Урок литературы в 8 классе "За добро плати добром..." по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Бадашкеева Ирина Алексеевна

Цели:

активизировать внутренние творческие силы обучающихся, их интеллектуальный и эмоционально-эстетический потенциал, создать условия для формирования своего читательского мнения.

1)    анализируя произведение, показать мастерство писателя в раскрытии психологического состояния героев, вовлечь обучающихся в разговор о вечных ценностях, в ходе беседы помочь им понять и оценить поведение героев;

2)    развивать монологическую речь,  творческие способности обучающихся;

3)    выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора;

4)    продолжить работу над коммуникативными умениями: отвечать на поставленный вопрос, размышлять, делать выводы;

5)    воспитать нравственные качества обучающихся; работы ума и сердца; способствовать формированию  истинного милосердия и человеческой чуткости.

Технология: творческая мастерская

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_telegramma.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 8б классе

«За добро плати добром…»

 по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Цели: познакомить обучающихся с историей создания рассказа, проследить за авторской позицией, раскрыть своеобразие писательской манеры автора, выявить способы авторской характеристики главных героев.

Задачи:

  1. анализируя произведение, показать мастерство писателя в раскрытии психологического состояния героев, вовлечь обучающихся в разговор о вечных ценностях, в ходе беседы помочь им понять и оценить поведение героев;
  2. развивать монологическую речь,  творческие способности обучающихся;
  3. выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора;
  4. продолжить работу над коммуникативными умениями: отвечать на поставленный вопрос, размышлять, делать выводы;
  5. воспитать нравственные качества обучающихся; работы ума и сердца; способствовать формированию  истинного милосердия и человеческой чуткости.

Технология: творческая мастерская

Оборудование: презентация, карточки с текстом, бланк телеграммы, иллюстрации к рассказу, цветные карандаши, музыкальное сопровождение.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, сегодня нам предстоит работа над рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма». Слайд 1 (портрет Паустовского).Урок необычный, немного грустный. Это урок доброты, понимания, сочувствия, сострадания.

Наша задача на уроке – проникнуть, говоря словами В.Г. Белинского, «в тайну личности» писателя, понять своеобразие его таланта,  определить, что писатель ценит в людях.

Все у нас получится. Откройте тетрадь, запишите дату и тему урока.

Учитель читает эпиграф:

«Любовь твою не исчерпать до дна,

Измерить боль привычной меры мало.

Та сила, что с тобою рождена,

Мир создавала и оберегала…»

Расул Гамзатов

    - Я не зря взяла эти замечательные слова Расула Гамзатова эпиграфом к уроку,

как вы думаете, почему?

 (Ответы детей)

Слово учителя

     Замысел рассказа был подсказан самой  жизнью. Паустовский вспоминал, что поздней осенью поселился в деревне под Рязанью, где одиноко доживала свой век ласковая старушка, Катерина Ивановна Пожалостина. Ее дочь, Настя, жила в Ленинграде и 2 раза в месяц присылала матери деньги. Сам писатель также часто был вынужден быть вдалеке от своей мамы (трудные годы войны). Мать умерла от воспаления легких в то время, когда он болел тифом. «Сидя у могилы, рядом с железной дорогой, - пишет Паустовский в «Повести о жизни», - я чувствовал, как содрогалась земля, когда мимо проносились тяжелые поезда.  Должно быть и там, в могиле, мама тревожилась обо мне, как тревожилась в жизни». Слайд 2. Чуть позже, в 1946 году, Константин Георгиевич написал это произведение.  Не случайно рассказ «Телеграмма» заставил великую немецкую актрису Марлен Дитрих (слайд 3) специально приехать в Советский Союз и встать перед Паустовским на колени. 

- Скажите, какое средство связи сейчас у нас чаще используется? (сотовая, мобильная).

- А чем пользовались еще 10-15 лет назад?

- Посмотрите, как выглядит бланк телеграммы. У телеграммы свой язык: текст короткий, информативный, вместо знаков препинания –тчк, зпт. Слайд 4 (телеграмма с текстом).

Деятельность учителя

Деятельность детей

  1. Индуктор.

А) Запишите все ассоциации со словом телеграмма. Составление кластера

Б) задание: выберите причины,  по которым люди долгое время не могут приехать к родным. Запишите.

На доске записаны фразы:

- много работы;

- нет времени;

-нет денег;

- далекое расстояние;

- возникли проблемы.

Социализация. Какие фразы вы выписали?

  1. Анализ рассказа. Слайд 5.

- Обратимся к тексту рассказа – к самому началу.

- Как создается эмоциональный фон рассказа уже в начале?

-Какие глаголы использует Паустовский, рисуя эту осень?

- Почему автор начинает свой рассказ с такой мрачной картины? – Какие ощущения у вас от этого?

- Как зовут главную героиню? Какова она?

- К.П. решается написать письмо дочери, которую она не видела три года. Послушаем его. Слайд 6 (письмо К.П.)

- Какое самое важное слово в письме?

-Какие чувства К.П. описаны в нем?

Поговорим о Насте.

- Чем она занимается, где живет? Какие элементы портрета героини вы отметили?

- Можем ли мы ее назвать черствой, зная о ее участии в судьбе скульптора Тимофеева?

- Как относится Паустовский к Насте?

Село Заборье. Слайды 7-8.

- Кто проявил к К.П. настоящую человечность, чуткость, заботу?

5. Физкультминутка. Поменяйтесь местами друг с другом быстро и бесшумно.

6. Работа с текстом. Художественная деталь. Слайд 9.

Художественная деталь – изобразительная подробность изображенного мира, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.

К.Г. Паустовского считают мастером детали. Мы с вами попробуем проникнуть в МАСТЕРСКУЮ писателя. На партах у вас отрывки из текста с выделенными словами.

- Подумайте, какой многозначный смысл заключен в выделенных выражениях. Обсудите в парах. Обоснуйте свой ответ. (Тексты на слайде 10)

Рассказ называется «Телеграмма».

- Сколько было послано телеграмм?

- Эти телеграммы отправляет Тихон. Именно ему принадлежат слова, обращенные к Манюшке, которые выражают главную мысль рассказа. Найдите их и запишите в тетрадь.

-О значении слова «пустельга». Слайд 11.

-Почему эти слова обращены именно к Манюшке?

- Поменялась ли Настя. Что повлияло на это?

Вернитесь к записям причин, по которым человек долгое время не может приехать домой.

- Изменилось ваше мнение?

7. Цветопись. Мне кажется, что произведение никого не оставило равнодушным. Поделитесь своими мыслями при помощи цветных карандашей и бумаги... (Звучит музыка Р. Клайдермена «Приди, любовь!» 4-5 минут). Слайд 12.

Напишите текст телеграммы Насте

Чтение стихотворения Валентины Кушмар «Заболела мать, и той же ночью…»

11. Мы заканчиваем работу над рассказом. Домашнее задание у вас на листках. Распечатать

Д.З. 1. Напишите, для чего писатель изобразил молоденькую учительницу в сцене похорон Катерины Петровны (5-7 предложений).

2. Напишите развернутый ответ на вопрос «Что я услышал(а) в телеграмме от Паустовского?» (4-6 предложений).

Оценки за урок.

Наш урок добра, любви, понимания подошел к концу. Почему нам нужно читать такие произведения?

Спасибо за урок, я думаю, что сегодня каждый задумался о себе, о своем отношении к близким и будет помнить всегда, что самый близкий человек для нас – это…?

Примерные ответы учеников (записываем на доске): неожиданность, радость, новость, встреча, родные, дружба, любовь, горе, разлука, боль, приезд, немедленное сообщение, текст, смерть.

Записывают фразы.

Ученик читает начало рассказа (1-2 минуты.) Слушают.

Холодный, ненастный (октябрь), спутанная (трава), рыхлые (тучи).

Тащились тучи, сыпал назойливо и т.д.

Настраивает на определенный лад, пронизывает мысль об увядании. Фразы короткие, от них веет каким-то холодом, а подсолнух «все доцветал и никак не мог доцвесть». В природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание.

Пейзаж передает состояние героев, он психологичен по свой сути.

Читает подготовленная ученица.

Ненаглядная.

Отчаяние, боль, тоска, одиночество, желание ласки, дочернего понимания.

Русые волосы, большие холодные глаза, художники звали ее Сольвейг (в перев. - солнечный путь), как героиню норвежского писателя.

Дети меняются местами.

Распечатать

Текст 1. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.

Текст 2. Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила, уже девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.

Текст 3. Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота.

Человек ВСЕГДА должен приезжать к родным. Нет ничего важнее благодарного чувства к отчему дому, близким.

 «За добро плати добром, не будь пустельгой».

Ответ детей

Выполняют задание, несколько работ читают вслух.

Олеся Жукова читает стихотворение (слайд с фотографиями мам)

Ответы детей

МАМА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"За добро плати добром"

Этот урок внеклассного чтения по рассказу К.Паустовского "Телеграмма" можно провести в 8 классе перед Международным женским днем....

План урока на тему: "Е.И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас»."

Урок литературы в 5 классе. Изучение творчества Е.И.Носова. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас». ...

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу К. Паустовского «Телеграмма» «За добро плати добром».

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»  «За добро плати добром».Цели урока: 1.Расширить представление обучающихся о литературе на нравственную тему, помочь п...

Методическая разработка. Конспект урока литературы в 5 классе. «Сфера добра» в рассказе К.Паустовского «Заячьи лапы»

Урок обобщения и систематизации знанийКлючевые слова: экологическая культура, взаимосвязь нравственных и экологических проблем; «сфера добра»....

Аннотация к уроку литературы в 6 классе "Твори добро!"(по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор!")

Конкурсное испытание "Урок" в рамках заочного  регионального этапа конкурса "Учитель -профи". Аннотация к уроку литературы в 6 классе "Твори добро!"( по рассказу А.И...

Урок литературы в 8 классе по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма» Литературная мастерская «Будь человеком! За добро плати добром»

Понимание главной проблемы произведения - содержание моральных ценностей (милосердие, совести, доброты, человечности); умение анализировать текст; характеризовать героев, составлять их словесный портр...