Презентация урока с использованием ЭОР "Жизнь и творчество М.А. Булгакова, II курс НПО и СПО
презентация урока для интерактивной доски по литературе на тему

Шевчук Вера Степановна

Презентация  предназначена к уроку Жизнь и творчество М.А. Булгакова".  Она состоит из 21 слайда, из них - 8 портретов (М. Булгаков в разные годы своей жизни, три жены писателя, фото могилы с описанием истории памятника Булгакову. Ученикам даётся задание по ходу рассказа составить конспект. Цель этого задания: учащиеся должны определить те главные моменты из жизненного пути писателя, которые следует внести в конспект. К презентации прилагается  краткое описание слайдов, практически конспект урока. Очень жаль, что объём презентации не  прошёл ( больше  3 МБ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prezentatsiya_uroka_s_ispolzovaniem_eor.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация урока с использованием ЭОР

                                                                    Преподаватель  Шевчук Вера Степановна                                                                                                  СПб ГБПОУ  «Автодорожный колледж»

Учебный предмет – литература                                                                                                                 Урок проводился с учащимися 324 группы                                                                                           Дата проведения -                                                                                                                                          Тема урока – «Жизнь и творчество М.А. Булгакова»                                                                                  Цели:                                                                                                                                                Обучающая: познакомить учащихся  с основными этапами  жизни  М.А. Булгакова.                           Развивающая: закреплять навык  вести конспект ( определять и записывать основные мысли, тезисы.                                                                                                                             Воспитательная: воспитывать интерес к личности и творчеству писателя.

Оборудование:                                                                                                                                                      - мультимедийный проектор;                                                                                                                    - презентация PowerPoint (приложение)                                                                                                     - выставка книг М.А. Булгакова;                                                                                                                        - Эпиграф:  «Я хотел служить народу …» (М. Булгаков )                                                              Задание учащимся:  по ходу рассказа  составить конспект биографии писателя.

Вступительное слово преподавателя:                                                                                                                                                

- Михаил Афанасьевич Булгаков – классик русской литературы. В его жизни были и успехи,  и  настолько трудные моменты, что не всякий человек мог это выдержать. Чем больше мы узнаём о Булгакове, тем сильнее ощущается какое-то особое обаяние этой личности, давшего пример нравственной стойкости в атмосфере насилия и духовного обнищания.  Всем своим поведением  и творчеством он демонстрировал независимость суждений. Сегодня вы познакомитесь с судьбой писателя и его творчеством (преподаватель ставит перед учащимися задачи.).

Слайды 1,2

Учащиеся записывают имя, отчество, фамилию и даты рождения и смерти писателя. Рассматривают портрет Булгакова.

Слайды 3,4

М.А. Булгаков родился 3 мая  в Киеве в семье священнослужителя, профессора Киевской духовной академии. Мать,  Варвара Михайловна, была хорошей хозяйкой и заботливой матерью. В семье, кроме Михаила, было четыре дочери и два сына.  Семья была дружной и вес1лой.

Слайд 5

Образование: в  1909 г. окончил Первую киевскую гимназию (портрет Булгакова-гимназиста)  и поступил на медицинский факультет Киевского университета, где учился 7 лет.

Слайд 6

1916 г. – Булгаков сдаёт выпускные экзамены на звание врача.  В дипломе указано, что он «…утверждёнв степени лекаря с отличием». (портрет Булгакова-студента) Выбор профессии не был случаен: три брата матери и один брат отца были врачами. Отчим Булгакова тоже был врачом.

Слайд 7

Рассматриваем портрет Булгакова-врача.

Слайд 8.

Врачебная практика: прифронтовая зона в 1-ю мировую войну; Никольская больница Смоленской губернии; городская больница г. Вязьмы;  1918 г. –городская больница Киева. В Гражданскую войну – военврач в белогвардейской армии. Не ушёл за границу из-за болезни.

Слайд 9

Личная жизнь: рассказ о 1-й жене , Татьяне Николаевне Лаппа, семейных взаимоотношениях.  Портрет Т.Н. Лаппа.

Слайд 10

Вторая жена – Любовь Белозерская (портрет). Недолгая семейная жизнь

Слайды    11, 12

Третья и последняя любовь Булгакова - Елена Сергеевна (портрет). Она была и хорошей женой, и другом, и первым слушателем, и советчиком, и помощником.

Слайды    13, 14

Булгаков-писатель.Обзор творчества за 1922-1925 гг. Максимилиан Волошин писал, что «дебют Булгакова можно сравнить с дебютами    Ф. Достоевского и Л. Толстого». Известность, слава.

Слайд 15

Повесть «Дьяволиада» не была оценена по достоинству. А следующая повесть «Роковые яйца» вызвала бурю критики. С её выходом началась настоящая травля писателя со стороны критики. Каждое последующее произведение громили со злобой и ненавистью. Позже Булгаков напишет: «Отзывов на меня и мои произведения за 10 лет было 301, из них положительных – 3, враждебно-ругательных – 298». Запрет творчества. Обращение с письмом к Сталину о выезде за границу.

Слайд 16

Выехать за границу не удаётся, но не писать он не может. Драматургия  М.А. Булгакова, основные её темы и проблемы.

Слайд 17

О последних произведениях писателя. Роман «Мастер и Маргарита» он называл  «книгой своей жизни». Его жена, Елена Сергеевна, послужила прототипом образа Маргариты. Роман в России был напечатан только в 1966 году в журнале «Москва».

Слайды 18,19

Последние годы. 13 февраля 1940 года Булгаков диктует жене последние поправки к роману «Мастер и Маргарита», а 10 марта Булгакова не стало.

Слайд 20

11 марта состоялась гражданская панихида. Булгакова похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.  Елена Сергеевна не хотела ставить обычный памятник.  Как-то на кладбище она увидела огромный камень. Ей сказали, что ранее он был на могиле Гоголя. После установки Гоголю другого памятника этот свергли и все называют его Голгофой. По просьбе  Елены Сергеевны этот камень  установили на могиле Булгакова. Елена Сергеевна пережила мужа на 30 лет. Её могила находится рядом с мужем, а  камень «голгофа» стал их общим памятником. Фото «голгофы».

Слайд 21

«Рукописи не горят». Память о М.А. Булгакове. Экранизация произведений. «Булгаковская энциклопедия» (составитель Б.В. Соколов)

Преподаватель: Перевёрнута последняя страница нашего разговора. Ответьте на вопрос: - что вы теперь можете сказать о личности Булгакова? (ответы нескольких учеников)

Заключительное слово преподавателя:                                                                                                - М.А. Булгаков – гениальный  художник слова и мысли. Он сумел предвидеть и воплотить в своих произведениях те проблемы, которые актуальны и теперь. Именно поэтому с годами интерес к его произведениям не только не ослабевает, а наоборот – растёт. Надеюсь, сегодняшнее занятие помогло вам заинтересоваться личностью писателя и  его творчеством.

Домашнее задание: перечитать статью учебника  «История созданя романа «Мастер и Маргарита».