Методическая разработка "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Куракина Ольга Васильевна

Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников свои предметом? Применение инновационных технологий является обязательным требованием к образовательному процессу. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что учащемуся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx44.92 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

ОДБ.02  Литература

Разработчик:

Куракина О.В. преподаватель высшей  квалификационной категории

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

2014-2015

Обсуждено на заседании методической комиссии общеобразовательного цикла

Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.

Председатель МК ________________________ /______________/

                                              СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение

2.Основная часть

3.Заключение

4.Список использованной литературы

1.Введение

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого преподавателя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь обучающихся своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление обучающимся определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка его  как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и преподавателя, и, что не менее важно, обучающегося.

Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

  1. развивающее обучение;
  2. проблемное обучение;
  3. развитее критического мышления;
  4. дифференцированный подход к обучению;
  5. создание ситуации успеха на уроке .

Основными принципами инновационного обучения являются:

  1. креативность (ориентация на творчество) ;
  2. усвоение знаний в системе;
  3. нетрадиционные формы уроков;
  4. использование наглядности.

В новых условиях преподавателю  необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет человеку уверенно чувствовать себя, дает возможность и создает условия для формирования творческой, самосовершенствующиеся личности.

В настоящее время, когда процессы информатизации в обществе постоянно ускоряются, изменяются, современная школа не должна оставаться в стороне. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникационных технологий. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, направлений.

 Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе отражено в Федеральной программе экономического развития Российской Федерации, Федеральной программе развития образования Российской Федерации, Федеральной программе «Развитие единой образовательной среды». Таким образом, информационные технологии становятся базой современного образования.

Я стараюсь направить образовательную деятельность на формирование независимой личности, способной неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации.

Главная задача при этом—развитие у обучающихся способности к самоопределению, сомоорганизации и самореализации.

                                                     2.Основная часть

Исходя из возможностей содержания дисциплин «Литература», «Русский язык»,  я использую следующие инновационные  приемы и методы:

  1. информационно-компьютерные технологии

Я глубоко убеждена в том, что информационно-компьютерные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы, повышают интерес к изучаемым предметам, активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков.

Что использую на уроках? Самые различные обучающие программы, от продукции известных фирм до самостоятельно выполненных мною и учениками материалов с использованием универсальных инструментальных комплексов для разработки и редактирования различного рода учебных программ (Power Point – для создания презентаций, текстовые редакторы Word, Excel – для тестов). Использую представленные на дисках словари и энциклопедии, (например: “В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка”, “Русские словари”, “Большая русская биографическая энциклопедия”).

У меня всегда возникает потребность в создании собственных компьютерных материалов. Это можно объяснить наличием нескольких УМК, невозможностью подобрать нужный материал по теме из электронных пособий, а самое главное, творческим подходом к объяснению материала.

Используя  ИКТ на своих уроках, я решаю не только задачи развивающего обучения и подготовки ученика, умеющего применять новые технологии в своей деятельности, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе. Всё это способствует формированию разносторонне развитой личности.

  1. Коммуникативные  технологии

Направлены  в основном на поиск активных методов и форм организации работы учащихся на уроке, воплощение так называемого  «обучения в сотрудничестве», в парах и группах, она активно используется сегодня как ведущая во многих современных  УМК по русскому языку (например, под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта, под ред. С.И. Львовой и др.) и литературе (например, под ред. Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева, под ред. В.Г. Маранцмана и др.).

Развивать  коммуникативные  способности  и коммуникативные  компетентности  - значит «развивать умения активного слушания и говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию.

 Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность обучающегося):

  1. обучающийся спрашивает,
  2. подтверждает мысль,
  3. побуждает к действию собеседника с помощью вопросов, спорных утверждений и т.д.,
  4. высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.

При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:

  1. новая речевая задача,
  2. новый собеседник,
  3. новый предмет обсуждения.

    Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. именно в деятельности возникает:

  1. осознание необходимости общения,
  2. потребность использования речи,
  3. формирование представлений о речевом поведении.

 Главным при  коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из осознания речевой ситуации и речевых поступков. Каждый преподаватель должен сам ответить на вопрос: «Опыт  какого слушания, чтения, говорения  и т.п. получает каждый конкретный обучающийся  на моих уроках?»

 Главная цель применения коммуникативных технологий  – развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики и грамматики, которым они владеют на активном уровне.

Некоторые формы и приёмы  работы   на уроках русского языка:

 

  • многоаспектная работа со словом, предполагающая обращение к различным   словарям, видам разбора; анализ и подбор ассоциативных рядов к рассматриваемому слову; создание на его основе изобразительно-выразительных средств; создание контекста для слова  и т.д.;
  • инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, диктанты «с иллюстрациями», свободные диктанты, самодиктанты и т.д.; 
  • сопоставление русских слов со словами и их переводными  аналогами в других языках, подбор синонимов, антонимов, сравнение паронимов и омонимов и др.;
  • расширенная работа с фразеологией, с пословицами, поговорками, афоризмами;
  • создание контекста для изобразительно-выразительного средства;
  • соединение в одном предложении далёких по смыслу слов;
  • создание предложений по заданному началу, концу и т.д.;

  

Некоторые формы и приёмы работы на уроках литературы:

 

  •  многоаспектная работа с текстом, анализ художественной формы произведений,      словарная работа в связи с наблюдениями за законами создания текстов;
  • речевой портрет героя;
  • пересказ (аналитический, сжатый, комментированный)
  •  создание контекста к образному средству;
  •  сочинения разных видов  и их качественный анализ (сочинения по наблюдениям, по впечатлениям эмоционального характера (по литературному произведению, картине, спектаклю, фильму, по мотивам музыкальных произведений и т.д.), сочинения-стилизации (басня, сказка, фельетон, «Как Гоголь», «Как Маяковский», сочинение собственных рассказов и т.д.);
  •  стихосложение;
  •  ролевые игры и речевые импровизации (пересказ эпизода произведения от лица героя, устная или письменная  презентация книги, отзыв, рецензия,  вступительная статья к литературному сборнику, комментарий к различным произведениям искусства, составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером и т.п.);
  • подготовка и презентация исследовательских работ на литературную тему;
  • соучастие в подготовке лекции учителя
  • создание сценария,  инсценирование отрывков литературных произведений и т.д.

Примером  урока  с использованием информационно-компьютерных и коммуникативных  технологий может стать урок по литературе проведенный в группе второго курса № 226 на тему «Тема правды в пьесе М. Горького "На дне"

Разработка урока литературы с элементами коммуникативного обучения

Тема: М. Горький драма «На дне»

Тема урока: Тема правды в пьесе М. Горького "На дне"

Цели урока: 

  • Образовательная – выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова.
  • Воспитательная –  содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся  по отношению к такому понятию как «правда»; создать ситуации, при которых учащихся поймут, что из любого сложного положения есть выход.
  • Развивающая –  формирование навыков работы в группе,  публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.

Оборудование: слайдовый материал, компьютер, экран, изображения героев пьесы, портрет М. Горького, карточки  для самооценки

Методические приемы: учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

                                          СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный момент

Настраиваются на урок

3 мин

2

 Вступительное слово учителя

Эпиграф к уроку

1 слайд

Слушают преподавателя, записывают тему урока, чертят таблицу

5 мин

3

Фронтальная беседа по вопросу

Тема урока

2 слайд

Отвечают на вопросы, рассуждают

4 мин

4

Актуализация опорных знаний (выступление преподавателя), устный тест

Слушают преподавателя, отвечают на вопросы теста

5 мин

5

Выступления учащихся

Выступление первой группы

Позиция представляемого героя в цитатах

3 слайд

Выступают с докладами по теме, обсуждают, размышляют, заполняют таблицу

5 мин

6

Выступление второй  группы

Позиция представляемого героя в цитатах

4 слайд

Выступают с докладами по теме, обсуждают, размышляют, заполняют таблицу

5 мин

7

Выступление третьей  группы

Позиция представляемого героя в цитатах

5 слайд

Выступают с докладами по теме, обсуждают, размышляют, заполняют таблицу

5 мин

8

Ролевая игра  

Обсуждают, размышляют

5 мин

9

Подведение итогов, выставление оценок

Фотоколлаж по теме

6 слайд

Слушают преподавателя, дополняют

5 мин

10

Домащнее задание

Слушают, делают записи в конспект

3 мин

Развернутый ход урока

Эпиграф к уроку:

«Каждый, кто любит правду, приходит  к свету; он не боится обнаружить дела свои»

Леви Х. Доулинг

1.Организационный момент

1.1 Вступительное слово учителя

– Сегодняшний  наш урок я предлагаю посвятить вопросу, который, пожалуй, является основным в пьесе «На дне». Я надеюсь, что произведение, которое было создано почти сто лет назад, не потеряло своей актуальности и по сей день, и мы с вами, думаю, в этом убедимся.
Пожалуйста, обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока, и постарайтесь озвучить тему урока, исходя из содержания данных строчек. (
Презентация).

(Ключевое слово здесь «правда», поэтому речь, скорее всего, пойдет о правде)

Итак, слово ПРАВДА.

Это слово появляется в I действии, когда Клещ ссорится Квашней.

«А-а. Не терпишь правды»,-кричит Квашня, обвиняя бывшего рабочего в болезни Анны».

Фронтальная беседа по вопросу: какие синонимы вы можете подобрать к слову ПРАВДА ?

Синонимический ряд: ПРАВДА – ИСТИНА – ФАКТ – ДОГМА – РЕАЛЬНОСТЬ – ДАННОСТЬ.

Фронтальная беседа по вопросу: какие синонимы вы бы подобрали к слову НЕПРАВДА ?

Синонимический ряд: НЕПРАВДА – ЛОЖЬ – МЕЧТА – ВЕРА.

Словарь определяет слово правда так: Правда — достоверная информация, а также синоним слов истина и справедливость.

Философский вопрос, который поставил сам Горький: что лучше- истина или сострадание? Вопрос о правде многогранен. Каждый человек понимает правду по-своему, имея ввиду некую окончательную, высшую правду.  Посмотрим, как соотносятся  позиции трех основных носителей правды в драме. На предыдущем уроке вы  получили задание: представить троих героев пьесы – Сатина, Луку, Бубнова по следующему плану:

  1. Значение имени, фамилии героя для понимания его образа.
  2. Как оказался в ночлежке?
  3. Как относится к окружающим?
  4. Отношение к «правде».

– Последний пункт, конечно, самый важный, я надеюсь, вы уделили ему особое внимание.

Что понимают под  «правдой»  герои пьесы?

У героев есть частная правда, которую они отстаивают для себя и есть мировоззренческая правда, которую мы видим в репликах Луки (Во что веришь- то и есть!)

По ходу урока мы будем заполнять таблицу с продолжением заполнения дома:

Герой

Правда реальности

Правда мечты

Сатин

Бубнов

Лука

Наташа

Актёр

Настя

Клещ

2. Актуализация опорных знаний

1)Итак, у нас три творческие группы, представляющие правду Луки, Сатина, Бубнова.  Но это не значит, что вы на самом деле придерживаетесь точки зрения  ваших героев. В течение урока вы можете передумать. У каждого из вас есть карточка для голосования, которую вы можете отдать тому герою, чьи жизненные принципы вы поддерживаете. Можете не голосовать ни за кого, но при этом вы должны объяснить свою позицию.

2) Главное  правило урока литературы: нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания самого произведения. Предлагаю вам маленькую разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому она принадлежит. Руководители групп отмечают на «Оценочном листе» правильные ответы .

  • «На что совесть? Я не богатый».  (Бубнов)
  • «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…»  (Лука)
  • «Образование – чепуха, главное – талант!» (Актер)
  • «Мало знать, ты понимай…»  (Наташа)
  • «Надоели мне, брат,  все человеческие слова…все наши слова – надоели!» (Сатин)
  • «Разве доброту сердца  с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ».  (Костылев)
  • «Любить живых надо, живых».  (Лука)
  • «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай – все сотрется!» (Бубнов)
  • «Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»   (Сатин)

(Учитель комментирует уровень знания текста) 

– Перед тем, как предоставить слово первой творческой группе, напоминаю главное правило публичного выступления: «Краткость – сестра таланта», выступления должны быть лаконичными и по существу.

3. Выступления учащихся

Все выступления проходят по одной схеме: защиту жизненных принципов героя организуют два ученика.  Первый представляет героя, а второй говорит от имени самого литературного персонажа, используя в своей речи цитаты из текста. Далее следует по одному вопросу от групп-оппонентов.

Выступление первой группы.  «Правда Сатина» 

  •  «Все – в человеке, все для человека. Существует только человек, Все же остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век – это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не  унижать его жалостью…»
  • «Что такое правда? Человек – вот правда!»
  • «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» (Презентаци).

Выступление второй группы.  «Правда Бубнова» 

  • «На что мне совесть? Я – не богатый!» 
  • «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» 
  • «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…»
  • «Все люди на земле лишние…»
  • «Все сказки» (Презентация).

Выступление третьей группы.  «Правда Луки» 

  • «Христос всех жалел и нам велел».
  • «Во что веришь, то и есть…»
  • «Человек – все может… Лишь бы захотел…»
  • «…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»
  • «Любить – живых надо…живых…»
  • «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…» (Презентация).

(Учащимся предлагается проголосовать за правду одного из героев, объяснить свой выбор, руководители групп оценивают выступавших)

4. Ролевая игра 

Ребята, сейчас я предлагаю вам «примерить» правду героев М. Горького на нашу реальность. Перед вами девушка, которая всегда училась на «4» и «5», и вдруг сдала ЕГЭ по русскому языку на «2». Помогите ей, исходя из вашего образа, пережить этот трудный момент. А она решит, чьи слова утешения ей, действительно, помогли.

 (Это задание-ловушка, ведь Сатин и Бубнов утешать  людей не могут и не хотят, ребята должны проговорить это, если, конечно, поняли жизненную позицию своих героев до конца).  

А сейчас, мы, как люди молодые, динамичные, уверенные в завтрашнем дне, представим возможный выход для наших героев из того тупика, в котором они волею судьбы оказались.

5. Подведение итогов

– Сегодня мы с вами, ребята, убедились в том, что правда у каждого человека своя (Презентация). В пьесе «На дне» М. Горький стремился не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. На протяжении всей пьесы герои ищут свою «правду» и не находят ее. Наверное, в тех условиях, в которых они оказались, найти «правду» невозможно. Именно поэтому произведение оставляет впечатление недосказанности. Горький оставляет вопрос открытым. Мечта ведет человека вперед, не дает ему гнить на дне жизни. Мечта позволила нищему мальчишке, собиравшему ветошь на свалке и терпевшему побои «в людях», стать известным писателем – реалистом, способным не только просто выносить эту жизнь, но и гордо заявить:

«ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ВСЕ! ОН СОЗДАЛ ДАЖЕ БОГА!»

Это и есть авторская и человеческая позиция.

И когда вы увидите на улице нищего, вспомните слова Сатина: « Надо уважать человека!» Перед вами человек, утративший веру в себя и в людей, потому что нет на земле никого, кто захотел бы поддержать эту веру. Это  старики,  которых мы не защитили, это дети, которых никто не обогрел, это взрослые, на месте которых можем оказаться и мы. 

Господа! Если к правде святой

 Мир дорогу найти не умеет, -

Честь безумцу, который навеет 

Человечеству сон золотой!

По замыслу автора, сливаются воедино «правда» Луки и «правда» Сатина, утверждая величие человека и его способность противостоять жизненным обстоятельствам, даже находясь на дне.

Возможно, вы в своем возрасте еще не решили, каких жизненных принципов вы будете придерживаться в дальнейшей жизни, но я почему-то уверена в том, что вы сделаете верный выбор.

Обращение к цели урока. Выяснение того, на какие вопросы ученики ответили. Оценки за урок.

6. Домашнее задание

– Заполнить начатую на уроке таблицу.

3.Заключение

Разработка новых технологий – процесс непрерывный. Определённая часть названных здесь технологий хорошо известна и активно используется в практике. 
Успешность любой педагогической технологии зависит от личности преподавателя  и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности. 

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять обучающимися, развивать их познавательную активность.

Системная работа по использованию мною современных педагогических технологий в образовательном процессе приводит к тому, что успеваемость по предметам в группах 96%, учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету.

4.Список используемой литературы:

  1. Гузеев В. В. Образовательные технологии XXIв: деятельность, ценность, успех./-М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.--с.96
  2. Никишина И. В. Инновационный образовательные технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. //Интерактивные формы методического обучения.—Волгоград: Учитель, 2007.—с.145–147
  3. Образовательные технологии XXIв: сб. статей; под ред.Тихомировой К. М.—М.: Типография МИФИ, 2004.—с.165
  4. Полякова Н. В. Перспективные школьные технологии//Завуч.—2055.--№ 5.—с.54–56
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г № 1897
  6. Тростенцова Л.А .«Урок русского языка на современном этапе» М., 1998 г. 
  7. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

доклад на  общешкольной родительской конференции...

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

Фрагмент аналитического отчета на "Конкурс на денежное поощрение лучших учителей"...

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы...

Методическая статья "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"

Использование инновационных технологий позволяет мне индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие  и познавательные спос...