Николай Семёнович Гумилёв.Поэт и географ.
учебно-методический материал по литературе (11 класс) по теме

Глумова Наталья Александровна

Творчество Н.С.Гумилёва изучается в теме «Поэзия Серебряного  века» - 2 урока:

1 – ый « Н.С.Гумилев. Слово о поэте.

2 – ой «Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева».

На мой взгляд, целесообразно первый  урок сделать интегрированным ( литература и география), так как это позволит не только познакомить учащихся с биографией поэта, но раскрыть неординарность личности Н.С.Гумилёва. Также интеграция стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся,  развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления,  способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

Следует заметить, что интеграция  в плане данного урока – фрагментарная, так как используется на отдельном этапе урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.s.gumilyov.rar2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока

(литература и география)

«Н.С.Гумилёв. Поэт и географ»

Аннотация.

Творчество Н.С.Гумилёва изучается в теме «Поэзия Серебряного  века» - 2 урока:

1 – ый « Н.С.Гумилев. Слово о поэте.

2 – ой «Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева».

На мой взгляд, целесообразно первый  урок сделать интегрированным ( литература и география), так как это позволит не только познакомить учащихся с биографией поэта, но раскрыть неординарность личности Н.С.Гумилёва. Также интеграция стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся,  развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления,  способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

Следует заметить, что интеграция  в плане данного урока – фрагментарная, так как используется на отдельном этапе урока.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

 Форма: урок – исследование.

Задачи: - знакомство с личностью и поэзией Н.С.Гумилева;

               - развитие умения анализировать, сравнивать;

               - воспитание ответственности за другого человека, терпимости  по отношению

                 к  другим людям.

Методы: 

  • Метод творческого чтения.

Цель: способствовать сильному и длительному художественному впечатлению, которое затем непрерывно углубляется.

Приёмы:  выразительное (художественное) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова; постановка художественной, нравственной, философской проблемы, непосредственно вытекающей из прочитанного произведения;

  • анализирующе – интерпретирующий  (поисковый, исследовательский).

Цель:  более глубокое проникновение в литературное произведение.

Приёмы: обучение учащихся анализу текста художественного произведения.

На уроке используется групповая форма работы  (дифференциация), что помогает каждого учащегося включить в процесс познания нового.

1 группа работает со стихотворением «Жираф», ответить на вопросы (слабая группа).

2 группа - сопоставительный анализ полотен Гогена и стихотворения Гумилёва

3 группа - интерпретация стихотворения «Африканская ночь».

Предварительная работа.

  Учащиеся получают на предыдущем уроке домашнее задание:

- подготовить сообщение об основных чертах акмеизма;

- познакомиться с поэзией Н.С.Гумилева, выписать стихи, которые связаны с географией;

- повторить  

- подготовить биографическую справку о Н.С.Гумилеве (индивидуально);

- подготовить выразительное чтение стихотворений (индивидуально).

Интегрированный урок   (литература и география).

Н.С.Гумилев. Слово о поэте. Поэт и географ.

Задачи: - знакомство с личностью и поэзией Н.С.Гумилева;

               - развитие умения анализировать, сравнивать;

               - воспитание ответственности за другого человека, терпимости  по отношению   к  другим людям.

 

Оборудование: демонстрационная презентация, презентация «Жизнь и творчество Н.С.Гумилёва» ,презентация «Географическое положение Африки»,  картины Гогена «Таитянские женщины»,  «Ты ревнуешь?», географическая карта, музыка Клода Дебюсси «Море. Игра волн».

Тип урока: урок формирования новых знаний

 Форма: урок – исследование

Методы: словесно-наглядные, творческого чтения, анализирующее – интерпретирующий  (поисковый, исследовательский).

Словарная работа: сакральная география.

 Эпиграф.             И умру я не в постели

                                                                   При нотариусе и враче,

                                                                   А в какой-нибудь дикой щели,

                                                                   Утонувшей в густом плюще.

Н.С.Гумилёв.

Ход урока.

                                   

  1. Организационный момент.

Учитель. Сегодня мы продолжим изучение поэзии Серебряного века. И ближе познакомимся с творчеством метра одно из направлений литературы начала 20 века.

  1. Актуализация знаний.

   1) - И.Грабарь, Э.Дега, Гоген, Готье, Мандельштам, А.Ахматова, Н.Гумилев.

       - Что связывает этих людей?

       - Назовите основные черты акмеизма.

  • Акмеизм (от греческого слова acme - "вершина, пик, высшая точка") - литературное течение в русской поэзии во второе десятилетие двадцатого века. Очень рано выделилось как самостоятельное направление из символизма, отстраняясь от символистской размытости языка и образа.
    АКМЕИЗМ - модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.

  • Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало не долго.  Творческие поиски Гумилёва, Ахматовой, Мандельштама вышли за рамки акмеизма. Но гуманистический смысл этого течения был значителен - возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты. В него вошли также А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич,  В.Нарбут и др.
  • Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно - чувственных проявлениях. Туманности и намёкам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем-то поэзия акмеизма - возрождение “золотого века”, времени Пушкина и Баратынского.

  • Основные принципы акмеизма:
  • освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
  •  отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
  • стремление придать слову определенное, точное значение;
  • предметность и четкость образов, отточенность деталей;
  •  обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
  •  поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
  •  перекличка с минувшими литературными эпохами.

 2) Слова учителя.

     Звучит музыка Клода Дебюсси «Море. Игра волн».

 - Какие ассоциации возникают у вас?

 - Сегодня мы будем говорить о человеке трагической судьбы, жизнь которого неразрывно была связана с шумом волн как морских, так и жизненных; о человеке, который предчувствовал свою гибель.

И умру я не в постели

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще.

- Н.С.Гумилев- поэт, переводчик, критик, один из мэтров акмеизма. Он прожил очень яркую, но короткую жизнь.

  1. Работа над новой темой.

- Выслушайте сообщение о жизни и творчестве Н.С.Гумилёва и подумайте, чем для вас интересен этот человек и поэт.

  1. Биографическая справка о жизни и творчестве Н.С.Гумилева (презентация ученика).

2)  Н.С.Гумилев – географ.

- Н.С.Гумилёв метр русской литературы начала 20 века. Но он же и замечательный географ.  

-  Как в его творчестве нашла отражение  тема географии?

  • Стихи Н.С.Гумилёва имеют географические названия.

  ( Географические названия отмечаются на карте: «Швеция», «Венеция», «Абисиния», «Египет», «Красное море», «Озеро Чад», «Сахара», «Судан» и другие).

- О чём говорит такое разнообразие географических названий?

( . . .)

- Что необычного вы заметили?

  • Гумилёва наиболее привлекает Африка.

Презентация учащегося «Географическое положение Африки»

Учитель. Мир, которым довольствовались окружающие, был для Гумилёва мал и бледен, душа требовала расстояний и впечатлений. Поэзию Гумилёва отличал культ мужского начала; герой его стихов воспринимает жизнь как борьбу сильного человека с испытаниями. Отсюда частые поездки Гумилёва в Африку, охота, поиск опасностей.

Африка залечивала все душевные раны, и Гумилёв всегда в неё стремился. Тайно от родителей, которым друзья поэта регулярно посылали заранее заготовленные письма, он отправился в первое своё африканское путешествие, собравшись посетить Стамбул, Измир, Порт-Саид и Каир. С тех пор Африка заняла чрезвычайно важное место в его судьбе и творчестве. Она наполнила его душу новыми, необычайно острыми впечатлениями, укрепляла уверенность в себе, подарила редкостные ощущения и образы. Во время второго путешествия (1908) Гумилёв побывал в Египте, в третьем (1909) достиг Абиссинии.

Наиболее значительной была последняя, четвёртая поездка. В 1913 году подвернулся удачный случай: музей антропологии и этнографии хотел собрать африканскую коллекцию. Цель путешествия — делать снимки, собирать этнографические и зоологические коллекции, записывать песни и легенды. За день до отъезда Гумилёв заболел — решили, что тиф: высокая температура, сильная головная боль. Но за два часа до отхода поезда он потребовал воды для бритья, побрился, уложил вещи, выпил стакан чаю с коньяком и уехал. Алексей Толстой вспоминал: “Гумилёв привёз из Африки жёлтую лихорадку, прекрасные стихи, чучело убитого им чёрного ягуара и негрское оружие”.

- Какой же предстаёт Африка в стихах Н.Гумилёва?

- И почему очень часто географию Гумилёва называют сакральной?

(Сакральная география – модель восприятия пространства, как проявления духовной,  божественной структуры реальности, насыщенной символизмом).

3 . Работа по группам.  Анализ стихов  Н.С.Гумилёва.

 

1 группа. Стихотворение «Жираф» .

1. Проанализируйте композицию стихотворения.

(Кольцевая композиция заключает в себе два плана: рассказ об африканском чуде — изысканном красавце жирафе — обрамлён повествованием о самом авторе и его грустной собеседнице, которую он хочет утешить своим рассказом.)

2. Какова интонация этого стихотворения и как его нужно читать?

(Как сказку ребёнку, который грустит.)

3. Подберите синоним к слову “изысканный”.

(Изящный, утончённый, экзотичный.)

4. Что подчёркивает Гумилёв в этом животном?

(Грациозность, негу, “волшебный узор” шкуры, “с которым равняться осмелится только луна”, плавность бега — “как радостный птичий полёт”. Пожалуй, так впервые говорят о жирафе, этом чуде природы с такой длинной шеей.)

5. Что мы узнали о собеседнице поэта и о нём самом, читая это стихотворение?

  1. группа. Стихотворение «Озеро Чад».

Сопоставительный анализ полотен Гогена и стихотворения Гумилёва.

- Что в живописи П. Гогена созвучно поэзии Н. Гумилева?

- Найдите стихотворении Н. Гумилева строки, перекликающиеся с полотнами Поля Гогена?

  1. группа. Стихотворение «Африканская ночь». Интерпретация стихотворения.

- О чем это стихотворение? Какое настроение оно вызывает?

- Каковы ключевые образы стихотворения? Дайте им оценку.

4) Проверка выполненной работы.

 Выводы. В стихах,  посвящённых Африке поэт затрагивает общечеловеческие проблемы и вопросы:

- ответственность человека за судьбу тех, кто рядом;

- терпимости по отношению друг к другу.

Как исследователя его больше всего интересуют обычаи народов Африки, их традиции (сакральная география).

Мы видим, что Н. С. Гумилев обладал не только литературным талантом, но был и отважным путешественником, и этнографом (география), внимательным к повадкам животных наблюдателем (биология) и их умелым художником (изобразительное искусство).

VI. Рефлексия. Возвращение к эпиграфу.

  - Каким я представляю Н.С.Гумилева – человека, личность?

 

V . Домашнее задание.

• Написать  сочинение-миниатюру «Мой Николай Гумилёв».

• Групповое. Подобрать стихи к теме  «Философская лирика Николая Гумилёва» (по сборнику «Огненный столп») .

Образовательные технологии.

  1. Дифференцированное обучение.

Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе

учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми

учениками содержания образования.

Цель дифференцированного обучения – обеспечить каждому ученику условия для

максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения

познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания

общего образования.

  1. Информационно – образовательные технологии.

 Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий

.На данном уроке используются презентации учащихся (индивидуальные задания) и демонстрационная презентация учителя, которая направлена на создание зрительного ряда, способствующего усилению восприятия различных элементов урока.

  1. Здоровье – сберегающие технологии.

Урок построен с учетом  особенностей класса; были предприняты попытки создания благоприятного психологического фона на уроке; использовались  приемы , способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.

  1. Проблемное обучение  (элементы).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Антон Семёнович Макаренко - писатель и педагог

Разработка учебного занятия (внеклассного мероприятия) ко Дню Учителя....

Внеклассное мероприятие – путешествие Н.Гумилёв-поэт, путешественник. «Муза дальних странствий»

Данное внеклассное мероприятие направлено на ознакомление  учащихся с творчеством поэта –путешественника и способствует  проникновению в тайны поэтического мастерства и  пробудению...

Нравственные проблемы в рассказе Николая Семёновича Лескова «Человек на часах»

Хочу представить свою авторскую разработку урока  внеклассного чтения по очень  интересному, но отнюдь не лёгкому  для восприятия детей произведению, нуждающемуся в  дополнительных...

Презентация "Николай Семёнович Лесков. Страницы биографии", 6 класс

Презентация "Н.С.Лесков. Страницы биографии"...

Биография Николая Семёновича Лескова

Основные факты биографии и творческого пути Николая Семёновича Лескова...

Николай Семёнович Лесков (1831 — 1895) – прозаик, народный писатель

Биография Николай Семёнович Лесков (1831 — 1895) –прозаик, самый народный писатель России, драматург. Автор известных романов, повестей и рассказов, таких как: “Некуда”, ...

Н.С. Гумилёв- поэт серебряного века

Ст. «Жираф», «Озеро Чад», «Старый конквистадор», «Волшебная скрипка», «Память», «Слово», «Шестое чувство». Романтиче...