М.Ю. Лермонтов "На севере диком..."
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Цели: помочь уч-ся осмыслить тему одиночества в пейзажной лирике Лермонтова; учить
шестиклассников письменно передавать ощущения, вызванные поэтическим текстом и
произведениями живописи и музыки; развивать речевые способности уч-ся, умение употреблять в
письменной речи эпитеты, метафоры, олицетворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_6_kl.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы. 6 класс

Тема: «На севере диком…» (творческая работа по лирике М.Ю. Лермонтова)

Цели: помочь уч-ся осмыслить тему одиночества в пейзажной лирике Лермонтова; учить шестиклассников письменно передавать ощущения, вызванные поэтическим текстом и произведениями живописи и музыки; развивать речевые способности уч-ся, умение употреблять в письменной речи эпитеты, метафоры, олицетворения.

Ход урока

Оборудование: репродукции картин И.И. Шишкина «На севере диком…», «Рожь», «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору»; аудиозапись: Бетховен «Лунная соната»

I. Вступительная беседа.

- Мы познакомились с пейзажной лирикой М.Ю. Лермонтова. Как вы понимаете, что такое пейзажная лирика? (Это стихи о природе, о её красивых уголках)

- А как стихотворения Лермонтова о природе связаны с внутренним миром человека? (Природа передает чувства человека, помогает понять переживания, настроение героя, мысли поэта)

- Какие стихи вам больше понравились, запомнились? (Чтение стихов «Утёс», «Парус», «Выхожу один я на дорогу», «На севере диком»)

- Каким чувством объединены эти стихи? (Они об одиночестве, тоске, печали)

- Как поэту удалось в поэтических строках передать эти чувства – ведь слово «тоска» он нигде не употребляет? Какие образы он для этого использует? (Уч-ся называют одинокий утес, тоскующий о тучке; дубовый листок, оторванный от ветки родимой; три пальмы, давшие приют каравану; сосну на голом утёсе)

- Да, один из этих художественных образов – сосна на голом утёсе. Прочитайте выразительно это стихотворение (чтение наизусть).

II. Работа с картиной И.И. Шишкина

- Русский художник И.И. Шишкин изобразил эту сосну на своей картине. Можно ли назвать эту картину пейзажем? Почему? (На картине северная природа, небо, скалы, сосна)

- Сосны - любимый художественный образ Шишкина. Вы уже знакомы с его картинами «Рожь», «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору» (репродукции картин или слайды). Сосны на них зеленые, с яркими золотистыми стволами. Их много - целая роща, но каждое дерево неповторимо, окутано тайной.

Так же неповторима и эта сосна на голом утёсе (репродукция картины или слайд). 

- Какое впечатление производит картина? (Она необычная, красивая).

- Давайте попробуем её описать. Подберите определения, которые вы будете использовать в своей работе, описывая сосну. Запишите их на карточку (одинокая, могучая, огромная, заснеженная; склонённые под тяжестью снега ветви; величественная; прекрасная)

- Как вам кажется, соответствует ли этот пейзаж стихотворению Лермонтова? Докажите, используя текст. (Видно, что снег сыпучий, потому что мороз сильный; север дикий – вершина голая, безжизненная; и только сосна стоит одиноко).

Какие цвета помогли художнику передать величие, торжественность северной природы, её беспробудный сон? (Это холодные цвета: белый, синий, голубой, зеленоватый, черный).

- Картина И.И. Шишкина явилась прекрасной иллюстрацией к стихотворению «На севере диком…» Она помогает нам увидеть ту уединенность, грусть, оторванность от мира, которыми пронизаны стихи Лермонтова. И таким же прекрасным дополнением к поэтическим строкам является музыка.

Послушайте знаменитую «Лунную сонату» Бетховена. Что связывает эту мелодию со стихами Лермонтова и пейзажем Шишкина? (Музыка спокойная, величественная; в воображении возникают картины природы, огромные просторы, небо, ночь; трудно представить человека на фоне этой природы).

- Ваша творческая работа будет называться «На севере диком…» Постарайтесь передать в ней свои впечатления о лирике Лермонтова. В этом вам поможет картина Шишкина и музыка Бетховена.

А можно поступить по-другому: описать картину «На севере диком…», взяв строчки из стихотворения Лермонтова.

В работе используйте карточки с материалом, подготовленном на сегодняшнем и предыдущих уроках.

III. Творческая работа учащихся.

(Звучит «Лунная соната», ученики пишут творческую работу)

Работы учеников

«Все стихи Лермонтова очень печальные, грустные. В них всегда передается одиночество. Лермонтов в них как бы рассказывает нам о своей судьбе. На стихи Лермонтова И.И. Шишкин написал картину «На севере диком…» Эта картина очень соответствует стихам. На ней изображена одинокая сосна, которая растет одна на голой вершине. Сосна усыпана искристым, сверкающим снегом. Небо тёмно-синее, только вверху немного голубое. Этот пейзаж вызывает чувство грусти и печали». (Ефремова Екатерина.)

«Мне очень нравятся стихотворения Лермонтова.

Очень выразительна картина Шишкина «На севере диком…». На ней  изображена одинокая сосна на голой вершине. Лермонтов выражал в своих стихах о природе всю красоту и прелесть пейзажа. Великолепные лапы сосны, изображенной на картине,  склоняются вниз под тяжестью снега. Стройная сосна одна среди северной природы кажется одинокой. Кажется, что снег вот-вот посыплется вниз. Тень от сосны голубовато- зелёная. Снег на солнце искрящийся, серебристый, сверкающий.

Эта картина передает настроение поэта. По стихотворениям Лермонтова можно написать и музыку». (Рачкова Татьяна)

«Мне очень нравится лирика Лермонтова. В его стихах проявляется одиночество, печаль, тоска по родному краю, горькая правда, задумчивость. Вот некоторые из таких стихов: «Листок», «Утёс», «Парус»…

Особенно мне нравится стихотворение «На севере диком…». В нем рассказывается об одинокой сосне, которая оторвана от всего живого и родного. Лермонтов прекрасно подчеркнул дикость этой голой горной вершины. К стихотворению «На севере диком…» И.И. Шишкин нарисовал картину с таким же названием. Эта картина очень подходит к стихотворению Лермонтова. На ней показано одиночество, дикость этого края. Вся картина изображена холодными красками. Нужно иметь большой талант, чтобы описать такой уголок природы и стихами, и красками». (Гринкевич Олеся)

(Работы приведены без корректировки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по теме:Работа по картине И.И.Шишкина " На севере диком".

Урок развития речи в 7 классе коррекционной школы-интерната I,II Вида,работа по картине И.И.Шишкина " На севере диком" (подготовка к сочинению)....

Лингво- поэтический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "На севере диком..."

Лингво-поэтический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова"На севере диком..."...

Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова ("Утёс", "На севере диком", "Парус")

Конспект урока литературы в 6классе "Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова"...

Презентация к стихотворению М. Ю. Лермонтова " На севере диком..."

Содержатся сведения об истории создания стихотворения, дается краткий анализ, показаны связи с другими видами искусства...

Презентация к стихотворению М. Ю. Лермонтова " На севере диком..."

Содержатся сведения об истории создания стихотворения, дается краткий анализ, показаны связи с другими видами искусства...

Презентация у уроку литературы в 6 классе "М.Ю.Лермонтов. На севере диком..."

Презентация сдержит иллюстративный материал, позволяющий более полному восприятию произведения...

презентация стихотворение М. Ю. Лермонтова "На севере диком..."

Презетация позволяет сопоставить переводы  стихотворения Г.Гейне и сделать вывод о  своеобразии стихотворения Лермонтова....