Тема урока: Труд – нравственная основа жизни героев Платонова (по рассказу А.П.Платонова «Песчаная учительница»).
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Лабораторная работа «Как изменилась жизнь в пустыне» Найдите в главе II яркие слова, рисующие враждебный человеку облик пустыни, где затерялось село Хошутово. Каким увидела Хошутово Мария Никифоровна? Как природа действует на человека? Что дала шелюга жителям? Как теперь живут здесь люди?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл platonov_peschanaya_uchitelnitsa.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Труд – нравственная основа жизни героев Платонова (по рассказу А.П.Платонова «Песчаная учительница»).

Цели:

1) устанавливать причинно-следственную связь между событиями в рассказе;

        2)формировать умение самостоятельно работать с текстом художественного произведения;

        3) формировать умение находить в тексте изобразительные средства и определять их роль в произведении;

        4) развивать логическое мышление, интерес к чтению;

        5) воспитывать нравственные качества.

Оборудование: подвижные карточки (понятия и их определения);

                              листы с заданиями для каждого ученика.

№ п/п

этапа

урока

Ход урока

Элементы деятельности по формированию УУД

1.

Организационный момент.

Регулятивные:

целеполагание,

прогнозирование

2.

Повторение изученного.

1) Расположите карточки парами (на доске):

     эпитет –

     сравнение –

     метафора –                    (определение понятия)

     олицетворение –

2) Что было дорого в жизни Платонову?

3)Почему именно человек труда стал главным героем произведений Платонова?

4)Проверка задания с карточками. Сегодня на уроке нам эти понятия понадобятся.

5)Дома вы перечитали рассказ А.Платонова «Песчаная учительница». Вспомните, куда назначили учительницей Марию Никифоровну.

- Найдите в тексте описание пустыни.

Прочитаем вслух (читает ученик).

Личностные:

формирование человеколюбия,

уважения к труду;

познавательные:

выполнение универсальных логических действий (классификация, анализ), смысловое чтение, отбор нужной информации;

регулятивные: контроль, коррекция;

коммуникативные:

развитие устной речи, умение слушать и вступать в диалог.

3.

Сейчас мы выполним лабораторную работу и выясним, как в рассказе показано противоборство людей и пустыни, какие художественные средства использует  писатель, чтобы сделать эту картину яркой и впечатляющей. (У каждого ученика – лист с заданиями.)

Задание 1.

Найдите в главе 2 яркие слова, рисующие враждебный человеку облик пустыни, где затерялось село Хошутово.

В первый «бархан» запишите эпитеты.

Во второй – сравнения.

В третий – метафоры, олицетворения.

 Прочитаем, что у нас получилось.

-Автор называет пустыню «мёртвой». Подтверждают ли наши находки авторское определение?

- Как же здесь живут люди? Выполним задание 2.

 Задание2 (работа в группах).

-Каким увидела Хошутово Мария Никифоровна? Запишите в прямоугольник слова и выражения, рисующие облик села.

-Как природа действует на человека? Запишите справа.

Проверка.

Беседа по тексту.

-Почему жители Хошутова относились к школе равнодушно?

-Почему дети теряли интерес к учению?

-Вспомните, какую ситуацию мы называем ситуацией нравственного выбора героя?

-Оказалась ли в этой ситуации Мария Никифоровна?

-Как могла поступить Мария Никифоровна в этой обстановке? Какое решение она приняла?

-Как изменились облик села, жизнь крестьян, их отношение к школе и друг к другу через 2 года? Продолжим лабораторную работу.

Задание 3 (самостоятельная работа).

Что дала шелюга жителям? Запишите на «ветках».

Как теперь живут здесь люди? Запишите справа.

Самопроверка (ответы на обратной стороне доски).

Учитель. Я тоже посмотрю ваши работы и поставлю оценки.

Личностные:

формирование черт характера (коллективизма, самостоятельности);

оценивание результатов собственной деятельности;

регулятивные:

осуществление действий по реализации плана;

контроль, оценка, коррекция;

познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; умение работать  с текстом; установка причинно-следственных связей;

построение логической цепочки рассуждений; знаково-символические действия;

коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, критично относиться к собственному мнению; учёт позиции других людей, участие в коллективном обсуждении проблем, оценка последствий коллективных решений.

4.

Вывод (проверка понимания нового материала).

 Итак, благодаря чему произошли изменения в жизни села Хошутова? (1 запись: труд, преодоление обстоятельств)

(На доске:

              1)___________

Жизнь 2)____________

              3) ____________    )

-Могла ли Мария Никифоровна одна преодолеть обстоятельства (трудности)? (2 запись: взаимопомощь)

-Итак, жизнь в селе наладилась, «зауютили» неприветливые усадьбы. Марии Никифоровне предложили ехать в Сафуту. Зачем?

-Перед каким жизненным выбором встала Мария Никифоровна, получив это предложение?

-Как называется эта ситуация?

-Согласны ли вы с тем, что жизнь Марии Никифоровны будет похоронена в песчаной пустыне?

Можно ли назвать героиню счастливым человеком?

(3 запись: способность отдавать, дарить, любить)

На доске «вырисовывается» запись полностью:

труд, преодоление обстоятельств

Жизнь  взаимопомощь

             способность отдавать, дарить, любить

            (труд  души)

-Надеюсь, теперь вам более понятны станут слова Платонова, что люди «родились на свет не для того, чтобы истратить, уничтожить свою жизнь в пустом наслаждении ею, но для того, чтобы отдать её обратно правде, земле, народу».

Личностные:

оценка результатов собственной деятельности;

формирование личностных качеств;

познавательные:

синтез – составление целого из частей;

структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

обучение моделированию;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование;

регулятивные:

выполнение последовательных действий; оценка;

коммуникативные:

интегрирование в группу сверстников и продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

5.

Домашнее задание.

6.

Итоги урока.

Приложение

Лабораторная работа

«Как изменилась жизнь в пустыне»

(по рассказу А.Платонова «Песчаная учительница»)

Задание 1

Найдите в главе II яркие слова, рисующие враждебный человеку облик пустыни, где затерялось село Хошутово.

1.В первый «бархан» запишите эпитеты.

2.Во второй – сравнения.

3.В третий – метафоры, олицетворения.

Эпитеты                                                   Сравнения                         Метафоры, олицетворения

Задание 2

1.Каким увидела Хошутово Мария Никифоровна? Запишите в прямоугольник слова и выражения, рисующие облик села.

2.Как природа действует на человека? Запишите справа.

Задание 3

1.Что дала шелюга жителям? Запишите на «ветках».

2.Как теперь живут здесь люди?  Запишите справа.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Семья - нравственная основа жизни человека. Быт поместного дворянства в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого"

Разработка урока литературы в форме круглого стола с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". В методическом описании урока указаны цель урока, задачи, планиру...

Тема урока « Значение дружбы в жизни героев»

Цель урока: 1) познакомить уч-ся с повестью Короленко; рассмо треть проблемный вопрос : значение дружбы в жизни героев; познакомить уч-ся с понятием портрет  литературного героя...

Практикум по теме "Нравственные основы жизни"

Практикум по Обществознанию в 6 классе по теме "Нравственные основы жизни"...

Повторительно-обобщающий урок по теме «Нравственные основы жизни"

Повторительно-обобщающий урок по теме «Нравственные основы жизни". В презентации представленны задания, направленные на повторение изученного материалла....

Конспект урока по теме «Спешите делать добро, пока не стало поздно…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

Конспект урока по теме«Спешите делать добро, пока не стало поздно…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)...