Конспект УЗ по литературе "Поэзия Серебряного века в русской литературе"
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме

Будаева Татьяна Анатольевна

Материал содержит описание хода учебного занятия по теме "Поэзия Серебряного века" (работа в малых группах).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon serebryanyy_vek._urok.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

…И серебряный месяц ярко над Серебряным веком  стыл…

Поэзия Серебряного века в русской литературе

                                                        Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть

                        в твои зрачки?

О.Э. Мандельштам

Ход  урока

1. Слово преподавателя: 

На предыдущих занятиях мы познакомились с  очень большим и интересным разделом литературы начала  XX века, который вошел в историю литературы под красивым именем «Серебряный век».

Сегодня мы с вами продолжим разговор  об этом периоде литературы, на который пришелся великий взлет русской культуры, обогативший поэзию новыми именами… 

Тема нашего сегодняшнего занятия -  «Поэзия Серебряного века в русской литературе».

Начало «серебряного века» пришлось на 90-годы XIX столетия, его связывают с появлением таких замечательных поэтов как В.Брюсов, И.Анненский, К.Бальмонт.  Расцветом этого периода в русской культуре считают 1915 год - время его наивысшего подъема.

Нам известны тревожные исторические события этого времени. Поэты, как и политики,    пытались открыть для себя  что-то новое. Политики добивались социальных перемен, поэты искали новые формы художественного отображения мира.

Поэзия «серебряного века» - поэзия, проверенная временем. Она помогает увидеть в историческом - личное, сделать опыт веков, движение времен достоянием своего внутреннего мира. Гесиод полагал, что жизнь человечества начинается «золотым», а кончается «железным веком». В современной же традиции принято именовать пушкинскую эпоху «золотым», а время, о котором мы с вами говорили на предыдущих занятиях и сегодня - «серебряным» веком русской поэзии.

Отличительная черта поэтов Серебряного века в том, что они почти все были знакомы друг с другом. И хотя принадлежали к различным поэтическим школам, были дружны друг с другом.

 2. Актуализация знаний: 

- Какие основные направления можно выделить в поэзии Серебряного века?

(Символизм. Акмеизм. Футуризм).

- Именно смятение, борьба привели к образованию в русской литературе многочисленных группировок.

               ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЧАЛА 20 ВЕКА

         

                                 

    РЕАЛИЗМ                                                                      МОДЕРНИЗМ

                                                                                              ТЕЧЕНИЯ

                                                      СИМВОЛИЗМ            АКМЕИЗМ           ФУТУРИЗМ

                   

                          «СТАРШИЕ»                          «МЛАДШИЕ»

Данную схему студенты заносят в тетрадь.

Запись в словарь:

Литературное направление – совокупность фундаментальных, духовно-эстетических принципов многих писателей, ряда группировок и групп.

Литературное течение – разновидность литературного направления

Декаденство - явление в культуре, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний

Модернизм – художественно-эстетическая система, характеризующая разрыв с традициями реализма, замкнутая в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций

- Что  объединяло поэтов этих направлений?

(Неприятие действительности. Уход от нее в поэзию, в другой мир).

- Что отличало?

(Этот мир был различным. Символы – для одних, новые слова – для других, форма – для третьих и так далее).

- Но ведь это все временно. Почему же поэты Серебряного века стали классиками? Почему их поэзия читается нами, людьми XXI века, и она нравится нам?

Обращение к эпиграфу…

- Какие эмоции и мысли вызывают у вас эти строки? Как бы вы оценили то время, о котором пишет О.Э. Мандельштам?

(Само словосочетание «Серебряный век» ассоциируется  в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. И поэзия этого периода очень музыкальна: по своей внутренней сути она является как бы мелодией слов, своеобразным звукорядом).

  1. Цель урока -  

определить особое место Серебряного века в русской культуре и литературе и указать основные проблемные вопросы данного периода

- Поэты-модернисты стремились изобразить в своих произведениях действительность с помощью нового искусственного языка, а также на основе новых выразительных средств.

3. Работа в малых группах и защита проектов: 

(Студенты распределены на три группы. Каждая группа подготовила сообщения по трем основным направлениям поэзии Серебряного века – использование исследовательских, творческих работ, наработанных учащимися во внеурочное время.

В каждой группе назначен координатор, который отслеживает работу каждого студента и оценивает)

        Итак, в поэзии Серебряного века можно выделить три основных течения:

  1. Символизм
  2. Акмеизм
  3. Футуризм

Перед нами ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

- Почему в начале XX века возникла поэзия декаденса? Что общего было у поэтов этого направления? В чем индивидуальность каждого из поэтов?

 (Студенты работают с поставленными перед ними вопросами, работают с таблицей, отмечают основные признаки литературных течений)

Обсуждение:

(Ребята рассказывают о представителях каждого направления, защищают проекты, комментируют, выразительно читают наизусть стихотворения).

 СООБЩЕНИЯ 1-ОЙ ГРУППЫ СТУДЕНТОВ:

Одним из первых литературных течений стал символизм, объединивший таких поэтов, как к. Бальмонт, в. Брюсов, а. Белый и др.

Основоположником был д. Мережковский в 1892 году.

Символизм - (от французского «символ», «знак») - модернистское течение, утверждающее индивидуализм, интерес к проблеме личности.

На начальном этапе своего существования символизм отражал декаденские тенденции -страх перед жизнью, уныние, неверие в возможности человека.

Основные признаки символизма:

  1. Связь с романтизмом
  2. Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству
  3. Символ рассматривался как художественное орудие, помогающее прорваться сквозь покров повседневности, т.е. символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символы.

Приход в литературу В.Брюсова, К.Бальмонта, Ф.Сологуба, И.Анненского, А.Блока превратил символизм в важный фактор русской духовно-культурной жизни.

А.  Внутренний мир личности для них - это показатель общего трагического состояния мира. Для их творчества характерно стремление к высшему идеалу. Символисты проповедовали слитность творчества и религии, музыкальность стихотворения.

Среди миров, в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя …

Не потому, что я ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими…

                                                И. Анненский

Б.  В стихотворении В.Брюсова «Юному поэту» мы находим такие строки:

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета.

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

                                                В. Брюсов

Необходимо знать, что эти заветы вовсе не означают, что поэт не должен видеть жизни. Это доказывает многогранная поэзия самого в. Брюсова, который отображает жизнь во всем ее разнообразии.

 В.  Для символистов характерна сосредоточенность на внутреннем мире поэта. У  К.Бальмонта , например, внешний мир существовал лишь только для того, чтобы поэт мог выразить в нем свои собственные переживания:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Мое единое отечество –

Моя пустынная душа.

                                К. Бальмонт

 В поэзии К.Бальмонта можно найти отражение всех его душевных переживаний. Именно они, по мнению символистов, заслуживали особого внимания. Бальмонт старался запечатлеть в образе, в   словах любое пусть даже мимолетное, ощущение. Поэт пишет:

Я не знаю мудрости, годной для других,

Только мимолетности я влагаю в стих.

В каждой мимолетности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

                                        К. Бальмонт

         Жизнь этого литературного направления растянулась на 2 поколения поэтов:

«старшие» - В.Брюсов, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Д.Мережковский и др.

«младшие» - А.Блок, А.Белый и др.

 СООБЩЕНИЯ 2-ОЙ РУППЫ СТУДЕНТОВ:

Кризис символизма (1910-1911) породил новую поэтическую школу.

Акмеизм - (от греческого «острие», «высшая точка») - модернистское течение, сформировавшееся на основе принципа отказа от туманности.

        Сформировалось это направление в 10-20 годы 20 века, оно было противопоставлено символизму. Акмеисты декларировали конкретно-чувственное восприятие окружающего мира. Они желали слову возвратить его изначальный, а не символический смысл.

        Поэты этого направления - Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам - отвергали тягу символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность поэта на внутреннем мире. Они проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно познать.

А.  И действительно, в творчестве Н.Гумилева мы находим в первую очередь отражения окружающего мира во всех его красках. В его поэзии мы находим экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Рима, Египта. Об этом говорят такие строки:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Я знаю веселые строки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слигаком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф 

                                                                Н. Гумилев

        Содержание и изысканный стиль стихов Гумилева помогают нам ощутить полноту жизни. Они являются подтверждением того, что человек сам может создать яркий, красочный мир, уйдя от серой будничности.

Б.  К миру прекрасному приобщает нас и поэзия Анны Ахматовой.

Ее стихи поражают внутренней силой чувства. Поэзия Ахматовой - это и исповедь влюбленной женской души, и чувства человека, живущего всеми страстями 20 века. По словам Осипа Мандельштама, Ахматова «принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века». И действительно, любовная лирика Ахматовой воспринимается как огромный роман, в котором переплетаются многие человеческие судьбы. Но чаще всего мы встречаем образ женщины, жаждущей любви, счастья:

Настоящую нежность не спутаешь

Ни с чем, и она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь

Мне плечи и грудь в меха.

И напрасно слова покорные

Говоришь о первой любви.

Как я знаю эти упорные

Несытые взгляды твои!

                                А. Ахматова

СООБЩЕНИЯ  3-ЕЙ ГРУППЫ СТУДЕНТОВ:     

В 1910 году появляется творческий союз футуристов.

 

Футуризм - (от латинского «будущее») - модернистское течение, сформировавшееся на принципе бунтарства, анархического мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы.

            Наибольшее развитие футуризм получил в Италии и России. Наиболее влиятельными поэтами такого течения как футуризм были В.Маяковским, В.Хлебников, И.Северянин, Б.Пастернак и др.

            Поэты-футуристы противопоставляли себя классической поэзии, они старались найти новые поэтические ритмы и образовать поэзию будущего. Они считали свою поэзию началом новых путей раскрепощенного слова, они стремились к трудной игре со словами, настаивали на неограниченном словотворчестве и «словоновшестве». Слог, звук могли выступать у них в ранее неведомых комбинациях. Они были подобны заклинаниям.

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй пелся облик

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило лицо.

                                                        В. Хлебников

или

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи.

Что смеются смехами… и т.д.

А.  В.Маяковский считал основой этого течения – стихийное ощущение неизбежности крушения всего старого, стремление осознать через искусство грядущий «мировой переворот» и рождение «нового человечества».

 

Б. В.Хлебников считал необходимым разрушение условной системы литературных жанров и стилей, возвращение к фольклорно-мифологическим началам, когда язык был частью природы.

4. Обобщение и выводы по теме:

Серебряный век стал светлым умыслом и творческим вымыслом его же создателей.

 - Что общего было у поэтов разных направлений?

- В чем индивидуальность каждого из поэтов?

Поэзия «серебряного века» открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. А поиски поэтами «серебряного века» новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии.

 

(Студенты делают выводы с опорой на таблички, координаторы выставляют оценки и сдают групповые листы-задания).

- Давайте еще раз обратимся к эпиграфу занятия:

- Ответ на этот вопрос найдем в стихотворении А.Блока:

 (Студентка читает стихотворение…)

Двадцатый век…еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла,

Еще чернее и огромней

Тень Люциферова крыла.

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть, и ненависть к отчизне…

И черная земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи…

5. Задание на дом:

  1. Подготовится  к контрольному сочинению обобщающего характера по поэзии Серебряного века
  2. Ответить на вопросы  (письменно в тетради)

6. Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по культуре Серебряного века

Интегрированный урок по культуре Серебрянного века (литература +МХК)...

УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)

Уровень образования:  среднее (полное) общее образование Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель) Класс(ы):  11 класс Предмет(ы):  Литература  Краткое о...

Конспект урока по изучению «Серебряного» века русской поэзии

Данный материал поможет учителю подготовить урок по изучению «Серебряного» века русской поэзии, а также познакомит с В.Я. Брюсовым - главой символизма русской поэзии.  ...

конспект урока "Духовная жизнь Серебряного века"

данный конспект урока будет полезен учителям работающих в 9 классе...

Методическое пособие "Тема Родины в творчестве поэтов Серебряного века периода Русского зарубежья"

Литературный феномен Русского Зарубежья начала XX века является важной частью великого культурного наследия всей русской литературы. Вопреки тому, что революция 1917 года разделила мир русской литерат...

Конспект урока по поэзии Серебряного века

Конспект урока по поэзии Серебряного века...

Презентация к панельной дискуссии «Феномен Серебряного века в русской культуре и литературе»

Презентация включает материалы для проведения панельной дискуссии по теме "Феномен Серебряного века в русской культуре и литературе"...