Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через применение технологии проблемного обучения
статья по литературе (11 класс) на тему

В статье дан анализ применения педагогической технологии проблемного обучения, методов и приемов, направленных на развитие творческих качеств учащегося

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через применение технологии проблемного обучения


На мой взгляд, наиболее эффективной современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения. Проблемное обучение предполагает: во-первых, усвоение материала учеником не просто через восприятие органами чувств, а, что очень важно, как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, во-вторых, усвоение не просто системы знаний, но и самого пути процесса получения этих знаний, в-третьих, развитие его творческих способностей. Ученик становится активным участником собственного обучения. А активность ученика, проблематизация учебного материала, когда ученики удивлены и поставлены в ситуацию немедленного поиска ответа на вопрос, когда они видят связь учебного материала с жизнью - все это является обязательными условиями успешного обучения. Проблемное преподавание литературы и русского языка сегодня – это необходимость, так как оно направлено на творческое усвоение знаний в области литературоведения и лингвистики, на формирование основных понятий этики, морали, социальных понятий, имеющихся в курсе литературы, на развитие навыков самостоятельного применения методов исследования. Поэтому в качестве темы самообразования я выбрала “ Технологию проблемного обучения на уроках русского языка и литературы”, что соответствует школьной методической теме: использование современных образовательных технологий как средства развития профессиональной компетенции учителя. 

Безусловно, многие знакомы уже с проблемным обучением, используют его в своей работе, кто комплексно, кто фрагментарно, знают сильные и слабые его стороны. Я поделюсь своими наблюдениями в этой области. Элементы проблемного обучения в своей работе я применяю давно, но в последние годы решила осваивать технологию проблемного обучения комплексно. 

Вспомним, как строится проблемный урок. Наиболее сложным этапом, на мой взгляд, является постановка учебной проблемы, и в частности - создание проблемной ситуации. “Мышление начинается с проблемной ситуации”, - считает Сергей Рубинштейн, выдающийся психолог, философ 20 века. Поэтому, применяя технологию проблемного обучения, больше внимания уделяю именно созданию проблемной ситуации. При проблемном обучении, на мой взгляд, лучше использовать групповую форму работы, чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез, что я активно использую в своей практике. Технология проблемного обучения применима практически на уроках всех типов, особенно когда изучаются правила, тяжелее – если изучается аксиома, факт, не требующий доказательств. Формы уроков могут быть разнообразными, я чаще использую: дискуссии, семинары, практикумы, урок-суд, творческие мастерские.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы

В статье раскрываются возможности использования театрализации для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы....

Статья "Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы"

В статье представлены некоторые виды творческих работ учащихся на уроках литературы, которые позволяют активизировать познавательную деятельность старшеклассников, повысить их интерес к изучаемы...

МАСТЕР-КЛАСС «Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов ТРИЗ»

Рассматриваются различные способы развития творческих способностей учащихся, использумые мною на уроках биологии, в том числе  элементы ТРИЗ. Материал  предстваляет собой обобщение  ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии  через использование технологии проблемного обучения...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знани...

Методический семинар "Развитие метапредметных способностей учащихся на уроках физики через использование технологии проблемного обучения"

Сегодня с переходом образования на новые стандарты важно не только передать ребенку большой багаж знаний, сколько обеспечить его личностное, общекультурное и коммуникативное развитие....