Рабочая программа по литературе, 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Лизякина Ирина Константиновна

         Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение 2009. ФЗ РФ « Об образовании» и в соответствии с БУП 2004 года.

         Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Программа ориентирована на УМК под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература, 9 класс, М.: Просвещение, 2013).

         В соответствии с БУП на изучение литературы в 9 классе отводится 102 часа– 3 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.pr_._9-lit.odt.docx102.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №2

Сосновского муниципального района Нижегородской  области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 9 КЛАССА

НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

(Программы общеобразовательных учреждений. Литература.5-11 классы(базовый уровень)/Под ред.В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2009.;

Учебник

Литература.9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч./авт. В.Я.Коровина.-М.:Просвещение,2013г.)

                                                                                                               Рассмотрено на заседании

                                                                                                          педагогического совета

                                                                                                              Протокол № 1 от_25.08.14

Составитель:

И.К.Лизякина,

 учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория

2014 год

Пояснительная записка

         Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение 2009. ФЗ РФ « Об образовании» и в соответствии с БУП 2004 года.

         Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Программа ориентирована на УМК под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература, 9 класс, М.: Просвещение, 2013).

         В соответствии с БУП на изучение литературы в 9 классе отводится 102 часа– 3 часа в неделю.

              Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, которое решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

       Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов. Основу содержания литературы как учебного предмета в 9 классе составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Психолого-педагогические особенности учащихся 9 класса

     Данная программа направлена на организацию процесса обучения русскому языку обучающихся подросткового возраста (14-15 лет, 9 класс).

     Ученики 9 класса относятся к периоду «Средний школьный возраст – подростковый». В этот период мышление подростка приобретает способность строить логические рассуждения на основе выдвинутых гипотез. Они становятся способными к умственным экспериментам, к мысленному решению задач. В этом возрасте борьба за самостоятельность в мыслях и поступках приобретает для подростков особое значение. Для них очень важно, чтобы окружающие с уважением выслушивали их точку зрения. Большинство подростков проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя. Поэтому важно подчеркивать ценность и уникальность каждого, повышать его самоуважение.

         Индивидуальные различия в мыслительной деятельности проявляются в том, что одни из учащихся более продуктивно работают над образным материалом, а другие – со словесным материалом, третьи – одинаково хорошо работают и с наглядно-образным и словесно-логическим материалом. Обязательно нужно стремиться развивать такие индивидуальные свойства мышления, как, например: излагая материал словесно, подкреплять его образным, и наоборот.

           К индивидуальным различиям в умственных способностях относятся и способности учащихся к самостоятельному приобретению знаний, умений самостоятельной работы. Они связаны со всей познавательной деятельностью ученика: овладение новыми знаниями, выполнение различных учебных практических заданий, особенно выделение в изучаемом материале существенного, установления связи нового материала с ранее усвоенным и т.п. Для учащихся, имеющих затруднения при выполнении самостоятельной работы, нужно принимать меры, соответствующие каждому конкретному случаю. Это может быть разделение сложной задачи на этапы, помощь ученикам в составлении плана ответа. Нужно стремиться к тому, чтобы выработать у учащихся навыки обобщать, делать выводы, выделять главное и т.п.      

          В подростковом возрасте человек становится изобретательным, анализирующим и восприимчивым. Значительно увеличивается объем памяти, причем не только за счет лучшего запоминания материала, но и его логического осмысления. Усиливается стремление добиваться понимания того, что надо запомнить, и воспроизводить не буквально, а своими словами, делая при этом нужные сохранения и обобщения.

           Следовательно, весь процесс обучения, тем более конкретному предмету, должен быть направлен на использования происходящих с подростком психофизиологических процессов, должен учитывать необходимость предоставлять «пищу» именно для интеллектуального развития подростка, давать возможность для повышения самооценки подростка в интеллектуальной сфере. Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог.  

         С общим ростом сознательного отношения к действительности заметно усиливается сознательное отношение к учению. С другой стороны, именно в подростковом возрасте наблюдаются отдельные случаи отрицательного отношения к учению; учителю в каждом конкретном случае нужно выяснять причины такого отношения. Одной из таких причин является своеобразная реакция подростка на те или иные неудачи в учении, вызванные иногда случайными обстоятельствами (например, болезнью), ведущие к снижению успеваемости. Подросток обычно остро переживает собственные неудачи, и затронутое самолюбие вызывает у него желание замаскировать свое подлинное отношение к этим неудачам: он делает вид, что успехи в учении не имеют для него значения.

          Для устранения неуверенности ученика в своих силах преодоления отрицательного отношения к учению необходимо специально создавать “ситуации успеха”, например, задавая вопрос, на который знаешь заведомо, что будет получен правильный ответ. 

        В 9 классе в целом обучаются учащиеся, способные к самообразованию, проявляющие интерес к предмету. Программа содержит задания, которые требуют обращения девятиклассников к дополнительной литературе: подготовить сообщение о писателе поэте, дать определение литературоведческого термина, составить словарную статью, составить словарик диалектизмов, устаревшей лексики, незнакомых еще слов и др. (использование разнообразных словарей).  Эта работа дает возможность  данным школьникам постепенно накапливать серьезный опыт работы с книгой, свободно использовать справочный материал, работать с учебной литературой.  В программе учтены возможности  слабых учащихся, нуждающихся в постоянном контроле. Многие задания для самостоятельной работы и домашние задания предусматривают выбор варианта. Для достижения более высокого уровня обученности  даются разнообразные задания творческого и проблемного характера.  Домашнее задание также строится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьников.

        Наряду с традиционными уроками в программе предусмотрены уроки- практикумы, размышления. Часть уроков включает в себя не только индивидуальные формы работы, но и коллективные способы обучения: работа в парах, группах переменного состава позволяет проявить себя учащимся, испытывающим затруднения в восприятии новых знаний.          

        Программный материал включает элементы следующих технологий:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

        При разработке программы предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

Курс литературы в 9 классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

       Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

           Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

        Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.

        В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.

Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».    (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

 Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

 (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и др.;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Основные теоретико-литературные понятия

  • Художественная литература как искусство слова.
  • Художественный образ.
  • Фольклор. Жанры фольклора.
  • Литературные роды и жанры.
  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Архипова Н.П., Байдакова Т.Б. Уроки литературы в 6-10 классах с применением информационных технологий. М. Глобус. 2009 г.
  2. Ерменко Н.И.Внеклассная работа. Литература. 9 класс. Волгоград, Корифей, 2009 год
  3. Ильина В.А. Литературные викторины. Волгоград. Учитель — АСТ, 2009 год
  4. Косивцова Л.И. Открытые уроки . Литература. 9 класс. Волгоград, Учитель, 2009 год
  5. Научно-методический журнал «Литература в школе»
  6. Репин А.В. Литература. Проверочная работа. 9 класс. Саратов. Лицей, 2010 год
  7. Скоркина Н.М. Нестандартные уроки по литературе. 9-11 классы
  8. Фонохрестоматия к учебнику» Литература». 9 класс. М., 2014 год

Словари и справочники:

  1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
  2. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
  3. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
  4.   Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4.  http://www.openclass.ru

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения по плану

Фактически

Тема

ИКТ

Домашнее задание

1

01.09.14

Литература и её роль в духовной жизни человека

Читать «Слово о полку Игореве»

2

03.09.14

«Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы. Проблема авторства и русская история в «Слове...»

Презентация "Слово о полку Игореве"

Анализ эпизодов

3-4

05.09.14

8.09.14

Художественные особенности «Слова...»

Наизусть отрывок

5

10.09.14

Особенности русского классицизма

Презентация «Основные направления в литературе»

Биография

М.В. Ломоносова

6

12.09.14

М.В. Ломоносов — реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление...». Особенности произведения

Что такое ода?

7

15.09.14

«Ода на день восшествия...»Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведении

Аудиозапись

Что такое гуманизм?

8

17.09.14

Идея просвещения и гуманизма в лирике

Г.Р. Державина

Наизусть

стихотворение

9

19.09.14

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина.

Мысль о бессмертии поэта

Читать А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

10

22.09.14

Изображение российской действительности в «Путешествии из Петербурга в Москву А.Н.Радищева

Презентация

«Подвиг А.Радищева. "Путешествие из Петербурга в Москву"

Выписать устаревшие слова

11

24.09.14

Особенности повествования в «Путешествии..»

Что такое сентиментализм?

12

26.09.14

Понятие о сентиментализме. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза»

Презентация «Основные направления в литературе»

Характеристика героев

13

29.09.14

Главные герои повести

Подготовиться к тесту

14

01.10.14

Тестирование

15

03.10.14

Общая характеристика литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме.

Презентация «Основные направления в литературе»

Выразительное чтение

16

06.10.14

Лирика В.А.Жуковского.

Аудиозапись

Анализ стихотворения

17

8.10.14

Особенности жанра баллады. «Светлана». Нравственный мир героини баллады

Биография А.С.Грибоедова

18

10.10.14

А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга

Презентация

«Биография А.С.Грибоедова»

Читать «Горе от ума»

19

13.10.14

Особенности композиции комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Фрагменты фильма

Характеристика города

20

15.10.14

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

Характеристика персонажей

21

17.10.14

Чацкий в системе образов персонажей

Фрагменты фильма

Выявить особенности языка комедии

22

20.10.14

Язык комедии Грибоедова

Конспект статьи

23

22.10.14

Анализ статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»

Аудиозапись

Сочинение

24-25

24.10.14

27.10.14

А.С.Пушкин. Лицейская лирика. Дружба и друзья в жизни А.С.Пушкина

Анализ стихотворения

26

29.10.14

Тема свободы и власти в лирике поэта

Выразительное чтение

27

31.10.14

Выразительное чтение стихотворений

Аудиозапись

28

12.11.14

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина

Анализ стихотворения

29

30

14.11.14

17.11.14

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.

Выразительное чтение стихотворений

Аудиозапись

Стихотворение наизусть

31

19.11.14

Романтический колорит поэмы А.С.Пушкина «Цыганы»

История создания романа в стихах «Евгений Онегин»

32

20.11.14

История создания романа «Евгений Онегин». Композиция романа. Система образов

Презентация

Характеристика Онегина и Ленского

33

24.11.14

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского

Характеристика Татьяны и Ольги

34

26.11.14

Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

Фрагменты фильма

Наизусть письмо

35

28.11.14

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина

Анализ эпизода

36

01.11.14

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

Доклады

37

03.11.14

«Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни

Фрагменты фильма

Конспект статьи

38

05.12.14

Анализ статьи В.Г.Белинского «Сочинения

А. Пушкина»

Читать «Моцарт и Сальери»

39

08.12.14

Проблема «гения и злодейства» в трагедии «Моцарт и Сальери»

Фрагменты фильма

Сочинение

40

10.12.14

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина

41

12.12.14

Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова

Анализ стихотворения

42

15.12.14

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова

Аудиозапись

Наизусть стихотворение

43

44

17.12.14

19.12.14

Тема России в лирике М.Ю.Лермонтова. Любовная лирика поэта

Найти тропы в стихотворении

45

22.12.14

«Герой нашего времени» - психологический роман в русской литературе

Презентация

«Особенности композиции романа»

Характеристика Печорина

46

24.12.14

Загадки образа Печорина

Пересказ эпизода

47

26.12.14

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера

Фрагменты фильма

Доклады

48

12.01.15

Дружба и любовь в жизни Печорина

Фрагменты фильма

Конспект статьи

49

14.01.15

Контрольная работа

50

16.01.15

Анализ статьи В.Г.Белинского «Герой нашего времени»

Вопросы

51

19.01.15

Н.В.Гоголь «Мёртвые души». История создания, особенности жанра и композиции

Презентация

«История создания, особенности жанра, композиции,

смысл заглавия»

Характеристика системы образов

52

53

21.01.15

23.01.15

Система образов поэмы. Образ города в поэме «Мёртвые души»

Анализ эпизода

54

26.01.15

Эволюция образа главного героя

Конспект статьи

55

28.01.15

Анализ критической статьи

Сочинение

56

30.01.15

Особенности сюжета пьесы А.Н.Островского «Бедность не порок»

Взаимоотношения героев

57

02.02.15

Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы

Биография Ф.М.Достоевского

58

04.02.15

Тип «петербургского мечтателя» в повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи»

Анализ эпизода

59

06.02.15

Роль истории Настеньки в повести

Что такое трилогия?

60

09.02.15

Л.Н.Толстой «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии

Кто такой «маленький человек»?

61

11.02.15

А.П.Чехов. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века

Презентация

«Искрометный чеховский юмор «

Читать «Тоска»

62

13.02.15

Тема одиночества человека в мире в рассказе А.П.Чехова «Тоска»

Чтение стихотворений

63

16.02.15

Контрольная работа

64

18.02.15

Жанры лирических произведений. Анализ стихотворений Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова

Наизусть стихотворение

65

20.02.15

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений

Презентация

Читать И.А.Бунин «Тёмные аллеи»

66

25.02.15

«Тёмные аллеи» Бунина. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

Анализ эпизода

67

27.02.15

Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования

История создания повести «Собачье сердце»

68

02.03.15

М.А.Булгаков. История создания повести «Собачье сердце».

Фрагменты фильма

Что такое сатира, гротеск, фантастика?

69

04.03.15

Художественная условность, сатира, гротеск, фантастика и их художественная роль в повести

Почему рассказ называется «Судьба человека»?

70

06.03.15

Смысл названия рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины

Фрагменты фильма

Характеристика героев

71

09.03.15

Роль пейзажа в рассказе. Реализм Шолохова в произведении

Фрагменты фильма

Читать

А.И.Солженицын

«Матрёнин двор»

72

11.03.15

Картины послевоенной деревни в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор»

Судьба Матрёны

73

13.03.15

Образ праведницы в рассказе. Трагизм судьбы героини

Презентация

Подготовка к контрольной работе

74

16.03.15

Контрольная работа

75

18.03.15

Русская поэзия Серебряного века

Выразительное прочтение стихотворений

76

20.03.15

А.А.Блок. Своеобразие лирических интонаций поэта

Анализ стихотворения

77

03.04.15

Тема Родины в лирике С.А.Есенина

Аудиозапись

Наизусть стихотворение

78

06.04.15

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина

Чтение стихотворений

79

08.04.15

Словотворчество В.В.Маяковского

Найти песни

80

10.04.15

Урок-концерт. «Песни» М.И.Цветаевой

Аудиозапись

Анализ стихотворения

81

13.04.15

Тема Родины в лирике М.И.Цветаевой

Анализ стихотворения

82

15.04.15

Тема гармонии с природой, любви, смерти в лирике Н.А.Заболоцкого

Особенности поэтики стихов А.А.Ахматовой

83

17.04.15

Трагические интонации в любовной лирике А.А.Ахматовой.

Составить вопросы

84

20.04.15

Тема поэта и поэзии в лирике А.А.Ахматовой

Наизусть стихотворение

85

22.04.15

Философская глубина лирики Б.Л.Пастернака

Анализ стихотворения

86

24.04.15

Раздумья о Родине и о природе в лирике А.Т.Твардовского

Выразительное прочтение стихотворений

87

27.04.15

Проблемы и интонации стихов о войне

Наизусть отрывок

88

29.04.15

Песни и романсы на стихи русских поэтов

XIX – XX веков

Готовиться к зачёту

89

04.05.15

Зачётное занятие по русской лирике XX века

90

06.05.15

Античная лирика Катулла, Горация

Читать отрывки из «Божественной комедии»

91

08.05.15

Множественность смыслов «Божественной комедии» Данте Алигьери и её универсально-философский характер

Характеристика эпохи Возрождения

92

11.05.15

У. Шекспир «Гамлет». Одиночество героя и его конфликт с реальным миром

Любовь Гамлета и Офелии

94

13.05.15

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет — вечный образ мировой литературы

Характеристика эпохи Просвещения

95

15.05.15

«Фауст» И.-В.Гёте как философская трагедия

Характеристика Фауста и Мефистофеля

96

18.05.15

Идейный смысл трагедии. Фауст как вечный образ мировой литературы

Доклады

97

20.05.15

Защита литературных проектов

98

22.05.15

В/чт.Литература о ВОв.

99-102

Резерв

График проведения контрольных работ

Дата проведения по плану

Фактически

По теме

1

01.10.14

Классицизм

2

10.12.14

А.С.Пушкин

3

14.01.15

М.Ю.Лермонтов

4

16.02.15

Н.В.Гоголь, А.П.Чехов

5

16.03.15

Русская литература XX века

6

20.05.15

Итоговая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....