Уроки литературы по рассказу «Кавказский пленник» в 5 классе.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Буркало Любовь Николаевна

Урок 1. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Рассказ-быль «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

В первой части урока на стадии вызова учащиеся выделяют в формулировке темы ключевые слова, учитель записывает их на доске и сообщает, что работа должна быть ориентирована на эти понятия: факты жизни писателя, его произведения (знакомые учащимся), понятие жанра рассказ-быль, тема рассказа.     

 Во второй части урока учащиеся обращаются непосредственно к изучаемому произведению.

 На стадии вызова учитель просит ответить на вопрос «Что вы знаете о Северном Кавказе»? и заполнить кластер. Делается вывод об имеющихся знаниях.

Урок 2.Быт, обычаи и нравы кавказского народа в рассказе – были « Кавказский пленник».

 Дома дети поработали  над второй строкой - «Внешний вид, одежда», сделают вывод, почему эта информация важна.       Работа производится в группах. Заполняются  вторая и третья колонки таблицы.

На стадии рефлексии полученные сведения резюмируются. Основная мысль резюме:  «Культура другого народа может  может быть совершенно отличной от родной и понятной человеку культуры. При этом все народы хотят жить по общим законам правды и любви, дружбы и независимости, понимания и поддержки.

Затем  ребятам предлагается творческое задание:  презентации на тему « Особенности Чеченской культуры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit._kavkazskiy_plennik_5_klass.docx480.95 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки литературы по рассказу «Кавказский пленник» в 5 классе.

Урок 1. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого. Рассказ-быль «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

Цели: 1)  Ознакомить с личностью и творчеством писателя мирового значения  Л.Н.Толстого.

           2) Научить работе с таблицей «З-Х-У».

           3) Научить аналитической работе с текстом.

           4) Научить работе с таблицей «Синтез».

           5) Воспитывать толерантность, уважение к культуре кавказского народа.

        Урок 1. Ребятам предлагается рассмотреть портреты Л.Н.Толстого, фотографии из личного архива, слайд с видом памятника писателю, установленному в станице                 республики Чечня, и заполнить первую часть таблицы «З-ХУ-У».  Таблица заполняется учителем на доске и учащимися в тетради.

      Вопросы: 1. Какие мысли возникают о писателе при рассмотрении портрета? Фотографий писателя?

                        2. Что известно вам о Л.Н.Толстом из личного опыта?

                        3. Почему памятник Льву Николаевичу установлен в Чечне?

                        4. Какие произведения писателя приходилось читать или изучать, о каких    вы просто слышали?

                        5. Что значит , по-вашему, рассказ-быль?  

           После заполнения части таблицы «Известная информация и предположения» продолжается работа с нижней частью таблицы «Источники информации». Для заполнения этой части учащимся задается вопрос: «Откуда появились эти сведения»? Какие вопросы не нашли ответа? Какие из них вы хотели бы занести в раздел «ХУ»?

      С помощью ребят классифицируется столбец «Знаю» по категориям информации и заполняется нижняя часть таблицы.

      Следующим этапом работы на стадии вызова станет заполнение графы «Хочу знать».   Ребята составляют вопросы о том, что бы они хотели узнать. Вопросы записываются во 2 графу верхней части таблицы.

       На  смысловой стадии переходим к главному источнику информации: статье учебника (стр.17-18). После прочтения  статьи заполняется 3 часть таблицы и проводится работа с нижними графами таблицы: категории информации и источники информации.

       На стадии рефлексии учащиеся в группах составляют краткий рассказ о Л.Н.Толстом.

       Во второй части урока учащиеся обращаются непосредственно к изучаемому произведению.

       На стадии вызова учитель просит ответить на вопрос «Что вы знаете о Северном Кавказе»? и заполнить кластер. Делается вывод об имеющихся знаниях.

       Для осмысления изображенного о Кавказе в произведении Толстого составляется таблица «Синтез». Учащимся предлагается выделить ключевые слова и понятия на основе кластера и дополнить таблицу еще одной строкой для не выявленной пока информации. Эта строка в конце работы может остаться  пустой.

    Ученики заполняют первую строку таблицы «Природа» и делают вывод о том, влияет ли природа на характер людей, ее населяющих.    

          Дома дети поработают над второй строкой - «Внешний вид, одежда», сделают вывод, почему эта информация важна.

      Урок 2.Быт, обычаи и нравы кавказского народа в рассказе – были « Кавказский пленник».

            Цель урока:

  1. Обучить работе с таблицей « Синтез».
  2. Обучить составлению рассказа на основе отобранного в таблицу материала.
  3.  Донести до понимания детей мысль писателя о дружбе разных народов как естественном законе человеческой жизни.                              

На втором уроке проверяется домашнее задание, продолжается работа с текстом и таблицей: учащиеся работают над следующими  

 ключевыми словами и понятиями: « Традиции, обычаи и вера», « Пища», « Жилище, быт» »,  «Манера общения, поведения, речь», «Отношения между жителями аула», « Отношение к русским».

       Работа производится в группах. Заполняются  вторая и третья колонки таблицы.

На стадии рефлексии полученные сведения резюмируются. Основная мысль резюме:  «Культура другого народа может  может быть совершенно отличной от родной и понятной человеку культуры. При этом все народы хотят жить по общим законам правды и любви, дружбы и независимости, понимания и поддержки. Чтобы понять и принять культуру другого народа, надо ее изучать, открывать для себя новое. Без этого мир между народами невозможен». Также на стадии рефлексии ребятам предлагается просмотр презентации на тему « Особенности Чеченской культуры».

                                                                           Приложение к урокам № 1,2.

Ключевые слова и понятия

Выписки из текста, связанные с ключевыми словами

Почему эти понятия важны для меня

Природа Кавказа, климатические условия

Пыль, жара, солнце так и печет...

Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге.

Была раз гроза сильная, и дождь час целый как из ведра лил. И помутились все речки. Где брод был, там на три аршина вода пошла, камни ворочает. Повсюду ручьи текут, гул стоит по горам.

Только кончилась степь, пошла дорога промеж двух гор в ущелье…

…На полдни, за горой, лощина, табун ходит, и аул другой в низочке виден. От аула другая гора - еще круче, а за той горой еще гора. Промеж гор лес синеется, а там еще горы – все выше и выше поднимаются. А всех выше- белые, как сахар, горы стоят под снегом. И одна снеговая гора выше других шапок стоит. На восход и на закат- все такие же горы; кое-где аулы дымятся в ущельях…

Стало солнышко закатываться. Стали снеговые горы из белых- алые…

…Звезды высоко стоят на небе; над горой молодой месяц закраснелся, кверху рожками заходит. В лощинах туман, как молоко белеется.

Описание природы Кавказа дает умозрительное представление о  ландшафте этой  местности: он неоднороден: степь сменяется горами, меж горами ущелья, лощины, леса. Люди селятся и в ущельях между гор, и на редких долинах. Кругом – горы, что, вероятно, отражается на характерах местных жителей: необходима определенная смелость, мужество, суровость нравов, чтобы жить в горах.

Внешний вид, одежда

      Татарка молоденькая, в рубахе цветной, распояской, в штанах и сапогах, голова кафтаном покрыта, а на голове большой кувшин жестяной с водой… за руку татарчонка ведет бритого, в одной рубашонке.

…татарин вчерашний с красной бородой, в бешмете шелковом, на ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая, баранья, черная, назад заломлена.

…мальчишки бритые, в одних рубашках, без порток;

      Другой татарин поменьше ростом, черноватенький. Глаза черные, светлые, румяный, бородка маленькая, подстрижена; лицо веселое, все смеется. Одет черноватый еще лучше: бешмет шелковый синий, галунчиком обшит. Кинжал на поясе большой, серебряный; башмачки красные, сафьяновые. Тоже серебром обшиты. А на тонких башмачках другие толстые башмаки. Шапка высокая, белого барашка.

      …девочка- тоненькая, худенькая,  лет тринадцати и лицом на черного похожа…Тоже - глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса.  На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная, в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.

Одежда говорит о том, что здесь  живут люди с разным  достатком: одни одеты беднее, другие богаче.

Одежда на всех национальная, значит , здесь строго чтут национальные традиции, ни на ком нет европейской одежды.

Мужчины носят бешметы украшенные, на голове у всех шапки бараньи, высокие, на поясе серебряные кинжалы( к оружию- особое почтение).

Девочка- подросток одета в красивую рубаху и штаны,  на ногах у нее две пары башмачков, на шее – украшение из русских монет, в косе – рубль серебряный. Видимо, украшать себя трофейными  русскими монетами считалось особенно достойным.

Традиции, обычаи, вера

 Кто в Мекке был, тот называется хаджи и чалму надевает.

Обряд похорон: «Завернули мертвого в полотно, без гроба, вынесли под чинары  за деревню, положили на траву. Пришел мулла, собрались старики, полотенцами повязали шапки, разулись, сели рядком на пятки перед мертвым. Спереди мулла, сзади три старика в чалмах, рядком, а сзади еще татары. Сели, потупились и молчат…Мертвый лежит на траве, не шелохнется, и они сидят как мертвые… Потом прочел мулла молитву, все встали ,подняли мертвого на руки, понесли. Принесли к яме. Яма вырыта не простая, а подкопана под землю, как подвал. Взяли мертвого под мышки да под лытки, перегнули, спустили полегонечку, подсунули сидьмя под землю, заправили ему руки на живот. Притащил ногаец камышу зеленого, заклали камышом яму, живо засыпали землей, сравняли , а в головы мертвецу камень стоймя поставили. Утоптали землю, сели опять рядком перед могилой…

…Три дня ели кобылу, бузу пили- покойника поминали. Все татары дома были.                                

Чеченцы свято соблюдают обычаи веры. Исповедают ислам. Каждый мусульманин в течение жизни должен посетить Мекку, это очень почетно, к такому человеку относятся с большим уважением.

Л.Н. Толстой подробно описывает мусульманский обряд погребения. Покойнику отдают особые почести, весь аул разделяет горе родственников погибшего, поминают три дня.

После принятия пищи мусульманин молится. Пьют только по особым случаям бузу ( домашнее пиво).

Пища

Хлеб пресный; …на круглой дощечке блины просяные, и масло коровье распущено в чашке, и пиво татарское - буза, в кувшинчике. Едят руками, и руки все в масле. После еды девка уносит масло, блины и приносит лоханку и кувшин с узким носком. Татары моют руки, потом складывают их, садятся на колени, подуют на все стороны и молитвы читают.

А то делают татары из козьего молока лепешки сырные и сушат их на крышах…

А то резал хозяин барана;

Пища этого народа не очень разнообразна, даже скромна. В основном это блюда из козьего и коровьего молока, теста (лепешки), мяса баранины и конины.

Жилище, быт

Аулы расположены в горах. Сакля- дом горца.

Горница хорошая, стены глиной гладко вымазаны. К передней стене пуховики пестрые уложены, по бокам висят ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки-все в серебре. В одной стене печка маленькая вровень с полом. Пол земляной, чистый, как ток, и весь передний угол устлан войлоками; на войлоках ковры, а на коврах пуховые подушки.

Жилье старика: садик, ограда каменная, из-за ограды – черешни, шепталы и избушка с плоской крышкой…ульи стоят плетеные из соломы…

…у дороги родничок, камнем обделан…

Дом горца называется саклей, дома невысокие, изнутри обмазаны глиной, мебели почти нет, вместо мебели – ковры и подушки. Дома окружают сады с черешневыми, персиковыми и абрикосовыми деревьями, ограды из камня.

Манера общения, поведения, речь

Выскакивают на неприятеля неожиданно из-за горы; если живого возьмут, посадят в яму, будут плетьми пороть; шапку с Жилина сбили, сапоги стащили, все обшарили- деньги, часы вынули; лошадь раненую убивают, чтобы не мучилась; татарские ребята пищат, радуются, пуляют камнями в пленного; на пленного надевали колодку;

Красный татарин проговорил что-то, точно ругается, и стал; облокотился на притолоку, кинжалом пошевеливает, как волк исподлобья косится на Жилина.

А черноватый… что-то начал часто-часто по-своему лопотать… «корошо,урус»;

Хозяин обещал Ж.. и К. одежду самую лучшую и кормить как князей ,а кормил плохо;

Д. куклу лоскутками красными убрала и качает;

Старуха отобрала у Дины куклу, сделанную Ж, и разбила ее ;

Ж. взял кувшин, стал пить, думает - вода, а там молоко. Дина как взрадуется;

Умеют прятаться в горах и появляться неожиданно.  У пленного отнимают все ( занимаются разбоем), при этом проявляют жалость к лошадям, но безжалостны к пленным. Речь быстрая. Дети воспитаны в духе неприятия  русского человека. Не всегда выполняют свое обещание, лукавят.

Отношения между жителями аула

Ногайцы - народ, живущий в горах Кавказа, в рассказе – работник;

 Татары обычно приезжают домой веселые - гонят скотину;

Между собой живут дружно, почитают мнение старейшин. Занимаются разбоем всем селом, совершают набеги на казацкие станицы, обозы и крепости русских.

Отношение к русским

Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы.

…глядит на Жилина, как он пьет, как на зверя какого;

Когда Ж.. смастерил в другой раз кукол, собралась вся деревня: мальчишки, девчонки и бабы; и татары пришли, языком щелкают: «Ай, урус, ай, Иван!

…С тех пор пошла про Ж. слава, что он мастер, стали к ему из соседних деревень приезжать;

…Некоторые татары привыкли к нему, … а которые все, как на зверя косятся;

Красный татарин не любил Ж….Как увидит Ж., захрапит и отвернется… Старик оглянулся - как визгнет; выхватил из-за пояса пистолет, выпалил в Ж.

Он первый джигит был, он много русских побил, богатый был…Пришли русские, разорили деревню и семь сыновей убили. Один сын остался и передался русским. Старик поехал и сам передался русским. Пожил у них три месяца, нашел там своего сына, убил его…

…Твоя, Иван, хорош, моя,Абдул, хорош!

После побега привезли Ж.иК в аул: Сбежались ребята. Камнями, плетками бьют их, визжат.

Старик говорит: «Надо убить их…Грех русских кормить. Убить – и кончено».

 Набили на них колодки, отвели за мечеть. Там яма была пяти аршин, и спустили их в эту яму.

…Житье стало совсем дурное. Колодки не снимали и не выпускали на вольный свет. Кидали им туда тесто непеченое, как собакам, да в кувшине воду спускали.

… Вдруг прямо ему на коленки лепешка упала, другая, и черешни посыпались.

« Иван, тебя убить хотят…Отец, ему старики велят, а мне тебя жалко».

…Вдруг на голову ему глина посыпалась: глянул кверху - шест длинный в тот край ямы тыкается.

…Ухватилась за него Дина, шарит по нем руками, ищет - куда бы лепешки засунуть.

Л.Н.Толстой дает понять читателю, что среди чеченцев люди, как и у всех народов, разные. Несмотря на ненависть к русским вообще, жители аула и близлежащих деревень испытывают уважение к мастерству Ж.., отец Дины и Дина  относятся  к нему, как к равному. Дина приносит Ж. пищу, помогает ему бежать.

Больше всего ненавидит Ж. старик, который много пострадал от русских: убили всю его семью. Он непримирим к русским и требует их смерти, тогда как другие хотят получить выкуп.

 

        Домашнее задание: составить на основе таблицы рассказ «Быт, обычаи и нравы кавказского народа в изображении Л.Н.Толстого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в аспекте диалога культур ( на примере рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», 5 класс,

Данный  урок направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся по изученным темам на уроках русского языка и литературы. Научить детей  анализировать художественный текст, ф...

Технологическая карта урока.55 Урок контроля развивающего 5 класс ЛИТЕРАТУРА Рассказ КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК Л.ТОЛСТОЙ

Технологическая карта урока.55 Урок контроля развивающего 5 класс ЛИТЕРАТУРА Рассказ КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК Л.ТОЛСТОЙ...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....

Групповая работа на уроке литературы по рассказу "Кавказский пленник"

Задания для работы в группе или в паре на сравнение персонажей рассказа Толстого....