Обобщение педагогического опыта по теме «Метод проектов в работе учителя-словесника как технология реализации идей личностно ориентированного обучения»
статья по литературе по теме

Медведева Вера Алексеевна

 

Метод проектов понимается нами как инновационная технология реализации принципов личностно ориентированного образования и воспитания языковой личности. Понятие «технология» рассматривается как «общий способ организации деятельности по получению определенного «продукта» . Метод проектов может быть введен как в классно-урочную, так и во внеклассную деятельность учащихся. Его можно применять в изучении любого предмета, в частности словесности  (русского языка, литературы, риторики, выразительного чтения, культуры речи, МХК, культурологии, литературного краеведения и т.п.) наряду с другими методами обучения; он может быть межпредметным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon medvedeva_v._a._mou_soshno5.doc258.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

«Управление образования Администрации города Бийска»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Обобщение педагогического опыта по теме

«Метод проектов в работе учителя-словесника как технология реализации идей личностно ориентированного обучения»

                       

                       

                                                                                            Выполнила

                                                                                             учитель русского языка

                                                                                             и литературы    

                                                                                             Медведева Вера  

                                                                                             Алексеевна

                                                                                                   

Содержание

  1. Наименование опыта
  2. Адрес опыта
  3. Условия возникновения опыта
  4. Актуальность опыта
  5. Теоретическая интерпретация опыта
  6. Технология опыта
  7. Результативность
  8. Адресная направленность
  9. Приложение
  10. Список литературы

Наименование опыта

  1. Метод проектов в работе учителя-словесника как технология идей личностно   ориентированного обучения.

  1. Автор: Медведева Вера Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

Условия возникновения опыта

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. « Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента интерпретации данных и проведения исследования»[6]. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас»[1]. Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др..

Актуальность опыта

Проектирование сегодня, предполагающее создание проекта, замысла, идеи, с реализацией которых связана жизнь обучающегося, – важнейший фактор развития образования, и практика его организации многообразна. Большинством авторов, чьи работы посвящены данному вопросу, проектирование рассматривается как осознанная и целенаправленная поэтапная деятельность, заканчивающаяся созданием определенного продукта как результата реализации этой деятельности, как деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления.

 Осмысление учащимся как субъектом образовательного процесса собственных целей, ценности своих замыслов для личного продвижения в последовательности сменяющих друг друга проектов должно способствовать превращению рутинной деятельности на уроках в систему творческих проектно-деятельностных программ особого рода (естественно, при этом необходима компетентная помощь учителя).

Итак, с точки зрения модернизации образования, проектная деятельность учащихся как технология, базирующаяся на процессах проектирования, выступает важным компонентом системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода. Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении – знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании.

Теоретическая интерпретация опыта

Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений - от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых. Так, участие школьников в работе школьного научного общества выводит их сначала на городской уровень (пример – конкурс «Юный исследователь»), а затем и на более высокий. Некоторые исследования, необходимые для подготовки  и проведения внеклассных мероприятий, служат тем же целям – развитию личности, её социализации.

Деятельностный аспект содержания обучения в деятельностной модели обучения выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, вербальная деятельность и виды невербального самовыражения, т.е. учебный процесс представляет собой:

1. Взаимодействие

2. Решение коммуникативных (проблемных) задач

Взаимодействие при этом есть способ бытия - общение и способ действия - решение задач. «Среда учения - деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения деятельности, необходимое условие для этого - отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения»[1]. Во взаимодействии  «учитель – ученик», «ученик – ученик» главная роль отводится принятию другого человека, группы, себя,  другого мнения, отношения, фактов бытия. Понимание и принятие нацеливает на деятельность, а не на выяснение отношений, фокусирует внимание обучающегося на проблеме, на решении коммуникативных задач. Коммуникативная задача - проблема, требующая разрешения противоречия: ты знаешь - я не знаю, ты умеешь - я не умею, а мне надо знать и уметь (у меня есть потребность). Решение коммуникативной задачи требует сначала сформировать потребность (например, в виде вопросов), потом - как эту потребность реализовать. Субъект может реализовать ее сам, может обратиться к другому. И в этом и в другом случае он вступает в общение: с самим собой или  с другим. Ответы на вопросы решают задачу или выводят на новую задачу. Для организации учебной деятельности наибольший интерес представляют задачи интеллектуально-познавательного плана, которые осознаются самим учащимся как жажда знаний, необходимость в усвоении этих знаний, как стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Это такая деятельность, которая, соотносясь со специфически человеческой познавательной, интеллектуальной потребностью, характеризуется положительным эмоциональным фоном, способствующим мотивации учащегося настойчиво и увлеченно работать над учебной задачей, противостоя другим побудителям и отвлекающим факторам. Понятие учебной задачи является при этом одним из центральных, в учебной деятельности такая задача выступает как единица процесса обучения. Согласно Д. Б. Эльконину, «основное отличие учебной задачи от всяких других задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект» [7]. Высшая степень проблемности присуща такой учебной задаче, в которой ученик:

1. Сам формулирует проблему

2. Сам находит ее решение

3. Решает

4. Контролирует правильность этого решения

Таким образом, постоянное решение таких учебных задач выливается в систематическую самостоятельную поисковую деятельность, а само обучение превращается в проблемно-развивающее, в котором деятельностное начало соотносится с направленностью этой деятельности на личность, которая и должна каким-то образом развиться в результате осуществления  ею этой деятельности. Тем самым достигается,  как указывается в документах по Модернизации образования,  новое качество образования,  заключающееся в соответствии  его результатов запросам индивида, формирование у школьников адекватного общечеловеческим ценностям отношения к собственной личности и окружающему миру, осознанное проявление этого отношения в деятельности,  развитие индивидуальных интересов, социальной активности,  что наиболее продуктивно в условиях  личностно-деятельностного обучения.

Резюмируя вышесказанное, следует ещё раз подчеркнуть, что именно в проектировочной деятельности пересекаются во многом процессы смысло- и жизнетворчества, реализуемые в форме рефлексии в процессе переосмысления и преобразования человеком жизни, что и соответствует тому принципу саморазвития, который является спецификой проектной деятельности, когда решение одних задач и проблем стимулирует развитие новых форм проектирования. Во-первых, в проектировании учащийся становится ведущим субъектом процесса образования, он сам отбирает необходимую информацию, сам определяет её необходимость, исходя из смысла проекта. Во-вторых, в проектировочном процессе отсутствуют готовые систематизированные знания. Их систематизация, приведение в порядок, установление истины – дело и забота самого учащегося. Он не усваивает готовые представления и понятия, но сам из множества впечатлений, знаний, понятий строит свой проект, своё представление о мире.

Технология опыта

Главная педагогическая цель любого проекта – формирование ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются «комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность применить их в необходимой ситуации» [2].

В условиях современной школы воспитание языковой личности, обладающей «совокупностью речемыслительных умений и ответственно относящейся к своей речи» [2], – наивысшая цель гуманитарного образования. Владение языком ценится высоко в любом обществе. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. Без языка – универсального средства взаимодействия – невозможны ни восприятие социального опыта,  ни передача его;  «без языка – уникального «хранителя» национальной культуры, традиций – невозможно возрождение и развитие национального самосознания, так как  «осознание речи – это осознание самого себя» [7].

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях по разному: «план, замысел, идея, образ, прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности; текст или схема, предваряющие создание проекта». Применительно к школе – это «метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении» [2]. Метод проектов понимается нами как инновационная технология реализации принципов личностно ориентированного образования и воспитания языковой личности. Понятие «технология» рассматривается как «общий способ организации деятельности по получению определенного «продукта» [1]. Метод проектов может быть введен как в классно-урочную, так и во внеклассную деятельность учащихся. Его можно применять в изучении любого предмета, в частности словесности  (русского языка, литературы, риторики, выразительного чтения, культуры речи, МХК, культурологии, литературного краеведения и т.п.) наряду с другими методами обучения; он может быть межпредметным.   

Проект – универсальный метод обучения, развития и  воспитания, т. к. он позволяет формировать и совершенствовать общеучебные умения и навыки, а также разные предметные знания и умения, среди которых наибольшую значимость приобретает для нас в свете современной языковой политики коммуникативно-речевые: владение монологической  и диалогической речью; умение вступать в речевое общение; умение создавать устные  и письменные высказывания разных жанров; умение составлять планы, тезисы, конспекты; умение приводить примеры, подбирать аргументы, формировать выводы; умение выбирать и использовать выразительные средства языка, знаковых систем; умение создавать творческие высказывания по поводу прочитанного, услышанного, увиденного и т.д.

Общие подходы к структурированию проекта:

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
  6. Защита проектов.
  7. Коллективное обсуждение, результаты оценки.

Конечно, работа над каждым конкретным проектом требует индивидуального подхода, в связи с чем некоторые пункты приведённого выше плана могут быть пропущены.

Результативность

В моей работе учителя-словесника важно не только заинтересовать учащихся сутью предмета, «заразить идеей», но и дать возможность воплотить идею в жизнь в наиболее приемлемой, интересной, перспективной форме.

Как выяснилось в ходе работы, краткосрочные проекты, используемые в урочной деятельности, способствуют не только лучшему усвоению темы, но и дают детям возможность освоить основные приёмы проектирования собственной деятельности, что облегчает создание индивидуальных долгосрочных проектов.

Краткосрочные проекты, созданные на уроках литературы в 5 классе (тема: «Мифология и мифотворчество наших предков») подтолкнула детей к собственным изысканиям, в результате чего лучшая работа одного из учеников (тема: «Мифические существа Джоан Ролинг») была представлена на заседании школьного научного общества учащихся.

Краткосрочный проект по ознакомлению школьников среднего звена с творчеством поэтов Серебряного века, использованный на одном из занятий кружка словесности, привёл к созданию долгосрочного коллективного проекта «Поэзия Серебряного века в восприятии учащихся 6 класса». Причём данная работа имела несколько неожиданное продолжение: после публичной защиты проекта к шестиклассникам присоединилось несколько учащихся 7 класса со своим продолжением презентации.

Детские работы, созданные в ходе проекта, часто могут быть использованы как полноценный учебный материал (дидактический или демонстрационный). Так, вышеупомянутый проект «Поэзия Серебряного века» был показан учащимся 11 класса при изучении данной темы. Проект ученицы 8 класса Дарьи Зверевой «Поэзия А. С. Пушкина и изобразительное искусство» послужил иллюстративным материалом в 5 классе.  

Поскольку к теме «Метод проектов как технология реализации идей личностно ориентированного обучения» я подошла два года назад, результатами могу считать не только повышение качества обучения (с 48 до 62 процентов по русскому языку, с 54 до 73 процентов по литературе), что уже говорит об определённой заинтересованности учащихся, но и результаты участия детей в конкурсах и олимпиадах:

  1. 2008 год – ученик 5 класса Лель Андрей – обладатель диплома 1 степени на конференции школьного НОУ
  2. 2009 год – группа учениц 6 класса (Неверова Елена, Паклина Екатерина, Дружина Мария) – победители (1 место) в групповом зачёте городской олимпиады по личностно ориентированному обучению
  3. 2009 год – ученик 6 класса Лель Андрей – победитель (3 место) в городском этапе всероссийского конкурса «Юный исследователь. Первые шаги в науку». Работа рекомендована комиссией для участия во всероссийском конкурсе.

Адресная направленность

Метод проектов может быть введен как в классно-урочную, так и во внеклассную деятельность учащихся. Его можно применять в изучении любого предмета, в частности словесности  (русского языка, литературы, риторики, выразительного чтения, культуры речи, МХК, культурологии, литературного краеведения и т.п.) наряду с другими методами обучения; он может быть межпредметным.   Поэтому я считаю, что данная работа могла бы заинтересовать не только учителей гуманитарного цикла, но и любого педагога, стремящегося сделать процесс обучения более результативным, творческим, современным.

Приложения

1. Долгосрочный коллективный проект «Поэзия Серебряного века»

Тема проекта: поэзия Серебряного века в восприятии учащихся 6 класса.

Участники проекта: кружок изучения словесности «Филолог»:

  1. Качесова Светлана (чтение стихотворений, отзыв о работе группы)
  2. Трушина Яна (иллюстрирование, создание слайда)
  3. Зверева Мария (иллюстрирование, создание слайда)
  4. Комарова Елена (иллюстрирование, создание слайда, помощь в формировании презентации)
  5. Корчагина Екатерина (иллюстрирование, чтение стихотворений, создание слайда)
  6. Десятова Екатерина (иллюстрирование, создание слайда, чтение стихотворений, отзыв о работе группы)

Цель проекта: расширение читательского кругозора учащихся.

Задачи: открываем для себя новые поэтические произведения, развиваем творческие способности и эстетическое восприятие мира.

Ход работы:

Знакомимся с поэзией писателей «Серебряного века»:

  1. Н. Гумилёв
  2. М. Цветаева
  3. М. Лохвицкая
  4. С. Есенин
  5. А. Блок
  6. О. Мандельштам
  7. К. Бальмонт

(Учитель и подготовленные ученики читают стихотворения вслух, остальные учащиеся слушают, записывая имена понравившихся авторов и названия произведений)

Выбираем стихотворения для дальнейшей работы (из прочитанного на занятии и из найденного самостоятельно). Учащиеся производят выбор исключительно по собственному желанию.

Иллюстрируем выбранные стихотворения (самостоятельная работа учащихся дома)

Создаём презентацию: каждый слайд состоит из иллюстрации к произведению и текста стихотворения. Способ расположения текста, шрифт и цвет текста выбирают учащиеся, исходя из собственного восприятия произведения (выбор обосновывается).

На данном этапе черновую работу (расположение рисунков на слайдах и введение текстов) выполняет учитель, так как пятиклассники недостаточно знакомы с программой РР. Дальнейшую «отделку» презентации учащиеся выполняют самостоятельно.

Представление работы: показ презентации, сопровождаемый выразительным чтением стихотворений (учитель – в роли наблюдателя и организатора зрительской аудитории, представление презентации проводят выбранные участники группы).

Представление работы: показ презентации, сопровождаемый выразительным чтением стихотворений (учитель – в роли наблюдателя и организатора зрительской аудитории, представление презентации проводят выбранные участники группы).

Результаты работы: учащиеся среднего звена познакомились с новыми для них произведениями, показали собственные литературные пристрастия, проявили творческие способности, научились отстаивать собственное мнение во время коллективного обсуждения работы, попробовали свои силы в создании компьютерной презентации.

2. Индивидуальный долгосрочный проект «Мифические существа Джоан Ролинг»

Автор проекта: Лель Андрей,    ученик 5 «А» класса

       Дементор – существо, питающееся счастливыми воспоминаниями. Они не видят, но чувствуют боль, радость, отчаяние, но особенно страх. В книге Джоан Ролинг они играют роль стражей ужасной тюрьмы для волшебников – Азкабана. Боятся дементоры всего двух вещей. Первое (первый) – лорд Волан-де-Морт, второе – Патронус.

       Патронус – продукт очень сильной магии, что-то вроде покровителя. Волшебнику он служит щитом против дементора (антидементор). Патронус у каждого свой.он имеет вид животного и сияет, как луна.

      Гиппогриф – конь с головой грифа и с крыльями. Это зверь гордый. Ему нельзя грубить. Гиппогриф всё делает по-своему и очень любит «блюсти церемонию».подходя к нему, надо поклониться. Если он поклонится в ответ, его можно погладить. Если не поклонится, нужно потихоньку отойти. Когти у них как сталь.

       Домовые эльфы – создания небольшого роста с острыми ушками. Эльфы всегда служат своим хозяевам. Должность слуги передают из рода в род. никогда не скажут плохого о своём хозяине, даже если он чёрный маг. Они очень боятся своих хозяев. Эльфа можно освободить, если хозяин подарит ему одежду. Есть эльфы, которые жаждут свободы, а есть такие, что наоборот, не хотят её.

       Боггарт – это привидение, которое может превращаться в то, чего человек боится больше всего. Если перед ним оказывается несколько человек, боггарт теряется и не знает, в кого превратиться. Против него есть одно заклятие – «ридикулус». Сначала нужно представить свой страх смешным – «превратить страшилище в посмешище», а после произнести заклинание.

Василиск – «… из многих чудищ и монстров, коих в наших землях встретить можно, не сыскать таинственней и смертоносней василиска, также ещё именуемого Король змей. Сей гад может достигать размеров воистину гигантских, а срок жизни его – многие столетия. На свет он рождается из куриного яйца, жабой высиженного. А взгляд его убийствен.»  

       Феникс – птица необыкновенная. Она хорошо понимает людей. Она может переносить очень тяжёлые грузы. Слёзы феникса обладают целительными свойствами. Когда фениксы умирают, от старости они загораются и снова возрождаются из пепла. Эти птицы необыкновенно добрые.  

       Оборотень – существо, очень похожее на волка, но в несколько раз больше и сильнее его. Это очень опасный зверь. На самом деле это человек, превращающийся в волка в полнолуние. Тогда он ничего не понимает и может убить даже лучшего друга.

       Полтергейст – дух, живущий только для того, чтобы чинить всякие гадости.

       Анимаг – это человек, умеющий превращаться в какое-либо животное. Это очень сложное волшебство, оно иногда приводит к плохим последствиям.

       Единорог – редчайшее животное: лошадь с рогом, как у носорога. Его кровь даёт бессмертие. Но тот, кто выпьет её, будет проклят.  

       Дракон – огромное летающее огнедышащее чудовище, встречаются разные виды.  

Из европейской мифологии

Феникс – символ бессмертия, возрождения. Эта волшебная птица на изображениях напоминает орла, но с высокими голенастыми лапами и красными и золотыми перьями. Он служит воплощением первобытного Логоса – слова, которое служит промежуточным звеном между Божественным замыслом и воплощением этого замысла в жизнь.  

Единорог, или моноцерос – наиболее любопытное создание. Ему приписывают поразительные свойства, в частности, способность удалять из организма и лечить некоторые болезни. Средневековые христианские мистики использовали эмблему единорога как символ Христа, и поэтому единорог должен означать духовную жизнь человека. Ещё единорог – щитодержатель герба Великобритании.

Василиск (греч. Базиликос – царь змей) – фантастический зверь, внешне изображался похожим на симплициссимуса, но с головой и ногами петуха. По средневековым преданиям, выводится из яиц, отложенных петухом и насиженных жабой. Считалось, что взгляд василиска может убить (одолеть василиска можно было, только поставив перед ним зеркало). В христианской символике – одно из четырёх воплощений дьявола.

Полтергейст – домовой, буквально – «шумный призрак». Термин парапсихологии, который обозначает беспорядочное перемещение предметов в жилище, которое сопровождается странными звуками и разрушительными последствиями. Объясняется проделками домового, духов.

Дракон греч. Drakon, в мифологии многих народов – фантастический образ крылатого (иногда многоголового) огнедышащего змея. Известное сходство с драконом имеют образы сказочных чудовищ в произведениях русского фольклора (Змей Горыныч).

Оборотень в верованиях многих народов человек, способный превращаться в зверя, предмет и т.п.

Гиппогриф – мифическое существо, представляет собой единение лошади и грифона. Сказочный крылатый конь греческих мифов. Ариосто и другие авторы рыцарских романов наделяют им своих героев в качестве коня.

(итого 19, авторских -5)

 Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: данный автор хотя и придумал новых мифических существ, но всё же в основном придерживался уже существующих образов.

       По моему мнению, множество давно знакомых мифических существ делает произведение более понятным, близким читателям любого возраста.

       Поскольку все эти образы взяты из мифов разных народов, книга Ролинг оказывает развивающее воздействие на читателей, заставляя вспомнить (или взяться за изучение) истории древнего мира.

       В то же время «вливание» новых «авторских» мифических существ придаёт книге свежесть ощущений, позволяет расширить горизонты повествования, захватывает читательское воображение.

3. Коллективный краткосрочный проект «Читательская конференция: урочно-внеурочная деятельность учащихся»

С учителем литературы у школьников часто складываются особые отношения: на уроках мы не только изучаем материал, но и обсуждаем проблемы, ситуации, людей. Ведь, сколько бы ни говорили мы о «художественном образе», ученики прежде всего видят на страницах книг живых людей. Со временем возникает потребность поделиться мнением не только о героях «программной» литературы.

Форма читательской конференции достаточно строга, чтобы учащиеся отнеслись к работе серьёзно, и достаточно свободна для высказывания собственных мыслей, формирования собственных взглядов на книгу.

При подготовке к конференции проводится большая исследовательская работа: готовится художественное оформление, пишутся доклады, проводятся социологические опросы. Преимущества подобной работы в том, что, во-первых, в ней могут участвовать дети с самыми разными интересами и способностями, а во-вторых, её можно проводить как в рамках одного класса, так и в целой параллели, а также объединяя две параллели, близкие по возрасту.

Далее представлены программы двух читательских конференций, проведенных соответственно в седьмых и восьмых классах.

Тема 1: «Книга детская – и не только».

1. Оформление: выставка-конкурс «Макет любимой книги» (работы приготовлены на уроках русского языка при изучении темы «Отзыв о книге»).

2. Результаты социологического опроса представляют несколько учащихся.

а) опрошены ровесники: каких книг читают больше?
б) опрошены родители: какие книги они читали в возрасте 12-13 лет?
в) опрошены продавцы книжных магазинов и библиотекари: какие детские книги покупают (берут) больше?

Количество опрошенных оговаривается заранее. После выступлений обращаем внимание на получившиеся совпадения: некоторые названия и авторы повторяются.

3. Чтение докладов:

а) Русская народная сказка: действительно ли на все времена?
б) Детский детектив: вредно или полезно?
в) Фантастика: чем отличается детская от взрослой?

Самое ценное в таких докладах – доказательства с помощью собственных мыслей, собственные выводы. Для примера приводится содержание 3-4 прочитанных по выбранной теме книг.

4. Дискуссия.

Поскольку в этом году мы много внимания уделяли Гарри Поттеру (обсуждали на переменах, рисовали на конкурс “Портрет любимого героя”, участвовали в анкете-конкурсе одного из книжных магазинов) – поговорим о нём.

Дети достаточно информированы о том, что взрослые относятся к этой книге неоднозначно, и сами готовы защищать – или разоблачать её.

Берём весы с чашками (из кабинета физики) и конфеты. Любой участник конференции высказывает своё мнение о книге. Если оно «за» - кладём конфету на чашку, отмеченную «плюсом», «против» - «минусом». В результате аудитория делится на две группы. Озвучиваем вывод: чего мы находим больше в нашумевшей книге – полезного или вредного? (Мои дети полезного нашли больше). Каждая группа забирает конфеты со своей чашки. Читательская конференция – своего рода праздник, приятно закончить его подарком.

Тема 2: «Книга для современного подростка».

1. Оформление: книжная выставка.

Номинации:

а) новинки и бестселлеры
б) книга на все времена.

Ученики, приготовившие выставку, обязательно комментируют свой выбор во время конференции.

2. Результаты исследования по вопросу: что читают современные подростки? (жанры и названия – лидеры).

Один из учеников предварительно выясняет, какие книги из получившегося списка читали в детстве его родители, а возможно – бабушки и дедушки.

3. Докладчики читают рецензии на прочитанные книги.

а) новинка (выбрали «Дневник принцессы» Мэг Кэбот)
б) книга – ровесник наших родителей (по рекомендации учителя – «Ясновидящая, или Эта ужасная улица» Юрия Сотника)
в) подросток сто лет назад (Лидия Чарская, «Записки институтки»).

После чтения докладов коллективно сделали вывод: не так уж различаются подростки из разных времён. При случае, наверное, нашли бы общий язык…

Дискуссия: в наш век компьютеров и видео нужна ли нам художественная книга? (Очень важно, чтобы высказался каждый).

Список литературы

  1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс. 1996
  3. Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. – М.: Педагогика. 2000
  4. Имакаев В.Р. Феномен учительства в социально-философском и гуманитарно-проектном измерениях. Дисс. на соиск. уч. степ. док. филос. наук. – Пермь. 2005
  5. Имакаев В.Р. Образование и ось времени // Философия образования и реформа современной школы. – Пермь. 2002
  6. Ковалёва Г.С. Состояние российского образования. – М.: Педагогика. 2001, №2
  7. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М. Институт практической психологии, Воронеж:НПО “Модек”. 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми

В настоящее время проблема работы содаренными детьми все более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Выявление одаренных детей, организация системной работы - одна из главных задач современно...

Доклад «Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми»

Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г. Пыть-Ях «Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства». Август 2014 г.Докл...

Методический потенциал урока математики в реализации идей личностно-ориентированного обучения в рамках ФГОС.

В основе ФГОС нового поколения – системно-деятельностный подход и концепция развивающего обучения Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе и профессионал...

Формирование картографической грамотности у учащихся по географии на основе идей личностно -ориентированного обучения

В настоящее время интересы общества и географической науки находятся в неразрывной связи со школой, определяют новые идеи для модернизации географического образования. В связи с этим школьная географи...

Проектирование образовательной среды учреждения: новые подходы к педагогической деятельности, направленной на реализацию идей личностно-ориентированного образования

Проектирование образовательной среды учреждения: новые подходы к педагогической деятельности, направленной на реализацию идей личностно-ориентированного образования. Доклад директора, 2013 год...

Обобщение педагогического опыта по теме: достижение нового качества образования путем внедрения современных технологий обучения иностранным языкам.

Предоставляю Вашему вниманию методическую разработку  обобщение моего педагогического опыта по теме: достижение нового качества образования путем внедрения современных технологий обучения и...