Программа авторского элективного курса по литературе для 11 класса «Отражение эпохи бурь и потрясений в донской литературе XX века".
элективный курс по литературе (11 класс) по теме

Голобородько Ирина Эдуардовна

 

Цели регионального компонента литературного образования на профильном уровне среднего (полного) общего образования (10-11 классы): обогащение духовного мира учащихся посредством приобщения к лучшим образцам литературы Дона, формирование у школьников национальной идентичности, толерантности, чувства патриотизма, уважения к ценностям донской культуры и традиций, развитие читательской культуры и потребности в самостоятельном изучении литературы Дона.
Указанные цели будут достигнуты путем реализации следующих задач:
формирование представления о литературе Дона как искусстве слова и ее месте в культуре страны и русского народа;
освоение теоретических понятий, которые способствующих более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми и развитие воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика;
использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи;

использовать полученные умения в аспекте подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Одним из факторов, повлиявших на выбор программы элективного курса, является вопрос о недостаточном уровне когнитивной активности обучающихся 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskiy_elektivnyy_kurs.docx13.49 КБ
Файл poyasn.docx3.76 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование элективного курса по литературе для 11класса  

  Количество часов: в неделю – 1ч., в год – 34ч.

№ ур

Наименование раздела

Тема урока

Кол-

во часов

Тип урока

Элементы обязательного минимума

Требования к уровню подготовки

Виды и формы контроля

Материально-техническое обеспечение

Сроки выполнен

1

Вводный урок.

«Отражение эпохи бурь и потрясений в донской литературе I четверти XX  века.

1

Лекция с элементами беседы.

Комбинированные с эл. самостоят.

анализа

Знать: оценку изученных произведений писателей  в русской литературе,

соотношение жизненной правды и художественного вымысла в литературных произведениях,

конкретно-историческое и общечеловеческое значение произведений русской классической  литературы,

роды и жанры литературы и основные способы выражения авторского сознания;

эстетическую функцию языка художественной литературы, идейно-стилевое единство литературного произведения;

основные черты литературных направлений.

К концу изучения курса учащиеся должны:

:

прочитать программные произведения ;

уметь воспроизводить их конкретное содержание;

анализировать и оценивать литературное произведение как художественное единство,

характеризовать его проблематику и идейный смысл,

группировку героев

относительно главного конфликта и систему образов, особенности композиции,  

средства изображения образов-персонажей, род и жанр произведения,

способ авторского повествования, авторское отношение;

давать оценку изученным лирическим произведениям на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;

владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;

анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой, .

устанавливать его значение в произведении;

составлять планы, тезисы статей на литературную и публицистическую тему;

писать сочинения на литературную и свободную тему, а также использовать полученные умения в аспекте подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе,

выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть

применять сведения по истории и теории литературы;

объяснять связь произведений с нашей современностью;

Опрос, аналитическая беседа, работа с таблицей проверочная работа, индивидуальные задания контрольного и творческого характера, письменные ответы на вопросы, подготовка индивидуальн сообщений, семинар

Устный журнал Опрос, аналитическая беседа, тестирование по изученному материалу, проверочная работа по теории литературы, подготовка и проведение семинара

Телемост

Опрос, аналитическая беседа, работа с таблицей проверочная работа,

индивидуальные задания контрольного и творческого характера, письменные ответы на вопросы, подготовка индивидуальн сообщений, выразительное чтение, чтение наизусть стихотворений, их анализ по плану.

Проектно-исследовательская мастерская

Итоговая читательская конференция

Мультимедиа

проектор для просмотра презентаций учителя и учащихся, словарь литературоведческих терминов, методические пособия, иллюстрации к рассказам, произведения художественной литературы, портреты писателей  и поэтов, выставка книг писателей, творческих работ обучающихся, публикации на школьном сайте, Интернет-ресурсы

2

Исторические реалии жизни донского казачества в переписке М.А. Шолохова и

И.В. Сталина

1

3

Черты критического реализма в сборнике М.А. Шолохова «Донские рассказы»

1

4

 Донская среда как творческий посыл для публицистической деятельности В.А. Гиляровского.

1

Лекция с элементами беседы

Комбиниро-ванные с эл. самостоят

анализа

Проверка знаний и умений

Комбиниро-ванные с эл. самостоят

анализа

5

Образ «вольного табунщика» в поэзии В.А. Гиляровского.

1

6

Тема счастья в творчестве

 И.Д. Василенко.

1

7

Реминисценции  захватнических нашествий  20-х годов 20 века в повести

И.Д. Василенко «Заколдованный спектакль»

1

8

Виртуальная экскурсия по дому-музею

И.Д. Василенко в

г. Таганроге

1

9

«Сказка о Песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном» П.В. Лебеденко как отражение твердости и милосердия в характере донского казака

1

10

11

РР Урок-практикум. Творческая работа в формате ЕГЭ по текстам сказок

П.В .Лебеденко

2

Проверка знаний и умений

Комбиниро-ванные с эл. самостоят

анализа

12

Д.И. Адамов. Жизнь и судьба

1

13

«Потерянное поколение» в эпоху сталинских  репрессий. Роман Д.И. Адамова «Испытание».

Образ сельского учителя как истинного патриота Родины

1

14

РР Урок-семинар. Представление и защита проектов «Судьба целого поколения в произведениях

А. Солженицына и

 Д. Адамова.

1.

Проверка знаний и умений

15

«Родине покинутой молюсь».

Обзор литературного наследия казачьего зарубежья

1

Лекция с элементами беседы

Проверка знаний и умений

16

Философская направленность лирики И.В. Воинова.

«Сегодня как вчера…», «Колокола»

1

17

Ностальгические мотивы в поэзии В. Измайлова. «Всё не то!..», «Край родной…»

1

Комбиниро

ванные

уроки с эл. самостоят.

анализа

Проверка знаний и умений

Комбиниро

ванные

уроки с эл. самостоят.

анализа

18

Р.Р. Устный журнал «Тоска по Родине!»

1

Продолжение и развитие гуманистически и реалистических традиций в донской литературе,, поиски новых принципов и форм изображения действительности

Ответственность человека за свою судьбу, мечта о красоте человеческих чувств и отношений, лаконизм повествования, приемы подтекста, новаторство психологический подтекст, символическая функция пейзажа

19, 20

Тема ВОВ гитлеровской оккупации  в романе

Г. Гофмана «Герои Таганрога».

2

21

Эпоха. Люди. Судьбы. Урок-мастерская по повести А. Калинина «Эхо войны».

1

Лекция с элементами беседы

22

Жизнеутверждающая вера в победу добра в рассказе В. Закруткина

«Подсолнух»

1

23

Телемост

 «Отражение реалий жизни на страницах произведений

 В. Закруткина»

1

Комбиниро

ванные

уроки с эл. самостоят.

анализа

Лекция с элементами беседы

24

Ю.А. Жданов - ученый с душой поэта

1

25

Малые жанры  как приоритетная форма   традиций донской культуры

1

Лекция с элементами беседы

26

Художественное своеобразие и тематика сборника стихотворений

 Ю.А. Жданова «»

1

Комбиниро

ванные

уроки с эл. самостоят.

анализа

27

Влияние энергии культурного наследия на творчество

В.С. Золотарева

1

28

Юмор как средство преодоления обыденности и тягот существования в рассказах

 В.С. Золотарева  

1

29

 Эстетика городского рассказа  в творчестве В.С. Золотарева

1

30

РР Проектно-исследовательская мастерская по творчеству В.С. Золотарева

1

Проверка знаний и умений

Комбиниро

ванные

уроки с эл. самостоят.

анализа

31

Обзор литературных произведений Неклиновского района

1

32

Общественно-политическая проблематика очерков А.Ф. Яковенко «Когда конфликт неизбежен»

1

33

Обзор поэтического  творчества жителей Неклиновского района: В. Козубской,

С. Щукиной-Даниленко,

А. Субботина,

Н. Пономарева

1

1

Лекция с эл. беседы

34

РР Итоговая читательская конференция

1

Проверка знаний и умений



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к элективному курсу  «»по литературе для 11 класса"

Цели регионального компонента литературного образования на профильном  уровне среднего (полного) общего образования (10-11 классы): обогащение духовного мира учащихся посредством приобщения к лучшим образцам  литературы Дона, формирование у школьников национальной идентичности, толерантности, чувства патриотизма, уважения к ценностям донской культуры и традиций, развитие читательской культуры и потребности в самостоятельном изучении литературы Дона.

Указанные  цели будут  достигнуты путем реализации следующих задач:

  • формирование представления о  литературе Дона как искусстве слова и ее месте в культуре страны и русского народа;
  • освоение  теоретических понятий, которые способствующих более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
  • овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми и развитие воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика;
  • использование  различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи;
  •  использовать полученные умения в аспекте подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Одним из факторов, повлиявших на выбор программы элективного курса, является вопрос о недостаточном уровне когнитивной активности обучающихся 11 класса

        

Огромную роль играет активное использование принципа вариативности. Именно обращение к этому принципу предполагает насыщение программы большим количеством произведений, а в обзорных темах — и авторов, чтобы возможность выбора не была бы беспочвенной декларацией.

Решение названных задач обеспечивает высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает ученику реальную помощь в осознании ценности окружающего мира. Логика литературного образования предопределена содержанием и структурой программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа авторского элективного курса для 9 класса "Сложноподчиненные предложения несвободной фразеологизирванной модели"

В рамках программы по русскому языку совершенно не изучаются СПП несвободной модели. Но практика показывает, что ученики встречая данные модели предложений, затрудняются и не могут определить к какому...

Программа авторского элективного курса по выбору «Общие закономерности состава и строения клетки»

Программа авторского элективного курса по выбору «Общие закономерности состава и строения клетки»Элективный курс по выбору «Общие закономерности состава и строения  клетки» является составной час...

Авторская программа элективного курса "Современная литература"

Авторская программа элективного курса "Современная литература" предназначена для обучающихся 10-11 классов. Программа знакомит выпускников с литературой последнего десятилетия 20 века и первого десяти...

Авторский элективный курс регионального компонента по литературе "Эпоха бурь и потрясений"

Цели регионального компонента литературного образования на профильном  уровне среднего (полного) общего образования (10-11 классы): обогащение духовного мира учащихся посредством приобщения к луч...

ПРОГРАММА элективного курса по литературе «Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков» для учащихся 9-11 классов

Актуальность. Особый интерес  в непрерывном образовании приобретают вопросы о воспитании высоконравственной личности.  В связи с этим важное значение приобрела проблема идеала и идеального н...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Авторская программа элективного курса по литературе серебряного века.

Предметом изучения данного курса является изучение  фольклорных традиций в лирике поэтов Серебряного века,  прочтение произведений серебряного века с точки зрения   отражения...