"Гимн Человеку труда" по рассказу коми писателя В.Т.Чисталева (Тима Веня)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Одинцова Ольга Александровна

Представлен конспект урока внеклассного чтения по рассказу коми писателя Т.Чисталева "Трипан Вась", предполагается индивидуальная работаучащихся  в опорных картах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon chistalev.zip1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Одинцова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы. МОУ «Средняя общеобразовательная школа№12 им.Олега Кошевого» г. Сыктывкара, Республика Коми.

           Гимн человеку труда                                                           (по рассказу В. Т.  Чисталёва  «Трипан Вась»)

Образовательные задачи:

- повысить уровень восприятия и проникновения в художественный текст;

- показать своеобразие коми национальной психологии героя;

- показать взаимосвязь  русской и коми литературы.

Развивающие задачи:

- воспитать внимательность читателя;

- обучать грамотному анализу отдельных эпизодов;

- закреплять навыки работы с художественными средствами;

- обогащать словарный запас.

Воспитательные задачи:

- воспитывать трудолюбие;

- воспитывать любовь к родному краю.

               

                                     

                                       ХОД УРОКА.

1.Слово учителя. Мы закончили изучение «Песни о Соколе» М. Горького. По мотивам этой песни была написана поэма «Сокол, парящий на гребне северного ветра» («Вой тов варыш»). Эту поэму написал наш земляк Вениамин Тимофеевич Чисталёв (Тима Вень).

Слайд1.

- Кто такой Тима Вень, или Вениамин Тимофеевич?Почему так интересно произносится имя писателя?

(У коми народа произносится сначала имя отца (Тима – Тимофей), а потом имя самого человека (Вень – Вениамин). Это память о предках. Иногда произносились имена3,4 колена: деда, прадеда. (Ежедневное напоминание о роде.)

-Произнести по – коми свои имена. Мое звучит так Александр Ольга.

2.Сообщение о писателе. Чисталёв В. Т. родился в 1890 году в многодетной семье в с. Помоздино. Получил образование. Работал учителем, составил коми книги для школьников. Придерживался передовых взглядов. Из-за непокорного характера ушёл из учительства и стал писарем. В 1915 году мобилизовался в царскую армию. Продолжает писать в трудное военное время. Занимается переводами стихотворений И. Никитина, Кольцова, Пушкина, Плещеева.

Слайд 2.

До 1933 года работает учителем в школе, преподаёт родной язык и литературу.

В ноябре 1937 года был репрессирован как «буржуазный националист, враг народа» и в октябре 1938 года умер в тюрьме.

Тима Вень вошёл в коми литературу как исследователь коми национальной психологии.

- Какова коми национальная психология героя рассказа «Трипан Вась»?

- Какой он главный герой?

- Почему ему воспевается гимн?

На эти вопросы мы должны будем найти ответы на уроке. Работать будем по рассказу Чисталёва «Трипан Вась». Этот рассказ является жемчужиной коми литературы.  

Слайд 3.

- Герой рассказа Трипан Вась – «маленький человек».

 Тему «маленького человека» открыл в русской литературе А. Пушкин. В опорные карты впишите авторов произведений, имена, названия произведений, где раскрывается тема «маленького человека»?

(1.А.С.Пушкин- «Станционный смотритель»-Самсон Вырин.

2.Н.В.Гоголь- «Шинель»-А.А.Башмачкин.

3.В.Т.Чисталев- «Трипан Вась»-Трипан Вась)

- Трипан Вась – это главный или заглавный герой?

(Он и главный, и заглавный герой. И ему, человеку труда, поётся гимн).

Слайд 4.

-Что означает слово «гимн»? Обратимся к словарю.

(Гимн – 1. Торжественная песня, принятая как символ государства или  социального единства.2.Торжественная хвалебная песнь, а также музыкальное произведение в честь кого – либо, чего – либо или прославляющего кого – либо, что – либо.3. Восторженная хвала, славословие).

-В каком значении мы применим слово «гимн»? (В 3 значении)

Тема урока «Гимн (как восторженная хвала) человеку труда».Запишем в опорную карту.  

Слайд 5.

- Эпиграфом к уроку являются слова, определяющие жизненное кредо Трипан Вася? Вспомните и назовите. (Без работы сыт не будешь). Запишите в карту.

- Обратимся к содержанию рассказа.

 Так начинается рассказ:

«- ССС – ССС – шелестят, отзываются на полях колосья».

И так заканчивается:

«У опушки из шума леса выделяется нежный звук:

- ССС – ССС…»

- Какова композиция рассказа? (Кольцевая).

Автор показал, как произрастают колосья ячменя, ржи. Именно их с большим трудом выращивает Трипан Вась в голодный год, а после умирает.

-Какие изобразительные средства использует писатель при описании ячменя, ржи?

Запишем в опорную карту.

(1. Длинноусый ячмень-эпитет.

 2. Золотом полилась рожь- метафора.

 3. Кланяются колосья, как бы благодаря- сравнение)

    -В какое время живёт герой. Аргументируйте свой ответ.

(Время гражданской войны. Старший сын в Красной Армии, а младший попал в плен к белым) 

     Слайд 6.

    -Трипан Вась отправляется вверх по течению реки Вычегда. Проследим хронологию событий. В опорную карту будем вписывать, какие черты характера героя можно отметить.

  1. Сцена прощания с женой. (скромность, сдержанность чувств, скрытность).

Коми человек старается скрыть от соседей, людей, куда он идёт. Даже на охоту, рыбалку он уходит рано утром задворками, чтобы никто не видел. Вась втайне хранил семена даже от жены в голодный год.

  1. 1 день – (находчивый, расчетливый, знает приметы).

Приметы возникли в процессе познания и осмысления окружающего мира и стали ярким свидетельством гармоничного единения человека с природой.

  1. 2–3 день- (трудолюбивый, прижимистый)

«Без труда сыт не будешь». Герой рыбу наловил, себя прокормил. Соблазн велик взять семена, но нельзя! И опять в труде Трипан Вась – сено косит.

  1. 4-5 день- (расчётливый, практичный,  с мольбой трудится).

Очеловечена земля. Подходящее место для посева нашёл. Молит землю, разговаривает с ней.

  1. 6-7 день- (практичный, заботливый, домовитый).

   Трудится с заботой о благополучии семьи. Обратный путь тяжёл.

- Зачитайте эпизод, как умирает Т. В.

 («Так и заснул, заснул навечно под елью. Наконец-то обрели отдых его усталые руки и ноги. Под елью родила его мать, когда расчищала подсеку, под такой же елью он и умер…»).

- Какая показана связь человека с природой?

(Герой живёт среди леса, лугов и полей. В лесу умирает. Через пейзаж писатель раскрывает характер героя, его внутренний мир)

- Герой или автор так тонко чувствуют природу?

(Автор свои мысли вложил в уста Трипан Вася).

-Трипан Вась  «маленький человек». А почему «маленькому человеку» поется гимн? Запишите свои мысли в опорную карту.

(1.Порой «маленький человек» значит больше, чем кажется. Может, он и становится «маленьким» лишь от того, что забывает о себе, а делает все для окружающих, трудится для пользы людей.

2. «Маленькому человеку» поется гимн, потому что из таких трудолюбивых, незаметных людей, как Трипан Вась, складывается история страны и на них держится вся страна.

3. «Маленькому человеку» поется гимн, потому что он в первую очередь думает о других и хочет сделать так, чтобы близким было хорошо. Герой трудится, не жалея себя. И в труде мы видим БОЛЬШОГО человека).

Используемая литература:

1.Вениамин Чисталев «Мои слова». Коми книжное издательство, Сыктывкар, 1990.

2.Энциклопедический словарь школьника. Коми литература. Сост. В.Н.Демин, В.Н.Головина.- Сыктывкар, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси»)

Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить р...

Презентация коми писателя В.Т.Чисталева

Творчество Вениамина Тимофеевича Чисталёва...

праздник "Тима Вень - солнечный свет поэзии"

28 октября 2015 года прошёл праздник,посвященный 125-летию со дня рожденияВ.Т.Чисталёва - классика коми литературы. Вначале была показана презентация о жизниВ.Чисталёва. Затем прозвучалипроизведения к...

Конспект урока литературы в 5 классе: "А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа"

Используемые технологии: ТРКМ, технология смыслового чтенияТип урока:  открытие новых знаний.Формы обучения: парная, фронтальная.Оборудование: компьютер для прослушивания аудиозаписи «Расск...

Роман Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» как гимн человеку и его труду.

Урок в форме читательской конференции с участием школьного библиотекаря и родителей учащихся...

"Рассказ А.И.Куприна «Тапер» как один из цикла рождественских рассказов русских писателей"

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО РАССКАЗУ А.И.КУПРИНА «ТАПЕР» (рассказ А.И.Куприна «Тапер» как один из цикла рождественских рассказов русских писателей)...