Вопросы и задания для работы над повестью Н.М.Карамзина "Бедная Лиза"
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему

Вопросы,тесты,практическая работа для работы над повестью Н.М.Карамзина "Бедная Лиза"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon karamzin.bednaya_lizadidakticheskiy_material.zip36.72 КБ

Предварительный просмотр:

Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

Часть 1.

  1. Вы прочитали повесть Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”. О чём это произведение? Охарактеризуйте в 2 – 3 предложениях его содержание.
  2. От какого лица ведётся повествование?
  3. Какими вы увидели главных героев? Как к ним относится автор?
  4. Дайте краткую характеристику  героям произведения.
  5. Как развивались их отношения?
  6. Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему?
  7. Как разрешается конфликт в повести?
  8. Похожа ли повесть Карамзина на произведения классицизма?
  9. Почему повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика?
  10. В чем смелость, новизна позиции автора?

Часть 2.

  1. Город, в котором происходят описываемые события?
  2. Главные герои повести.
  3. Какие цветы и по какой цене продавала Лиза весной в Москве?
  4. Стакан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери?
  5. О чем договаривается Эраст с Лизиной матерью, чтобы оберечь девушку от походов в город?
  6. Прошло несколько недель. Причина покрасневших от слез глаз Лизы?
  7. Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе?
  8. Что поведал Эраст Лизе, придя к ней после долгого  отсутствия?
  9. Прошло два месяца. Лиза отправилась в Москву за розовой водой. Что произошло в этот день?
  10. Почему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»?
  11. Как поступила Лиза со злополучными 100 рублями, которыми хотел откупиться Эраст?
  12. Как сложилась жизнь Эраста?

Тест

I уровень:

1. По характерным признакам определите идейно-эстетическое направление художественного метода в русской литературе XVIII века:

1) Гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, конфликт между чувством и долгом.
2) Изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно «средней» личности в ее внутренней сущности, в ее повседневности, культ чувства, трогательность, чувствительность, искание идеального образа «жизни вне цивилизации»

А) сентиментализм б) классицизм

2. Каков жанр произведения Карамзина?

А) рассказ б) повесть в) роман г) быль

3. Возле какого монастыря находится место, связанное с именем Лизы из произведения Карамзина?

А) Раифского б) Зилантова в) Симонова

4. Какого цвета глаза у героини Карамзина?

А) голубые б) зеленые в) серые г) карие

5. Где произошло первое свидание Лизы и Эраста?

А) на берегу Москвы – реки б) на берегу озера в) на опушке леса г) в Москве

6. От какого лица ведется повествование?

А) от первого б) от второго в) от третьего

II уровень:

7. Какие эпитеты использует Карамзин, говоря о своей героине?

8. Чему научили отец и мать Лизу?

9. Найдите фразу, в которой заключена главная черта сентиментализма?

III уровень

10. Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? (дайте развернутый ответ)

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»

1. Особенность языка произведений Карамзина в том, что:

А) писатель приблизил его к живой разговорной речи;

Б) писатель использовал только «высокую» лексику;

В) писатель ввел в активное употребление заимствованные из других языков слова.

2. Жанр «Бедной Лизы»

А) очерк;

Б) повесть;

В) рассказ.

3. Художественное своеобразие сентиментализма, основоположником которого в России был Карамзин, состоит:

А) в изображении внутреннего мира и чувств человека;

Б) в изучении личностных качеств человека;

В) в воспитании внешней красоты человека.

4. Задача повествователя в «Бедной Лизе»:

А) осветить события, не выражая своей позиции;

Б) дать событиям субъективно-эмоциональную оценку;

В) исторически точно передать особенности быта жителей Москвы конца VIII века.

5 Портрет Эраста отражает:

А) только внешность героя;

Б) отношение автора к герою;

В) внешность, образ жизни героя, особенности его характера.

6. Карамзин противопоставляет главных героев – Лизу и Эраста:

А) описывая их внешность;

Б) рассказывая об их отношении к труду;

В) повествуя об их родителях.

7. «До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной…» - пишет Карамзин о Лизе:

А) как о человеке чистом душой;

Б) с иронией;

В) как о легкомысленной девушке.

8. слова признания в любви к Лизе прозвучали из уст Эраста как:

А) гром небесный;

Б) восхитительная музыка;

В) шелест листьев.

9. Человек, духовно близкий Лизе:

А) мать;

Б) Эраст;

В) повествователь.

10. Эраст женился на богатой вдове, потому что:

А) благосостояние для него было важнее любви;

Б) не мог продолжать отношения с крестьянкой;

В) в армии проиграл свое имение и остался без средств.

11. картины природы в произведении:

А) являются фоном повествования;

Б) показывают смену времен года;

В) передают настроение Лизы.

12. Фраза из «Бедной Лизы», ставшая крылатой:

А) «Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром»;

Б) «И крестьянки любить умеют»;

В) «Смерть за отечество не страшна…».

13. Эпитет «бедная» в названии произведения означает:

А) нищая;

Б) обездоленная;

В) несчастная.

  14. Новаторство Карамзина проявилось:

  А) в обличении социального неравенства героев;

  Б) в осуждении паразитического образа жизни Эраста;

  В) в детальном изображении внутреннего мира героини.

Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»

  1. К какому литературному направлению принадлежит произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

1) классицизм
2) сентиментализм 
3) романтизм 
4) реализм 

2. К какому литературному жанру принадлежит «Бедная Лиза»?

1) рассказ
2) роман 
3) повесть
4) поэма 

3. Укажите главную тему произведения. 

1) тема любви 
2) тема природы 
3) тема предательства 
4) тема материнства 

4. Где происходят события, рассказанные автором в произведении? 

1) в Петербурге и его предместье 
2) в Москве и её предместье 
3) в Киеве и его предместье 
4) в Воронеже и его предместье 

5. О ком идёт речь? 

1) об отце Лизы 
2) об отце матери Лизы 
3) об Эрасте 
4) об отце Эраста 

6. О ком идёт речь? 

1) об отце Лизы
2) об отце матери Лизы 
3) об Эрасте
4) об отце Эраста

7. Как встретились герои произведения?

1) во время бала
2) в берёзовой роще
3) герой увидел Лизу, которая продавала ландыши 
4) Эраст пришёл в дом Лизы за цветами 

8. Как можно охарактеризовать любовь Лизы к Эрасту?

1) безрассудная 
2) безграничная 
3) случайная 
4) героиня не любила Эраста 

9. Какой предстаёт перед нами любовь Эраста к Лизе? 

1) надёжной
2) сильной 
3) ничтожной
4) не способной выдержать испытания 

10. Каково отношение автора к своей героине?

1) Автор любит Лизу, понимает её и сочувствует ей.
2) Н.М. Карамзин осуждает героиню за безрассудность в любви.
3) Автор осуждает то, как Лиза ушла из жизни.
4) В произведении не чувствуется авторское отношение к героине.

11. Как относится Н.М. Карамзин к Эрасту?

1) презирает его
2) осуждает предательство по отношению к Лизе 
3) понимает его, сочувствует ему
4) авторское отношение к герою не прослеживается в произведении 

12. Чем заканчивается история любви Лизы и Эраста?

1) Герои поженились.
2) Эраст предложил руку и сердце Лизе, но она отказала в силу неравного социального положения.
3) Эраст женился на богатой невесте, а Лиза вышла замуж за пастуха.
4) Эраст предал любимую, которая не вынесла этого и покончила жизнь самоубийством. 

13. Какова роль природы в произведении?

1) природа является фоном повествования
2) по картинам природы можно судить о времени года
3) природа передаёт настроение Лизы 
4) автор считал, что без пейзажных зарисовок его произведение будет неполным

14. Эпитет «бедная» в названии произведения означает: 

1) несчастная 
2) нищая 
3) обездоленная 
4) безденежная 

15. «Ибо и крестьянки любить умеют» - эти слова произносит:

1) Эраст 
2) мать Лизы
3) Лиза
4) повествователь

16. К какому типу литературных героев можно отнести Лизу? 

1) «лишний человек» 
2) «маленький человек» 
3) резонёр 
4) «обиженные и оскорблённые» 

КЛЮЧ

1.2

2.3

3.1

4.2

5.1

6.3

7.3

8.2

9.4

10.1

11.3

12.4

13.3

14.1

15.4

16.2

                                                   

Тест по повести Карамзина «Бедная Лиза»

   1.Карамзин-писатель:

а) XVIII века;

б) XIX века;

в) XX века.

2. В «Бедной Лизе» действие происходит:

а) в Москве;

б) в Петербурге;

в) в окрестностях Москвы.

3. Вступительный пейзаж - это:

а) просто экспозиция;

б) пейзаж-созвучие, настрой на определенное состояние;

в) пейзаж-контраст.

4. Отец Лизы -

а) дворянин;

б) поселянин, то есть крестьянин;

в) военный.

5. «Ибо и крестьянки любить умеют» - эти слова произносит:

а) мать Лизы;

б) поселянин, то есть крестьянин;

в) повествователь.

6. Лизе было:

а) 25 лет;

б) 15 лет;

в) 17 лет.

7. Лиза продавала:

а) фиалки;

б) ромашки;

в)ландыши.

8. Эраст:

а) положительный герой;

б) отрицательный герой;

в) имеет в характере определённые противоречия.

9. Эраст:

а) богатый дворянин;

б) разорившийся дворянин;

в)  богатый купец.

10. Он:

а) умный и добрый от природы;

б) расчётливый и хитрый;

в) ветреный и слабый.

11. Его привлекало в Лизе:

а) бедность;

б) естественная красота;

в) чистота и аккуратность.

12. Лиза:

а) сразу поделилась с матерью, что влюблена;

б) постеснялась ей сказать;

в) сознательно скрыла, боясь, что мать будет её ругать.

13. Эраст:

а) сразу предложил Лизе выйти за него замуж;

б) сказал, что по смерти матери возьмет её к себе и будет жить с ней неразлучно в деревне, в дремучих лесах;

в) ничего не говорил о будущем.

14. Гроза – это:

а) знак беды;

б) внутренние противоречия Лизы;

в) сетование природы о потерянной Лизиной невинности.

15. Влюбленные расстались, потому что:

а) Эраст ушёл в поход;

б) Лиза ему надоела;

в) отец принудил его заняться всерьёз хозяйством,

16. Женившись на другой, Эраст:

а) и не вспомнил о Лизе;

б) очень горевал о ней;

в) посвятил ей искренний вздох и переехал в дом жены.

17. Эраст дал откуп Лизе:

а) 10 рублей;

б) одну тысячу;

в) просто велел прогнать её со двора.

18. Лиза:

а) грешница в христианском  понимании;

б) прекрасная душой и телом;

в) раскаялась перед смертью и поэтому прощена богом.

19. «Когда там, в новой жизни, я узнаю тебя, нежная Лиза» - это:

а) слова Эраста;

б) повествователя

 в) матери.

20. Где это «там»:

а) в Москве;

б) в раю;

в) в аду.

21. «Эраст был до конца жизни несчастлив» - это характеризует его как:

а) безусловно положительного героя;

в) отрицательного;

в)положительного.

Самостоятельная работа по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

ВАРИАНТ №1

1.Проблема взаимоотношений в семье. На чём основывается благополучие семьи? Почему отец Лизы был “довольно зажиточный поселянин”? Как бы вы определили “формулу” благополучия семьи? Докажите её справедливость.

2. Проблема воспитания в повести. Как нарисован в произведении образ Лизы? Каков характер героини? Почему она именно такая? Ваша версия смысла названия произведения?

3. Проблема воспитания в повести. Как представлен в произведении образ Эраста? Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.

ВАРИАНТ №2

1. Проблема любви в повести. Отличается ли любовь, которая связывает “отцов”? “детей”? Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? Как ведут себя герои по отношению друг к другу? Возможна ли любовь между барином и крестьянкой?

2. Проблема греха в повести. Как решается эта проблема в произведении? Какие отступления от норм морали показывает автор? В чём видит автор истоки греховности?

Что нужно помнить, чтобы жить, чтобы быть «чистым»? Ваша версия смысла названия повести?

3. Исследуйте композицию произведения. Определите характер пейзажей, их роль в повести. Раскройте роль обрамления: картинаМосквы с монастырями, храмами в начале произведения и четыре последних абзаца повести.

ВАРИАНТ №3

1. Каким представляется нам образ автора в произведении? Как оценивает он поступки, характеры своих героев? Как воспринимает происходящее, случившееся? Какие идеи хочет он утвердить в произведении? Удалось ли ему воплотить в повести свой замысел? Как он это делает? Ваша версия смысла названия повести?

2. Почему «Бедную Лизу» мы можем отнести к произведению сентиментализма? Докажите.

3. Что побудило Лизу покончить с собой? Ваше отношение к ее поступку? Можно ли было иначе избежать позора? Выскажите свое мнение по финалу повести.

Письменный практикум по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

  1. Почему повесть называется «Бедная Лиза»? Какой смысл автор вкладывает в эпитет «бедная»?
  2. Какова роль описания природы в начале повести? Почему автор так часто бывает на месте гибели Лизы?
  3. Опишите характер Лизы. Что вам показалось особенным в её поведении, характере?
  4. Опишите характер Эраста. Почему для своего героя автор выбирает иностранное имя?
  5. Почему все свидания Лизы и Эраста происходят на фоне природы?
  6. Почему Лиза, так любя природу, цветы, солнце, добровольно уходит из жизни?
  7. Как сложилась жизнь близких Лизы: матери, Эраста. Любила ли Лиза Эраста?
  8. Сделайте вывод: почему повесть Карамзина называют сентиментальной? Как сам писатель относится к Лизе?
  9. Рассмотрите внимательно картину О.Кипренского «Бедная Лиза». Отметьте мастерство художника в изображении внешности героини Карамзина.
  10. Какое настроение создаёт у вас пейзаж? Какова его роль в повести?
  11. Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже?
  12. Что означает слово «бедная» в названии произведения?
  13. Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?
  14.  Как вы думаете, осуждает ли автор свою героиню за самоубийство?
  15. Дайте характеристику образу рассказчика.
  16. Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»?
  17. Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму?

Практическая работа по повести Н.М.карамзина «Бедная Лиза»

1.Найдите слова и выражения, характеризующие героев, заполните таблицу.

Лиза

Эраст

2.Определяем по тексту повести, какие ценности значимы в каждом из миров героев.

“Мир Лизы”

“Мир Эраста”

3.Образ Лизы.

Вопрос

Ответ

1.Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?

2.Какими эпитетами наделяет автор свою героиню?

3.Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?

4.В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

5.Чем занималась Лиза целыми днями?

6.А почему Лизе пришлось работать?

7.Что можете сказать о матери Лизы?

8.Как, по-вашему, она воспитывала дочь?

9.С какой целью образ матери Лизы введён в повесть?

4.Образ Эраста.

Вопрос

Ответ

1.Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами,  перед матерью Лизы? 

На ваш взгляд, Эраст – это положительный или отрицательный герой?

 

2.Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

3.При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

4.Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?

 

5.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

6.Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

7.Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.

5.Взаимоотношения героев.

Вопрос

Ответ

1.Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

2.Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких  встречах?

3.Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?

4.О чем предупреждает автор Эраста?

 

5.Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

 

6.Каково отношение автора к Лизе?

7.В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?

8.Чем закончились отношения героев?

9.Какова судьба героев? Был ли счастлив Эраст?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. Самостоятельная работа по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" (9 класс)

Три варианта данной работы позволяют полностью охватить материал, изученный по произведению. В каждом варианте три вопроса, тесно связанных не только с повестью, но и с современной действительностью....

Система вопросов и заданий к уроку по повести А.И.Герцена "Сорока-воровка"( 9-10 класс)

Данный учебный материал представляет собой систему вопросов и заданий  к уроку по повести А.Герцена "Сорока-воровка". С его помощью можно составить конспект урока, разработать вопросы для контрол...

Вопросы и задания для анализа повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Вопросы и задания для анализа повести Николая Васильевича Гоголя "Тарас Бульба". Вопросы рассортированы по главам. Материал можно использовать на уроках, в качестве домашнего задания, при обучении выр...

Вариант урока по сказочной повести А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители": система вопросов и заданий ( 5 класс )

Данный учебный материал представляет собой систему вопросов и заданий  к уроку по повести А.Погорельского  "Чёрная курица, или Подземные жители". С его помощью можно составить конспект урока...

Вопросы для групповой работы по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза"

Вопросы для групповой работы по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" 8 класс...

Вопросы к самостоятельной работе по повести Н.М. Карамзина Бедная Лиза

Вопросы к самостоятельной работе по повести Н.М. Карамзина Бедная Лиза...