Урок литературы "Обобщающий урок по творчеству М.Ю. Лермонтова"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Диева Вера Николаевна

Урок-творческая мастерская предназначен для учащихся 9-10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_lermontovu.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Конспект урока

      Обобщающий урок по творчеству М.Ю. Лермонтова  «Загадка гения»

            Цели урока:

- закрепить, обобщить знания учащихся по теме; помочь раскрыть глубину и своеобразие мастерства поэта,  колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы;

 - развитие умения сформулировать мысль, сравнивать, уметь делать сообщения, рисовать схемы;

 - воспитание умения открывать для себя полезное, нужное везде.

       

         Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции его произведений, схемы учеников.

       

        Методические приемы проведения урока.

Беседа учителя, доклады учеников, приемы критического мышления. Записи в тетради  

Контингент: учащиеся 10 класс.                                      

Ход урока

     

       Стадия Вызова

     «Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших неподвижно - темных глаз. Лицо носило выражение зловещее и трагическое, таило в себе сумрачную недобрую силу, задумчивую презрительность, страсть.

                                                                                                         И.С. Тургенев.

     Какие ассоциации вызвало у вас высказывание И.С. Тургенева. Запишите ключевые слова.

           Афиширование слов.    

  С таким необычным высказыванием о поэте мы с вами, наверное, еще не встречались. Сегодня на обобщающем уроке по творчеству М.Ю. Лермонтова давайте вместе попытаемся разобраться, в чем загадка гения.  Урок – мастерская. В мастерской, напоминаю вам, все - труженики. Работаем дружно с увлечением.

      Цель нашего исследования выявить особенности жизненного пути, душевного склада поэта и отражение его в поэзии и романе «Герой нашего времени»

       

     Стадия Содержания

 

  Прочитайте внимательно высказывания и запишите свои мысли.   Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших неподвижно – темных глаз. Лицо носило выражение зловещее и трагическое, таило в себе сумрачную недобрую силу, задумчивую презрительность страсть.

                                                                                                        И. Тургенев

По натуре своей предназначенной властвовать над людьми … наш поэт был честолюбив, горд и скрытен.

                                                                                           Друг поэта Долохов

Он был вообще нелюбим в  кругу своих знакомых  в гвардии и петербургских салонах.

                                                                                         Князь Васильчиков

Вы думаете те, все тогда плакали…. Все радовались. Священник Эрастов, отказавшийся хоронить поэта по православному обряду

Любили его все. У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый характер.  Но это неправда. Знать нужно было, с какой стороны подойти. Пошлости, к которой он был необыкновенно чуток, в людях не терпел, но с людьми простыми и искренними и сам  был прост и ласков…   Когда Лермонтов погиб, все плакали, как малые дети.

                                                                                                     Н. Раевский

Час смерти Лермонтова – сиротство России.

                                                                                                              В.Розанов

2. Афиширование мыслей. (Чтение по одному высказыванию и афиширование записей.)  

 3. Выделите основные вехи в жизни поэта:

                       а) сообщение ученика;

                       б) начертите схему жизненного пути М.Ю. Лермонтова и  выделите на ней основные вехи;

         1814                 1827                                1837                 1840       1841

                       

                        в) вывод учащихся;

                        г) дополнения учителя.

      Сложное детство, обучение на нравственно-политическом факультете Московского университета, раннее взросление, преждевременное душевное созревание, принесшее негативный опыт критического начала скепсиса, опасного для юной души, ссылка на Кавказ, следствие оппозиции отношения к властям, смелость и мужество, проявленные в военных вылазках – все это отразилось в его творчестве

 4 Исследование особенностей душевного склада поэта.

  а) Сообщение ученика.

 б) Сопоставление сообщений ученика со схемой.                                                                                                                                                                                                                                       в) Как вы думаете, в чем счастье человека 19 века?  Запишите опорные слова.                            На доске написаны слова

                       

                              ЛЮБОВЬ

                               ДОМ

                               КАРЬРА

  г)    Счастлив ли Лермонтов? Сравните со схемой.

  д)  Вывод. Разочарование, беспокойство, охлаждение к жизни привели к ранней гибели поэта ( всего 28 лет).

5  Исследование душевного склада Печорина в романе «Герой нашего времени»

                а) Сообщение ученика.

                б) Что предназначено его герою? Запишите свои мысли.              

                в) Афиширование записей

                г) Вывод. Чтение записи на доске.

.

    БЫТЬ СТРАННИКОМ,
          ПРИНЯТЫМ И ОТТОРГНУТЫМ ОБЩЕСТВОМ,
          БЫТЬ ЛЮБИМЫМ И ПРЕЗРЕННЫМ,
          ЖИТЬ С ПОСТОЯННОЙ ДВОЙСТВЕННОСТЬЮ  ДУШИ  -

    ВОТ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ГЕРОЯ

         

6.  Перед вами высказывание критиков 19 -  20 веков. Прочитайте и обсудите ваше мнение по поводу этих  высказываний и запишите на листах.( Работа в группах. )

      Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбах и нравах человеческой личности.

                                                                                             В.Г.Белинский

                                           

     В основной идее романа г  Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который откликнутся все…

                                                                                                  В.Г. Белинский

Лермонтов – поэт сверхчеловечества.

                                                                                              Д. Мережковский

«Герой нашего времени»  не имеет времени, он живет всегда и не хочет нам открываться.

                                                                                                     В. Шкловский                        

7.  Афиширование мнений, фрагменты сочинений ученика.

8.  М.Ю Лермонтов был наделен и талантом художника. Возможно, его полотна прославились бы, как полотна Брюллова или Айвазовского, но он предпочел поэзию Сообщение ученика с комментариями к иллюстрациям картин Лермонтова.

      Стадия Рефлексии.

        Художники, литературоведы, критики посвятили свои работы творчеству М.Ю Лермонтова. Свое мнение складывается у каждого читателя,  и у нас с  вами - запишите его.      

       Афиширование записей.

   

       В нашей библиотеке есть почти все произведения поэта, читайте, прикасайтесь к сокровищнице слова.        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по творчеству М.Ю.Лермонтова (биография)

Презентация предназначена для вводного урока в 9классе по творчеству М.Ю.Лермонтова...

Урок - литературная гостиная по творчеству М.Ю. Лермонтова «Приветствую тебя, Кавказ седой!»

Литературная гостиная «Приветствую тебя, Кавказ седой» Цель: помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться; по­старатьс...

технология блочно-модульного обучения на уроках литературы. творчество М.Ю.Лермонтова

"Семейные ценности. Государство и семья в поэме М.Лермонтова"...

Иллюстрационный материал к урокам по творчеству М.Ю. Лермонтова "Прекрасны вы, поля земли родной!"

Данный материал содержит уникальные фотографии природы Тархан (родины великого русского поэта М.Ю. Лермонтова). Фото снабжены отрывками из стихотоврений М.Ю. Лермонтова. На фотографиях пре...

Презентация к уроку по литературе по творчеству М.Ю.Лермонтова

Данную презентацию можно использовать при изучении биогракфии и творчества поэта....

дидактические материалы к урокам по творчеству М. Ю .Лермонтова.

Дидактические иатериалы к  изучению стихотворения  "Парус" ,   " Родина "  помогут учителю  в проведении уроков....

Урок по творчеству М.Ю.Лермонтова

Мотив одиночества в творчестве Лермонтова...