Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.
статья по литературе (10 класс) на тему

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации семейных взаимоотношений и углубления развития толерантных отношений в школе. Все мы разные люди, у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим. Поэтому мы должны ценить и принимать других такими, какие они есть, то есть быть толерантными по отношению друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Фархутдиновой Р.Н.

        В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации семейных взаимоотношений  и углубления развития толерантных отношений в школе.

        Все мы разные люди, у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим. Поэтому мы должны ценить и принимать других такими, какие они есть, то есть быть толерантными по отношению друг к другу.

        Понятие «толерантность» более широкое, чем такие слова как «сочувствие», «терпение». Оно означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». В связи с этим уместно на уроках русского языка совершить лингвистический экскурс по определению понятия «толерантность». Данная работа предполагает обращение к «Толковому словарю русского языка»  и «Словарю заимствованных слов». Для русского языка слово «толерантность» относительно новое, чёткого однозначного толкования термин не имеет .  Ранее к этому понятию мы можем обратиться во время прохождения программного материала в разделе «Лексика» при изучении темы «Исконно русские и заимствованные слова» (в 6 классе «Синонимы и антонимы»). В лексике нескольких иностранных языков встречается слово толерантность.

Tolerancia (исп.) –         способность признавать отличные от своих собственных идей или

                мнения.

Tolerance (франц.) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать и

действовать иначе, нежели ты сам.

Tolerance (анг.) –         готовность быть терпимым, снисходительность.

Tasamul (араб.) –         прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Kuan vong ( кит.) -         позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

На уроках развития речи можно использовать игры и упражнения, направленные на развитие и воспитание толерантности.

        Например, составить мини-текст, связанный рассказ на тему, написать сочинение, продолжить и дописать предложения, составить рецензию или отзыв о просмотренном фильме или прочитанной книге.

Предлагаемые темы для развития речи: «Мои лучшие черты», «Кто похвалит себя лучше всех», «Мир цветной и чёрно-белый», «Моя семья», «Когда я стану взрослым».

Урок изучения синтаксиса СПП  с придаточными обстоятельственными можно интересно разнообразить заданием следующего характера: дописать предложения, где отсутствует главная часть синтаксической конструкции:

  1. Если у меня будет друг другой национальности, который не соглашается со мной в чём-то, то я….
  2. Если я увижу беспомощного (больного, престарелого, маленького человека), то….
  3. Когда ко мне обратятся с просьбой посоветовать в трудную минуту, то я…
  4. Если бы я был волшебником, то…

Итак, взаимопонимание, сочувствие, доброжелательность, толерантность – эти качества очень важны, и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без них мы не можем жить в мире с собой и другими.

И каждый из нас может развивать в себе эти качества.

Великий русский писатель Л.Н. Толстой говорил: «Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего и в уважении его человеческого достоинства». Это высказывание показывает, прежде всего, важность толерантных отношений в каждой семье. Такое направление предлагает развитие навыков толерантных отношений к близким и уважения к семейным ценностям.

        Школьная программа литературного образования предоставляет богатый и разнообразный материал для развития в учащихся качеств толерантного человека, стиля толерантного поведения в семье, в классе, с друзьями.

        Толерантное поведение в семье- важный аспект в жизни каждого человека. Чем более выражены толерантные семейные отношения, тем благоприятнее обстановка в доме, тем уютнее живётся человеку. Важно в семье принимать каждого таким, какой он есть.

        А как вы считаете, могут ли все в семье быть похожими друг на друга?

        И вот на данном этапе благодатный материал мы можем черпать в творчестве ранее упомянутого Льва Николаевича Толстого.

        На уроках изучения романа «Анна Каренина» целесообразно дать представление о разнообразии моделей семьи на примере семей Облонских и Вронских. В данной ситуации для формирования установки толерантного поведения можно использовать следующие игры и упражнения: описание семьи по плану, анкетирование, упражнение «Геометрия моделей семьи», сравнительная характеристика «Что объединяет и разъединяет эти литературные семьи», сочинение «Моя любимая литературная семья».

        Следующее произведение этого писателя тоже не менее интересно в плане создания перспективы толерантных отношений в семье и коллективе. Поэтому на примере анализа семьи Ростовых, Болконских и Курагиных из «Войны и мира» на уроках литературы в 10 классе можно закрепить понимание значимости семейных ценностей и толерантных отношений к близким. Здесь вниманию учащихся можно предложить выполнить упражнение «Мозаика литературного мира», желательно обсудить с детьми, в чём семьи похожи между собой и чем отличаются: состав, численность, религия, национальность, привычки, увлечения. Важно предложить ученикам составить устную или письменную характеристику литературных семей, акцентируя внимание на семейные традиции, домашние праздники, интересные увлечения, путешествия в качестве домашнего задания. Можно предложить создать и «образ» своей семьи или придумать перспективу своей будущей семьи.

         В формировании установки стиля толерантного поведения и интолерантного отношения к окружающим поможет обращение к известному роману Тургенева «Отцы и дети».  Литературные антиподы  «отцы» и «дети» дают понятие интолерантности, сравнить толерантную и нетолерантную личности и позволяют ученикам оценить степень своей толерантности.

        Таким образом, выделяются два пути в воспитании толерантности у детей: в школе и в семье. И многоаспектность понятия «толерантность» позволяет нам, педагогам, широко использовать его как в преподавании различных учебных дисциплин, так и во внеклассной работе по предмету.

        Итак, взаимопонимание, сочувствие, доброжелательность, толерантность- эти качества очень важны, и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без них мы не можем жить в мире с собой и другими. И каждый из нас может и должен развивать в себе и в детях эти важные качества.