«…Как умеют биться на русской земле и … как умеют умирать в ней за святую веру». Урок литературы
план-конспект урока (литература, 7 класс) по теме

Махнева Елена Владимировна

Урок литературы в 7 классе. Представляет собой анализ 5 главы повести Гоголя "Тарас Бульба". Урок построен в рамках православных традиций, с привлечением дополнительного материала по церковно-славянскому языку и ОПК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_literatury.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

 (7 класс ).

Тема урока: «…Как умеют биться на Русской земле и … как умеют умирать в ней за святую веру».

Цель урока: раскрыть патриотический пафос как центрального эпизода 9 главы, так и повести в целом, обратив внимание учащихся на героический подвиг запорожских казаков, их мужество, самоотверженность, преданность Родине,вере, чувство товарищества.

                                     

Ход урока.

Самостоятельная работа

Дети должны правильно прочитать получившуюся фразу Гоголя.

Работавший у доски, показывает и объясняет результат своей работы.

Вопрос классу:

Формулирование темы урока

Формулирование цели урока.

Вопросы на правильное понимание прочитанного текста.

Предполагаемый ответ.

Анализ образа главного героя эпизода.

Выразительное чтение учителем

Анализ образов действующих лиц в эпизоде.

Мосий Шило (пересказ)

Степан Гуска- выр чт.

Бовдюг – выр. Чт.

Балабан (переск+выр. Чт)

Кукубенко (выр чт)

Самост. работа. с церковно-славянским текстом.

Вывод по заданию, формулирует учитель.

Задание выполняется в паре. Учащимся предлагается вместе обдумать ответ.

Показываю «Книгу Памяти»

Рассказ подготовленного учащегося

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация.

              Сегодня на уроке мы продолжаем изучение героико - исторической повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба».

Начать урок хочется  со слов Гоголя, но мне нужна ваша помощь. Помогите восстановить следующую фразу писателя:

«…В сердце моём _______ …».

              Чтобы узнать, какого слова здесь не хватает, необходимо разгадать небольшой кроссворд. Он перед вами на белой карточке, задание № 1. Внимательно прочитайте вопросы, впишите нужные слова, в итоге, в выделенных клеточках должно получиться нужное слово.

 

На доске начерчен такой же кроссворд. Один ученик, работает с карточкой у доски, записывая нужные слова  в кроссворд на доску. Завершает фразу самостоятельно.

  1. Главный герой повести.
  2. Мужественный казак, один из боевых товарищей Тараса.
  3. Сын Тараса Бульбы.
  4. Место, где жили казаки вольной товарищеской общиной по своим суровым и справедливым законам.

В итоге получается следующая фраза: «… В сердце моём Русь…»

Каким образом слова, сказанные Гоголем, можно соотнести с  разгаданными именами героев повести?

- В сердцах и Тараса, и его боевого товарища Кукубенко, так же как и в сердце Гоголя была Русь, иначе бы они не сложили свою голову на поле брани.

III. Целеполагание.

       Я не случайно задала вам такой вопрос. Сегодня на уроке мы обратимся к одному из самых важных эпизодов повести, в котором с особой силой звучит тема Святой Руси. Ради  ее независимости героически плечом к плечу сражаются и умирают богатыри-запорожцы.

       Наверняка вы уже догадались, о каком эпизоде повести мы будем вести речь?

- О второй битве под Дубном.

Сегодня на уроке нам откроется, «…как умеют биться на Русской земле и … как умеют умирать в ней за святую веру…»

Что же заставляло казаков, не щадя живота своего, идти в бой, сражаться до последней капли крови, умирая на поле битвы? –

На этот вопрос мы постараемся ответить сегодня на уроке.

IV. Анализ центрального эпизода повести, 2-й битвы под Дубном.

  1. Почему вторая битва под Дубном является переломным событием в противостоянии казаков и поляков?

- Эта битва была трагической для казаков, т.к. силы были неравными. Половина казачьего войска отправилась в Сечь  выручать товарищей, плененных татарами.   Поляки превосходили силами  оставшихся казаков, поэтому одержали победу. Кроме того, во время этой битвы Тарас Бульба убил своего сына-предателя. Его  старший сын Остап был взят в плен, а он сам тяжело ранен.  

  1. Успех боя зависит и от того, кто стоит во главе войска.

      Кто был выбран атаманом оставшейся части казацкого войска?

- Тарас Бульба.

  1. Дайте характеристику этого героя. Какие качества своей личности он проявил во время битвы? Подтверждайте свой ответ конкретными примерами.

- Мужественный ( был в самом центре сражения, рядом со всеми казаками, не боялся смерти.)

- Беспощадный к врагам

- опытный,  мудрый воин (разумно приготовил место битвы, «убил часть поля острыми кольями, изломанным оружием, обломками копий»)

4.  В чем проявляется  мудрость Тараса и его полководческий талант еще до боя с поляками?

- Тарас для того, чтобы поддержать и настроить казаков на бой, говорит им пламенную речь.

5. Послушайте речь Тпраса Бульбы. Определите, каковы основные ее мысли?

        -Выразительное чтение речи Тараса Бульбы о товариществе

6. Каковы основные мысли речи Тараса? Обратитесь к тексту.

- «Нет уз святее товарищества!», «Нет, братцы, так любить, как русская душа,…всем, чем Бог дал, что ни есть в тебе,…так любить никто не может!»

7. Обратитесь к тексту главы, и скажите, каково было воздействие слова Тараса на казаков?

- «…разобрала сильно такая речь, дошед далеко, до самого сердца. Самые старейшие в рядах стали неподвижны, потупив седые головы в землю; слеза тихо накатывалась в старых очах… видно много напомнил им старый Тарас знакомого и лучшего, что бывает на сердце у человека, умудренного горем, трудом, удалью и всяким невзгодьем жизни…»

8. Назовите имена участников битвы.

-Мосий Шило, Степан Гуска, Кукубенко(куренной атаман), Бовдюг, Балабан (куренной атаман) и др.

9. Расскажите об этих героях, о том как они бесстрашно сражались и умирали на поле брани.

Подготовленные учащиеся рассказывают о жизни казаков (пересказ): о Мосии Шило, Балабане и выразительно читают о том как умирают казаки (Мосий Шило, Степан Гуска, Бовдюг, Балабан, Кукубенко)

10. Как вы думаете, почему повествователь не сомневается в том, что куренной атаман Кукубенко сядет одесную Бога?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос обратимся к книге, которая содержит истинные ответы на все вопросы. Обратимся к евангельскому отрывку (Карточка №2 (красная)).

ЗАДАНИЕ. Внимательно прочитайте отрывок из 15 главы Евангелия от Иоанна. Найдите в нем предложение, которое подтверждает мысль повествователя о том, что Кукубенко достоин высшей для человека награды – быть рядом с Богом. Переведите это предложение на современный русский язык.

        K4коже возлюби1 мz Nц7ъ, и3 а4зъ возлюби1хъ ва1съ: бу1дите въ любви2 мое1й:                                                                                                 а4ще за1пwвэди моz6 соблюде1те, пребу1дете въ любви2 мое1й, я4коже а4зъ за1пwвэди Nц7а2 моегw2 соблюдо1хъ, и3 пребыва1ю въ e3гw2 любви2. Сіz6 гл7ахъ ва1мъ, да ра1дость моz2 въ ва1съ бу1детъ и3 ра1дость ва1ша и3спо1лнитсz.  Сiz2 є61сть за1повэдь моz2, да лю1бите дру1гъ дру1га, я4коже возлюби1хъ вы2.  Бо1лши сеz2 любве2 никто1же и4мать, да кто2 ду1шу свою2 положи1тъ за дру1ги своz2.  Вы2 дру1зи мои2 є3сте2, а4ще творите2, є6ли6ка а4зъ заповё1даю ва1мъ:  не ктому2 ва1съ гл7ю рабы6, я4кw ра1бъ не вё1сть, что2 твори1тъ госпо1дь e3гw2: ва1съ же реко1хъ дру1ги, я6кw всz2, я5же слы1шахъ t Nц7а2 моегw2, сказа1хъ ва1мъ. (Иоанн. Гл.15,ст.13)

- Бо1лши сеz2 любве2 никто1же и4мать, да кто2 ду1шу свою2 положи1тъ за дру1ги своz2. (Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих).

                                   

  Сам Господь сказал эти слова ученикам. Вот потому и не сомневается повествователь, в том что простой казак, Кукубенко, сложивший голову свою на поле брани за веру, отечество и товарищей своих, достоин высшей награды - быть рядом с Господом.

V. Подведение итогов урока.

Подходя к заключению нашего урока и подводя итоги, обратимся к заданию на карточке № 3. (желтая)

ЗАДАНИЕ: Согласны ли вы с нижеследующим высказыванием?

 Всё, что творили запорожцы – они делали ради Веры, Товарищества и Отчизны.

Как выдумаете, почему в нем  слова Вера, Товарищество, Отчизна написаны с прописной буквы? Может быть, сама повесть позволяет так воспринять эти слова? Объясните свой ответ.

- Слова Вера, Товарищество, Отчизна написаны с прописной буквы в этом высказывании, т.к. являются самыми главными понятиями для запорожцев. Именно за Веру, Отчизну, Товарищество бесстрашно сражались казаки с врагами не на жизнь, а на смерть.

VI. Домашнее задание

  1. Подготовиться к проверочной работе по 11 и 12 главам повести.
  2. Стр.112, вопрос №11(устно)
  3. Карточка № 4.

Карточка № 4.

1. Особенностью 9 главы является то, что в ней Гоголь вводит образ повествователя-сказителя, который словно переживает вместе с героями все изменения в ходе битвы. Стиль повествования этой главы тоже отличается. Он напоминает собой былинный. Найдите в описании боя художественные приемы, которые свойственны былинному эпосу (см. учебник-хрестоматию, стр. 96-97)

2.  Некоторые высказывания героев повести Гоголя «Тарас Бульба» стали крылатыми. Ответьте, кому принадлежат нижеприведенные слова, ставшие афоризмом. По какому поводу они сказаны, кому обращены? В каких случаях мы произносим этот афоризм?

«Терпи, казак, - атаманом будешь!»

Что, сынок, помогли тебе твои ляхи?

«Есть еще порох в пороховницах?»

Афоризм (от греч. Aphorismos~ - краткое изречение) – краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, философскую или житейскую мудрость; поучительный вывод, обобщающий смысл явлений.

    Как вы думаете, актуальна ли повесть Гоголя сегодня?

Для подтверждения вашей мысли, я хочу показать вам «Книгу памяти» сделанную руками гимназистов. В этой книге собран материал о прадедах и дедах наших ребят, которые не щадя своих жизней сражались за Родину во время Великой Отечественной войны.

   И еще один пример, история , произошедшая не так давно, и ставшая подтверждением того, что нет выше того подвига, чтобы жизнь свою отдать за Веру, Отечество и товарищей.

Рассказ подготовленного учащегося о Новомученике за Христа, воине Евгение.

Задания к уроку.

Карточка № 1.

Задание: Закончите фразу Н.В. Гоголя,

разгадав кроссворд. Недостающее слово должно получиться в выделенных клеточках.

«…В сердце моём _____________ …»

                        Н.В. Гоголь.

                

  1. Главный герой повести.
  2. Мужественный казак, один из боевых товарищей Тараса.
  3. Имя сына Тараса Бульбы.
  4. Место, где жили казаки товарищеской общиной по своим суровым и справедливым законам.

Конспект урока подготовила учитель церковно-славянского языка и литературы

Вятской  православной гимназии во имя преподобного Трифона Вятского

Махнева Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кто учит людей умирать, то учит их жить. урок литературы в 10 классе (общеобразовательный уровень)

Анализ эпизода "Смерть Базарова" в 10 классе. Урок с использованием технологии интеллект-карт....

Урок по курсу «Основы православной культуры». Ифтоди Наталья Ивановна, учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова». Тема: «Святые воины. Александр Невский – защитник Русской земли и Православной веры».

Урок по курсу «Основы православной культуры». Ифтоди Наталья Ивановна,  учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова». Тема: «Святые воины. Александр Нев...

Учебно-методическая разработка урока литературы на тему "Святые земли русской (по "Повести о Петре и Февронии Муромских")" 7 класс

Данный материал можно испоьзовать при подготовке урока литературы в 7 классе на тему  "Древнерусская литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских."...

Разработка урока по ОПК: «Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София»

Данная разработка урока по Основам православной культуры является разработкой урока для 5-х классов. Тема данной разработки урока - «Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Свят...

Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме "И крестьянки любить умеют!" (по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза")

Урок проведен в соответствии в требованиями ФГОС, с применением технологий проблемного обучения, группового обучения, развития критического мышления, с элементами метода "Шесть шляп мышления"...