Урок по рассказу Л.Андреева "Кусака"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Васенина Светлана Валерьевна

Л. Н. Андреев. Рассказ «Кусака». Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…».

Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Л. Андреева «Кусака», обсудить нравственные проблемы, поднятые на её страницах.

Задачи: познакомить учащихся с авторской позицией Л. Андреева, развивать навыки аналитического и выразительного чтения прозаического текста, монологической речи; развивать умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли; воспитывать чувство сострадания ко всему живому, милосердие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Л. Н. Андреев. Рассказ «Кусака». Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили…».

Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Л. Андреева «Кусака», обсудить нравственные проблемы, поднятые на её страницах.

Задачи: познакомить учащихся с авторской позицией Л. Андреева, развивать навыки аналитического и выразительного чтения прозаического текста, монологической речи; развивать умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли; воспитывать чувство сострадания ко всему живому, милосердие.

Оборудование: презентация с портретами писателя, фотографиями собак, фонограмма песни «Собака бывает кусачей» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных.

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.
Однако жестокого сколько ещё вокруг?
Мы часто твердим, что собака – друг человека.
Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
Эдуард Асадов

В книгах мы жадно читаем о том,
на что не обращаем внимания в жизни.

Эмиль Кроткий

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

 

- Дома вы прочитали рассказ Леонида Николаевича Андреева «Кусака».

По вашим глазам я поняла, что рассказ вас тронул, задел за живое, вызвал какие-то чувства.

Это и не могло быть иначе.

Мир, в котором мы живем, огромен, в нем есть все: прекрасное и уродливое, доброе и злое, в нем уживаются верность и предательство, любовь и ненависть.

Как не потеряться в этом мире, не сбиться, найти свой путь и тебе, и тебе … и всем, всем – 12-13-летним.

Впереди столько нерешённых вопросов, сомнений, открытий. И как важно, чтобы в своих жизненных поисках вы чаще обращались к книгам, к писателям.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Л. Н. Андреев. Рассказ «Кусака». Авторское отношение к событиям». Запишите ее в тетрадь.

К уроку я подобрала два эпиграфа.

 

Первый - миниатюра Эдуарда Асадова.

Давайте запишем в тетрадь.

 

Второй эпиграф – это афоризм Эмиля Кроткого. Запишите его. Но работу с ними мы продолжим чуть позже.

 

Леонид Андреев и есть один из самых ярких, своеобразных писателей, который поможет найти ответы на многие и многие вопросы. Недаром Максим Горький считал Андреева «человеком редкой оригинальности, редкого таланта и достаточно мужественным в своих поисках истины».

II. Сообщение учащегося  об Андрееве.

 

Л. Н. Андреев родился 9 (21) августа 1871 года в городе Орле. Отец его, по профессии землемер, умер, когда Андреев учился в гимназии. Трудное материальное положение с юношеских лет и ранние честолюбивые помыслы пробудили в нем устойчивое недовольство окружающей жизнью.

 

Семья Андреевых жила на окраине города, населенной мелкими чиновниками, ремесленным людом, прочей беднотой. Мелочность житейских интересов, грубость и заискивание составляло повседневные впечатления юноши, от природы чуткого ко всему нездоровому.

 

О вынесенных им из жизни впечатлениях Андреев писал: «С радостью бы, кажется, уничтожил эту гнусную жизнь, что дает такие жалкие радости и такие могущественные скорби… Видишь одни пошлые лица, видишь одни бессмысленные глаза, слышишь одни убийственно скучные разговоры. Деревянные люди, деревянные мысли и чувства»

 

После окончания гимназии он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Позже перевелся в Московский университет, который окончил в 1897 году.

Первые рассказы Андреева были опубликованы в годы его жизни в Петербурге. Искреннее сострадание человеку, способность воспринимать чужую боль как собственную, незаурядный литературный талант сразу же выдвинули Леонида Андреева в число первых писателей России начала XX века.

- В книге Корнея Ивановича Чуковского «Из воспоминаний» рассказывается о множестве его современников-писателей. Есть в ней и воспоминание об Андрееве.

- Каким человеком его увидел Чуковский?

Индивидуальное сообщение ученика (по статье учебника на стр. 98 – 100 «Люди и книги»).

Слово учителя:

- Природа одарила Андреева красотой и талантами.

 

 Художник Репин считал его вторым по красоте русским современником после Всеволода Гаршина. Внешность Андреева привлекала художников, его портреты писали И. Е. Репин, А. А. Серов.

- В детстве он много читал: произведения Жюля Верна, Майн Рида, Фенимора Купера, Александра Дюма, Чарльза Диккенса. Книги, полюбившиеся Андрееву, наложили отпечаток на его личность. Можно сказать, что от каждой прочитанной им книги он унаследовал что-то для себя дорогое.

На писательскую судьбу Андреева большое влияние оказал Максим Горький. «Знакомство с Максимом Горьким я считаю для себя, как писателя, величайшим счастьем…» - писал он.

Л. Андреев считал, что человек проверяется через общение с миром природы, через его отношение к «братьям нашим меньшим».

 

-   Обратимся к словам самого писателя о рассказе «Кусака»: «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

-  О судьбе собаки, о ее страданиях и счастье, об отношении к ней людей, самого автора мы и будем сегодня размышлять.

III. Беседа.

 

- Как  вы понимаете пословицу «Собака - верный друг человека»…

- Вспомните, кто из русских писателей до Л. Н. Андреева создал в русской литературе прекрасные образы четвероногого друга.

(«Муму» И. С. Тургенева, «Каштанку» А. П. Чехова)

IV. Проверка домашнего задания.

-  Дома вы составляли план рассказа. Зачитайте  его.

 

В окончательном варианте план может быть примерно таким:

      1. Жизнь собаки до встречи с «добрыми людьми».

      2. Как Кусака получила своё имя.

      3. Дружба Кусаки с Лелей и другими детьми.

      4. Отъезд дачников.

      5. Кусака снова одна.

      

- Теперь  кратко перескажите содержание, придерживаясь плана и максимально приближаясь к тексту рассказа.

- Как  меняется внешность Кусаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь людей?

(Сначала «грязная и некрасивая», затем она «изменилась до неузнаваемости…» и в конце — «вновь промокшая, грязная…».)

             

-  Какую роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы?

(Когда Кусака одинока — в природе все мрачно: холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни (прочитать отрывки «Наступила весна...». «Поднялся частый дождь…»).

              

- Как Кусака выражает свою ненависть и любовь?

(Вспомнить отрывки: «С тех пор собака не доверяла людям…», «И в ту же минуту подкравшаяся собака…», «Единственное, что могла Кусака…»)

              

- Почему Кусака боялась людей?

        - Почему Кусака полюбила Лелю? Как относилась Леля и другие дети к Кусаке?

- Почему Кусаку не взяли в город?

- Почему выла Кусака? Какой еще пример жестокости людей можно найти в рассказе?

              - Понравилась ли вам Леля? Хорошо ли она поступила по отношению к своему другу? Как бы вы поступили в таком случае?

V. Работа с эпиграфами.

- Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных?

История с Кусакой – не редкость. Подобное происходит каждый день, и мы так привыкли, что порой просто равнодушно проходим мимо.

А теперь я предлагаю вам вернуться к эпиграфам, которые мы записали к уроку.

 

Обратимся к первому из них.

- Удачно ли, на ваш взгляд, подобран эпиграф? Объясните свою точку зрения.

(Миниатюра Эдуарда Асадова созвучна тем проблемам, которые поднимаются в рассказе “Кусака”.)

- Может быть, Леонид Андреев поведал нам историю Кусаки, чтобы обратить наше внимание на то, что мы видим каждый день, но как-то не задумываемся об этом.

- Послушайте песню «Собака бывает кусачей» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных. Определите интонацию песенки и рассказа. Отличаются ли они? Если да, то чем?

 

(В детской песенке страдания собаки передаются схематично, с некоторой шутливой интонацией. А в рассказе Андреева – мы вместе с героиней переживает тоже, что и она.)

 

Пожалуй, пришло время обратиться ко второму эпиграфу, который заставляет задуматься, почему бездомные животные, каждый день встречаемые нами на улице, хотя и вызывают жалость, но какую-то мимолётную, тогда как над историей о Кусаке хочется плакать.

- Только ли об отношении к животным этот рассказ? Для этого вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу. Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?

(Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.)

- Вот теперь, когда мы заново открыли для себя рассказ Л. Андреева, давайте попытаемся понять, о чем хотел сказать нам автор в рассказе.

 

- А теперь, ребята, давайте запишем то, о чем вы сейчас сказали.

Вывод: Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает.

В рассказе “Кусака” Леонид Андреев показывает, какими люди быть не должны.

Ну, а закончить урок мне бы хотелось чтением последней главы рассказа о Кусаке.

В этой главе воплощена вся душевная боль Кусаки. Пусть каждый из нас примет в своё сердце частицу этой боли – сопереживание полезно для наших сердец.

(Чтение главы)

 

Домашнее задание: написать сочинение о своей собаке «Мой друг» или письменно ответить на вопрос: «Какие мысли и чувства вызвал рассказ         Л. Андреева?»    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"

Проект урока  по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс

Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...