красоту, от сознания своей ответственности за свой, человеческий, срок на земле идет высочайшая нравственность Анны. Отсюда и ее всепрощающая, нетребовательная любовь к свои «ребятам»: «старуха старалась удерживать себя, чтобы не сказать и не сделать лишнее», чтобы не обременять своих детей заботами, она готова даже «не откладывая…умереть»; «Она все смотрела и смотрела на них – жадно, торопливо, неловко – и никак не могла насмотреться, все ей было мало». Она интересуется, не привезли ли ей гостинцев, но не для себя, а для своей любимицы – внучки Нинки, (в образе Нинки заключена надежда на то, что ниточка жизни не прервется): «Поговорю с ей, и на душе легче».

Анна необычайно требовательна к себе. Она винит себя за давний «грех» - за то, что для больной дочки добирала молока у своей Зорьки после колхозной дойки: «Стыд – его не отмоешь». Нравственное чувство Анны делает её, когда надо твёрдой: однажды она «в упор из обоих стволов посолила задницу» зверюге, Денису-караульщику, в отместку за пораненного им ребенка. За свою трудную жизнь Анна никогда не поступилась своей совестью, поэтому она уходит достойно: «Вот и побыла она человеком, познала его царство. Аминь.» Анна понимает других, причем не только родных: «Старуха подумала: «люди», не делая разницы для своих и чужих».

Для Валентина Григорьевича Распутина образ Анны – образ идеальный. Наверное именно о ней он сказал в одном из своих выступлений: «Меня всегда привлекали образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого». И я думаю, что слова А.С. Пушкина относятся к ней всецело.

Учитель:

Действительно, сила характеров любимых героев Распутина – в мудрости, в народном миропонимании, народной нравственности. Такие люди задают тон, накал духовной жизни народа. Такова Дарья из повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой»

«Прощание с Матёрой» - повесть, по своему содержанию, остроте конфликта, трагическому излому событий которую можно назвать философской притчей. И это уже обозначено в самом названии. Прощание – от слова проститься. Проститься: 1) с кем-либо, обменяться приветствиями при расставании; 2) покинуть что-нибудь, расстаться. Глагол прощаться выражает оба значении, следовательно, напрашивается мысль, что расставание будет происходить с одушевленным предметом. Что же такое Матёра? «Матёра – материк, берег у реки, гора, горный, твёрдая земля, нетронутый пласт поверхности земли нашей, кряж природный, ненасыпной, остров, суша» - по словарю Даля. Мы попытались составить синонимичный ряд к этому слову и получили вот что: Матёра – мать – сыра Земля – Родина – Россия, обетованная земля, модель земного рая, сама жизнь, «малая» родина.

Сообщение «Прощание с Матёрой»  (СЛАЙД 20)

Повесть Распутин начинает с описания Матёры.

- Что же случилось с вечной прекрасной Матёрой?

Историческая справка: Братская ГЭС на реке Ангара у города Братск: построена в 1955-67 гг. Мощность 4500 МВт, средняя годовая выработка 22, 6 млрд. кВт/ч, напор 106 м. Братское водохранилище на реке Ангара: образовано плотиной одноименной ГЭС. Заполнено в 1961-67 годах. Площадь 5470 км2 . По реке Ангара длина 500 км, наибольшая ширина 33 км, по реке Ока 370 км.

Оказывается, всё рассказанное в повести правда... Родное село Распутина Усть-Уда было затоплено водами братского водохранилища. И писатель оказался человеком без родины, родной земли. Может быть, помня её, любя, переживая её гибель, и пишет он повесть. Почему же тогда не называет деревню, о которой рассказывает, именем родной деревни? Острова и деревни Матёра не было на Ангаре.

Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матёра. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера, уходит душа этого мира.

Решено построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангары. Но эта перспектива не радует стариков. Сердце бабки Дарьи обливается кровью, ведь в Матерее не только она выросла. Это родина ее предков, а сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит, что «нам Матёру на подержание только дали чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились»

Но для чужих этот остров – всего лишь территория, зона затопления. Прежде всего, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище. Дарья приходит к выводу, что в людях, в обществе стало утрачиваться чувство совестливости. «Народу стало много боле, - размышляет она, - а совесть, поди-ка та же…, наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит…Че про совесть, ежели этакое творится!»

Утрату совести герои Распутина связывают напрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. К сожалению, верными Матерее остались только старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиной.

Но Распутин заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым и, сжигая мосты, покидая Матёру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору?

Павлу, старшему сыну Дарьи, тяжелей всего. Он разрывается на два дома: нужно обустраивать жизнь в новом поселке, но еще не вывезена мать. Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей предков. Но и восстать против переселения Павел не в силах.

Итог плачевен… С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним – традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый характер.

Что же теперь будет с Павлом, который мечется между деревней и поселком, между островом и материком, между нравственным долгом и мелочной суетой и так и остается в финале повести в лодке посреди Ангары, не пристав ни к одному из берегов? Что будет с тем гармоничным миром, который для каждого человека становится святым местом на земле. Что будет с Россией? Надежду на то, что Россия все-таки не утратит своих корней, Распутин связывает с бабкой Дарьей. Она несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность своей земле. Берегла она Матёру, доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков. Но приходит последняя для Матёры весна, и передать родную землю некому.

Распутин не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческое в человеке. В силах людей сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за потерю чего-то родного, близкого твоему сердцу.

                

(СЛАЙД  21)                

        Нравственным проблемам посвящено и одно из последних произведений В. Распутина – это рассказ «Женский разговор», напечатанный в 1995 году в журнале «Москва». В нём писатель показал встречу двух поколений - «внучки и бабушки».

        Внучка Вика – это рослая, налитая девка шестнадцати лет, но с детским умишком: «головка отстаёт», как говорит бабушка, «задаёт вопросы там, где пора бы с ответом жить», «скажешь – сделает, не скажешь – не догадается». «Затаённая какая-то девка, тихоомутная»; в городе «связалась с компанией, а с компанией хоть к лешему на рога». Бросила школу, стала пропадать из дому. И случилось то, что должно было случиться: Вика забеременела и сделала аборт. Теперь её «на перевоспитание» отправили к бабушке, «пока не опомнилась.И вот эта современная девушка оказывается в новой для себя обстановке, в глухой деревне. Деревенька, видимо, небольшая. В домах печное отопление, телевизора нет у бабушки, за водой надо идти к колодцу. Электричество бывает в доме не всегда, хотя рядом – Братская ГЭС. Люди рано ложатся спать. Сюда отправили Вику, потому что хотели «оторвать» её от компании. Может быть понадеялись на то, что бабушка сумеет заставить Вику взглянуть на жизнь по-новому. До сих пор никто не сумел подобрать ключи к душе Вики. Да и некогда было это сделать другим в общем гоне.

        О бабушке Наталье мы узнаём, что она прожила долгую, трудную, но счастливую жизнь. В восемнадцать лет «перешила старое платье под новое» и в голодный год невенчанной вышла замуж.        В речи бабушки Натальи много таких слов, какие она произносит по-своему, вкладывая в них глубокий смысл. В её речи много выражений, наполненных знанием жизни, человеческих взаимоотношений. «Целеустремлённая – это самая разнесчастная баба, похожая на гончую собаку, которая гоняет по жизни, никого и ничего не замечая.

        И вот эти разновозрастные, живущие под одной крышей, родные по крови женщины заводят разговор о жизни.

        Этот разговор важен для обеих: бабушка, рассказывая о себе, передаёт свой жизненный опыт, взгляды на жизнь, поддерживает внучку, вселяет в неё уверенность, создаёт основу для дальнейшей жизни – устою, как она говорит сама.

        А для Вики этот разговор – начало новой жизни, осознание своего «я», своего назначения на земле. Хочется верить, что Вика найдет свой путь, не смотря на жизненные преграды.

        Читая этот рассказ, вместе с героями переживаешь трудную жизненную ситуацию и понимаешь, что надо готовить себя к жизни «устоятельной», как говорит Наталья, потому что без «устои так тебя истреплет, что и концов не найдёшь».

        

        В конце 70-х – начале 80-х годов Распутин обращается к публицистике («Поле Куликово», «Абстрактный голос», «Иркутск» и др.) и рассказам. В журнале «Наш современник» (1982 - №7) напечатаны рассказы «Век живи – век люби», «Что передать вороне?», «Не могу - у…», «Наташа», открывающие новою страницу в творческой биографии писателя. В отличие от ранних рассказов, в центре которых была судьба или отдельный эпизод биографии героя, новые отличаются исповедальностью, вниманием к тончайшим и таинственным движениям души, которая мечется в поиске гармонии с собой, миром, Вселенной.

         Алесь Адамович писал о них:

«Новое, действительно новое здесь – подчёркнутое чувство реальности происходящего. Реальность страстно утверждаемой художником нашей человеческой неисчерпаемости… Человек в них – существо, себя самого удивляющее – глубинами, пространствами, которые в нём сокрыты. И вдруг распахивается существо светоносное».

   «Здесь новый уровень общения людей, - утверждал В. Куприн, - здесь душа с душою говорит».

         В этих произведениях, как и в ранних рассказах и повестях, Читатель видит художественные особенности, присущие всему творчеству В. Г. Распутина: публицистический накал повествования; внутренние монологи героя, неотделимые от голоса автора; обращения к читателю; выводы-обобщения и выводы-оценки; риторические вопросы, авторские комментарии.

         Композиция любого произведения В. Распутина, отбор деталей, изобразительных средств помогают увидеть ОБРАЗ АВТОРА – нашего СОВРЕМЕННИКА, ГРАЖДАНИНА, ПУБЛИЦИСТА и ФИЛОСОФА.