Рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Гольская Екатерина Владимировна

Автор учебник О.Н. Шахерова для 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6lvs.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Каменская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

протокол № __ от ___20__г.

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

_________Вантеева Е.А.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

_______Ю.А. Ребзон

____________/___________/

 __________ 2014г.

____________ 2014г.

Рабочая программа

по литературе Восточной Сибири

     6 класс

общеобразовательный уровень

 

Рабочая программа согласована с основными программами по литературе, рекомендованными  Министерством общего и профессионального образования  РФ, стандартами основного общего образования по литературе и составлена в рамках программы обеспечения Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений и специальных (коррекционных) учреждений Иркутской области, утверждённого приказом Департамента образования Иркутской области за №  619-дпр от 07.05.2007 года «О региональном базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области на 2007\2008, 2008\2009 учебные годы».

Учитель: Гольская Екатерина Владимировна

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ в образовательной области «Литература»  целями изучения курса являются следующие:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви к ценностям отечественной культуры;
  • чтение и изучение текстов, имеющих художественную и эстетическую ценность, произведения сибирских писателей изучаются в контексте  понимания литературы как  искусства слова;
  • позитивное влияние на личность ученика творческого наследия писателей-сибиряков;
  • показать логическую связь между литературными произведениями, изучаемыми в основном курсе литературы и произведениями регионального курса;
  • осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  •  формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  • формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Рабочая программа согласована с основными программами по литературе, рекомендованными  Министерством общего и профессионального образования  РФ, стандартами основного общего образования по литературе и составлена в рамках программы обеспечения Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений и специальных (коррекционных) учреждений Иркутской области, утверженного приказом Департамента образования Иркутской области за №  619-дпр от 07.05.2007 года «О региональном базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области на 2007\2008, 2008\2009 учебные годы».

    УМК состоит из книги для ученика «Писатели Восточной Сибири. Хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ» (34 часа в 5, 6 классах,  методических рекомендаций для учителя. Автором этих пособий является О.Н.Шахерова, ВостСибкнига, 2007 год..

Изучение Литературы Восточной Сибири проводится единым блоком в рамках регионального курса в течение двух лет в 5 и 6 классе –  по 1 часу  в неделю.                                        

Обоснование отбора содержания

Учебно-методический комплект «Писатели Восточной Сибири»       

согласован с основными программами  по литературе, рекомендованными Министерством общего и профессионального образования Российской федерации, стандартом основного общего образования по литературе.

В соответствии с Обязательным минимумом содержания образовательных программ в образовательной области «Литература» и стандартом согласование с основными программами проявляется в следующем:

- изучение произведений писателей Восточной Сибири направлено на воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви к и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- на уроках решаются задачи литературного образования, важнейшей из которых является чтение и изучение текстов, имеющих художественно-эстетическую ценность, произведения сибирских писателей изучаются в контексте понимания литературы как искусства слова;

- предлагаются жанры, соответствующие рекомендациям Министерства общего и профессионального образования РФ: фольклорные и авторские сказки, эпические сказания, рассказ, фрагмент из повести, летописи, стихотворные произведения;

-основными критериями отбора художественных произведений сибирских писателей для изучения является их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям.

Общая характеристика учебного предмета

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, Иркутской области,  развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Методические рекомендации по изучению курса

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть; устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
  • формирование умения давать развернутый ответ на вопрос, рассказывать о литературном герое, характеризовать героя; составлять отзыв о самостоятельно прочитанном произведении; свободно владеть письменной речью;

освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию данной рабочей программы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности, патриотизма, любви к своему краю.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику  адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Логические связи предмета с другими предметами учебного (образовательного) плана: 

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

3. Учебно-тематический план

6 класс

№ п/п

Содержание разделов

Кол-во

часов

Развитие речи

Формируемые знания и умения

учащихся (согласно стандарту образования)

1

Эпос народов Восточной Сибири.

4

знать:

  • содержание литературных произведений родного края
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов местных авторов
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей Восточной Сибири;

  уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному

         из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к  прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе  

выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным

        произведением;

2

Древнерусская литература Сибири

5

3

Произведения сибирских писателей 19 века.

7

4

Из лирики сибирских поэтов 19 века.

4

5

Произведения сибирских писателей 20 века.

9

6

Лирика иркутских поэтов.

5

итого

34

4. Календарно-тематическое планирование

6 класс

УМК состоит из книги для ученика «Писатели Восточной Сибири. Хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ» (34 часа в 5, 6 классах,  методических рекомендаций для учителя. Автором этих пособий является О.Н.Шахерова, ВостСибкнига, 2007 год..

Изучение Литературы Восточной Сибири проводится единым блоком в рамках регионального курса в течение двух лет в 5 и 6 классе –  по 1 часу  в неделю.

№ урока

№ урока по теме

№ темы

Тема  урока

Дата по плану

Дата по факту

примечание

1

Эпос народов Восточной Сибири (4 часа).

1

1

Бурятский героический эпос «ГЭСЭР».

09

2

2

Бурятский героический эпос «ГЭСЭР».

09

3

3

Якутский героический эпос «ОЛОНХО»

 

09

4

4

Якутский героический эпос «ОЛонхо».

09

2

Древнерусская литература Сибири  

(5 часов).

5

1

 Сибирская летопись (фрагменты « О приходе Ермака в Сибирь» и « Об убийстве Ермака и других казаков царем Кучумом».

10

6

2

Сибирская летопись (фрагменты « О приходе Ермака в Сибирь» и « Об убийстве Ермака и других казаков царем Кучумом».

10

7

3

Баллада К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака».

10

8

4

Иркутская летопись.

10

9

5

Иркутская летопись.

Городовая летопись.

10

3

Произведения сибирских писателей XIX  века (7 часов).

10

1

  Н.А.Белоголовый  «Воспоминания Сибиряка. Из детских лет» (фрагменты).

11

11

2

Н.А.Белоголовый  «Воспоминания Сибиряка. Из детских лет» (фрагменты).

11

12

3

Рассказ В.М.Михеева «Учитель» (Воспоминание).

11

13

4

Из лирики сибирских поэтов XIX века.                                     Стихотворение Дмитрия Давыдова «Думы беглеца на Байкале»

12

14

5

Стихотворение Дмитрия Давыдова «Думы беглеца на Байкале»

12

15

6

Стихи декабристов  периода ссылки.

12

16

7

Стихи декабристов  периода ссылки.

12

4

Стихи Иркутских поэтов-фронтовиков

01

17

1

   Стихи Иркутских поэтов-фронтовиков.

01

18

2

Стихи Иркутских поэтов-фронтовиков.  

01

19

3

Стихи Иркутских поэтов-фронтовиков.

02

20

1

В.Распутин « На реке Ангаре».

02

21

2

В.Распутин « На реке Ангаре».

02

22

3

В.Распутин « На реке Ангаре».

03

23

4

Фрагмент повести Дмитрия Гавриловича Сергеева «За стенами острога» «Рекостав».

02

24

5

Фрагмент повести Дмитрия Гавриловича Сергеева «За стенами острога» «Рекостав».  

03

25

6

Фрагмент повести Дмитрия Гавриловича Сергеева «За стенами острога»

03

26

7

Алексей Зверев «Ласточки».

03

27

8

Алексей Зверев «Ласточки».

04

28

9

Алексей Зверев «Ласточки».

04

5

Лирика иркутских поэтов  (5ч.)

29

1

Урок-концерт.

04

30

2

Урок-концерт. Стихотворения М.Сергеева, С.Иоффе, А.Румянцева, А.Горбунова и А.Кобенкова о сибирской природе.

04

31

3

Урок-презентация.  Стихотворения поэтов Боханского района о Сибири.

05

32

4

Творческая мастерская. Составление сборников стихотворений сибирских поэтов, объединенных темой весна, лето, Байкал, тайга, ночь, река и т.д..

05

33

5

Урок-концерт. Стихи и песни сибирских поэтов и композиторов о природе.

05

34

1

Резервный урок.

05

Итого  за год 34 часа

5. Критерии  и нормы оценки знаний.

Оценка устных ответов.

        При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

·        знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

·        умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

·        понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

·        знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

·        умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

·        уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

        При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка творческих работ.

        Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

        При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

6. Перечень учебно-методического обеспечения

6 класс

Учебник,

 учебное пособие

  • УМК состоит из книги для ученика «Писатели Восточной Сибири. Хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ»

Автор:  О.Н.Шахерова, ВостСибкнига, 2011 год

Дополнительная литература для учителя и учащихся.

  • Методические рекомендации для учителя. Автор  О.Н.Шахерова, ВостСибкнига, 2007 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе Восточной Сибири 5 класс

Рабочая программа создана на основе методического пособия под редакцией Шахеровой.О.Н....

Рабочая программа по литературе Восточной Сибири 6 класс

Рабочая программа создана на основе методического пособия под редакцией Шахеровой.О.Н....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая программа по Литературе Восточной Сибири для 5 класса

Автор учебника Шахерова О. Н. Хрестомати для 5-6 классов....

Рабочая программа по литературе Восточной Сибири.

Рабочая программа и тематическое планирование по литературе Восточной Сибири 6 класс 2015-2016г....

Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс.

Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс....