урок развития речи в 11 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) по теме

Мандзяк Наталья Юрьевна

На мой взгляд, для сегодняшнего дня  весьма актуально поделиться опытом по подготовке к итоговому сочинению. Предлагаю разработку урока и презентацию к нему.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Константин Георгиевич Паустовский(1892-1968) ” Телеграмма ” « Зарубки на сердце» «

Слайд 2

Мать Что мы узнали об обита- тельнице мемориального дома Катерине Петровне? Что задело вас , тронуло в её судьбе? Как К. Г. Паустовский передаёт её одиночество?

Слайд 3

Письмо Катерины Петровны Насте «Ненаглядная моя. Зиму эту я не переживу . Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать,- смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот,- да я его и не вижу. Нынче осень плохая .Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень.»

Слайд 4

Дочь Найдите портрет Насти. Как автор относится к ней? Что помогает это понять?

Слайд 5

Пейзаж « Октябрь был на редкость холодный, ненастный…Спутанная трава в саду полегла, и всё доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.» « Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.»

Слайд 6

Урок развития речи в 11 классе Подготовка к итоговому сочинению

Слайд 7

Спор поколений: вместе и врозь Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы )

Слайд 8

Возможные темы для итогового сочинения в 2014/15 году по направлению "Спор поколений: вместе и врозь". Обращаем ваше внимание, что это лишь примерные темы. Точные темы будут известны лишь за 15 минут до экзамена. «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский). «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон). Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский). «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).

Слайд 9

Смысл названия романа "Отцы и дети" «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин). Дети и детство в русской литературе Современные проблемы детей Любовь и дети « К маме любовь храни» «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» ( Бабрий ). «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р.Роллан).

Слайд 10

Возможные темы «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан). «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин). « К маме любовь храни» «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).

Слайд 11

Алгоритм работы над сочинением Шаг первый. Я внимательно читаю формулировку темы. Шаг второй. Выделяю в ней «опорное» слово или выражение, в котором мне видится главный смысл. Шаг третий. Пытаюсь своими словами, коротко сформулировать тему.

Слайд 12

Алгоритм работы над сочинением Шаг четвёртый . Поворачиваю тему к себе, спрашиваю себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?». Шаг пятый . Я кратко пытаюсь ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, я записываю их в черновике как в твиттере. Это может быть началом, отправной точкой моих рассуждений и вступительной частью моего сочинения. Шаг шестой . Я пытаюсь занять другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представить себе своего оппонента и начать с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения.

Слайд 13

Алгоритм работы над сочинением Шаг седьмой . Вспоминаю примеры из литературных произведений, которые помогут мне доказать свою правоту. Шаг восьмой . Выстраиваю логическую последовательность своих доказательств. Шаг девятый . Записываю их, составляю план.

Слайд 14

Алгоритм работы над сочинением Шаг десятый . Пишу черновик, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли. Шаг одиннадцатый . Возвращаюсь к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть моего сочинения Шаг двенадцатый . Я проверяю написанное, переписываю в чистовик; проверяю пунктуацию и орфографию; ещё раз читаю, нахожу ошибки, исправляю их.

Слайд 15

Варианты вступлений Биографическое Историческое Аналитическое Лирическое

Слайд 16

Возможный вариант Вступления к сочинению по теме « К маме любовь храни» Чти отца своего и матерь твою да благо ти будет, и долголетен будеше на земле. Библия У каждого человека есть собственные моральные ценности, святые вещи и понятия. И одна из таких ценностей - любовь к матери. Не зря же о матери пишут поэты, мать изображают живописцы и воспевают музыканты. Перед матерью мы в неоплатном долгу за бессонные ночи, проведенные у колыбели, за заботу и ласку. Поэтому любовь к матери - святое человеческое чувство.

Слайд 17

Возможный вариант Вступления к сочинению по теме « К маме любовь храни» Для каждого человека слово «мама» — особое слово. Это первое слово, которое мы учимся произносить после рождения и произносим всю свою жизнь. Слово «мама» одинаково тепло и ласково звучит на- всех языках мира. Тихую нежную песню мамы слышим мы в колыбели; мама тревожится за нас, когда мы болеем или прибегаем домой с шишкой на голове; за мамину надежную руку держимся мы, когда идем в первый класс. Лицо мамы озаряется счастьем при нашей первой улыбке и первом успехе, болью и тревогой —- при наших промахах и неудачах. Долг каждого сына, каждой дочери - хранить как самое святое в своем сердце любовь к матери…

Слайд 18

Возможный вариант Вступления к сочинению по теме « К маме любовь храни» Ощущение родительской крыши, его тепла - это естественная потребность человека. Тот, кто забывает родительский порог, остается человеком без прошлого, без родословной. Ощущение отчего дома появляется в детстве и становится крепче год от года. Конечно, в первую очередь оно связано с мамой. Маленькими и беззащитными приходим мы в этот мир и сразу погружаемся в тепло материнской любви и заботы, слышим ее кроткий голос, который звучит над нашей кроваткой. В материнском взгляде ты никогда не увидишь фальши и ухищрений, он всегда излучает щедрость, доброту, искренность. Долг каждого человека – сохранить в своем сердце любовь к маме и благодарность за каждый прожитый день.

Слайд 19

Домашнее задание: закончить работу над сочинением.

Слайд 20

Ресурсы : Красовская Светлана Игоревна . Экзаменационное сочинение: тематические направления, литературные аргументы, критерии оценивания. Москва . “ Просвещение ” 2014 Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе, Москва . “ Просвещение ” 2014 Н.И. Гусакова «За добро плати добром», “ Литература в школе ”? 1996 Особенности формулировок тем итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования http :// www . fipi . ru / ege - i - gve -11/ itogovoe - sochinenie Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie Методические рекомендации для участников итогового сочинения (изложения) для подготовки к итоговому сочинению (изложению) http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie



Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 11 классе

Подготовка к итоговому сочинению

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ п.г.т. Ерофей Павлович

Мандзяк Наталья Юрьевна

Цели:

1.   Образовательная - способствовать формированию умения мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью.

2. Воспитательная – содействовать формированию самосознания учащегося, развитию его речевой и читательской культуры

3. Развивающая – продолжить формирование навыка анализа художественного произведения

Метапредметные  учебно-информационные умения:

- умение извлекать информацию из разных источников;

- умение отбирать материал по заданной теме;

- умение составлять письменные тезисы, план;

- умение подбирать цитаты.

Ход урока

 1.Оргмомент.

2.Повторение, проверка домашнего задания. (Учащиеся повторяли рассказ Паустовского “Телеграмма”)

а) Беседа по содержанию рассказа К. Паустовского (сообщения уч-ся об истории создания, героях, художественных особенностях, идейном содержании рассказа  “ Телеграмма” ). Использование Презентации ( Слайды1-4)

б) Определение темы урока и его целей

3. Работа по теме урока.

Слово учителя:

Какому тематическому направлению соответствуют заданные для повторения произведения?

-ответы уч-ся о направлении “Спор поколений”

3. Работа с презентацией  (Cлайды 5-8)

4. Выбор темы, соответствующей рассказу Паустовского (слайд 8 – выбор соответствующих произведению  тем)

5. Повторение алгоритма работы над сочинением (слайды 9-14)

7. Конкретизация темы (выделение ключевых слов, рекомендации учителя по работе над вступлением, логическими переходами). Учащиеся перечисляют варианты вступлений, делают выводы об уместности лирического вступления.  Создание вступления. Звучит песня в исп. Т.Повалий “ Мама-мамочка”

8. Варианты вступлений уч-ся и учителя (в презентации) – Cлайд 15-17.

9. Домашнее задание: закончить работу над сочинением.

Ресурсы:

  • Красовская Светлана Игоревна. Экзаменационное сочинение: тематические направления, литературные аргументы, критерии оценивания. Москва . “Просвещение” 2014
  • Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе, Москва . “Просвещение” 2014
  • Н.И. Гусакова «За добро плати добром», “ Литература в школе”? 1996
  • Особенности формулировок тем итогового сочинения для выпускников организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
  • Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
  • Методические рекомендации для участников итогового сочинения (изложения) для подготовки к итоговому сочинению (изложению) http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...