цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данная тема является актуальной в период перехода на ФГОС и созвучной Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности. Рассматриваются произведения русских пистаелей хх века: Л. Андреева ( рассказ"Иуда Искариот"),         М.А. Булгакова ( роман"Мастер и Маргарита") и многие другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsikl_urokov_s_annotatsiey.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Русская классическая литература ХIХ века и современный школьник-читатель в контексте реализации ФГОС (филологический практикум)»

 «Литературное образование и формирование читателя-школьника

на примере цикла уроков русской литературы в 11 классе по теме

«Проблема зла в русской литературе ХХ века»

в контексте Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ»

          Специфика учебного предмета «Литература» определяется единством словесного искусства и основ науки литературоведения. Изучение произведений художественной литературы дает возможность освоить особый способ познания жизни, предлагая школьникам вариативность выбора на основе формирующихся нравственных ориентиров личности. Тем более значима для школьника исследовательская деятельность в процессе работы с текстом произведения.

Исследовательская деятельность подразумевает в первую очередь индивидуальную деятельность учащегося, что особенно важно при формировании навыков самостоятельности как в выборе операций деятельности, так и ответственности за результат такой деятельности. Предмет исследования играет в данном случае немаловажную роль, так как для читателя – школьника необходимо найти (увидеть, услышать, почувствовать) отклик на собственные потребности нравственного отклика чувств: «А что важно для меня?», «А как нужно поступить мне?» и т.п. Лишь в этом случае (и моё мнение разделяют многие коллеги) произведение становится значимым, а следовательно – понятым и принятым  читающим.

Современный школьник-читатель стоит перед многоликими и сложными вызовами. И именно литература как учебный предмет позволяет получить основу формирования, развития мировоззренческих ориентиров: исследуя текст художественного произведения, читающий выделяет для себя доминанты решения заданных проблем: выделяет образы нравственных ориентиров, предлагаемых автором. В контексте данной темы данными образами являются понятия добра и зла, наполненность ими мира героев. Пространства произведения в целом.

Тема зла – вечная  тема в литературе. Её рассматривали авторы самых первых литературных произведений, о ней говорили писатели XVП, XVIII, XIX веков. Не стал исключением и ХХ век.

Какое же развитие получила тема зла в литературном процессе двадцатого столетия? Ответом на данную задачу и может послужить исследование, предлагаемое ученикам через изучение произведений курса. Важным в данном случае являются технологические аспекты подачи материала. Эффективными, на мой взгляд, бесспорно окажутся приемы проблемно-диалогического обучения (постановка вопроса-проблемы в качестве «завязки» на первом уроке по произведению). Также актуально может быть использование технологии критического мышления при организации последующих этапов исследования. Формы организации деятельности обычно использую групповые (работа в малых группах на начальном этапе, работа в расширенных по составу группах при итоговом обсуждении результатов). Такая вариативность обусловлена привлечением различных дополнительных источников информации по проблеме (постоянно помним о многоликости исторического периода – от революционных потрясений начала века до полета человека в космос и т.п.), а также привлечение текстов Библии и текстов религиозной направленности. Кроме указанных технологических инструментов могут естественно использоваться аспекты интегрированности (история+литература+живопись+театр+философия). При всем методическом многообразии необходимо сохранить следующие важные этапы постижения художественного произведения как факта исследования.

 При изучении произведений данной тематики важны этапы предварительной работы:  

Писатель и его эпоха.

Социальные предпосылки создания произведения.

Авторские предпосылки создания произведения.

Реальность историческая и реальность художественная.

           На этапах освоения содержания и работы с текстом необходимыми ступенями будут художественный мир героя и художественный мир автора (в сопоставлении, сравнении, и т.д.). Это обусловлено темой: «Добро и зло - морально-этические категории, в которых выражается нравственная оценка поведения людей (групп, классов), а также общественных явлений с определённых классовых позиций. Под добром понимается то, что общество (данный класс) считает нравственным, достойным подражания. Зло имеет противоположное значение: безнравственное, достойное осуждения. Для метафизической трактовки этих категорий характерны поиски вечных и неизменных оснований добра и зла. Идеализм усматривает их в божественной воле или абсолютном духе» (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с. – с.241.

Специфика обучения в старших классах позволяет придать и некоторую (адаптированную по возрастным критериям) философскую направленность анализу текстового явления, более широко представить авторский замысел, объяснить художественный мир самого произведения как актуальной (или неактуальной) действительности для подростка. Духовно-нравственный контекст произведений предполагает и понимание учителем (!) основ религиозного мировоззрения автора для того, чтобы дать возможность обучающимся определить более объективно авторское представление проблемы. Необходимо обращение к содержанию библейских текстов (например, к Евангелию). Это достаточно сложные аспекты работы с текстом, но именно это дает возможность каждому школьнику обратиться к собственному опыту.  Учитывая возрастные особенности старшеклассников, учитель может успешно решить проблему обобщения уже имеющегося у них читательского опыта.

          Следует также отметить и направленность деятельности по изучению языка художественного произведения. Это особый ресурс для исследования по теме: на каком языковом (и речевом) материале автор предлагает решение, какова «подача»  героя в данном аспекте, «слова-образы», «слова-идеи» и т.п. Речь идет не только теоретико-литературоведческих особенностях, но и о тематической составляющей художественного текста, поэтому в исследовательской деятельности необходимо опираться на словари различной направленности.  

Считаю, что для понимания и более широкого представления и интерпретации полотна литературного произведения необходимо представить школьникам отражение видения данной проблемы в живописи. Ведь произведения живописи являются иными образцами представления информации по исследуемой проблеме. Поэтому в таком случае достигаются метапредметные результаты деятельности для выпускников средней школы. Выбор произведений может варьироваться (согласно конкретным условиям реализации учебной программы).

  Организация и проведение деятельности исследования по данной проблеме дает возможность не только интеллектуального освоения, но и эмоционального присвоения гуманистического потенциала  искусства, освоение эстетических и - что немаловажно - психологических способов общения личного мира читателя и «наблюдателя мира искусства», а также воздействия этого мира (рефлексия).

           Проблема «Личность и общество», актуальность которой возрастает в возрасте учащихся 10-11 классов, может найти разрешение в восприятии исторических, эстетических связей искусства и жизни, через причинно-следственное рассмотрение художественных произведений и литературы определенной эпохи. Этим объясняется тот факт, что основу учебного процесса вообще и уроков литературы в частности в старших классах составляет «системообразующая доминанта» (по мнению А.П. Валицкой) ( Валицкая А.П., Философские основания современной парадигмы образования.  – Педагогика. 1997. № 3. С. 15-19.), т. е. художественная картина мира в её ценностно-личностных смыслах: художественное произведение подсказывает, как научиться человечности.

        Ниже представлен пример планирования цикла уроков в 11 классе, направленных на исследование проблемы зла в русской литературе ХХ века.

Раздел: «Исследование проблемы зла в русской литературе ХХ века»

Цель: исследование эволюции темы в произведениях разных временных рамках развития литературного процесса.

Задачи:

Рассмотреть конкретные произведения различных временных периодов ХХ века в выборе текстовой ситуации автором для решения обозначенной проблемы.

Показать авторскую позицию.

Рассмотреть звучание, актуальность проблемы зла в конкретный период времени.

Связь с другими предметами: история, обществознание, философия.

Уроки № 1-2

Тема: «Образ Иуды Искариота в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»

Цель: выявление своеобразия решения проблемы предательства .

Задачи:

Определить важнейшие черты языкового мастерства автора.

Развивать понятие «психологического портрета»; наблюдение развития реалистической эстетики в произведении начала ХХ века.

Способствовать развитию критического восприятия окружающего у учащихся.

Уроки № 3-5

Тема: «Проблема зла в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цель: выявление специфики трактовки проблемы зла в произведении как философскую позицию автора.

Задачи:

Анализировать  принципы  сюжетно-композиционного строения романа.

Способствовать развитию умения анализировать использование  выразительно-художественных средств текста.

Способствовать развитию нравственно-эстетического вкуса; осознанию гражданской позиции учащихся.

Уроки № 6-8

Тема: «Свет праведника во тьме алчных…» (рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор», повесть Ю. Трифонова «Обмен»)

Цель: раскрытие особенностей нравственной канвы произведения как иллюстрации художественного мира  писателя.

Задачи:

Определить важнейшие отличительные черты новизны героини рассказа как выражение особой авторской манеры писателя.

Отрабатывать навыки анализа эпического произведения.

Способствовать осознанию необходимости человечного отношения к человеку как к народу и стране.

Уроки №  9-11

Тема: «Проблема потери памяти как основа нравственной деградации человека в романе Ч. Айтматова «И дольше века длится день…» («Буранный полустанок»)»

Цель: раскрытие категории памяти как важнейшую для писателя составляющую в нравственном облике человека и всего общества.

Задачи:

Анализ специфики композиционно-сюжетной организации произведения (внесюжетные элементы: легенды, размышления автора, элементы фантастического повествования).

Способствовать развитию умения анализа деталей  психологического портрета; анализа эпического произведения.

Способствовать пониманию острейшей важности нравственной памяти человека и общества.

В заключение приведу фрагмент  из работы ученицы 11 класса, выполнившей исследовательскую работу и представившую эту работу на  муниципальном этапе научно-практической конференции школьников: «В своих произведениях писатели ХХ века рассматривали проблему зла как одну из основных проблем. Они показали, как зло эволюционировало, становилось всё масштабнее, приобретало новые формы. Авторы  говорили как о главных, библейских пороках человека, так и о невидимых с первого взгляда и, казалось бы, незначительных. Если проследить развитие этой темы  во второй половине ХХ века, то можно убедиться, что всё накопившееся за целый век зло вылилось не только в войну в Афганистане («афганская проза» - «Цинковые мальчики» С. Алексиевич), но и в войну внутри общества, внутри отдельного человека (рассказы Л. Петрушевской и др.). Война эта продолжается вечно, ведь каждый из нас постоянно решает: как поступить?».

 

Список литературы и информационных источников

1. Булгакова Е. Дневник Елены Булгаковой. М., 1990.

2. Бугров Б. С. Леонид Андреев. Проза и драматургия. 2000. 

3. Валицкая А.П., Философские основания современной парадигмы образования.  – Педагогика. 1997. № 3. С. 15-19.

4. Гаврюшин Н.К. Литостротон, или Мастер без Маргариты // Символ. 1990. № 23.

5. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-ое. – СПб: «Альянс «Дельта» (совм. с издательством «Речь», 2003)

6. Зайцев В. А. и др. История русской литературы второй половины XX века. - М. , 2004.

7. Кормилов С. И., История русской литературы XX века. М.: 1996.

8. Лакшин В. Мир Михаила Булгакова // Литературное обозрение. 1989.

9. Овчаренко А. Большая литература. Основные тенденции развития советской художественной прозы 1945-1985 годов. М., 1985.

10. Петрушевская Людмила. Рассказы. СПб.: Амфора, 2007 г. с. 464.

11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

12. http://pdo-mel.ru/

Цикл уроков русской литературы в 11 классе

Тема: «Исследование проблемы зла в русской литературе ХХ века»

Цель: исследование эволюции темы в произведениях разных временных рамках развития литературного процесса.

Задачи:

Рассмотреть конкретные произведения различных временных периодов ХХ века в выборе текстовой ситуации автором для решения обозначенной проблемы.

Показать авторскую позицию.

Рассмотреть звучание, актуальность проблемы зла в конкретный период времени.

Связь с другими предметами: история, обществознание, философия.

Урок № 1-2

Тема: «Образ Иуды Искариота в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»

Цель: выявление своеобразия решения проблемы предательства .

Задачи:

Определить важнейшие черты языкового мастерства автора.

Развивать понятие«психологического портрета»; наблюдение развития реалистической эстетики в произведении начала ХХ века.

Способствовать развитию критического восприятия окружающего у учащихся.

Урок № 3-5

Тема: «Проблема зла в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цель: выявление специфики трактовки проблемы зла в произведении как философскую позицию автора.

Задачи:

Анализировать  принципы  сюжетно-композиционного строения романа.

Способствовать развитию умения анализировать использование  выразительно-художественных средств текста.

Способствовать развитию нравственно-эстетического вкуса; осознанию гражданской позиции учащихся.

Урок № 6-8

Тема: «Свет праведника во тьме алчных…» (рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор», повесть Ю. Трифонова «Обмен»)

Цель: раскрытие особенностей нравственной канвы произведения как иллюстрации художественного мира  писателя.

Задачи:

Определить важнейшие отличительные черты новизны героини рассказа как выражение особой авторской манеры писателя.

Отрабатывать навыки анализа эпического произведения.

Способствовать осознанию необходимости человечного отношения к человеку как к народу и стране.

Урок №  9-11

Тема: Проблема потери памяти как основа нравственной деградации человека в романе Ч.Айтматова «И дольше века длится день…» («Буранный полустанок»)

Цель: раскрытие категории памяти как важнейшую для писателя составляющую в нравственном облике человека и всего общества.

Задачи:

Анализ специфики композиционно-сюжетной организации произведения (внесюжетные элементы: легенды, размышления автора, элементы фантастического повествования).

Способствовать развитию умения анализа деталей  психологического портрета; анализа эпического произведения.

Способствовать пониманию острейшей важности нравственной памяти человека и общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».

Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19 века"...

Открытый урок в 6 классе "Очарованье русского пейзажа" по лирике русских поэтов 19 века.

Естественно, я многое позаимствовала у коллег, из журналов (список литературы указан). В 6 классе по литературе  ( программа Беленького) даны хорошие произведения для изучения, но не всегда можно...

Методическая разработка урока в 9 классе по теме "Проблемы молодежи " - УМК "Шаги 5"

В разработке использованы проектные и ИКТ- технологии...

Конспект урока в 9 классе по теме "Проблемы подростков"

FAMILY AND FRIENDS? NO PROBLEM!Английский языкУМК Enjoy English9 классБиболетова М.З....

Конспект урока по литературе на тему: «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века» 5класс

Данный конспект урока может быть предназначен для учителей, преподающих в 5 классах средней общеобразовательной школы. На уроке литературы учащиеся получат знания о русских поэтах и художниках 19 века...

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....