«Нравственность есть правда» (по рассказу В. Шукшина «Чудик»)
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Грачева Галина Анатольевна

Конспект урока литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shukshinchudik.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе

«Нравственность есть правда» (по рассказу           В. Шукшина «Чудик»)

Цели:

  1. Воспитывать чувство доброты, уважения.
  2. Учить анализировать прозаический текст, познакомить с биографией В. Шукшина.
  3. Развивать логику мышления, навыки устной речи.

Эпиграф: Отчего дети и дурачки поднимаются на такую страшную высоту, выше большинства людей? Оттого, что разум их не извращён ни обманами веры, ни соблазнами, ни грехами. На пути к совершенству у них ничего не стоит.

                                                         Л.Н. Толстой

ХОД УРОКА

    Цель познания – понять, какую роль автор отводит таким людям, как Чудик.

I. Оргмомент.

II. Слово учителя.

Цель познания – понять, почему одной из ведущих тем в творчестве В. Шукшина является тема деревни?

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края.

Алтай – это своеобразно расположенный уголок России. Он представляет собой исконно русский край юго-восточной Сибири. Дальше на юг и восток высятся могучие горные хребты, а с севера тянутся необъятные просторы Западной Сибири – степи и наступающая на них тайга. Земли кругом видимо-невидимо, и всё, что природа может создать удивительного и прекрасного, кажется, сосредоточено здесь. Горы, реки, леса, щедрая природа – всё это давало возможность людям жить, собственным трудом добывая себе хлеб. До революции Алтай был глухой окраиной России, здесь сохранилось своеобразие национальных, этнических, нравственных обычаев. Вольные крестьяне, селившиеся на этих землях, понимали необходимость жить рядом друг с другом, приучались быть терпимыми, культивировали свою мораль и нравственность, основанные на труде и уважении.

На земле с такими традициями и родился Василий Шукшин, эти особенности её склада и духа он впитывал с детства, и они стали устойчивой основой его мироощущения.

Семья Шукшиных была трудовая. Молодые родители Василия работали в только что организованном колхозе. Жили трудно, личного хозяйства у них практически не было. Через три года после рождения Василия на свет появилась его сестра Наташа. А вскоре не стало отца, дети оказались сиротами, и наступили совсем тяжёлые времена. Через некоторое время в доме появился отчим (по словам Василия Шукшина, он был добрым человеком). Перед самой войной семья переехала в город Бийск. Переезд в город был для детей серьёзным испытанием. Город оказался им чужим и враждебным. Выросшие в деревне, они с трудом привыкали к новым условиям жизни, относились ко всему настороженно и боязливо. Поэтому, как только началась война, и отчим ушёл на фронт, семья вернулась в свою деревню – там было привычнее жить и легче прокормиться. Так Василий Шукшин в свои 13 – 14 лет остался за главного мужчину в семье. Кончилось детство, надо было идти в колхоз кормить семью. Зимой Шукшин учился в школе, а летом работал в поле. Шло время. После окончания семилетней школы он определяется на курсы бухгалтеров, бросает их, потом – в автомобильный техникум в г. Бийске. Но и тут проучился немного, уехал в родное село, к земле, к привычным формам отношений. Юноше Шукшину было сложно наладить отношения с городом. Все там были чужие, непонятные, а порой и враждебные.

Наконец, кончилась война. Те, кто остался жив, вернулись в свои деревни. Работы стало не хватать, и многие молодые пошли в города искать новой жизни. Так поступает и Василий Шукшин. Он едет в города, близкие к Москве – Калугу, Владимир. Работает кем придётся – грузчиком, слесарем, в свободные дни выезжает в Москву. В один из таких дней он случайно встречает на набережной Москвы-реки своего земляка – Ивана Пырьева – ведущего мастера кинематографа. Есть версия, что именно в это время  Шукшин начинает свои первые литературные опыты. В августе 1949 года его призывают на службу в морской флот. После демобилизации он начинает работать в Сростках, сдав экстерном экзамены на аттестат зрелости. Работает сначала преподавателем, а потом директором вечерней школы. В это время много читает, книги всегда были его страстью. В 1954 году поступает в Москве во ВГИК. На 4 курсе снимается в главной роли в фильме «Два Фёдора». В этом же году печатаются его первые литературные труды, которые, как и фильм, имеют успех. Так началась его карьера актёра и писателя. Василий Шукшин снялся в фильмах «У озера», «Они сражались за Родину» и многих других. Затем он начинает карьеру режиссёра и снимает фильмы «Печки-лавочки», «Калина красная», «Живёт такой парень» и др. Таким образом в судьбе В. Шукшина переплетаются три линии – актёра, режиссёра, писателя. Умер В. Шукшин в 1974 году от сердечного приступа во время съёмок фильма «Они сражались за Родину».

Учитель: Ребята, почему же одной из ведущих тем в творчестве В. Шукшина является тема деревни?

Вывод: Потому, что Шукшин родился и вырос в деревне. Ему близки и понятны деревенские люди, их обычаи и традиции. Он с детства был привязан к земле, к простым и добрым людям.

III. Беседа с классом.

Цель познания – понять отношение автора к своему герою.

Учитель: В 1969 году на экраны выходит фильм В. Шукшина «Странные люди», снятый по рассказам «Чудик», «Миль пардон, мадам!» и «Думы». Это всё рассказы о странных, непохожих на других людях, об их мечтах и стремлениях, которые с точки зрения здравого смысла не вполне нормальны. А герои упорно держатся за свою мечту, без которой их жизнь стала бы обыденной, невыносимой. Сегодня мы поговорим об одном из этих рассказов – о рассказе «Чудик».

1. Цель познания – понять, каким предстаёт перед нами Чудик?

 - Как вы можете охарактеризовать героя? (Добрый, непосредственный, чувствительный).

 - Какова портретная характеристика Чудика? («круглое мясистое лицо», круглые глаза).

 - Почему лицо и глаза у Чудика именно круглые? (Как у детей, он готов познавать мир и удивляться).

 - А что символизирует круг? (Завершённость, цельность. Следовательно, у Чудика цельный характер, во всех поступках он остаётся верен себе).

 - Почему главный герой «постоянно влипает в разные истории»? (Он не способен подумать, как его поступок будет воспринят, не умеет анализировать, как ребёнок).

 - Что добавляет характеру Чудика высказывание о том, что он не любит хулиганов и продавцов? (Хулиган может побить, а продавец нахамить, он, как ребёнок, их боится).

- Итак, каким предстаёт перед нами Чудик?

Вывод: Чудик – добрый, ранимый человек. Он, как ребёнок, инфантилен.

2. Цель познания – понять, как складываются отношения Чудика с близкими?

 - Какие отношения складываются у Чудика с женой? (Его поступки её раздражают, она даже бьёт его шумовкой).

 - А что именно в характере Чудика не нравится его жене? (Он непрактичный, похож на ребёнка, а не на главу семьи. Жена в доме главная).

 - Как складываются отношения у Чудика с братом и со снохой? (Сноха его не любит, т.к. он деревенский, не приспособлен к городской жизни, её раздражают его поступки: громко разговаривает, испортил коляску. А с братом у него хорошие отношения, их сближают воспоминания о детстве. Они похожи, брат тоже не противится жене, занявшей в семье главную позицию).

 - Итак, как складываются отношения Чудика с близкими?

Вывод: Чудик, как ребёнок, открыт для людей, он не может понять, что он делает не так.

3. Цель познания – как Чудик относится к окружающим его людям?

 - Почему Чудик обращает внимание на деньги в магазине? Как это его характеризует? (Он хотел доставить людям радость, у него даже не возникает мысли забрать деньги себе, пока никто не видит).

 - Почему он не возвращается за деньгами? (Вдруг все подумают, что он решил прикарманить чужие деньги, что он нечестный).

 - Как Чудик ощущает себя в поезде? (Он уже не помнит ситуации в магазине, он, как ребёнок, снова открыт для новых впечатлений).

 - Как Чудик ведёт себя в самолёте? (Он из-за любопытства хочет поесть, хочет упасть в облака).

 - Что удивляет его в соседе по самолёту? (Что он интересуется газетой, а не живым общением).

 - Почему Чудик ищет челюсть? (Это естественное желание, он не думает об этичности своих действий).

 - Как Чудик относится к жене брата? (Он даже не понял, что она невзлюбила его, хочет ей угодить – разрисовывает коляску).

 - А какие у Чудика мечты? (Он мечтает, чтобы все были дома, вместе пили чай, чтобы всем было хорошо).

 - Итак, как Чудик относится к окружающим его людям?

Вывод: для Чудика очень важны семейные отношения и отношение к нему окружающих. Он открыт для людей, хочет, чтобы всем было хорошо.

4. Цель познания – отношения Чудика с миром.

 - Какие отношения у Чудика с миром? (Гармоничные, мир его принимает, ему хорошо на природе (бежит босиком по лужам), он уже не думает о плохом).

 - До чтения последнего абзаца как вы думали, сколько лет Чудику? (Что ему примерно 17-20 лет).

 - Чудик чувствует свою непохожесть на других? (Да, он несколько раз задаёт себе этот вопрос, а ещё вопрос «почему они стали злые», его сердце болит от непонимания окружающих, было «горько»).

 - Почему в последнем абзаце автор рассказывает о своём герое в прошедшем времени? (Это вымирающий тип людей, он нежизнеспособен).

 - Как автор относится к своему герою? (Он любуется его непосредственностью, желанием жить в добре, тем, что он живёт не разумом, а сердцем).

Вывод: «Чудаки украшают мир», - эта фраза М. Горького стала крылатой. Василий Шукшин сам говорил о героях своих рассказов: «Они украшают жизнь, ибо с их появлением, где бы то ни было, изгоняется скука». Но Шукшин подчёркивал в характерах таких людей другое: «Есть люди в городе ли, на селе, которые окружающим кажутся странными.  Их зовут «чудаками». А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Их любят особой любовью за эту их отзывчивость в радости и беде. При всей простоте и непритязательности их жизни на поверку они оказываются душевнее, чище и скромнее, чем те, кто любит посмеяться над их «странностями» и «чудачествами».

 - Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете слова Л. Толстого?

IV. Домашнее задание. 

  1. Прочитать рассказ В. Шукшина «Срезал».
  2. Ответить на вопрос: «Как раскрывается тема деревни в этом рассказе»?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"

Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"...

Шукшин В.М. Рассказы "Критики" и "Чудик". Особенности героев Шукшина.

Рабочие материалы к уроку литературы в 6 классе в форме презентации. Тест к рассказу "Срезал"....

«Две правды в рассказе В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть"».

Разработка урока внеклассного чтения в 11 классе...

Методическая разработка урока- дискуссии "Два правды в рассказе В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть".

Урок знакомит учащихся с творчеством В.Токаревой, способствует формированию умения выражать свои мысли ....

Презентация "Н и НН в разных частях речи" или "Нравственность есть правда".

В презентации Вы найдёте практический материал по отработке навыка правописания Н и НН в различных частях речи на этапе повторения изученного. Содержательной частью презентации являются притчи нравств...

Вещный мир в рассказе В.М. Шукшина «Чудик» как основа деревенского колорита

Вещный мир в рассказе В.М. Шукшина «Чудик» как основа деревенского колорита...