Методическая разработка урока литературы для 5 класса с приложениями.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Материал содержит конспект урока литературы, приложения для работы в группах, тексты стихотворений А.А. Фета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arkhiv_zip_-_winrar.zip43.29 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Камышки  Александров – гайского района  Саратовской области Трибунская Надежда Дмитриевна.

Урок - мастерская по литературе 5 класс.

Тема: Тема Родины в поэзии А. Фета.

Цели урока:

 - обучить первичному анализу поэтического текста;

- дать учащимся возможность «открыть себя» в работе со словом, испытать радость самовыражения в слове;

- пробудить интерес к лирике А.Фета, помочь понять настроение , чувства поэта

Ход урока

1. Индуктор. Арабская мудрость гласит: «Знание-дело, а дело - плоды». Мы сегодня тоже будем учиться познавать новое, а значит - трудиться и пожинать в конце урока плоды своей деятельности. Урок у нас необычный, урок – мастерская.

Обведите руку. - Но почему никто из вас не поставил ладонь ребром или не обвел кулак?

Произнесите медленно слово РОДИНА. Что вы видите, когда произносите это слово? Напишите, какие ассоциации у вас возникают в связи с этим словом. ( Ассоциация -   связь между отдельными представлениями). Поможет вам в этом небольшой фильм.

   ( Звучит  песня « С чего начинается родина»- пишут на листочках слова – ассоциации)

2.Самоинструкция.

1. Нарисуйте свое сердце, представьте, что это карта России. Звездочкой отметьте место нахождения нашей малой родины.

Звездочка – символ удачи, счастья, света.

Всмотритесь в полученное изображение: в каждом сердце незримо живет образ малой родины – места, где человек родился, вырос, где находятся его корни. Эти корни удивительно крепки, они напоминают о единстве Земли и Человека.

А теперь сосредоточьте внимание на рисунке и вспомните, не приходилось ли вам быть врагом по отношению к своей звездочке?

Не обижали ли вы свою землю, растения, животных, птиц?

Мысленно ответьте честно своему сердцу и дайте себе слово не повторять такого никогда, а наоборот, научиться самому и научить других любить родную землю, относиться к ней бережно и с любовью. Итак , ребята, мы сейчас создали с вами наш коллективный  образ Родины. Предположите, какая тема урока.

2. А теперь  прослушайте  стихотворения  известного нам поэта XIX века А.А.Фета.

Слайд с портретом   Фета. ( Слушаем стихотворение Фета). Теперь попробуйте  окончательно сформулировать тему урока.

1.Социоконструкция.

1. Работа по группам. Прочитать стихотворения Фета о Родине.

( Выполнить задания ( Приложения 1.,2.,3.)

Афанасий Фет

«Из дебрей туманы несмело»

Из дебрей туманы несмело

Родное закрыли село;

Но солнышком вешним согрело

И ветром их вдаль разнесло.

Знать, долго скитаться наскуча

Над ширью земель и морей,

На родину тянется туча

Чтоб только поплакать над ней.

1886 год.

Вот утро севера — сонливое, скупое — 

Лениво смотрится в окно волоковое;

В печи трещит огонь — и серый дым ковром

Тихонько стелется над кровлею с коньком.

Петух заботливый, копаясь на дороге,

Кричит... а дедушка брадатый на пороге

Кряхтит и крестится, схватившись за кольцо,

И хлопья белые летят ему в лицо.

И полдень настает. Но, Боже, как люблю я,

Как тройкою ямщик кибитку удалую

Промчит — и скроется... И долго мнится мне,

Звук колокольчика трепещет в тишине.

 «Вот утро севера — сонливое, скупое...», 1842

2.Проверка работы учащихся

2.Социализация.

(Раздаются карточки с началом творческих работ двум группам.  Третья группа рисует коллективную иллюстрацию к понравившемуся стихотворению)

1. Фет любил свою Родину.  Он посвящал ей . …2. Образ  родины  у Фета  - это…

3. Мне хочется, как и Фету написать о своей родине и сказать, какая она … 4. Мне понравились стихи Фета о Родине, так как они вызывают …

5.Мне в жизни повезло…6. Когда мне грустно….

( ребята выполняют работу в течение 10 минут) 3 группа рисует иллюстрации к стихотворениям)

3. Разрыв.

Чтение работ уч-ся. Показ иллюстраций.

14.Рефлексия.

1.Чего не понял(а)? В чём испытывал(а) трудности?

2. Что я открыл(а)  сегодня на уроке ?

В себе

В тексте

В своих товарищах

3.Каким словом (только одним) я хотел(а) бы оценить сегодняшний урок?