«А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» - 9 класс
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Киселева Елена Львовна

Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_otkrytyy_urok.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока

Тема урока: «А.С.Пушкин:  жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья  в творчестве Пушкина» - 9 класс

Цели урока:

  • обзор первых двух этапов жизненного и творческого пути А.С.Пушкина;
  • определить место творчества А.С.Пушкина и восприятие его современным читателем;
  • знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года

Задачи урока:

Образовательные:

  • подвести первый  предварительный итог тем знаниям, полученным при изучении творчества А.С.Пушкина в предыдущих классах (5-8 классах);
  • работа с синквейном по теме «Мой Пушкин»;

Развивающие:

  • способствовать развитию монологической речи (выступать с сообщениями на литературную тему);
  • способствовать развитию выразительного чтения художественных текстов произведений А.С.Пушкина;
  • способствовать развитию творческой инициативы; развитию памяти и воображения;

Воспитательные:

  • воспитывать такие качества, как усидчивость, работоспособность, самостоятельность;
  • воспитывать и развивать коммуникативную культуру;
  • воспитывать положительное отношение к учебной деятельности;

Формы и методы работы: рассказ учителя, беседа по вопросам, устное сообщение (сжатое) учащихся по теме урока, письменный ответ на проблемный вопрос (синквейн), подбор и обобщение дополнительного материала о биографии А.С.Пушкина с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, реализация межпредметных связей с музыкой (метод деятельности -  частично-поисковый).

Планируемые результаты:

Предметные.

Уметь определять этапы (первые два) жизненного пути, связанные с творчеством А.С.Пушкина; строить аргументированные высказывания о творчестве поэта, выразительно читать наизусть, отвечать на вопросы по теме урока.

Метапредметные.

Понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи самостоятельно, под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения.

Личностные.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способ действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку.

План урока.

  1. Организационный момент. Включение в учебную деятельность.
  2. Актуализация ранее полученных знаний.

1.Вступительное слово учителя.

     III.       Постановка цели и определение темы урока.

     IV.      Работа по теме урока.

1.Просмотор видео эпизода из фильма Л.Парфенова «Живой Пушкин» («Москва – родина поэта»). Первый этап в жизни А.С.Пушкина.

2.Работа с синквейном «Мой Пушкин» :

  • А.С.Пушкин.
  • Какой он?- три определения.
  • Моё любимое произведение поэта.
  • Актуальна ли поэзия А.С.Пушкина сейчас?
  • Подбери лексический синоним: А.С.Пушкин – кто он?1

       

      V.        Проверка домашнего задания.

             1.Устные сообщения по теме «Мой Пушкин»

             2.Презентация «Лицейские друзья».

             3.Чтение отрывков из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года.

             4.Лицей – второй этап в жизни и творчестве великого поэта.

       VI.     Итог урока. Рефлексия.    

Оборудование урока: портреты А.С.Пушкина художников Е.А.Устинова, Э.Х.Насибулина, репродукция  с портрета В.Тропинина, портреты поэта и иллюстрации к его произведениям, созданные руками школьников; Г.Свиридов «Военный марш» из повести А.С.Пушкина «Метель»; Л.Парфенов «Живой Пушкин» (научно-популярный фильм: эпизод «Москва – родина поэта);

Литература:  И.В.Золотарева, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание. Москва, «Вако», 2011.

Ход урока:

  1. Организационный  момент. Включение в учебную деятельность.

Приветствуем друг друга.

Проверяем готовность к уроку: наличие учебных принадлежностей, отмечаем отсутствующих.

Оформляем доску: число, тема урока.

  1. Актуализация ранее полученных знаний.

1.Вступительное слово учителя.

Учитель: На протяжении нескольких лет в 5, 6, 7, 8 классах вы обращались  к творчеству А.С.Пушкина. За эти годы побывали во многих музеях С-Петербурга, связанных с именем поэта, попутешествовали по Пушкинским местам Гатчинского района, в мае 2012 года посетили Пушкинские Горы в Псковской области: Михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь. И, конечно, у вас уже могло появится своё отношение к личности и творчеству великого русского поэта.

И неслучайно поэтому ваше домашнее задание к уроку – устное сообщение «Мой Пушкин».

Итак, мы вступаем в завершающий этап изучения творчества А.С.Пушкина, который расширит ваши знания о  его биографии, познакомит с новыми для вас поэтическими творениями поэта,  «самым задушевным» произведением романом в стихах «Евгений Онегин».

  1. Постановка цели и определение темы урока.

Известные литературоведы давно определили четкие этапы в  жизни и творчестве А.С.Пушкина. А сегодня нам предстоит: а) определить и вспомнить первые два периода; б) определить ваше отношение к великому поэту; в) познакомится со стихотворением А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года.

  1.       Работа по теме урока.

                 1.Просмотор видео эпизода из фильма Л.Парфенова «Живой Пушкин» («Москва – родина поэта»).

Чтобы определить первый этап в жизни поэта, предлагаю вам посмотреть нам фрагмент из фильма Л.Парфенова «Живой Пушкин».

(Эпизод фильма рассказывает нам о Москве:   родине поэта, его родителях, о его верном слуге Никите Козлове. Эмоционально воспринимается учащимися фрагмент фильма, который  рассказывает о том, как   маленький артист, очень похожий внешне на маленького Пушкина, карабкается на колокольню Ивана Великого в Кремле с Н.Козловым).

Учитель (шутит): Спасибо хроникерам XIX века, которые сохранили драгоценные моменты из детства будущего великого поэта.

Ученик: В то время еще не было телевидения. Это только маленький артист.

Учитель: Вы совершенно правы.  Этот фильм создал замечательный журналист Леонид Парфенов, где он показал свое видение поэта.  А просмотренный фрагмент фильма определил первый временной период в жизни Пушкина:

  1. 1799 – 19 октября 1811г.г.: Москва, родители, семья, сестра и брат, бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, няня Арина Родионовна.

                    2.Работа с синквейном по теме «Мой Пушкин» :

Сегодня вы видите на уроке очень большое количество портретов А.С.Пушкина. И у каждого художника он свой, неповторимый. Вот и вы сейчас попытаетесь  с помощью синквейна рассказать мне о «своём» Пушкине.

Вы будете работа самостоятельно,  под музыку замечательного русского композитора Г.Свиридова. Выбор музыкального фрагмента не случаен: это «Военный марш» к  повести Пушкина «Метель», который музыкально иллюстрирует победное завершение Отечественной войны 1812года, 200-летие которого мы отмечаем в этом году. Помните: «Между тем война со славою была окончена, полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу, музыка играла. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские  слова. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове Отечество! Как сладки были слезы свидания!»

Учащиеся получают карточку, в которой четыре вопроса:

  1. Пушкин А.С.
  2. Какой он?- ответить с помощью трёх прилагательных.

Варианты ответов учащихся (получены  на уроке): одаренный, яркий, чувственный, храбрый, внимательный, великий, вечный, знаменитый, интересный, вечнородный, близкий, выдающийся, вспыльчивый, талантливый, благородный, добрый, умный, серьёзный;

  1. Моё любимое произведение поэта.

Варианты ответов учащихся (получены на уроке): «Руслан и Людмила», «Выстрел», «Повести Белкина», «Барышня-крестьянка», уже «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский».

  1. Актуальна поэзия Пушкина сейчас?

Варианты ответов учащихся (получены на уроке): а) Да, поэзия  актуальна. Вы кого из учащихся не спросите, все его знают и любят; б) Да. Пушкин писал простым языком обо всех понятных вещах, которые и до сих пор волнуют читателей – любовь, верность, жизнь…; в) Да. Его поэзия толкает на добрые поступки, так как несет в себе и добро, и мораль; г) По сути, произведения Пушкина дают истинное наслаждение современному читателю; д) Я даже не могу представить, чтобы с нами было, если бы не было Пушкина.

  1. Подбери лексический синоним.

(Учитель объясняет, что многие выдающиеся поэты и писатели определили личность поэта, как «Солнце русской поэзии» (Ф.Одоевский), «Светоч», «дивный гений» (М.Ю.Лермонтов), «Наше все» (А.Григорьев), «Соловей» (А.Дельвиг), «Волшебник Пушкин»(М.Горький).

Варианты ответов учащихся (получены на уроке):  Гений, Евгений Онегин, Путеводная звезда в литературном мире, Орел, парящий в недосягаемой высоте, «Наше всё», «Солнце русской поэзии», Друг.  

Ответы на все вопросы школьники читают вслух, тем самым создается образ поэта в восприятии современного читателя.

  1. Проверка домашнего задания:
  1. Устные сообщения по теме «Мой Пушкин»

Учащиеся рассказывают приготовленные дома сообщения «Мой Пушкин».

                      2.   Презентация «Лицейские друзья».

Группой школьников была  подготовлена к уроку презентация «Лицейские друзья», которая представила нам И.И.Пущина, К.В.Кюхельбекера, А.А.Дельвига, А. М. Горчакова.

              3.Чтение отрывков из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года.

 «Шесть лет уединения навеки сроднили их»: звучат отрывки из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года, посвященные лицеистам (наизусть), которые обращены к товарищам-лицеистам, показанным в презентации:

«…Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село…».

 И.И.Пущин:

«…И ныне здесь, в забытой сей глуши,

В обители пустынных вьюг и хлада,

Мне сладкая готовилась отрада:

Троих из вас, друзей моей души,

Здесь обнял я. Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил…».

В.К.Кюхельбекер:

«…Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты...

Опомнимся — но поздно! и уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?...»

А.А.Дельвиг:

«…Когда постиг меня судьбины гнев,

Для всех чужой, как сирота бездомный,

Под бурею главой поник я томной

И ждал тебя, вещун пермесских дев,

И ты пришел, сын лени вдохновенный,

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил…».

А.М.Горчаков:

«…Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе — фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Всё тот же ты для чести и друзей.

Нам разный путь судьбой назначен строгой;

Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:

Но невзначай проселочной дорогой

Мы встретились и братски обнялись…».

«…пируйте, о друзья!

Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я,

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

О, сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!

И всю до дна в честь нашего союза!

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует Лицей!...»

Определен следующий этап в жизни и творчестве А.С.Пушкина:

2. 19 октября 1811 –июнь 1817 года: Лицей, годы учебы, преподаватели,  друзья, первый поэтический успех – признание, становление А.С.Пушкина как  поэта.

Именно об этом рассказывает представленная учителем презентация «Императорский Царскосельский Лицей. 200лет». Просмотр каждой страницы сопровождается комментарием учителя и учеников:

  • Историческая лестница, на которой, если остановиться и прислушаться, можно услышать шаги многих выдающихся людей XIX века: А.С.Пушкина и его лицейских друзей и товарищей, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского;
  • Большой зал, где произошли самые значимые события в жизни 1 выпуска Лицея: 19 октября 1811 года – торжественное открытие учебного заведения, январь 1815 года – переводные экзамены в присутствии поэта Г.Р.Державина, первое общественное призвание Пушкина.
  • Учебный класс с тридцатью конторками, где постегали учебные предметы со своими педагогами.
  • Комната под номером 14, «маленькая келья» поэта.

Школьники не раз бывали в Музее-Лицее, поэтому приняли в просмотре презентации живое участие.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Учитель:  Подводя итог уроку, хотелось у вас, ребята, узнать, что нового узнали на сегодняшнем занятии?

 После окончания Лицея 19 октября становится в жизни его воспитанников священным, который они всегда вспоминают и стараются праздновать. А.С.Пушкин неоднократно писал стихотворения, посвященные этой дате.

Домашнее задание: найти  стихотворные посвящения, посвященные 19 октября, прокомментировать одно из них (на выбор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»

Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование  интереса к личности поэта на материале литературной ...

Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.

Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы  в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....

Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.

Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы  в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина....

Игровой тренинг "О дружбе и друзьях" для 1 класса

Игровой тренинг "О дружбе и друзьях"...

Диспут о дружбе и друзьях в 9 классе

Цели: - выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; - способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной дея...