Обобщающий урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Ананко Анна Ивановна

Обобщение знаний учащихся по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор":

1. Опрос учащихся 

2. Инсцинирование сценок

3. Викторина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_revizor.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Гулькевичи

                               ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК

        ПО КОМЕДИИ Н.В. Гоголя «Ревизор»

                  Ананко  Анна Ивановна

           учитель русского языка и литературы

                  МАОУ СОШ №1 г. Гулькевичи

                Гулькевичский район

        

Цель урока:   знать содержание комедии;

        уметь анализировать текст; отвечать четко на вопросы.

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, рисунки учащихся к комедии «Ревизор».

Эпиграф:     На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

                                    Народная пословица

        Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Ну что ж… Комедия прочитана. Многое о ней сказано. Время подводить итоги. Сегодня на уроке вы должны показать знания по содержанию комедии, анализировать текст, отвечать четко на вопросы.

     2.Беседа по комедии. Опрос.

Обратимся к бессмертной комедии Гоголя. «Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».

1)Что произошло в пьесе?

(Чиновники уездного города и городничий напуганы известием приезда ревизора. В страхе они стараются принять необходимые меры и приготовиться к встрече с ревизором)

2) Какое слово является центральным, главным?

(Слово «ревизор» является центральным. Оно вынесено в заголовок. Оно поминается в речах почти всех действующих лиц. С многократного повторения этого слова начинается 1 действие. «К нам едет ревизор.- Как ревизор?- Как ревизор?»

Ревизор для городничего – судья, который должен наказать его за грехи. А поскольку грехи, как и саму жизнь, посылает человеку Бог, то и ревизор чуть ли не посланник божий.)

3) Что является завязкой комедии?

( В комедии 2 завязки: 1- письмо Чмыхова, 2- сообщение Добчинского и Бобчинского о приезде ревизора.)

4) Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?

(Ввели в заблуждение рассказы Хлестакова о Петербурге, необычный вид, странное поведение «ревизора», глупость городничего, провинциальная узость чиновников)

5)Что является кульминацией комедии?

(Болтовня Хлестакова укрепляет веру чиновников, что присланный ревизор- значимое лицо. Хлестаков из елистратишки превращается в министра, управляющего депортаментом)         

6) Как ведет себя Хлестаков с купечеством, мещанами?

( Разыгрывает роль государственного лица, важно принимает жалобы купцов на городничего, но не возмущается самодурством городничего, Хлестаков любуется собой, примеряясь в роли генрал-губернатора.)

7) Как характеризуют Хлестакова сцены объяснения в любви?

( В роли безумного влюбленного с головой уходит в игру пылкого , страстного, отчаянного героя романа.)

СЦЕНКА Действие 4 явление 12, 13.14

8) В чем заключается жизненный принцип Хлестакова?

( «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». Это значит, что не прилагая никаких усилий, иметь власть, знакомства, известность, деньги. Стремление сыграть роль хоть на ступеньку выше той, которую отвела жизнь- сущность хлестаковщины)

9)Есть ли еще такие моменты в развитии действия, которые можно назвать кульминационными?

( Мечты городничего о Петербурге. Городничий торжествует от открывшейся ему возможности неограниченной власти над людьми.)

        

10) Почему городничий при встрече с купцами сменил гнев на милость?

( Городничий прощает купцов, так как не одному из них помог сплутовать. Если поднимать против купцов дело, надо заодно спровадить в Сибирь и себя).

СЦЕНКА. Действие 4 . явление 15

Внешний конфликт разрешается как будто благополучно. Хлестаков, обручившись с Марьей Антоновной, прихватив денег, коврик и лучшую тройку лошадей, уезжает. Чиновники успокаиваются, поздравляют Марью Антоновну.

СЦЕНКА. Действие5, явление 5

11) Но тут почмейстер приносит письмо Хлестакова к кому?

( К Тряпичкину)

12)  О чем это письмо?

Какую характеристику дает Хлестаков каждому из чиновников и городничему?

( Городничий глуп, как сивый мерин.

Почмейстер- подлец, пьет горькую.

Надзиратель за богоугодными заведениями Земляника- совершенная свинья в ермолке.

Смотритель училищ - протухнул насквозь луком.

Судья Ляпкин-Тяпкин - в сильнейшей степени люветок (человек дурного тона)

13) Итак, что является развязкой?

( Сообщение жандармского офицера о приезде ревизора- это катастрофа: к приезду ревизора городничий и его подчиненные не готовы)

14)  Ситуация из комической перерастает в трагическую, когда городничий произносит фразу и какую?

( «Над кем смеетесь, господа, над собой смеетесь…)

15) Какое это произведение сатирическое или юмористическое? Что такое сатира? Юмор?

( Сатира- это резкое осмеяние отрицательных сторон жизни и характеров, обнаружение их уродства, нелепости. Сатирический образ вызывает отвращение и презрение.

Юмор - раскрывает смешное в жизни, позволяет отнестись к нему весело, легко. В юморе есть доля сочувствия к тому, над чем мы смеемся.

Сатирическое изображение позволило Гоголю ясно выразить свое возмущение административным произволом. Это был смех сквозь слезы.

Комедия была как бы зеркалом, в котором отразились картины лихолетья  и элоупотреблений, характерные для всей русской жизни николаевской эпохи.

ЧИТАЕМ ЭПИГРАФ.

Нельзя сердиться на зеркало, если в нем видишь собственное отражение,- плоха и несправедлива сама жизнь, а не ее изображение.

  1. Работа учащихся в группах.

Вопросы на листах для каждой группы.

  1. Жалко ли вам городничего? Если да - когда. Почему?

( Не жалко: жадный, подхалим, мошенник, старается скрыть свои грехи.

Жалко: усилия городничего, который что только не делает, чтоб угодить Хлестакову, обернулись унижением.)

  1. Кто из героев пьесы вызывает ваше  сочувствие?

(Сочувствую всем чиновникам, потому что все они живут скучной жизнью. Самое страшное, что ни один герой не стремится к новой жизни. Жаль тех людей, которые находятся в больнице, пожожи на кузнецов)

  1. Кто из героев представлен более умным?

( Осип, так как понимает все, что происходит)

  1. Над кем и чем смеется Гоголь?

( Зло смеется над невежеством, хвастливым Хлестаковым, высмеивает услужливых чиновников, взяточников, думающих только о собственной выгоде, смеется над городничим.)

Гоголь смеется над героями неодинаково, то есть герои делятся на инициаторов зла и подчинившихся злу.

Над Осипом и над простыми людьми Гоголь смеется не зло. Он даже хочет показать, что чиновника хуже простого народа. Гоголь добродушно высмеивает глупое поведение Добчинского и Бобчинского, над Марьей Антоновной и Анной Андреевной смеется не так жестоко, как над городничим.)

                  ВИКТОРИНА

  1. О ком из героев эти слова : «У вас что ни слово, то Цицерон с языка слетает»? (О Ляпкине-Тяпкине)
  2. «Рожу такую скорчит, что хоть святых выноси» (городничий об учителях)

      3.Кому принадлежат эти слова? «Нет человека, который бы за собой не имел каких-либо грехов» (городничему)

       4.Как звали Хлестакова? ( Иван Андреевич)

      5.Что говорил Добчинский о глазах Хлестакова? ( «Такие быстрые, как зверьки, так в смущенье даже приводят.»)

     6.Какова мораль чиновников? ( Обмануть ловко- доблесть, быть обманутым- нестерпимое оскорбление.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

  Через развитие индивидуальной системы ценностей учащихся обобщить знания, умения и навыки по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»....

Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)

Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...

Обобщающий урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Материал позволяет обобщить проделанную работу в классе и дома, обсудить сюжетную линию пьесы, рассмотреть основные положения критического этюда И.А.Гончарова "Мильон терзаний"....

урок литературы "Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".Анализ "немой" сцены.

Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна...

Обобщающий урок по комедии А.И. Грибоедова «Горе от ума» Кто Чацкий? Победитель или побежденный?

Урок -исследование с применением технологий проблемного обучения .Цель урока -вспомнить содержание комедии, обсудить основную проблематику,осуществить исследовательский мини – проект «Кто ...

Презентация "Загадки "Горя от ума" (материал к обобщающему уроку по комедии А.С.Грибоедова)

Данный материал удобно использовать на последнем уроке по изучению пьесы Грибоедова. Он позволяет еще раз обсудить проблему главного героя, поговорить о двух конфликтах пьесы, о её названии, о принадл...

Тема: Обобщающий урок-беседа по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» - комедии «со злостью и солью»

Цель урока: обобщение изученного в процессе; выявление в процессе обсуждения основной идеи комедии; развитие у учащихся умения выделить основные качества персонажей; привитие навыка публичного выступл...