Урок по рассказу Леонида Андреева "Иуда Искариот" "Повесть о любви и верности?"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Плетнева Лилия Григорьевна

Данная презентация поможет провести урок по рассказу Леонида Андреева "Иуда Искариот". Она содержит в себе дополнительный материал к произведению, включае задания по работе класса с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povest_o_lyubvi_i_vernosti.pptx1015.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель: определить идейное содержание повести, значение образа Иуды в литературе. Повесть о любви и верности? Л. Андреев «Иуда Искариот»

Слайд 2

… и как нет конца у времени, так не будет конца рассказам о предательстве Иуды и страшной смерти его. Леонид Андреев

Слайд 3

«Иуда Искариот» Повесть написана по мотивам библейского сюжета, в котором рассказано о предательстве Иисуса Иудой. Получила неоднозначную оценку, так как Андреев по-своему истолковал сюжет. Почему обратился к данной теме? В 1900-е годы много пишет о Богочеловеке («Христиане», «Елизар», «Жизнь Василия Фивейского»).

Слайд 4

«Иуда Искариот» Иисус Христос – воплощение истины, добра и красоты , а предавший его Иуда – олицетворение лжи, подлости, коварства. Традиционное противопоставление Иуды одиннадцати верным апостолам Вызвало у Андреева сомнение

Слайд 5

Андреева волнует вопросы: Только ли подлость вела Иуду к предательству? Только ли нравственную чистоту проявили другие апостолы во время кульминационных событий христианской истории?

Слайд 6

Начинается повесть словами: «»Иисуса Христа много раз предупреждали, что Иуда из Кариота – человек очень дурной славы и его нужно остерегаться» Далее идет изложение слухов То есть с первых строк дается отрицательная характеристика Иуды. О не нет ни одного доброго слова: он корыстолюбив, коварен, наклонен к предательству и лжи (это авторская характеристика) Плохо о нем говорят и хорошие, и плохие

Слайд 7

Отрицательное Бросил жену, ссорит людей, Любопытный, лукавый, злой. У него нет детей Но Иисус Никого не слушает , он принял Иуду , включил в круг избранных.

Слайд 8

«Иуда И скариот» 9 глав. 3 глава – предательство; остальные – ожидание гибели Иисуса. С начала повести ощущается мотив тревоги, он звучит и в описании природы. Новый абзац из одного предложения: «И вот пришел Иуда» Дается детальный портрет. Зачитайте! Что особенного в портрете? Ученики Иисуса отнеслись к нему с брезгливостью, не доверяют ему.

Слайд 9

«Иуда Искариот» Андреев идет вслед за евангельской историей: Иисус знал о предательстве, обо всем, что произойдет, но все-таки принял Иуду. Природа в ожидании. Безветренная погода сохранилась до конца истории: все происходит в атмосфере духоты, тяжести, все в черно-белых тонах. Как перед грозой. Все в ожидании перемен: Иисус ждет дня предательства, Иуда живет надеждой, что , когда иудеи увидят страдания Христа, освободят учителя и пойдут за ним.

Слайд 10

Иуда вдруг становится хорошим Добросовестно исполняет свои Обязанности Гете: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик» И все-таки поведение его противоречиво: берет на себя обязанности и тут же крадет 3 д инария; рассказывает истории, а потом признается, что лгал

Слайд 11

Ученики Христа Обладают земными, человеческими качествами Они не идеальны, но разнообразны Петр громогласен Иоан наивен, честолюбив, хочет одного – быть любимым учеником Фома молчалив, рассудителен, но осторожен. Все апостолы снисходительны к Иуде, осуждают за ложь и притворство, но с удовольствием слушают его лживые истории

Слайд 12

Отличие Иуды от апостолов Ученики ведут борьбу за первое место около учителя – Иуда старается быть нужным И Христос ласково смотрит на него.

Слайд 13

Иисус изменяет отношение к Иуде Иуда доказывает Иисусу, что селяне были неискренни по отношению к нему, объявили его вором, обманщиком ( козленка после нашли) Иисус после этого перестал замечать Иуду, садился к нему спиной, смотрел, но не видел. Даже когда Иуда помог Иисусу, сохранил его жизнь, опять же ценой лжи, благодарности не получил: «ложь во спасение» сурово принята Христом Иуда плачет: он любит учителя, хочет быть любимым, произносит роковую фразу: «А теперь он погибнет , и вместе с ним погибнет Иуда»

Слайд 14

Путь к преступлению Встреча с первосвященником Анной и договаривается о предании Иисуса в руки закона (за 30 серебряников) Теперь молчалив. Перестал говорить о людях дурное. Окружает Иисуса заботой, нежностью. Угадывает малейшее его желание. Приносит цветы, передает их через Марию Магдалину. Но Учитель как будто ничего не замечает.

Слайд 15

Путь к преступлению Иуда вызывает чувство жалости, он искренне страдает Говорит, что Иисуса Христа нужно беречь, нужно уходить отсюда. Принес два меча, чтобы спасти Иисуса. Двойственность: сам предал и пытается спасти. Верит, что восторжествует любовь и верность учеников. Иисус все предвидит. Говорит Петру: «Не наступит и утро, как ты трижды предашь меня».

Слайд 16

Кульминационный момент – сцена предательста

Слайд 17

Как ведут себя ученики? Зачитать. Иуда ждет чуда: сейчас все поймут. Пытается воздействовать на Анну, но то прогоняет его. Пилат умывает руки, говорит, что он невиновен в крови праведника, а Иуда целует ему руки и называет мудрым.

Слайд 18

Сцена распятия Христа Зачитать. На протяжении казни Иуду мучит мысль: А вдруг они поймут? Еще не поздно! «Осуществился ужас и мечты» Иуду считают предателем, а он идет к ученикам и обвиняет их в бездействии, называет предателями. И в чем-то он прав. В чем?

Слайд 19

Иуда давно наметил место, где после смерти Иисуса убьет себя» Идет на смерть, как на встречу с Иисусом. «Так встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус» Зачитать. Портрет Иуды.

Слайд 20

Работа с текстом Зачитать последний абзац Какие чувства вызывает написанное? Каково авторское отношение к Иуде? Деньги брошены Иудой – не из-за них убил. Какова истинная причина убийства Иисуса, по мнению Андреева? Победитель или проигравший Иуда в п овести?

Слайд 21

Выводы: 1.Нравственная ценность заключается не в словах, а в поступках. 2.Любовь должна быть деятельной. 3.Для того чтобы Иисус смог совершить свой подвиг – принести жертву во имя человечества, его нужно предать. И позор предательства Иуда взял на себя, тем самым обессмертив не только Иисуса, но и себя. Андреев считает предательство тоже жертвой, так как Иуда обрек себя на вечный позор

Слайд 22

Дома 1. Устно – по конспекту урока 2. Карточки. № 1Портреты Иуды, их роль в повести. №2 Ученики Иисуса. Какими показаны в повести № 3 Иуда после предательства № 4 Причины предательства и самоубийства Иуды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 7 класс "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»

Формирование  в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.....

" Любовью? распятая любовь" ( урок литературы в 11 классе по повести Л.Андреева "Иуда Искариот")"

Интегрированный урок литературы и Основ Православной культуры...

Урок по творчеству Леонида Андреева. Обзор рассказа «Иуда Искариот».

Урок по творчеству Леонида Андреева. Обзор рассказа «Иуда Искариот».Опрос домашнего задания по группам.1группа: тест по пьесе М. Горького «На дне».2 группа: ответы на вопросы по рассказу А.И. Куприна ...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Проблема иллюзорности человеческой жизни в рассказе Леонида Андреева «Большой шлем»

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Проблема иллюзорности человеческой жизни в рассказе Леонида Андреева «Большой шлем»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Надежда Михайл...

Разработка урока по рассказу Леонида Андреева "Кусака"

Данная работа предназначена для учителей, работающих в 7 классе по учебнику В.Коровиной...

Урок по рассказу Л.Андреева "Иуда Искариот." Переосмысление библейской легенды

В рассказе переосмысляется библейская легенда о предательстве Иуды. Писатель считатет, что Иуда любил Христа и преклонялся перед ним, но он не во всем был согласен с Учителем. Для того, чтобы доказать...