О.Уайльд. «Соловей и роза» - грустная сказка об истинной любви и смерти, об одиночестве настоящего художника в окружающем мире.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Котова Ирина Олеговна

Урок литературы (технология "Развития критического мышления через чтение и письмо")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o.uayld_._solovey_i_roza.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. 6 КЛАСС.

О.Уайльд. «Соловей и роза» - грустная сказка об истинной любви и смерти, об одиночестве настоящего художника в окружающем мире.

Цель урока – обучение чтению с остановками, работе в группах.

Вступительное слово учителя о творчестве О.Уайльда.

В 1888 году выходит сборник «Счастливый принц», в который входит сказка «Соловей и роза».

Чтение сказки с остановками.

? Почему Соловей заинтересовался именно этим юношей. Что необычного он нашел в нем?

? Чем отличается Соловей от остальных обитателей поляны. Он настоящий художник.

?Как отреагировали другие обитатели поляны на любовь студента?

?Предположите, что произойдет дальше?

?Почему у куста с красными розами в этом году не будет роз?

? Предположите, что необходимо сделать, чтобы появились красные розы?

? Так что же было нужно, чтобы появились красные розы?

?Что нужно настоящему художнику, чтобы появилось настоящее произведение искусства?

? Почему опечалился Дуб?

?Предположите, что написал студент в записной книжке?

?Так что же написал студент? Какой отзыв дал искусству Соловья? Часто ли понимаем мы настоящее искусство? Мы не видим за красивой формой содержания, которое вложил творец.

Как Соловей отдавал свою жизнь?

Предположите, что произойдет в следующей части?

?Песня Соловья не оставила равнодушным никого, Что она дала миру, как мир услышал ее?

Как отреагировал студент, когда увидел прекрасную розу?

?Предположите, что будет дальше?

?Понял ли студент, что произошло на самом деле?

?Что ответила девушка Студенту? Что она ценила в людях? Что для нее было важным?

?Как он отреагировал на ответ девушки?

Они ничего не заметили, не оценили прекрасную розу.

Работа по группам

1 группа. Собирает наблюдения. Высказывания Соловья о мире, любви, жизни. Сделать вывод о том, как относится настоящий художник к этим понятиям.

2 группа. Как относится окружающий мир к прекрасному: розе, песне соловья. Сделать вывод о том, что мир, окружающий художника неоднороден.

3 группа. Отношение Студента к любви в начале сказки и в конце. Как он относится к произведениям искусства. Вывод. Что имеет для него настоящую ценность: любовь, наука, искусство?

4 группа. Наблюдения над языком сказки. Найдите, какие выразительные средства (сравнения, эпитеты, метафоры) использует автор при описании. (Розы, песня соловья и т.д.) Докажите, что сказка полна волшебного обаяния и невыносимой грусти.

Вывод. Эта сказка полна волшебного, поистине завораживающего обаяния, это очень красивая и грустная история, несомненно, адресованная не детям, но взрослым читателям, где автор поднимает главную проблему: одиночество настоящего художника в окружающем мире.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ.

Справочный материал по творчеству О.Уайльда.

УАЙЛЬД, ОСКАР (Wilde, Oscar), допустимо также — Уайлд (1854-1900), английский драматург, поэт, прозаик и критик. Полное имя — Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд. По происхождению — ирландец. Родился 18 октября 1854 в Дублине в весьма известной семье. Отец, сэр Уильям Уайльд, был врачом-офтальмологом с мировым именем, автором множества научных трудов; мать — светская дама, писавшая стихи об Ирландии и освободительном движении, и считавшая свои приемы литературным салоном. Молодой Уайльд рос в атмосфере поэзии и аффектированно-театральной экзальтации, что не могло не сказаться на его дальнейшем творчестве и образе жизни.

Окончив школу, он проводит несколько лет в привилегированном дублинском колледже Троицы (Тринити-колледж), после чего поступает в Оксфорд. Здесь, под влиянием лекций Джона Рескина, поэтов-романтиков и искусства прерафаэлитов, формируются эстетические взгляды блестящего студента (Уайльд закончил Оксфорд с отличием). Культ Прекрасного, горячим пропагандистом которого стал Уайльд, привел юношу к бунтарству против буржуазных ценностей, но к бунту скорее чисто эстетическому, проявлявшемуся не только в изысканно-красивых стихотворениях, но и в нарочито-эпатажном стиле одежды и поведения — экстравагантный костюм с подсолнухом в петлице (позже подсолнух заменит знаменитая уайльдовская зеленая гвоздика), искусственно-манерные, почти ритуальные речевые интонации. Чуть ли не впервые в истории культуры художник, литератор рассматривал всю свою жизнь как эстетический акт, став предтечей знаменитостей русского Серебряного века, футуристов, или наиболее последовательного приверженца эпатажного стиля жизни — Сальвадора Дали. Однако то, что в 20 в. стало почти художественной нормой (во всяком случае, рассматривалось как допустимое), для викторианской Англии конца 19 в. было непозволительным. Это в итоге привело Уайльда к трагедии.

Уже первый поэтический сборник Уайльда — Стихотворения (1881) продемонстрировал его приверженность к эстетическому направлению декаданса (фр. decadence — упадок), которому свойственны культ индивидуализма, вычурность, мистицизм, пессимистические настроения одиночества и отчаяния. К этому же времени относится и первый его опыт в драматургии — Вера, или Нигилисты. Однако следующие десять лет он драматургией не занимался, обращаясь к другим жанрам — эссе, сказкам, литературно-художественным манифестам.

В конце 1881 уехал в Нью-Йорк, куда его пригласили прочитать курс лекций по литературе. В этих лекциях Уайльд первые сформулировал основные принципы английского декаданса, позднее подробно разработанные в его трактатах, объединенных в 1891 в книге Замыслы (Кисть, перо и отрава, Истина масок, Упадок искусства лжи, Критик как художник). Отрицание социальной функции искусства,

приземленности, правдоподобия,

отстаивание права художника на полное самовыражение нашли свое отражение в известных произведениях Уайльда — его сказках, впрочем, объективно вырывающихся на пределы декаданса (Счастливый принц и другие сказки, 1888; Гранатовый домик, 1891).

Нельзя не отметить волшебного, поистине завораживающего обаяния этих очень красивых и грустных историй, несомненно, адресованных не детям, но взрослым читателям. Однако с точки зрения театрального искусства в сказках Уайльда важнее другое: в них выкристаллизовался эстетический стиль отточенного парадокса, отличающий немногочисленную драматургию Уайльда, и превращающий его пьесы в уникальное явление, почти не имеющее аналогов в мировой литературе. Пожалуй, единственной корректной стилистической аналогией пьесам Уайльда можно считать драматургию Бернарда Шоу — при всей полярности их творческих и жизненных принципов.

Однако до возвращения к драматургии, в качестве своеобразного перехода к ней от сказок, по заказу американского издателя, Уайльд пишет свой самый крупный роман Портрет Дориана Грея (1890), в котором писатель внятно очертил круг своей проблематики. Эстетизация безнравственности, концепция циничного гедонизма, пряное очарование порока, процветающего в роскошных интерьерах аристократических салонов — все это чуть позже перейдет в изысканные комедии Уайльда. Однако пьесы эти окажутся совершенно иными. В лишенных крутого замеса символического мистицизма Портрета Дориана Грея блестящих парадоксальных диалогах откровенный цинизм сконцентрирован столь густо, что волей-неволей возникает ощущение сатиры. Недаром его пьесы в сценической трактовке зачастую выступают в жанре социально-разоблачительной комедии.

Все пьесы Уайльда написаны в начале 1890-х: Веер леди Уиндермир (1892), Женщина, не стоящая внимания (1893), Святая блудница, или женщина, осыпанная драгоценностями (1893), Идеальный муж (1895), Как важно быть серьезным (1895), и сразу поставлены на лондонской сцене. Они пользовались большим успехом; критики писали о том, что Уайльд внес оживление в английскую театральную жизнь, о продолжении драматургических традиций Шеридана. Однако с течением времени стало ясно, что эти пьесы вряд ли можно отнести к простым "комедиям нравов". Сегодня именно О.Уайльд, наряду с Б.Шоу, справедливо считается основоположником интеллектуального театра, в середине 20 в. получившего свое развитие в течении абсурдизма. (См. статью театр Абсурда).

В 1890-е практически все творчество Уайльда сопровождалось громкими общественными скандалами. Первый из них возник при появлении Портрета Дориана Грея, когда широкое обсуждение романа свелось к обвинению автора в безнравственности. Далее, в 1893, английская цензура запретила к постановке драму Саломея, написанную на французском языке для Сары Бернар. Здесь обвинения в безнравственности были куда серьезнее, поскольку в декадентскую стилистику был переведен библейский сюжет. Сценическую историю Саломея обрела лишь в начале 20 в., с расцветом символизма: в 1903 ее поставил знаменитый немецкий режиссер Макс Рейнхарт; в 1905 Рихард Штраус написал по мотивам пьесы оперу; в 1917 в России прогремел спектакль Александра Таирова с А.Коонен в главной роли.

Но главный скандал, разрушивший не только драматургическую карьеру, но и всю его жизнь, разразился в 1895, вскоре после премьеры последней комедии драматурга. Уайльд, обороняясь от общественного обвинения в гомосексуализме, подал в суд на маркиза Квинсберри, отца своего ближайшего друга Альфреда Дугласа. Однако Дуглас, фактически разлучивший Уайльда с семьей и бывший у него на роскошном содержании в течение трех лет, на суде выступил свидетелем обвинения. Уайльд был осужден за безнравственность и приговорен к тюремному заключению. Названия пьес Уайльда тут же исчезли с афиш театров, имя его перестало упоминаться. Единственным коллегой Уайльда, ходатайствовавшим о его помиловании — правда, безуспешно — стал Б.Шоу.

Два года, проведенные писателем в тюрьме, обернулись двумя последними литературными произведениями, исполненными огромной художественной силы. Это прозаическая исповедь De Profundis (Из бездны), написанная во время заключения и опубликованная посмертно, и поэма Баллада Редингской тюрьмы, написанная вскоре после освобождения в 1897. Она была опубликована под псевдонимом, которым стал тюремный номер Уайльда — С.3.3.

Больше он ничего не писал. Приняв имя Себастьяна Мельмота (очевидно, под влиянием популярного романа Мельмот-скиталец, принадлежавшего перу его дальнего родственника, писателя Чарльза Роберта Мэтьюрина), Уайльд уезжает во Францию. Один из самых блистательных и утонченных эстетов Англии 19 в. проводит последние годы своей жизни в нищете, безвестности и одиночестве.

Умер Уайльд 30 ноября 1900 в Париже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оскар Уайльд. Сказка "Соловей и Роза".

Вечер для учащихся 10-11х классов, посвящённый творчеству Оскара Уайльда, и спектакль по его сказке "Соловей и Роза"....

Презентация к сказке О. Уайльда "Соловей и Роза"

Презентация к сказке "Соловей и Роза". Используется с конспектом к спектаклю. Сопровождается музыкой, указанной в конспекте....

"Соловей и Роза" по Оскару Уайльду (сценарий Ольга Цильке )

Я предлагаю этот сценарий для учеников 9-11 классов. В работе сохранен оригинальный стиль автора О. Уайльда, Каждая сцена подробно объяснена ремарками сценариста. Костюмы, музыку, декорации учитель в...

Разработка урока О.Уайльд "Соловей и Роза"

Урок проведен в коррекционной школе для детей с нарушением слуха. Материал произведения дает большие возможности для развития речи школьников, для формирования нравственных ценностей. Поставив перед ...

Человек в окружающем мире. (Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)

Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)       Цель урока: раскрыть замысел писателя,  показать единство ч...

Оскальд Уальд "Соловей и роза" презентация

Оскальд Уальд "Соловей и роза" презентация...

урок по литературе в 5 классе Оскар Уайльд "Соловей и роза".Герои сказки

дана разработка урока по русской литературе по теме  Оскар Уальд "Соловей и роза". Герои сказки....