В.Распутин."Последний срок".
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Рябова Инесса Николаевна

Нравственный урок нашему времени по повести В.Г.Распутина "Последний срок". Предлагаются карта, конспект урока, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо, и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon карта и конспект урока77.5 КБ
Office presentation icon презентация урока398.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Капля жданного дождя…». Нравственный урок нашему времени. (По повести В.Г.Распутина «Последний срок».

Дидактическая цель: создать условия для воспроизведения в памяти и применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях средствами технологии критического мышления.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Цели по содержанию урока:

Образовательная: способствовать актуализации личностного смысла учащихся к изучению темы.

Развивающая: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников критического мышления.

Воспитательная: способствовать пониманию учениками семейных ценностей, воспитанию бережного отношения к семье, ее традициям.

Основные методы обучения: частично-поисковый, проблемного изложения.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Средства обучения: тексты произведений, использование компьютерных технологий, презентация.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент

Приветствует учеников, создает позитивный настрой на познавательную деятельность на уроке

Проверяют готовность рабочего места, наличие учебных принадлежностей к уроку.

1 этап

Вызов

Пробуждение интереса к теме

Вступительное слово о творчестве В.Г.Распутина.

Предложение учащимся определить цели.

Задумывались ли вы над вопросом: как надо жить? В чем смысл жизни? Предлагает написать синквейн к слову смысл

Учащиеся осмысливают тему, цели (программу) урока. Записывают в тетради, отвечают на поставленный вопрос, продолжая строчку из стихотворения. И.Губермана (письмо по кругу). Пишут синквейн.

Структурирование процесса изучения.

Предлагает с помощью текстов ответить на вопрос: какие волнующие его вопросы Распутин доверяет своим героям. Предлагает построить «здание» темы – «Дом».

Учащиеся работают с текстом (приложение № !) – каждый индивидуально, затем обсуждение в группах (3 минуты). Обмениваются мнениями между группами (в классе). Записывают в тетради ключевые вопросы. Учащиеся строят «здание» темы (структурно-логическую схему.

2 этап

Осмысление

Получение новой информации.

Соотнесение новой информации с собственными знаниями (представлениями).

Читает стихотворение Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет».

Предлагает учащимся поработать с новым текстом (приложение №2) – чтение с пометками.

Предлагает заполнить двух(трех)частный дневник.

Ловушка «паучок» - причины душевной скудости

Учащиеся читают и делают пометки в тексте: отмечают самые интересные мысли (наиболее важные тезисы). Работают в режиме самостоятельной деятельности с маркировочной таблицей в тетради:

Наиболее важные тезисы

Свои комментарии

Предложения другой группы

Обсуждение в группе, в классе.

Помогают учителю выявить причины душевной скудости детей Анны.

3 этап

Рефлексия

Целостное осмысление и обобщение полученной информации.

Анализ всего процесса изучения материала.

Выработка собственного отношения к изученному материалу (новый вызов)

Предлагает познакомиться с «Заповедями человечности» Д.С.Лихачева.

Вместе с учащимися выводит формулу «Четыре подпорки жизни» (точка опоры).

Предлагает определить уровень собственных достижений на уроке, высказать собственное суждение о достижении цели урока.

Знакомятся с «Заповедями человечности». Записывают в тетради формулу выхода из тупика – точку опоры.

Определяют уровень собственных достижений (самооценка).

Отвечают на 1 вопрос из предложенных (по группам):

  1. что важного вы открыли?
  2. какая работа увлекла?
  3. какую мысль уносите?
  4. над каким вопросом есть смысл подумать еще?
  5. почему мы сегодня говорили о проблеме смысла человеческой жизни?

Домашнее задание

Информирует о домашнем задании:

Создать заповеди счастливой семейной жизни; «древо» советов; пути сближения «отцов» и «детей».

Учащиеся записывают домашнее задание.

Конспект урока.

Эпиграфы к уроку:

Распутин – умный и внимательный смотритель русской жизни.

В.Чалмаев

До могилы буду талдычить о душе, о совести…

В.Распутин

1 этап. Вызов.

1. Слово о творчестве В.Г.Распутина.

        Повести В.Г.Распутина – это разговор о сокровенном: о жизни и смерти, о корнях своих, о правде – совести, о памяти. Распутин исследует конфликт между мудрым отношением к жизни и немудрым, суетливым, бездумным существованием. Он ищет корни этого конфликта. Распутина заботит прежде всего состояние души. Он пишет тогда, когда уже молчать нельзя. Его герой – человек совестливый, не столько обвиняющий земляков, сколько казнящий себя. Писатель говорит о необходимости каждому человеку «самому докапываться до истины», жить работой совести. Сильней всего его тревожит желание большинства людей жить не оглядываясь, облегченно, нестись по течению… Книги В.Г.Распутина – зеркало, в котором отражается наша жизнь и мы, такие, как есть.

2. Осмысливание темы урока, определение целей.

        Основные проблемы творчества В.Распутина – проблемы нравственности.

3. Задумывались ли вы над вопросом: как надо жить? В чем смысл жизни?

        И.Губерман:

        Два смысла в жизни – внутренний и внешний,

        У внешнего – дела, семья, успех;

        А внутренний – неясный и нездешний… - продолжить, сформулировав ответ на вопрос: в чем смысл жизни ( письмо по кругу); работа в группах, обмен мнениями.

        В ответственности каждого за всех.

4. Построение синквейна к слову смысл.

5. Вопросы В.Распутина.

        Сегодня любой серьезный разговор сводится к трем главным вопросам: первый – шукшинский – что с нами происходит? Два другие – классические – что делать? и кто виноват? Настало время осмыслить. Для ответа на вопрос: что делать? – нужно понять, что с нами происходит, кто виноват?

Какие беспокоящие его вопросы В.Распутин доверяет своим героям? Работа с текстами (приложение №1).

Жизнь ставит сложные вопросы: зачем живешь? Не напрасно ли? Что оставишь после себя? Что с нами происходит?

6.Построение «здания» темы.

        Почему семьи бывают счастливыми и несчастливыми? Каким духовным содержанием нужно наполнить дом, чтобы он стал местом, где каждому уютно и спокойно? От чего зависит счастье семьи?

Строим Дом («здание» темы)

Счастье

Верность

Честь

Ответственность

Совестливость

Любовь

Надежда

Доброта

Уважение

Вера

Предки, семейные традиции, родина

2 этап. Осмысление.

1. Стихотворение Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…».

2.Главный смысл повествования В.Распутина заключен в Анне, в ее расставании с миром, в этой умудренной и страдающей душе старой русской крестьянки, замершей на самом краю зияния и не ведающей страха. «Нет, ей не страшно умереть, всему свое место. хватит, нажилась, насмотрелась. Больше тратить в себе ей нечего, все истратила – пусто. Изжилась до самого донышка, выкипела до последней капельки». Старая Анна прожила жизнь так, как было суждено ей, ни на что не жалуясь, все принимая как должное, посланное ей одной. Посмотреть со стороны, так жизнь ее – это цепь утрат, непосильного труда и тяжких забот, и не нужна ей никакая другая жизнь, и смерть свою она воспринимает спокойно и со смирением. Распутин сумел увидеть в ней богатую духовность, настоящую личность.

3. Погружение в медленное чтение (текст – приложение №2):

        а)чтение с пометками;

        б)двух(трех)частный дневник;

        в)обсуждение в группе, в классе.

4. Изменились духовные и нравственные ценности. Распутин ощутил, что «просто край открылся, край дальше некуда. Еще вчера что-то оставалось наперед, сегодня кончилось». И он находит в себе мужество писать правду.

        Дети Анны остро ощущают какую-то грешность своей жизни, ее духовную незаполненность. Речь идет о муках души, утомленной бессмыслицей, о смысле жизни, которая без радости, без свободы.

5.В чем причины душевной скудости детей Анны? (паутина – ловушка):

(беспамятство, зло, равнодушие, эгоизм, цинизм, бездуховность, агрессивность, безответственность).

3 этап. Рефлексия.

1. О чем повесть? – о жизни, о вере-безверии, об одиночестве… Произведение многолико. Главная проблема скрыта в самом названии «Последний срок» - название предоставляет нам домысливать, что происходит с человеком. Распутин, раскрывая, как никто, душу своего соплеменника, показывает в ней вечное, человеческое.

2. Д.С.Лихачев. «Заповеди человечности».

3. Нравственный урок, содержащийся в судьбе старухи Анны, нельзя забывать. Всегда будет кто-то просить помощи, всегда будет человек возвращаться на родину, всегда будут дети собираться к смертному одру матери. Всегда будет меняться жизнь – но вот в какую сторону…(зависит от нас)

Точка опоры. Четыре подпорки жизни:

  • в чувстве дома с семьей
  • в чувстве солидарности с людьми
  • в чувстве работы (единство с людьми, вдохновение, бессмертие)
  • в чувстве земли, на которой стоит твой дом.

4. В.Распутин ответил на последний вопрос Анны: «Выйдет ли из ее жизни хоть капля полезного, жданного дождя, который прольется на жаждущее поле?» Да, ни одна человеческая жизнь, ни одна слеза, ни один радостный миг не напрасны, имеют свой смысл и нужны тем, кто придет после нас.

5. Определение уровня собственных достижений на уроке. Ответ на один из поставленных вопросов (в группе):

  • что важного вы открыли?
  • какая работа увлекла?
  • какую мысль уносите?
  • над каким вопросом есть смысл подумать еще?
  • почему мы сегодня говорили о проблеме смысла конкретной человеческой жизни?

Домашнее задание. Создать заповеди счастливой семейной жизни, «древо» советов, пути сближения «отцов» и «детей» (по выбору).

Приложение №1.

  1. Мы почему такие-то? Почему мы такие, социально и нравственно разобщенные? Почему среди нас процветает бесхозяйственность, воровство, пьянство, преступность?! Почему столько на свете неробей и причиндалов!? И как получилось, что мы на их милости сдались, как получилось?.. Добро и зло перемешались. Добро превратилось в слабость, зло – в силу. Что такое теперь хороший или плохой человек? В дедовские времена человека оценивали по его душевным жестам, по его способности или неспособности чувствовать, как свое собственное, чужое страдание. В житейской же практике уже тот нынче хороший человек, кто не делает зла, что без спроса ни во что не вмешивается. А в результате мерилом хорошего человека стало «удобное положение между добром и злом, постоянная и уравновешенная температура души».
  2. Интересно, куда денется ее жизнь?..Кому достанется ее жизнь, которую она, как работу, худо ли, хорошо ли, довела до конца?.. Помянут словом, кивнут в ее сторону, и все, - была и быльем поросла. А потом и помнить забудут… Знать хотя бы, зачем и для чего она жила, топтала землю и скручивалась в веревку, вынося на себе любой груз? Зачем? Только для себя или для какой-то пользы еще? Кому, для какой забавы, для какого интереса она понадобилась? Выйдет ли из ее жизни хоть капля полезного, жданного дождя, который прольется на жаждущее поле?.. Лучше бы она сейчас померла. И нам лучше, и ей тоже. Я это тебе только говорю – чего уж мы будем друг перед дружкой таиться? Все равно ведь помрет. А сейчас самое время: все собрались, приготовились. Раз уж собрались, ну надо бы это дело до конца довести, и не вводить нас в заблуждение.
  3. Э-эх, до чего же мы все добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла… Кто же знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей или ради чего-то еще? Вечным ли будет это движение?.. Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает. И ведет он себя так, будто с него первого началась жизнь и им она навсегда закончится… Почему так много времени мы проводим в хлопотах о хлебе едином, и так редко поднимаем глаза вокруг себя, и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что это мое и что без этого нельзя жить? И почему забываем, что именно в такие минуты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?
  4. Господи, что это за мир такой, если решил он обойтись без добрых людей, если все, что рождает и питает добро, пошло на свалку… Господи! Почему же так жестоко устроена жизнь, почему так мало счастья отпущено человеку на этой земле и неужели это надолго – одиночество, разобщенность, стыд за тех, кто потерял всяческий стыд?.. Все, что живет на свете, имеет один смысл – смысл службы. Не может быть, чтобы человек вступал в каждый свой новый день вслепую, не зная, что с ним произойдет, и проживая его лишь по решению своей собственной воли, каждую минуту выбирающей, что делать и куда пойти. Не похоже это на человека. Не существует ли в нем вся жизнь от начала и до конца изначально и не существует ли в нем память, которая и помогает ему вспомнить, что делать. Быть может, одни этой памятью пользуются, и другие нет или идут наперекор ей, но всякая жизнь – это воспоминание вложенного в человека от рождения пути. Иначе какой смысл пускать его в мир?

Приложение №2.

  1. Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру все новые и новые края, можем переехать, но центр по-прежнему там, на нашей «малой» родине. Ее сменить нельзя. «Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки… Никакое общество не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. Это все равно, что, подрубив корни, уповать на ветви. Патриотизм – это не любовь к идее, а любовь к отчизне, к родной земле, верность ее заветам, почитание праха и слова ее, страдания за все ее страдания и вера в ее очистительный исход. Будет в нас это – тверже будет и идея, с которой согласится душа…
  2. Что же это с нами происходит? Как мы дошли до этого, как из нормальной отзывчивости перешли в равнодушие, в бездушие, и это тоже стало нормальным? Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей – определенных чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств – чувство милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня. Слова стареют не случайно. Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно?.. Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Это чувство дается нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, оно слабеет и атрофируется. Идеальных людей не бывает, все мы сотканы из множества противоречий, корень слова «совесть» - «весть», та весть, тот голос, который подается в нас правым человеком, имеющим слабое выражение, но его-то и необходимо искать.
  3. Мы живем в мире все усложняющихся нравственных проблем. Наступает эпоха, когда ошибки перестают быть допустимы. Нет ничего вреднее сейчас, чем утверждение: «На ошибках учимся!» На чьих ошибках? На своих! Их не должно быть. От ошибок теперь может пострадать все человечество. Будем же учиться на ошибках прошлого, уметь анализировать пройденный путь и ни в коем случае об этом пути не забывать. И еще: почему мы боимся мертвых? Почему так плохо храним родные могилы? Неужели мы думаем, что никогда не умрем? Во все века и во всех странах сознание собственной смертности воспитывало и приучало думать о том, какую память мы по себе оставим. Но если мы не верим, что оставим по себе память, тогда и делать можно, что угодно, живи мгновением, или, как говорят разные пошляки, «лови момент». А нам необхождимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в жизни, даже если она «частная», небольшая, но все же добрая для окружающих. Каждый может делать что-то доброе и оставить по себе добрую память. Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе.
  4. Память – одно из важнейших свойств любого бытия. Память противостоит уничтожающей силе времени. Память – преодоление времени, преодоление смерти. Беспамятный – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, не способный на добрые, бескорыстные поступки. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его, личной, и в памяти окружающих. Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их обычаям – все это дорого нам. И подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. А может быть строить нравственность на чем-либо другом: игнорировать прошлое с его ошибками и тяжелыми воспоминаниями и быть устремленными в будущее?.. Память о прошлом всегда «светла», поэтична. Она воспитывает эстетически. Память – основа совести и нравственности, основа культуры. Хранить память – это наш нравственный долг и перед потомками. Память активна, она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – беседа по повести В.Г.Распутина «Последний срок»

Материал может быть использован при изучении творчества В.Г.Распутина...

Урок литературы по повести В.Распутина "Последний срок"

Конспект и презентация к уроку литературы по повести В.Распутина "Последний срок"....

"Что с нами происходит?". Раздумья над страницами повести В. Распутина "Последний срок".

Форма проведения: урок - исследование Цели и задачи работы 1. Осмысление нравственных проблем современной действительности на основе анализа содержания повести В.Распутина «Последний срок». 2. У...

Презентация "Конфликт миропонимания в повести В.Г.Распутина "Последний срок"

Презентация по теме "Конфликт миропонимания в повести В.Г.Распутина "Последний срок"...

Методическая разработка урока литературы в 10-м классе по теме "Что с нами происходит?". Раздумья над страницами повести В.Распутина "Последний срок"

Наш разговор сегодня пойдет об обыденном и вечном – о любви к матери. Она заложена в каждом человеке самой природой. И сохрани нас Бог от смертного греха: предательства матери, осквернения памяти о не...

Урок-размышление по повести Распутина "Последний срок."

Урок посвящён анализу нравственной  проблемы повести- отношение "отцов и детей"...

Конспект урока литературы в 11 классе "Трагическое решение проблемы «отцов и детей» в повести В.Распутина «Последний срок»". Раздумья над страницами повести.

В данном материале представлен личностный подход к анализу повести Распутина "Последний срок.". Альтернативный подход в изучении повести позволяет учащимся проникнуть в художественный мир произведения...


 

Комментарии

Мальцева Татьяна Алексеевна

Очень умная, содержательная и актуальная работа. Спасибо огромное за труд!