"Судьба поэтессы в истории страны" (М. И. Цветаева)
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Мельчакова Светлана Владимировна

Урок литературы в 9 классе по изучению творчества Марины Ивановны Цветаевой, показывающий зависимость судьбы человека от  истории страны, учит ценить каждое мгновение жизни, проведенное с близкими родными людьми. На протяжении всего урока звучат песни на стихи поэтессы.Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_sudba_poetessy.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Судьба поэтессы в истории страны

    Урок литературы в 9 классе по изучению творчества Марины Ивановны Цветаевой (урок - погружение)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М. И. Цветаевой.
  2. Показать связь жизни человека и истории страны.
  3. Учить ценить каждое мгновение жизни, проведенное с близкими родными людьми.
  4. Развивать эстетическое чувство прекрасного, творческое воображение.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, презентация, записи песен на стихи М. И. Цветаевой  

  1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Объявление темы и целей урока. Слайд 1

Слайд 2

 Песня в исполнении Аллы Пугачевой «Реквием», в это время демонстрация фото

Уж сколько их упало в эту бездну,

 Разверзтую вдали!

 Настанет день, когда и я исчезну

 С поверхности земли.

 

 Застынет всё, что пело и боролось,

 Сияло и рвалось:

 И зелень глаз моих, и нежный голос,

 И золото волос.

 

 И будет жизнь с ее насущным хлебом,

 С забывчивостью дня.

 И будет всё — как будто бы под небом

 И не было меня!

 

 Изменчивой, как дети, в каждой мине,

 И так недолго злой,

 Любившей час, когда дрова в камине

 Становятся золой,

 

 Виолончель и кавалькады в чаще,

 И колокол в селе…

 — Меня, такой живой и настоящей

 На ласковой земле!

 

 К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,

 Чужие и свои?! —

 Я обращаюсь с требованьем веры

 И с просьбой о любви.

 

 И день и ночь, и письменно и устно:

 За правду да и нет,

 За то, что мне так часто — слишком грустно

 И только двадцать лет,

 

 За то, что мне прямая неизбежность —

 Прощение обид,

 За всю мою безудержную нежность

 И слишком гордый вид,

 

 За быстроту стремительных событий,

 За правду, за игру…

 — Послушайте! — Еще меня любите

 За то, что я умру.

  1. Изучение нового материала.

Родилась великая русская поэтесса Марина Ивановна Цветаева в Москве 26 сентября (8 октября) 1892 года . Слайд 3

Чтение стихотворения учеником.

 

 Красною кистью

 Рябина зажглась.

 Падали листья.

 Я родилась.

 Спорили сотни

 Колоколов.

 День был субботний:

 Иоанн Богослов.

 Мне и доныне

 Хочется грызть

 Жаркой рябины

 Горькую кисть.

 

Слайд 4.

1-й ученик

Отец, Цветаев Иван Владимирович, был профессором Московского университета на кафедре теории искусств и всемирной истории. Он был известным филологом и искусствоведом, занимал должность директора Румянцевского музея.  

 Мать Марины Цветаевой, Мария Александровна была из обрусевшей польско-немецкой семьи. Будучи талантливой пианисткой и натурой исключительно утонченной, она стала первой, кто заметил и оценил Божью искру в литературном таланте Марины. Именно она предрекла ей судьбу поэтессы и как показывает биография Цветаевой, слова матери оказались пророческими.

Слайд 5.

2-й ученик

Однажды мать Цветаевой, Мария Александровна, записала в дневнике следующие строчки: «Четырехлетняя моя Муся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы, - может быть, будет поэт?». Как показало время, пророчество сбылось, хотя Мария Александровна всегда хотела, чтобы дочь стала музыкантшей, и с ранних лет обучала девочку музыке

Писать стихи Цветаева начала с шести лет. Ее детское творчество звучало четверостишиями на русском, немецком и французском языках.  

Благодаря стараниям отца, на плечи которого после кончины в 1906 году Марии Александровны, легла забота о семье, Марина, ее сестра Анастасия и сводный брат Андрей получили прекрасного образование.

Биография Цветаевой Марины пестрит сведениями о том, сколь разносторонним оно было. Будущая поэтесса, в совсем еще юном возрасте посещала музыкальную школу, в одиннадцать лет училась в католическом пансионе в Лозанне, затем во французском интернате. Вместе с сестрой Анастасией (Асей как называли ее друзья и домашние) Марина прошла обучение в Германии (Фрейбург).

Вернувшись из заграницы, Марина обучается в ялтинской женской гимназии, а затем в московском частном пансионе. В шестнадцать лет она самостоятельно отправляется в Париж с единственной целью – прослушать в Сорбонне курс лекций по истории развития старофранцузской литературы.

3-й ученик

Биография Цветаевой полна знаменательными датами и событиями, одним из которых является выход в свет ее первого поэтического сборника «Вечерний альбом» (1910г.). Она издала его тайком от семьи в количестве всего 500 экземпляров.

 Однако и этой лепты оказалось достаточно, чтобы юное дарование было немедленно замечено такими взыскательными и влиятельными в литературных кругах критиками, как поэты Н.Гумилев, В.Брюсов и М.Волошин.  

Впоследствии поэтесса была самой долгожданной гостьей в доме Волошина в Коктебеле. Она частенько навещала его здесь (1911-1917 г.г.). Именно под крымским небом состоялось знакомство Марины с ее будущим мужем, Сергеем Эфроном. Слайд 6. 

Преемниками успеха «Вечернего альбома», стали новые сборники, вышедшие один за другим: «Волшебный фонарь» (1912г.) и «Из двух книг» (1913г.).  

Песня на стихи М. И. Цветаевой в исполнении Елены Фроловой «Писала я на аспидной доске…»

Писала я на аспидной доске

Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду, и кольцом на стеклах, -

И на стволах, которым сотни зим,

И, наконец, - чтоб всем было известно! -

Что ты любим! любим! любим! любим! -

Расписывалась - радугой небесной.

Как я хотела, чтобы каждый цвел

В веках со мной! под пальцами моими!

И как потом, склонивши лоб на стол,

Крест-накрест перечеркивала - имя...

Но ты, в руке продажного писца

Зажатое! ты, что мне сердце жалишь!

Непроданное мной! внутри кольца!

Ты - уцелеешь на скрижалях.

Слайд 7.

4-й ученик

В 1912 г. вышла замуж. Сергей Яковлевич Эфрон, согласно воспоминаниям современников, был веселым и жизнерадостным человеком, душой любой компании. Но в то же время он всегда знал грань дозволенного в разговорах и никогда ее не переступал. Ему было предназначено стать мужем гениальной поэтессы, и он с достоинством нес эту нелегкую ношу.

Слайд 8.

В 1912 г. родилась дочь Ариадна.

В 1917 г. родилась дочь Ирина.

Первые годы супружеской жизни были полны романтики и чувств.

Но уже с 1917 года биография Цветаевой Марины наполняется непрерывной чередой испытаний.

Слайд 9. (По щелчку выходит значок звука, включаем песню, после проигрыша на первых словах по щелчку выходит название слайда, а затем     демонстрация  фото) (1)

Романс  Настеньки  из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово…»

Генералам двенадцатого года

Сергею

(2)Вы, чьи широкие шинели

Напоминали паруса,

Чьи шпоры весело звенели

И голоса,

(3)И чьи глаза, как бриллианты,

На сердце вырезали след, —

Очаровательные франты

Минувших лет!

(4)Одним ожесточеньем воли

Вы брали сердце и скалу, —

Цари на каждом бранном поле

И на балу.

(5)Вам все вершины были малы

И мягок — самый черствый хлеб,

О, молодые генералы

Своих судеб!

О, как, мне кажется, могли вы

Рукою, полною перстней,

И кудри дев ласкать — и гривы

Своих коней.

(6)В одной невероятной скачке

Вы прожили свой краткий век…

(7)И ваши кудри, ваши бачки

Засыпал снег.

5- й ученик.  (8) Сергей Яковлевич Эфрон, имея офицерское звание, примыкает к Белому движению и участвует в московских боях с большевиками. Под командованием генерала Маркова он обороняет Крым от наступлений Красной Армии, а затем эмигрирует в Константинополь.

Поэтессе пришлось одной воспитывать двух дочерей и вести домашнее хозяйство, к чему она совсем не была готова. Чтобы спасти девочек от голодной смерти, она решилась на отчаянный шаг: отдала их в приют. Но вскоре они заболели, и Марина забрала старшую домой.

Спустя два месяца младшая умерла в приюте. Для Цветаевой такой поворот судьбы стал тяжелым испытанием.

Для Цветаевой это испытание оказалось почти невыносимым. Она как будто колокол, у которого отняли возможность «говорить». Стихи Цветаевой теряют мелодичность и легкость, из них, как песок сквозь пальцы уходит жизнь.

Слайд 10.

6-й ученик

В 1917 году происходят особо важные события в истории нашей страны – отречение царя Николая II от престола.   Царская семья  в опасности. Поэтесса  в своем стихотворении  обращается  к судьбе цесаревича.

Песня в исполнении детского хора  приюта Покровского женского монастыря:

За Отрока - за Голубя - за Сына

 За Отрока - за Голубя - за Сына,

 За царевича младого Алексия

 Помолись, церковная Россия!

 Очи ангельские вытри,

 Вспомяни, как пал на плиты

 Голубь углицкий - Димитрий.

 Ласковая ты, Россия, матерь!

 Ах, ужели у тебя не хватит

 На него - любовной благодати?

 Грех отцовский не карай на сыне.

 Сохрани, крестьянская Россия,

 Царскосельского ягненка - Алексия!

Все это время Марина ничего не знает о судьбе мужа. По окончании Гражданской войны с 1920 года она всеми возможными способами передает письма за границу, надеясь, что рано или поздно они найдут своего адресата. Впервые после долгой разлуки Судьба улыбается Марине и Сергею, они встречаются в Берлине.  Слайд 11

В период с 1922 по 1923 г. г. за рубежом выходит пять ее книг.

1925 год ознаменовался для Эфрона и Цветаевой пополнением в семье. Марина рождает сына Григория.

После этого они решают перебраться во Францию. Здесь их жизнь не становится слаще, поскольку единственными средствами к существованию оказывается пособие из Чехии и посильная помощь друзей. Именно здесь в 1928 году свет увидит последний ее прижизненный сборник «После России».

Разочаровавшись в идеалах Белого движения, Сергей Яковлевич    осуществляет попытки вернуться на родину. Однако, обращаясь в советское посольство за разрешением на въезд, он сталкивается с ультимативным «предложением» работать на НКВД.

6-й  ученик

Слайд 12.

В 1939 году Цветаева восстанавливает свое советское гражданство и возвращается на родину. Она мечтала вернуться в Россию “желанным и жданным гостем”. Но так не получилось. Личные ее обстоятельства сложились плохо: муж и дочь подверглись репрессиям.

Слайд 13. Звучит стихотворение «Все повторяю первый стих» в исполнении Светланы Крючковой

Запись: Прежде чем прозвучит стихотворение Марины Ивановны Цветаевой, написанное ею за 5 месяцев до ее трагической гибели, а именно в марте 1941 года,   прозвучит раннее стихотворение Арсения Тарковского, потому что эпиграфом  к своему трагическому стихотворению Марина Ивановна взяла трансформированную строчку именно из этого стихотворения, и обращено оно именно к нему.

Арсений Тарковский  

***

Стол накрыт на шестерых -

Розы да хрусталь...

А среди гостей моих -

Горе да печаль.

И со мною мой отец,

И со мною брат.

Час проходит. Наконец

У дверей стучат.

Как двенадцать лет назад,

Холодна рука,

И немодные шумят

Синие шелка.

И вино поет из тьмы,

И звенит стекло:

"Как тебя любили мы,

Сколько лет прошло".

Улыбнется мне отец,

Брат нальет вина,

Даст мне руку без колец,

Скажет мне она:

"Каблучки мои в пыли,

Выцвела коса,

И звучат из-под земли

Наши голоса".

"Я стол накрыл на шестерых..." *

Марина Цветаева

Всё повторяю первый стих

И всё переправляю слово:

 -  "Я стол накрыл на шестерых"...

Ты одного забыл - седьмого.

Невесело вам вшестером.

На лицах - дождевые струи...

Как мог ты за таким столом

Седьмого позабыть - седьмую...

Невесело твоим гостям,

Бездействует графин хрустальный.

Печально - им, печален - сам,

Непозванная - всех печальней.

Невесело и несветло.

Ах! не едите и не пьете.

 -  Как мог ты позабыть число?

Как мог ты ошибиться в счете?

Как мог, как смел ты не понять,

Что шестеро (два брата, третий -

Ты сам - с женой, отец и мать)

Есть семеро - раз я на свете!

Ты стол накрыл на шестерых,

Но шестерыми мир не вымер.

Чем пугалом среди живых -

Быть призраком хочу - с твоими,

(Своими)...

              Робкая как вор,

О - ни души не задевая!-

За непоставленный прибор

Сажусь незваная, седьмая.

Раз!- опрокинула стакан!

И всё, что жаждало пролиться,-

Вся соль из глаз, вся кровь из ран -

Со скатерти - на половицы.

И - гроба нет! Разлуки - нет!

Стол расколдован, дом разбужен.

Как смерть - на свадебный обед,

Я - жизнь, пришедшая на ужин.

...Никто: не брат, не сын, не муж,

Не друг - и всё же укоряю:

- Ты, стол накрывший на шесть - душ,

Меня не посадивший - с краю.

* Первая строка стихотворения А.Тарковского

Слайд 14.

С началом войны Цветаеву в числе прочей писательской интеллигенции эвакуируют из столицы. Вместе с сыном  сначала она попадает в Чистополь, а к августу оказывается в Елабуге. Ее душевные и физические силы на исходе.

Учитель: Она попросту устала начинать все с нуля и уже боится пытаться верить во что-то хорошее. Краткая биография Цветаевой обычно лишь вскользь повествует о том, сколь невыносимо тяжелыми оказались для нее последние годы жизни. Постоянная депрессия подталкивает поэтессу к решению приблизить «одиночества верховный час»

Звучит романс на стихи Марины Цветаевой в исполнении Полины Агуреевой «Мне тебя уже не надо»

Мне тебя уже не надо,

     Милый - и не оттого что

     С первой почтой - не писал.

     И не оттого что эти

     Строки, писанные с грустью,

     Будешь разбирать - смеясь.

     (Писанные мной одною -

     Одному тебе! - впервые! -

     Расколдуешь -не один.)

     И не оттого что кудри

     До щеки коснутся - мастер

     Я сама читать вдвоем! -

     И не оттого что вместе

     - Над неясностью заглавных!

     Вы вздохнете, наклонясь.

     И не оттого что дружно

     Веки вдруг смежатся - труден

     Почерк, - да к тому - стихи!

     Нет, дружочек! - Это проще,

     Это пуще, чем досада:

     Мне тебя уже не надо -

     Оттого что - оттого что -

     Мне тебя уже не надо!

На фоне звучащей песни выходят строки в презентации:

 И 31 августа 1941 года Марина Цветаева лишает себя жизни.  

Сергей Эфрон был расстрелян в Москве в том же августе 1941 года.

Георгий погиб в 1944 году, сгорел заживо в танке.  

Слайд 15. Похоронена М. И. Цветаева в Елабуге.  

Учитель:

В настоящее время Цветаева по праву считается одним из самых ярких представителей Серебряного века русской поэзии, ее стихи очень популярны, многие из них стали были положены на музыку и стали известными романсами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"

Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе....

Поэзия. Судьба. Эпоха. О жизни и творчестве Марины Цветаевой

11 класс. Уроки литературы. Литературно-музыкальная композиция...

Устный журнал "...замученная судьбой" о жизни и творчестве Марины Ивановны Цветаевой.

Устный журнал - это нестандартная форма подачи материала на уроке. Информация дается блоками-страницами, что позволяет учащимся лучшее её усваивать. В сценарий урока включены как программные произведе...

Методическая разработка научно-практической студенческой конференции с элементами художественного творчества «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи, моей страны»

Основная цель данной работы состояла в побуждении студентов к изучению истории своей семьи в трагический период жизни нашей страны – Великой Отечественной войны. На Руси как древней, так и современной...

Проект на тему "Женские судьбы моей семьи в истории страны"

Данный проект на тему "Женские судьбы моей семьи в истории страны" был представлен на муниципальной конференции научно - исследовательских работ "Шаг в будущее", на региональной конференции " IX Рожде...

Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».

Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.Предложенный мате...