Конспект урока по роману Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Это 4 урок в системе изучения романа "Преступление и наказание", где определяется сущность разработанной Раскольниковым теории и рассматриваются взаимоотношения Раскольникова с остальными действующими лицами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodion_raskolnikov_v_mire_unizhennykh_i_oskorblyonnykh.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Родион Раскольников в мире униженных и оскорблённых. Путь к преступлению». (По роману Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание»)

Цели урока: расширить представление учащихся о героях романа; добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского,– мир «погибших» и «погибающих», вызвать у школьников чувство сострадания к «униженным и оскорблённым»; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова, помочь понять сложный и противоречивый характер героя; раскрыть суть теории Раскольникова, её социальные и философские истоки; показать, какую власть над человеком может иметь теория и какой опасности подвергается герой, пытаясь осуществить её.

Эпиграф к уроку: Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

(А.С.Пушкин)

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

«Преступление и наказание»– это роман философский, роман идей, споров, «глубоких раздумий и страстных поисков решения важнейших проблем века». Достоевский с потрясающей силой показал «социальные контрасты эпохи, трагедию народа, закабалённого нуждой, бесправием». Свой голос писатель поднял в защиту униженных и оскорблённых.

Трудно представить, что все события в романе «Преступление и наказание» происходят в течение двух недель.

Своих героев писатель показывает в страшные минуты жизни, можно сказать, кризисные, когда их души предельно обнажены. Обострённость восприятия обусловливает и сложное развитие чувств главного героя. Он не просто задавленный бедностью маленький человек, бывший студент, но и мыслитель, анализирующий события жизни, социальные отношения, а также связанные с ними нравственные нормы.

Итак, поразмышляем над прочитанными страницами романа, задумаемся над жизнью героев Достоевского.

Беседа о героях романа «Преступление и наказание».

Вопросы к образу Раскольникова:

– Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?

– Найдите в тексте описание внешности Раскольникова. Где живёт герой Достоевского? С какой целью так подробно описывает жилище Раскольникова?

Просмотр работы Н. Ярошенко «Студент» и рисунков к роману Ф. Достоевского работы Д. Шмаринова.

Вопросы:

–Опишите героя картины Ярошенко.

– Как в картине художника передаётся психология человека?

– Усматриваете ли вы общее в психологии Достоевского и Ярошенко?

Семья Мармеладовых.

Примерные вопросы:

– Как складывается судьба Мармеладова и его семьи?

– Достоин ли сострадания Мармеладов? Почему он погибает?

–Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова? Какова главная черта её характера? ( Гордость)

–Есть ли между Катериной Ивановной и Раскольниковым общее? (Во внешности, душевном состоянии,в сходстве теорий: можно пожертвовать одним человеком, чтобы спасти нескольких)

–Сонечка Мармеладова. Расскажите о ней. Каковы главные черты характера Сони? ( В героине поражают убеждённость в своей правоте, огромная любовь к людям, желание помочь им. Сонечка добрая, кроткая)

Размышления над причинами преступления Раскольникова.

–Проследим путь героя Достоевского к преступлению.

–Почему герой страдает и терзается?

– Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать главной?

– Проследим путь героя Достоевского к преступлению.

(Сжатый пересказ – гл. 6, ч.1 Раскольников идёт к старухе-процентщице. Пересказ сцены убийства старухи и смиренной Лизаветы- гл.7, ч.1)

Выводы.

«Путь» Раскольникова к преступлению:

а) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации;

б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности;

в) разговор студента и офицера в распивочной;

г) теория о «двух разрядах»;

д) «случайности», подталкивающие на убийство ( страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой);

е) мысль героя - решиться хоть на что – нибудь;

ж) Раскольников идёт на преступление, разрешает себе «кровь по совести».

–Вспомните статью Раскольникова « О преступлении». Как вы поняли суть теории Раскольникова о «двух разрядах»?

–К какой группе принадлежит сам герой?

–Почему Раскольников совершает два убийства?

– Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления?

Вывод: преступление совершённое Раскольниковым,– это предельное испытание идеи, он думал убить и остаться спокойным. Но натура человеческая сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Преступить-то он преступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все,– вошь, «тварь дрожащая».

Итак, писатель сделал Раскольникова преступником «не столько в уголовном, сколько в философском плане». Протест героя против жестокого мира, « отравлен ядом индивидуализма, жаждой эгоистического самоутверждения»

– Подумайте над словами Макса Штирнера: « Я сам создаю себе цену и сам назначаю её… Эгоисту принадлежит весь мир, ибо эгоист не принадлежит и не подчиняется никакой власти в мире… Наслаждение жизнью – вот цель жизни…»

И словами Достоевского: « Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать всё что угодно в пределах закона. Когда можно делать всё что угодно? Когда имеешь миллион. Даёт ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает всё что угодно, а тот, с которым делают всё что угодно».

Домашнее задание.

Подготовить сообщения о «двойниках» Раскольникова:

Лужин – подлец «по убеждению», маленький «Наполеон»

Свидригайлов и его жизненная позиция вседозволенности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"в 10-м классе. Свидригайлов и Раскольников.

Проведение этого урока позволит учащимся более глубоко и полно понять основные проблемы романа, теорию Раскольникова.Целесообразно посвятить весь урок идейно-художественной функции образа Свидригайлов...

Презентация к заключительному уроку по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Презентация к заключительному уроку по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"....

Открытый урок по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Открытый урок по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"....

Опорный конспект №1 к роману Ф.М.Достоевского Преступление и наказание" (1-я часть романа)

Опорный конспект  помогает учащимся увидеть и понять внутренний мир Р.Раскольникова. ОК удобен при анализе 1-й части романа....

Тяжкое бремя выбора( урок по роману Ф.М.Достоевского " Преступление и наказание")

Урок-суд " Тяжкое бремя выбора" по роману  Ф.И.Достоевского "Преступление и наказание", проводится в 10 классе по завершении изучения романа....

Петербург Достоевского. Урок по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Урок литературы в 10 классе, целью которого является рассмотрение города как соучастника преступления...

Конспект урока по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции Ф. М. Достоевского"

Цель данного урока:определить, в чем заключается "правда" Сони Мармеладовой, как, несмотря на совершенное преступление против норм общественной морали, ей удается сохранить нравственную чист...