Задания для интеллектуальной игры "Знатоки античной мифологии и литературы"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Водолажская Ирина Юрьевна

Интеллектуальная игра проводится на заключительном уроке по разделу "Античная мифология и литература" в 6 классе. Форма урока - заседание "Клуба знатоков" или брэйн-ринг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_dlya_intellektualnoy_igry.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Как называется сознательное заимствование автором у мифа мотива, темы или её части для воспроизведения в литературном произведении? (мифологема)

  1. Назовите первую поэтическую родословную олимпийских богов (эпическая поэма) и её автора. («Теогония» Гесиода)

  1. Переведите название поэмы Овидия «Метаморфозы». (превращения)

  1. Священным деревом Юпитера считался…. (дуб)

  1. Почему в своей эпической поэме «Труды и дни» Гесиод восклицает: «Если бы мог я не жить с поколением пятого века! Раньше его умереть я хотел бы, или позже родиться»? (Железный век, железные люди, не знающие «передышки ни ночью, ни днём от труда и от горя, и от несчастий»)

  1. Мифологию каких народов называют античной? (древних греков и римлян)

  1. Кто за 1 минуту больше назовёт античных богов?

  1. Имена перечисленных греческих богов соотнесите с их римскими именами:

Крон – Сатурн, Зевс – Юпитер, Гера – Юнона, Аид – Плутон, Посейдон – Нептун, Артемида – Диана, Афродита – Венера, Афина – Минерва, Мойры – Парки, Аполлон – Аполлон, Гермес – Меркурий, Гефест – Вулкан, Ника – Виктория, Хариты – Грации, Эос – Аврора, Эрот – Амур, Купидон.

  1. Там «раскинулось голубое бездонное небо, и льётся с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает там, вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далёкую землю». О каком месте идёт речь? (Олимп)

  1. Какая богиня была рождена самим Зевсом? Как она появилась на свет? (Афина Паллада)

  1. О каком качестве человека говорят, когда сравнивают его с Нарциссом? (Эгоизм, чрезмерное самолюбие)

  1. Причину ссоры, спора мы называем «яблоком раздора». Почему?

  1. Когда и почему, по вашему мнению, могла возникнуть пословица: «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих»? (Во времена Троянской войны, после коварного «дара» греков троянцам – троянского коня)

  1. В чём суть «гомеровского вопроса»? (По преданию, Гомер был слепым странствующим певцом, тем не менее, именно ему приписывается авторство поэм «Илиада» и «Одиссея»)

  1. Дайте толкование названиям поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея».

  1. Какого античного героя погубила преданность и выучка собственных охотничьих собак? (Актеона)

  1. Назовите причину Троянской войны и повод к её началу. (Спор трёх богинь – Геры, Афины и Афродиты -  за обладание титулом «прекраснейшей»; похищение троянским царевичем Парисом прекрасной Елены)

  1. Через сколько лет вернулся домой, в Итаку, храбрый, хитроумный герой, любимец богини Афины – Одиссей? (через 20 лет)

  1. Сколько спутниц-муз было у Аполлона? Назовите их. (Каллиопа – муза эпической песни, старшая из муз; Эвтерпа – муза лирики; Эрато – муза любовных песен и стихов; Мельпомена – муза трагедии; Талия – муза комедии; Терпсихора – муза танцев и хорового пения; Полигимния – муза священных гимнов и пантоитмы; Урания – муза астрономии; Клио – муза истории)

  1. Перечислите заслуги титана Прометея перед простыми смертными – людьми. (избавил от предвидения, поселил надежды в людей, дал огонь, который научил людей многим искусствам, сделал людей разумными и мыслить научил, обучил математике и грамоте, научил, как приручить диких животных, изобрёл для людей корабли, научил врачеванию болезней, научил толковать сновидения, приметы, извлёк на пользу людям из недр земных железо, серебро, золото, медь)

  1. Внимание! Чёрный ящик. Здесь находится предмет, история которого уходит во времена античности. Это символ нерушимости воли Зевса, это напоминание о наказании за неподчинение воле верховного владыки. Сейчас у этого предмета другое назначение. Что в чёрном ящике? (перстень)

  1. Что способствовало процветанию, богатству, изобилию, достатку  в царстве Ээта? (золотое руно)

  1. Кто автор героической поэмы «Аргонавтика»? (Аполлоний Родосский)

  1. Певец, сын Аполлона и музы Каллиопы, он пел аргонавтам в походе за золотым руном. За преданность только одной женщине и поклонение богу Аполлону (а не Дионису) вакханки растерзали его. Но только так он мог вновь соединиться с любимой женщиной. Назовите его имя. (Орфей)

  1. На источник бед и несчастий мы говорим «ящик Пандоры». Почему мы так говорим?

  1. Как греки называли белоснежного крылатого коня дивной красоты, вдохновителя поэтов? (Пегас)

  1. Откуда перья на головах у муз? (музы победили сирен – полуженщин-полуптиц, сладостное пение которых приводило к гибели путников)

  1. Что значит выражение «кануть в Лету»? (Лета – река забвения в царстве Аида, «кануть в Лету», значит быть забытым навсегда)

  1. Как древние греки и римляне награждали своих героев, выдающихся художников, поэтов? (венчали лаврами, т.е. награждали лавровыми венками)

  1. Что означает выражение «со щитом или на щите», какова его история? (удачен или неудачен исход дела)