МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА (Викторина по литературе): «Легенды и мифы Древней Греции» 5-7 классы
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА (Викторина по литературе): «Легенды и мифы Древней Греции»  5-7 классы
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina.doc262.5 КБ
PDF icon legendy_i_mify_drevney_gretsii_.pdf2.11 МБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ  

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОСКОВСКОЕ  СУВОРОВСКОЕ  ВОЕННОЕ  УЧИЛИЩЕ

МИНИСТЕРСТВА  ОБОРОНЫ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

               

                                       Тема: «Легенды и мифы Древней Греции»

                                                     (Викторина по литературе)

                                                                 5-7 классы

                  Лешукова Л.В., преподаватель русского языка и литературы

Москва 2014 год


Аннотация

    В данной методической разработке  представлены вопросы и задания викторины по русскому языку и литературе, раскрывающие содержание легенд и мифов Древней Греции, афоризмы и образные выражения древних философов, писателей и поэтов, сохранившиеся и не потерявшие своей актуальности в современном русском литературном языке.

     Материалы викторины окажут суворовцам существенную помощь при изучении творческого наследия Эсхила, Данте, В.Шекспира, М.В.Ломоносова, И.С.Крылова, А.С.Пушкина и других классиков мировой литература, а также познакомят с содержанием полотен русских и зарубежных художников.

    Содержание

Введение                                                   стр. 2-7

Основная часть                                        стр.  8-11

Заключение                                              стр. 11-12

Список использованных источников    стр. 12

Приложения                                             стр. 13-16

    Введение

    Внеклассная работа по русскому языку и литературе в суворовском училище является важной частью образовательно-воспитательного процесса. Она помогает преподавателям-словесникам решать практическую, образовательную и воспитательную задачи, формирует личность суворовца в духе понимания общечеловеческих ценностей, приобщает его к полезной деятельности и развивает духовные качества.

    Активное вовлечение суворовцев во внеклассную деятельность способствует развитию навыков общения, укрепляет межличностные отношения, способствует росту мотивации к изучению русского языка и литературы, помогает достижению целей обучения, предусмотренных стандартом и программой.

    Следует выделить такую форму внеклассной работы в училище, какой является викторина по русскому языку и литературе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента суворовцев. Ролевая, познавательно-развлекательная форма подачи учебного материала такой работы поможет преподавателю углубить знания суворовцев по русскому языку и литературе, развить навыки аудирования и говорения, умения работать в команде и идти к общему результату.

     Викторина по русскому языку и литературе должна оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеклассной работы по предметам, способствовать формированию творческих отношений между суворовцами и преподавателем, предоставлять воспитанникам училища на практике применять полученные ими знания на уроках русского языка и литературы.

     Тематика викторины должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям суворовцев, уровню их подготовки. В 6-м классе на уроках литературы суворовцы изучают легенды и мифы Древней Греции, «Илиаду» и «Одиссею Гомера, на уроках русского языка – фразеологизмы и крылатые выражения.

     Данная работа содержит методические указания и практический материал к проведению конкурса-викторины по русскому языку и литературе среди суворовцев 6-го класса, её цель: оказать помощь преподавателю-словеснику организовать интересное и полезное внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе, которое способствовало бы развитию и поддержанию интереса к гуманитарным предметам.

     Цели проводимого мероприятия:

- углубить и расширить знания суворовцев 6-го класса о легендах и мифах Древней Греции, её героическим эпосом;

-  познакомить суворовцев с происхождением фразеологизмов и крылатых выражений, пришедших в наш язык из греческой мифологии, объяснить их значение;

-  показать, что древнегреческая мифология является одним из важнейших элементов античной культуры, нашедшей своё выражение в архитектуре, скульптуре, живописи и музыке;

- развивать умение работать в команде, навыки сотрудничества в ходе групповой работы.

     Задачи:

 -  развить лингвистическую компетентность суворовцев;

 -  привить интерес к исследовательской и познавательной деятельности;

 -  воспитать толерантность и уважительное отношение к культурным    ценностям и традициям другого народа;    

   

 -  активизировать навыки аудирования и говорения;

 -  мотивация к предметам.

      Технологии:

- поэтапного формирования умственных действий (формировать практические и творческие умения и навыки, отношение к окружающему миру);

- педагогики сотрудничества, развития творческих способностей суворовцев (развивать способность признавать право на иное мнение, развивать творческие способности суворовцев, устанавливать равенство партнёров в отношении преподавателя и суворовца);

- проблемного обучения (создавать проблемные ситуации и управлять поиском решения проблемы, формировать у суворовцев способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в процессе игры);

- диагностики и самодиагностики результатов (формировать умение анализировать свою работу и работу товарищей, выявлять допущенные ошибки и исправлять их);

- информационно-коммуникационные (развивать творческие способности, коммуникативные компетенции суворовцев, обеспечивать доступ к различным информационным источникам);

- развития исследовательских навыков (формировать проектно-исследовательские умения и навыки в процессе коллективной игры – викторины, развивать умение видеть проблему и находить способы её решения);

- игровые (осуществлять воспитание и обучение суворовцев в форме игры. Использование игровых технологий обеспечивает сотрудничество между преподавателем и суворовцами, формирует социальные компетенции);

- ассоциативного обучения (объяснять общность образно-понятийных ассоциаций, возникших в различных языках. При сравнении двух фразеологизмов – греческого и русского –  обнаружить сходство в строении, образности и стилистической окраске устойчивых словосочетаний).

   

  Планируемые результаты:

Предметные:

- научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы, аргументировать свою точку зрения;

- научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи;

- научиться выстраивать внутреннюю монологическую речь;

- научиться строить диалог и оформлять реплики.

Метапредметные  УУД

Коммуникативные:

- строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи;

- уметь определять общую цель и пути её достижения;

- уметь аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности;

- формировать навыки выразительной речи, коллективного взаимодействия;

- уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач;

- слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-  формировать навыки работы в группе;

-  владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими, грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:

- уметь определять меры усвоения изученного материала;

- уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно;

- формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики;

- уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено;

- выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей;

- уметь анализировать текст и соотносить нравственные принципы со своими;

- осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;

- управлять поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:

- уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах;

- уметь выделять и формулировать познавательную цель;

- уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа;

- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию;

- уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием;

- уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного.

Личностные УУД:

-  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-   формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-  формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной  отзывчивости;

-   формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства;

-  формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

-   формирование мотивации к самосовершенствованию;

-   формирование навыков индивидуальной и коллективной аналитической деятельности;

-   формирование устойчивого интереса к исследовательской деятельности.

 

      Оборудование

Презентация.

      Тематика вопросов

  - Содержание легенд и мифов Древней Греции.

  - Боги.

  - Герои.

  - Фразеологизмы и устойчивые словосочетания, пришедшие из легенд и мифов Древней Греции.

   - Отражение культурного наследия Древней Греции в архитектуре, скульптуре, литературе, живописи, музыке.

     Межпредметные связи

История, военное дело, психология, география, изобразительное искусство, иностранные языки, физическая культура.

    План проведения викторины

  1. Вступительное слово ведущего преподавателя
  2. Представление жюри и гостей
  3. Представление команд и капитанов
  4. Конкурсная программа
  5. Подведение итогов

    Состав жюри и счётной комиссии

Жюри  -  суворовцы выпускного курса

Счётная комиссия  -  сотрудники библиотеки

    Состав команд

Две команды суворовцев 6-го класса (по 18-20 суворовцев в каждой команде)

    Ход викторины

  1. Приветствие участников викторины и капитанов
  2. Объявление условий викторины
  3. Конкурс команд
  4. Конкурс капитанов

    Условия викторины

Игра состоит из трёх раундов и конкурса капитанов

1-й раунд – боги- олимпийцы

2-й раунд -  герои легенд и мифов Древней Греции

3-й раунд – фразеологизмы и крылатые выражения, пришедшие из греческой мифологии

Каждый правильный ответ на вопрос викторины в 1-м раунде оценивается тремя баллами, во 2-м раунде – пятью баллами, в 3-м раунде – семью баллами. За каждый правильный ответ капитаны получают по десять баллов.

За нарушение правил викторины (выкрики с места, ответы вне очереди) с команды снимаются 5 баллов

a greek warrior with a sword and a shield


    Игра начинается!

1-й раунд - Боги

Задание 1-е

Назовите верховное божество Древней Греции.

Задание 2-е

Назовите богиню, которая покровительствовала браку и семейной жизни.

Задание 3-е

Кого из богов-олимпийцев называли «колебателем земли»? Кто был властителем морей?

Задание 4-е

Назовите владыку царства  мёртвых. Кто охранял его царство?

Задание 5-е

Назовите имя бога войны. Из чего был сшит его плащ?

Задание 6-е

Назовите имя бога сна. Что обозначает это слово в современном языке?

Задание 7-е

Кто из богов Древней Греции покровительствовал искусству?

Задание 8-е

Кто из олимпийцев заботился о животных и покровительствовал охоте?

Задание 9-е

Назовите имя богини-воительницы, богини мудрости. Как она появилась на свет?

Задание 10-е

Кто из богов Древней Греции покровительствовал торговле, считался  посланником богов?

Задание 11-е

Назовите имя богини любви и красоты. Как звали её сына?

Задание 12-е

Назовите имя богини земледелия и плодородия?

Задание 13-е

Кого из олимпийцев называли богом-кузнецом? Какой подарок он преподнёс своей матери?

Задание 14-е

Кто из богов рано утром объезжал землю в своей золотой колеснице?

Задание 15-е

Назовите священную реку Древней Греции, чьими водами клялись боги-олимпийцы.

Жюри объявляет победителя 1-го раунда викторины

2-й раунд – Герои

Задание 1-е

Назовите самого известного героя Древней Греции.

Задание 2-е

Расскажите о первом подвиге Геракла.

Задание 3-е

Расскажите о втором подвиге Геракла.

Задание 4-е

Расскажите о третьем подвиге Геракла.

Задание 5-е

Расскажите о четвёртом подвиге Геракла.

Задание 6-е

Расскажите о пятом подвиге Геракла.

Задание 7-е

Расскажите о шестом подвиге Геракла.

Задание 8-е

Расскажите о седьмом подвиге Геракла.

Задание 9-е

Расскажите о восьмом подвиге Геракла.

Задание 10-е

Расскажите о девятом подвиге Геракла.

Задание 11-е

Расскажите о десятом подвиге Геракла.

Задание 12-е

Расскажите об одиннадцатом подвиге Геракла.

Задание 13-е

Расскажите о двенадцатом подвиге Геракла.

Задание 14-е

Какой подвиг совершил Геракл, когда был младенцем?

Задание 15-е

Кто из героев Древней Греции убил Горгону Медузу?

Задание 16-е

Кто из героев Древней Греции убил Минотавра?

Задание 17-е

Кто из героев Древней Греции похитил золотое руно?

Жюри объявляет победителя 2-го раунда викторины

3-й раунд – Фразеологизмы и крылатые выражения

Задание 1-е

Объясните происхождение и значение фразеологизма сизифов труд.

Задание 2-е

Объясните происхождение и значение фразеологизма ариаднина нить.

Задание 3-е

Объясните происхождение и значение фразеологизма кануть в Лету.

Задание 4-е

Объясните происхождение и значение фразеологизма авгиевы конюшни.

Задание 5-е

Объясните происхождение и значение фразеологизма дары данайцев.

Задание 6-е

Объясните происхождение и значение фразеологизма яблоко раздора.

Задание 7-е

Объясните происхождение и значение фразеологизма сжечь корабли.

Задание 8-е

Объясните происхождение и значение фразеологизма  муки Тантала.

Задание 9-е

Объясните происхождение и значение фразеологизма ахиллесова пята.

Задание 10-е

Объясните происхождение и значение фразеологизма прокрустово ложе.

Задание 11-е

Объясните происхождение и значение крылатого выражения гомерический смех.

Задание 12-е

Объясните происхождение и значение крылатого выражения между Сциллой и Харибдой.

Задание 13-е

Как древние греки объясняли смену времён года?

Задание 14-е

Объясните происхождение и значение крылатого выражения суд Париса.

Задание 15-е

Объясните выражение крылатые слова.

Задание 16-е

Объясните выражение олимпийское спокойствие.

Задание 17-е

Объясните выражение оседлать Пегаса.

Задание 18-е

Объясните выражение со щитом или на щите.

Жюри объявляет победителя 3-го раунда

Конкурс капитанов

1.Капитаны отвечают на вопросы ведущего.

- Сюжеты каких легенд и мифов Древней Греции нашли своё отражение в русской и иностранной живописи? Назовите художников и их произведения.

- Какое отражение нашла архитектура Древней Греции в работах русских зодчих? Какое здание в Москве вы можете назвать в качестве примера?

- Назовите писателей и поэтов, которые в своих произведениях обращались к персонажам легенд и мифов Древней Греции.

- Назовите композиторов, которые в своих произведениях обращались к героям легенд и мифов Древней Греции.

- Назовите кинофильмы, поставленные по древнегреческим легендам, мифам и поэмам Гомера.

Капитаны задают друг другу вопросы по легендам и мифам Древней Греции и поэмам Гомера «Илиаде» и «Одиссее» (вопросы подготовлены самостоятельно).

Заключительное слово ведущего преподавателя.

Жюри оглашает окончательные результаты конкурса, называет команду, одержавшую победу в викторине, и фамилию лучшего игрока.

Награждение победившей команды.

Награждение игрока-победителя.

Вручение утешительного приза проигравшей команде.

Поздравление команды-победительницы.

Заключение

    Античная история и мифология издавна были источниками образных выражений в нашем разговорном языке. Мы порой не замечаем, что употребляем в своей речи крылатые слова, не задумываемся об их происхождении и значении. Не всегда возможно с уверенностью определить автора того или иного  высказывания. Поэтому у некоторых крылатых слов (впервые это выражение употребил Гомер) несколько авторов.

    Многие учёные древности придавали большое значение образным выражениям, отмечали их воспитательное значение. В VI веке до н.э. афинский тиран Гиппарх повелел высечь важнейшие высказывания нравоучительного характера на храмах и камнях, служивших верстовыми столбами. Дороги Древней Греции были отмечены мудростью античных философов.

    Особым почётом в Древней Элладе  пользовались мудрецы, которые выражали свои мысли в форме афоризмов. Они передавали свои знания другим философам, писателям, историкам, драматургам, которые довели их и до нас.

    Без знания античной мифологии сложно понять многие произведения живописи, скульптуры и литературы. Язык мифов Древней Греции давно проник в нашу речь. Мы говорим «олимпийское спокойствие», «сизифов труд», «яблоко раздора» и тем самым придаём нашей речи яркость и образность. Лаконизм афоризмов служит украшением разговорного языка, поэтому обращение к литературному наследию Древней Греции очень важно для полноценного образования суворовцев, развития их творческих способностей, расширения кругозора,  повышения интеллектуального уровня.

Список использованных источников

№ п/п

        Автор

      Название источника

Издание, год

1

Гомер

«Илиада». «Одиссея».

М. ЭКСМО.2007

2

Кун Н.А.

Легенды и мифы Древней Греции.

М. Вече.2008

3

Розенталь Д.Э.

Справочник по русскому языку. Прописная или строчная?

М. «Оникс 21 век». «Мир и образование».2003

4

Терехова А. (автор-составитель)

Всеобщая история литературы. Античность и Средневековье

М. «Эксмо».2009

5

Щикота З. и другие

Энциклопедия мудрости.

М. РООССА.2007

   

Приложения

Ответы.    1-й раунд

1.Зевс-громовержец, бог богов и людей.

2.Гера, супруга и сестра Зевса.

3.Посейдон – бог морей, колебатель земли.

4.Аид (Гадес) – бог царства умерших, брат Зевса. Кербер(Цербер) охранял вход в царство Аида.

5.Арес – бог войны. Его плащ был сшит из кожи убитых им воинов.

6.Гипнос – бог сна.

7.Аполлон – бог искусства

8.Артемида – богиня-охотница, сестра Аполлона.

9.Афина-Паллада – богиня-воительница, богиня мудрости. Рождена из головы Зевса.

10.Гермес – бог посланник богов, покровитель торговли.

11.Афродита – богиня красоты и любви. Эрот (Эрос) её сын.

12.Деметра – богиня плодородия и земледелия.

13.Гефест – бог огня и кузнецов. Выковал и подарил Гере золотой трон.

14.Гелиос – бог солнца.

15.Стикс – священная река, протекающая в царстве Аида, водами которой клялись сами боги.

            2-й раунд

1. Геракл (Геркулес) – величайший герой Греции.

2. 1-й подвиг – немейский лев.

3. 2-й подвиг – лернейская гидра.

4. 3-й подвиг – стимфалийские птицы.

5. 4-й подвиг –керинейская лань.

6. 5-й подвиг – эриманский кабан и битва с кентаврами.

7 .6-й подвиг –скотный двор царя Авгия.

8. 7-й подвиг – критский бык.

9. 8-й подвиг –кони Диомеда.

10.9-й подвиг –пояс Ипполиты.

11.10-й подвиг –коровы Гериона.

12.11-й подвиг – Кербер (Цербер).

13.12-й подвиг – яблоки Гесперид.

14.Малыш Геракл задушил двух змей, посланных Герой.

15.Горгону Медузу убил Персей.

16.Минотавра убил Тесей.

17.Золотое руно добыл Ясон с помощью Медеи


            3-й раунд

1. Сизиф – сын бога всех ветров Эола. Никто не мог равняться по коварству, хитрости и изворотливости ума с Сизифом. Дважды попытался обмануть Сизиф смерть. Первый раз он заковал бога Таната (перестали умирать на земле люди, нарушился порядок, заведённый Зевсом). Второй раз Сизиф обманул бога Аида. В царстве теней Сизиф осуждён вкатывать на высокую гору огромный камень. Но только вкатит Сизиф камень на вершину горы, как камень с шумом катится вниз. И снова принимается Сизиф за свою работу.

2. Юный герой Тесей отправился на остров Крит, чтобы спасти афинских юношей и девушек от Минотавра, чудовища с туловищем человека и головой быка, которому каждые 9 лет афиняне посылали дань – семь юношей и семь девушек. Дочь царя Миноса Ариадна решила помочь герою: она дала Тесею острый меч и клубок ниток, с помощью которого юноша смог выбраться из лабиринта.

3. Лета – река забвения. Кануть в лету означало забыть что-либо.

4. Авгиевы конюшни – скотный двор царя Авгия. Геракл за один день вычистил скотный двор Авгия от навоза. Герой сломал стену, окружавшую скотный двор, и отвёл в него воду двух рек, Алфея и Пенея. Вода этих рек в один день унесла весь навоз со скотного двора, а Геракл опять сложил стены.

5. Дары данайцев (троянский конь). Одиссей посоветовал грекам соорудить такого громадного коня, в котором могли бы укрыться самые могучие герои греков. Всё остальное войско должно было отплыть от берега и укрыться за островом Тенедосом. В коня вошли Неоптолем, Менелай, Диомед, младший Аякс, Одиссей и несколько других героев. Троянцы затащили коня в город, а ночью греки вышли из коня и перебили жителей Трои.

6. Яблоко раздора – золотое яблоко из сада  Гесперид. Богиня Эрида, которую не пригласили на свадьбу Пелея с Фетидой, отомстила богам. Она бросила на стол яблоко, на котором было написано «Прекраснейшей». Тотчас возник спор между тремя богинями: женой Зевса Герой, воительницей Афиной и богиней любви Афродитой. Зевс, которого богини попросили решить их спор, отказался быть судьёй. Он отдал яблоко Гермесу и велел ему вести богинь в окрестности Трои. Там должен был решить сын царя Приама Парис, которая из богинь «прекраснейшая».

7. Выражение «сжечь корабли» означало сражаться до конца, не отступать.

8. Тантал – сын Зевса, любимец богов. Возгордился, прогневал богов: спрятал у себя золотую собаку, которая охраняла маленького Зевса, и не вернул её Зевсу. Убил своего сына, приготовил из него кушанье и угостил богов этим блюдом богов. Зевс покарал Тантала: низверг его в царство Аида, где Тантал, мучимый жаждой и голодом, стоит в прозрачной воде. Над его головой склоняются ветви плодородных деревьев, но стоит Танталу наклониться к воде, как она исчезает, когда он протягивает руки, чтобы сорвать плоды, налетает порыв бурного ветра и уносит плодоносные ветви.

9. Ахиллесова пята – уязвимое место. Богиня Фетида, мать Ахилла, хотела сделать сына неуязвимым. Она погружала маленького Ахилла в подземную реку царства Аида, Стикс, причём держала его за пятку, от этого тело его стало твёрдым, как железо, пятки же вода Стикса не коснулась. Убить Ахилла без помощи бога не мог никто из смертных. Стрела Париса, направленная богом Аполлоном, поразила  Ахилла в пятку.

10. Разбойник Дамаст, которого называли Прокрустом (вытягивателем), заставлял всех, кто приходил к нему, ложиться на ложе. Если ложе было коротко, Прокруст  отрубал несчастному ноги. Если ложе было слишком длинно, Прокруст вытягивал  несчастного до тех пор, пока ноги его не касались края ложа. Тесей повалил Прокруста на его ложе и убил его, как разбойник убивал путников.

11. Гомерический смех. В поэме Гомера «Илиада» боги пировали и веселились в то время, когда шла война между троянцами и греками.

12. Сцилла и Харибда – чудовища. Харибда поглощала морскую воду, волны клокотали около её пасти, а в её глубоком чреве кипели морская тина и земля. Сцилла своими шестью громадными пастями с тремя рядами зубов хватала и пожирала спутников Одиссея.

13. Смену времён года греки объясняли тем, что богиня плодородия и земледелия Деметра, у которой бог Аид похитил дочь Персефону, покинула Олимп и долго блуждала среди смертных, проливая горькие слёзы. Всякий рост на земле прекратился, завяли листья на деревьях, не было плодов в садах, засохли виноградники, плодородные нивы были пусты. Замерла жизнь на земле. Зевс повелел Аиду вернуть Персефону матери. Громовержец решил, что две трети года Персефона будет жить у матери, а на одну треть – возвращаться к  мужу своему Аиду.

14. Суд Париса. Сын царя Трои Приама Парис должен был решить, кому из трёх богинь отдать яблоко из сада Гесперид. Парис отдал золотое яблоко богине Афродите, которая пообещала ему в жёны прекраснейшую из смертных женщин, Елену, дочь громовержца Зевса и Леды.

15. Выражение крылатые слова приписывают Гомеру, который назвал крылатыми словами те, что легко срываются с уст человека и перелетают к ушам слушающих. Источником крылатых слов, афоризмов, пословиц, поговорок служит народная речь, меткие высказывания выдающихся исторических лиц, античная мифология.

16. Олимп – гора в Греции, где обитали бессмертные боги. Отсюда произошло слово «олимпиец», означающее человека, который при любых обстоятельствах сохраняет величественное спокойствие и невозмутимость.

17. Пегас – крылатый конь, от удара копыт которого на горе Геликон образовался родник Иппокрена, ставший источником вдохновения поэтов. Выражение «оседлать Пегаса» означает «загореться огнём вдохновения».

18. В Древней Греции павших в бою воинов выносили с поля сражения на щитах. Одна из спартанских женщин, провожая сына на битву, протянула ему щит и сказала: «С ним или на нём». Выражение «со щитом или на щите» означает «вернуться победителем или погибнуть».

        Конкурс капитанов

  1. В русской и зарубежной живописи нашли своё отражение сюжеты следующих легенд и мифов:

- «Одиссей и Навсикая»  (В.Серов)

- «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора»  (А.Иванов)

- «Прощание Гектора с Андромахой»  (А.Лосенко)

- «Прощание Гектора с Андромахой»  (С.Постников)

- «Похищение Европы»  (А.Елизаров)

- «Похищение Европы»  (В.Серов)

- «Даная»  (Корреджо, Тициан, Рембрант)

- «Суд Париса»  (Рубенс)

- «Парис и Елена»   (Ж-Л. Давид)

- «Пенелопа и женихи».  « Одиссей и сирены». «Цирцея».                     (Д-У.Ватерхауз).

       2.  Здание Большого театра в Москве.

       3.  К легендам и мифам Древней Греции в своём творчестве обращались Данте Алигьери («Божественная комедия», В.Шекспир («Гамлет»), М.В.Ломоносов (стихотворения, оды), И.С.Крылов (басни), А.С.Пушкин (стихотворения, поэмы).

       4.  К легендам и мифам в своём творчестве обращались композиторы Л-В.Бетховен (балет «Творения Прометея»; К.Глюк (опера «Орфей и Эвридика»); А.Скрябин (симфоническая поэма «Прометей»).

           

       5.  По легендам, мифам и поэмам Гомера были поставлены кинофильмы «Подвиги Геракла», «Странствия Одиссея», «Троя», «Елена Троянская».

             

       Военная составляющая викторины

 

   В «Илиаде»,  древнейшем памятнике греческой художественной литературы, рассказывается о походе греков в Малую Азию на Трою, окончившемся взятием и разрушением города. Троянская война описана во многих древнегреческих мифах, преданиях и народных песнях до появления поэм Гомера. Изучая на уроках литературы героический эпос  Древней Греции, её легенды и мифы, суворовцы знакомились с военной истории страны, её героями, способами ведения боя. На уроках русского языка анализировались крылатые выражения,  фразеологизмы, суворовцы подбирали к ним синонимичные выражения из русского фольклора. И, естественно, особое место было уделено военной лексике, выявленной в процессе работы над содержанием поэм, легенд и мифов. Здесь приводятся примеры словосочетаний, которые были найдены и записаны суворовцами 3-го и 4-го взводов 6-й роты (6-й класс).

       Осада Трои греками; ахейская армия, участие в войне; сражение под Троей; поединок Менелая с Парисом; битва Ахилла с Гектором; подвиги Диомеда; единоборство Аякса и Гектора; проиграть войну; вести армии в бой; готовиться к бою; объявить перемирие; поле сражения; нарушить перемирие; атака троянцев; поддержать боевой дух воинов; возвратиться на поле брани; вступить в бой; прервать общую битву; отправить разведчиков в Трою; поразить выстрелом из лука; сражаться пешими; приказ выйти из битвы; отбить атаку троянцев; обезоружить врага; битва между богами; преследовать троянцев; военный лагерь; броситься на врагов; обратиться в бегство; павшие герои; ратное дело; построиться в боевой порядок; вести кровопролитную войну; рукопашный бой; воодушевлять воинов к битве; встретить греков копьями и стрелами.


Предварительный просмотр: