Конспект урока. «Судьба малой родины в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Дедова Людмила Алексеевна

                   Конспект урока.  «Судьба малой родины в повести  

                                       В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasputin._urok.docx40.35 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                             «Средняя общеобразовательная школа № 14»

                               

                             

                            Методическая разработка для проведения занятия

                                     по теме «Судьба малой родины в повести  

                                       В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»        

                                                                                              Учитель русского языка

                                                                                              и литературы

                                                                                              Дедова Людмила Алексеевна

                                                                                               

                                                 

                                        Новомосковск, 2012 год.

  Тема: Судьба малой родины в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой»

Цели урока:

-  ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев;

-  обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель;

-  выявить гражданскую позицию художника;

- формировать неравнодушное отношение к проблемам своей страны, своей малой Родины, чувство ответственности за её судьбу.

Оборудование: портрет В.Г. Распутина, мультимедиапроектор.

Форма занятия:  устный журнал «По страницам повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»

                                                             Ход урока

                                                                     Два чувства дивно близки нам,

                                                                                                      В них обретает сердце пищу:

                                                                                                    Любовь к родному пепелищу,

                                                                                                    Любовь к отеческим гробам.

                                                                                                                                   А.С.Пушкин

Вступление. Слово учителя:

     Трудно найти в истории литературы произведение, в котором не осмысливались бы проблемы духа и нравственности, не отстаивались бы морально-этические ценности. Творчество В.Распутина в этой связи не исключение. Я люблю книги этого писателя, меня  потрясает всё и все: и умирающая старуха Анна из рассказа «Последний срок», и судьба Настёны из повести «Живи и помни», и судьбы жителей уходящей под воду Матёры.

    Кто мы на этой земле – хозяева или временные пришельцы, побыли и ушли. Взяли всё, что смогли, а потом хоть потоп.

    Русский писатель Валентин Распутин с гражданской прямотой поднял самые насущные проблемы своего времени, затронул болевые его точки. Но только ли своего времени?

Появившаяся за несколько лет до начала обсуждения проекта поворота рек, повесть Валентина Распутина воспринимается как предупреждение. Пострадают не только десятки и сотни подобных островов и деревень, главное, что пострадают тысячи человек,

На фоне музыки из песни (минусовка) «Малиновый звон» слово учителя:

-Газета «Рыбинская правда» за 29 апреля пишет: «Заполнение Рыбинского моря, начатое 14 апреля, продолжается. Вчера к 11 часам утра напор воды у переборской плотины достиг 12 метров. А в это время на другом конце, на самом краешке его чаши, четвероклассник Коля Иванов ещё бегал в школу по щиколотку в воде. Надо бы успеть сдать экзамены, и дед с бабушкой остались в деревне Марьино, где уже началось затопление.».

И ещё один документ: «Трудящиеся Ярославской области под руководством областной партийной организации проделали большую работу по переносу строений, переселению из зоны затоплений 17 137 хозяйств и 493 населённых пункта, по отчистке ложа водохранилища площадью 4 817 км2…».

Человеческая память прежде всего связана с местом, где родился, где вырос, откуда ушёл в жизнь. И несуразной кажется мысль о том, что это всё может исчезнуть.

Снова звучит песня «Малиновый звон» (первый куплет и припев).

Мы дети XXI века, века скоростей, века науки и техники, века цивилизации.

«Цивилизация добралась и до сибирской деревушки Матера,» - читаем строки из повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Чтобы построить ГЭС, решено было затопить эту древнюю деревушку.

Должно уйти под воду всё:

-дома, в которых жили люди, любя и страдая, встречая новорожденных и провожая в последний путь близких;

-огороды-кормильцы;

-кладбище, где покоятся души умерших;

-луга, леса, цветы…

Всё…

Каждому поколению кажется, что оно делает что-то невиданное. Давайте поближе познакомимся с Матерой, её жителями, прислушаемся к их разговорам.

Может быть, и правда не о чём жалеть, может быть, действительно правильное решение было принято, может, не придётся стыдится за свои поступки перед будущим? Может, человек больше обрёл, чем потерял? Это главные вопросы нашего урока.

 Перелистаем страницы повести В.Распутина « Прощание с Матёрой», перелистаем и перечитаем отдельные эпизоды.

1 – 2 слайды:

   В своих произведениях писатель Распутин раскрывает такие понятия как нравственность, человечность, искренность…

В повести «Прощание с Матёрой» Распутин касается многих нравственных вопросов, но всё же ведущая тема этого произведения – судьба Матёры.  

3 слайд:

   У каждого человека есть своя маленькая родина, тот кусочек земли, который останется на вечную память в сердце человека. Такой кусочек есть и у Распутина – это его родная деревня Аталанка.

4 слайд:

   Природа близ Ангары стала близкой писателю, она оживёт и заговорит в его книгах.

5 слайд:

   В 1977 году Распутину была присуждена Государственная премия за повесть «Живи и помни».

6 слайд:

   В 1972 году Распутин написал очерк «Вверх и вниз по течению» Герой очерка Виктор едет на теплоходе по реке – погостить в деревне у родителей.. Правда, родной его деревни, где он вырос, нет: она затоплена, осталась на дне рукотворного моря вместе с кладбищем, огородами, лугами. Люди переселились в новый посёлок, но чувствуется, что что-то важное потеряли, стали жёстче, вода стала не та, и рыба в реке другая, и птицы улетели.

   Очерк автобиографичен: в нём речь идёт о родной деревне Распутина Аталанке, оставшейся под водой, впрочем, это судьба многих деревень в годы строительства Братской ГЭС попавших в зону затопления. Сколько мытарств вынесено земляками писателя ради легендарной, прославленной в песнях электростанции до переселения.

7 слайд:

   Впервые появившись в журнале «Современник» №10,11 за 1976 год, повесть «Прощание с Матёрой выходила потом отдельными изданиями как на русском, так и на других языках. В том же году она была издана в Праге, затем в Мюнхене, Осло, Хельсинки, Варшаве, Берлине..

Многие ситуации в «Прощании с Матёрой» будут знакомыми. На страницах литературной газеты писатель скажет: « я не мог не написать «Матёру», как сыновья, какими бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом смысле для меня рубеж в писательской работе».

8 слайд:

   Матёра. Здесь корень и от слова мать, и от слова материк – вечное, прочное, родовое. (Мать-земля, мать-Родина), материк – земля, окружённая со всех сторон водой. Матёра – это и остров, и одноимённая деревня.

9 - 10 слайды:

   Триста лет обживали этот уголок Земли русские крестьяне. Неторопливо, без спешки идёт жизнь на этом острове, и за те триста лет многих людей сделала счастливыми Матёра. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо ухаживала за детьми своими, вскармливала их, и дети отвечали ей любовью.

  • Какое впечатление производит  Матёра?

«Пышно, богато было на материнской земле – в лесах, в полях, на берегах, буйной зеленью горел остров, полной статью катилась Ангара. Жить бы да жить в эту пору, поправлять, окрест глядючи, душу, прикидывать урожай – хлеба, огородной большой и малой разности, ягод, грибов, всякой пригодной всячины. Ждать сенокоса, затем уборки, потихоньку готовиться к ним и потихоньку же рыбачить, поднимать до страдованья, не надсаждаясь, подступающую ото дня работу – так, выходит, и жили многие годы и не знали, что это была за жизнь».  (гл. 7)  «Остров собирался жить долго». (Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров и деревня на нем с тем же названием - Матера, жила она, "встречая и провожая годы".

- Остров надежно, "утюгом" стоит на Ангаре. "Лучше этой земли не сыскать",- решил тот, кто открыл для людей Матёру... Вот мы с Дарьей на макушке острова, видим, как на ладони, Ангару; словно причаливший к Матёре другой остров - Помогу. На высоком чистом месте хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А ещё видится поле, за ним лес, ближе леса, у дороги, царь-дерево, могучий, в три обхвата листвень.

- При тихом солнышке неподвижна река. Тихо, хорошо у воды. Сюда спускали лодки, ходили за водой, отсюда ребятишки впервые озирали мир.

 "И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля... От края до края, от берега до берега хватало в ней раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре - всего, отделавшись от материка, держала она в достатке - не потому ли называлась громким именем - Матёра?"

- Запомнилась Матёра в ночной час, когда погасли звёзды и вышел оглядеть свои владения Хозяин острова. В ночной тиши журчание воды, тихий разговор ветра в деревьях, скрип старой лиственницы. Вот во тьме еле различим похожий на баржу колчаковский барак, пристанище Богодула. Словно не успела взобраться на горку, поодаль от других изба Петрухи, стонет, словно знает о предсмертном часе. Вот другие оставленные уже людьми избы, с пустыми, незрячими окнами. Протяжным вздохом отвечают они на приближение Хозяина. А в этих избах ещё теплится жизнь Матёры-деревни. Стонут старухи в тяжелых снах-воспоминаниях, и сны их вспыхивают за окнами зарницами, и по этому можно определить, где ещё остались люди.)

11 – 12,13 слайды:

   Но уходит Матёра. Уходит и душа этого мира.

«Кругом благодать, такой покой и мир, так густо и свежо сияла перед глазами зелень..., с таким чистым перезвоном на камнях катилась Ангара, и так всё казалось прочным, вечным, что ни во что не верилось – ни в переезд, ни в затопление, ни в расставание»,

 И опять на наступила весна, своя в своём нескончаемом ряду, но последняя для Матёры, для острова и деревни, носящих одно название», - последняя, потому что пошли слухи, будто остров затопят, а жителей перевезут в строящийся уже за Ангарой новый посёлок.  Слухи были верные, и этого хватило, чтобы стали неухоженными огороды, опустели некоторые избы, покосились заборы. Многое повидала на своём веку деревня за три с половиной сотни лет, знала и наводнения. Когда пол-острова уходило под воду. Но такое было впервые.

  • С окончанием строительства плотины для электростанции вода осенью поднимется, а перед этим деревню пустят под огонь, остров очистят. Все знали об этом. Знать – одно, а поверить – другое. Что значит для жителей острова прощание с Матёрой?

Прощание с Матёрой – для многих её жителей было прощанием со всеми веками накопленным ценностями, да и с самой жизнью. Недаром персонажи повести называются «утопленниками», что означает духовную, нравственную смерть матёринцев.

  • Как автор изображает трагедию Матёры? В чем причина развернувшейся трагедии? Почему Дарья называет свою деревню «христовенькой»?
  • «… будто остров сорвало и понесло как щепку… Всё, что недавно ещё казалось вековечным и неподатливым, как камень, с такой легкостью помчало в тартарары – хоть глаза закрывай», - говорит Дарья. «И непривычно, жутко было представлять, что дальше дни пойдут без Матёры-деревни… И дальше дни пойдут без запинки мимо, все мимо и мимо».      

14 слайд:

     Страна принимала грандиозные планы строительства: заводы, электростанции, а люди… люди не в счёт…

Бедствием, крушением размеренного лада жизни, благодати оборачивается строительство ГЭС. Под угрозой оказались вековые основы

жизни, утрата которых невосполнима. Распутин завязывает сложный и мучительный конфликт между человеческим «Я» и прогрессом. Вечная коллизия по-своему представлена в повести.

Поэт Андрей Вознесенский  считает:

                                                    Все прогрессы  реакционны,

                                                     Если рушится человек.

15 – 16,17 слайды:

    В годы строительства легендарной Братской ГЭС в зону затопления попали многие деревни.

Сидя за самоваром (символом общинного единства), старухи ведут разговор о предстоящих переменах и не видят в этом ничего хорошего. Настасья откровенно тоскует: «Я там в одну неделю от тоски помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!»

Симе, у которой никаких родственников, и она недавно на этом острове, оставалась одна дорога – в Дом престарелых. Дарья крепится, не тот у неё характер, чтоб чувства наружу выплёскивать.

«Старуха Дарья, высокая поджарая», у неё «строгое бескровное лицо с провалившимися щеками».Несмотря на годы Дарья на своих ногах, владела руками, сама выполняла работу по хозяйству. Весь двор на ней, огород, а во дворе корова, тёлка, бычок, поросёнок, курица, собака.

Матёра приучила людей к труду.

- К Дарье тянутся люди. Не случаен и выбор имени героини (сильная, побеждающая). Что дает ей силу? 

Дарья является воплощением вековых нравственных устоев.

Героиня чувствует свою ответственность перед умершими родственниками. В тяжелые минуты она обращается к Богу, и тогда ей открывается высший смысл происходящего. Она чувствует ритм времени и покой вечности в их единстве. Свою жизнь она мыслит не с момента рождения, а много-много раньше. Сколько поколений копило для неё жизненную силу! Она понимает: ты – не просто человек, творящий себя с нуля, ты сын или дочь, большая часть тебя уходит в прошлое, в предков, они дали тебе всё: само существование, оставили в наследство навыки, умения. Отсюда и её глубоко личная тема ответственности и долга перед умершими. Не за себя, за свой привычный уклад, а за свой род болеет и борется до последнего она. Дарья осознает себя ответчицей за попираемую честь предков. Её служение им – долг, смысл её жизни.  Её растревоженной совести представляется видение будущего Суда, где расходящимся клином стоит весь её род, а на острие этого клина она как ответчица. В её душе рождаются вечные вопросы: «И кто знает правду о человеке: зачем он живет? Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей, ради движения, ради этого беспрерывного продергивания – зачем тогда приходить на эти могилы».

 На этот ответ у Дарьи пока только один ответ.

  • В чем Дарья видит свою правду?

«Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», - утверждает она.

  • Чем опасно для человека забвение прошлого?
  • Почему эту правду не может постигнуть сын Дарьи – Павел?

«Ведь должна же быть какая-то одна, коренная правда? Почему я не могу её отыскать?»

«… слабы мы, непамятливы и разорены душой». «… душу свою потратили – вам и дела нету. Ты хошь слыхал, что у его, у человека-то, душа есть?» Что дало  основание Дарье говорить о разорении  души матёринцев?

  Д.С. Лихачев писал: «В памяти отдельного человека и в памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно, доброе – активное, чем злое. С помощью памяти накапливается человеческий опыт, образуются облегчающие жизнь традиции, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад… ».

Исток трагедии следует искать в отклонении и нарушении основ бытия. «Всё, что живет на свете, имеет один смысл – смысл службы». (Служба – служение, поручение).  Значит, жители остова утратили истинный смысл жизни,  «самостоянье» человека? Почему это произошло?  За что  Дарье жалко человека?

«Он думает, он хозяин над ей (жизнью), а он давно-о уж не хозяин. Давно из рук её выпустил.  Она над им верх взяла…  Вы её из вожжей отпустили, теперь её не остановишь. Пеняйте на себя».

18 - 19 слайды:

    Кто мы на это земле – хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли и ушли. Взяли всё, что смогли, а там хоть потоп. А беда не заставила себя долго ждать: вспыхнула мельница, верой и правдой служившая людям немало лет. Дарья, прибежавшая вместе со всеми проститься с мельницей-кормилицей, увидела. Как приезжие «как с ума посходили: прыгали, кричали, бросались под жар – кто дальше забежит, дольше продержится..»

«Пойдем простимся с ей. Там, поди-ка, все чужие. Каково ей середь их — никто добрым словом не помянет... Помешала она им. Сколь она, христовенькая, хлебушка нам перемолола! Собирайся, хошь мы ей покажемся. Пускай хошь нас под послед увидит».

20 слайд:

   Рушится Матёра со всех сторон. «О-ох, нелюди мы, боле никто»,- произносит свой приговор старуха Дарья, которая не может пережить гибель родной деревни, затопление дорогих могил.

21,22,23 слайды:

    Сцена прощания с избой.»А избу нашу ты прибрала? Ты провожать её собралась, а как? Али просто уйдёшь и дверь за собой захлопнешь? Прибрать надо избу. Мы все в ней жили» В повести особое место отводится именно избам. Они предчувствуют свою судьбу, они дышат.  Дарья белит избу, подмазывает печь, моет подоконники, пол. Окна.Всю ночь оплакивала Дарья свою избу, и изба словно понимала. Что с нею делают. Этот поступок вызвал уважение даже у пожёгщиков (дом они собирались сжечь завтра). Все, — сказала она им. — Зажигайте. Но чтоб в избу ни ногой...”

Сама же Дарья, простясь с домом, помнила только, что шла и шла, сама не зная куда _ до вечера старухи не могли найти её.

    А когда настала ночь и уснула Матёра, из-под берега на мельничной протоке выскочил маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверек — Хозяин острова. Никто его никогда не видел, не встречал, а он здесь знал всех и знал все, что происходило из конца в конец и из края в край на этой отдельной, водой окруженной и из воды поднявшейся земле... И хотя предчувствовал Хозяин, что скоро одним разом все изменится настолько, что ему не быть Хозяином, он с этим смирился. Чему быть, того не миновать”.

– Хозяин острова. Он делает ночные обходы своих владений, слушает голоса изб и вещей, видит сквозь стены  что творится внутри, и даже предвидит, что будет в будущем: какая изба за какой будет гореть, кто станет поджигать. Трудная ему досталась доля: зная, что будет, он не может ничего изменить. Он последний хозяин. Последний. Он знал, «что скоро одним разом всё изменится настолько, что ему не быть хозяином, не быть и вовсе ничем, он с этим смирился…ещё и потому смирился, что после него здесь не будет никакого хозяина, не над чем станет хозяйничать».

24 – 25 слайды:

    Петруха, поджёгший свой дом, чтобы поскорее получить за него денежную компенсацию, не станут долго думать, за что им платят деньги, а жечь – не строить, много труда не надо. Сжёг и сердце не дрогнуло, как будто не рос в этой избе. Единственное, что взял, -гармошку. А то, что мать без крыши и без корки хлеба, что любимый её самовар превратился в оплавленный слиток, - это его не касается.

27 слайд:

   Богодул. Старик, выговаривающий всего несколько слов, да и те ему не нужны, его и так научились понимать, живёт он на острове одному Богу известно сколько. Он воспринимается как дух Матёры. Ведь именно он, Богодул, приносит весть пьющим чай старухам: «Мёр-ртвых гр-рабют!»

  • Чем объясняется в повести такое трепетное отношение к кладбищу? Обратимся к словарю синонимов З.Е. Александровой.

«Кладбище – некрополь (книж), древнее: могильник; сельское: погост; место вечного упокоения (высок.), попово гумно, Богова делянка (устар.)»

  • Какой смысл заложен в слове «погост»? Какова его этимология?

C  точки зрения православия, кладбища – священные места, где покоятся (гостят) тела умерших до будущего воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священным и неприкосновенными. Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма.

    Приняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм Святым Животворящим Крестом, начертанным или поставленным над надгробием. Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они воскреснут. Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать её в чистоте и порядке.  Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело усопшего находится здесь, в земле, а душа – на небо, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.

  • Что для Дарьи значат могилы близких ей людей?

(«Могилы зорить… - Дарья взвыла. – А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребята лежат?.. Ты не человек.. ты перед всем миром ответишь »).

- Почему тех, кто спиливает кресты и надгробия, называют жители «иродами», «обсевками», «нехристями»?(Разрушение и осквернение захоронений всегда считалось святотатством).

- Что такое «святотатство»?

  • Святотатство – кощунство, поругание, посягательство на святыню, богохульство, преступление.  
  • Почему  сцена прощания Дарьи с родными могилками становится идейно-художественным центром произведения?  Вам было поручено проанализировать этот эпизод (18 глава).

              Учащиеся читают свои творческие работы .  

  • На какие раздумья наталкивает Дарью последнее посещение родных могил?

«… зачем тогда приходить на эти могилы? Вот они лежат здесь полной матёринской ратью, отдав всё своё для неё, для Дарьи, и для таких, как она, - и что из этого получается? Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он не чувствует.  Ничего не понимает.  И ведет он себя так, будто с него с первого и началась жизнь и им она навсегда закончится».

«… эта возникшая неизвестно откуда  тихая глубокая боль, что ты и не знал себя до теперешней минуты, не знал. Что ты – не только то, что ты носишь в себе, но и то, не всегда замечаемое, что вокруг тебя, и потерять его иной раз пострашнее, чем потерять руку или ногу, - вот это всё запомнится надолго и останется в душе незакатным светом и радостью. Быть может, лишь это одно и вечно, лишь оно, передаваемое, как дух святой, от человека к человеку, от отцов к детям и от детей к внукам, смущая и оберегая их, направляя и очищая, и вынесет когда-нибудь к чему-то, ради чего жили поколения людей».

  Действительно, человек  - лишь узелок в нескончаемой нити поколений. Человек – часть семьи, семья – часть рода, род – часть – народа, народ – часть Родины… Рождение, родители, род, народ, родина – однокоренные слова, имеющие одни и те же истоки…

   Наверное, многое могли бы старухи перенести молча, но не это.

Кладбище. Когда старухи добрались до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции «доканчивали своё дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты в кучу, чтобы сжечь их одним огнём» Для них это чужое, приказали – выполняют. Им и в голову не приходит, что для   старух – это святое. Не зря даже сдерживающаяся Дарья «задыхаясь от страха и ярости, закричала» и ударила одного из мужиков палкой и снова замахнулась: «А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит*!» Её поддерживает вся деревня.

«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». (Пушкин)

Случай на материнском кладбище  - это действительно глубокая рана, тем более она углубляется пошлым объяснением: мол, по будущему морю поедут интуристы, а тут плавают вымытые водой кресты.

Дарья до слова помнит завет своего отца: «Живи,на что тебе жизнь выпало. В горе, в зле будешь купаться, из сил выбьешься, к нам захочешь – нет, живи, шевелись, чтоб покрепче зацепить нас с белым светом, занозить в ем, что мы были». Она свято чтит память об ушедших.

Павел и Андрей. Павел понимает свою мать, обещает перенести могилы, но это для него не самое главное, и он так и не сделает этого. А Андрей  и вовсе не понимает, о чём речь, всерьёз ли бабка заводит странный разговор.»Много ли толку от этой Матёры? Он уверен в том, что память – это плохо, лучше без неё.

28 слайд:

   Глава о сенокосе. Ещё раз на острове всплеснулась жизнь, закипела работа. «Приезжали не только из совхоза, из городов, из дальних краёв..кто здесь когда-то жил и кто не совсем забыл Матёру.

   И работали с радостью, со страстью, каких давно не испытывали. И молодели на глазах друг у друга немолодые уже бабы, зная, что за этим летом, нет, сразу за этим месяцем, который чудом вынес их на десять лет назад, тут же придется на десять же лет и стариться. Выползали из деревни на луга старухи и, глядя, как работает народ, не могли сдержать слез. И подступали с вопросом: “Че вам надо было? Че надо было, на что жалобились, когда так жили? Ну? Эх, стегать вас некому”. И соглашался народ, задумываясь: “Некому”. Вечером возвращались с песней. И чванливые раньше к трезвой песне мужики подтягивали тоже. Заслышав песню, выходили и выстраивались вдоль улицы все, кто оставался в деревне, — ребятишки, старухи, а также понаехавшие со стороны, когда такие были. Приезжали не только из совхоза, из городов, из дальних краев наезжали те, кто когда-то здесь жил и кто не забыл совсем Матёру. Это был горький, но праздник, когда бросались друг к другу двое, не видевшиеся много лет, успевшие уже и потерять, забыть друг друга, и, встретившись, найдясь, обнявшись среди улицы, вскрикивали и рыдали до опустошения, до того, что отказывали ноги. Казалось, полсвета знает о судьбе Матёры.

29,30,31 слайды:

    Царский листвень, ему отведена отдельная глава в повести. Это глава-притча. Огромная лиственница. Но это ОН – листвень, без него нельзя представить Матёру, «так вечно, могуче и властно стоял он на бугре в полверсте от деревни, заметный почти отовсюду и знаемый всеми». С ним связана вся жизнь Матёры. Вот и до него добрались люди, которым приказано очистить остров. Они рубили листвень топором – но топор отскакивал обратно, пытались пилить – не брала его пила, обливали бензином и поджигали – но огонь не приставал, 2только мазал его сажей».Люди вошли в азарт, им хотелось победы, злились, придумывали новые способы. Но на голой и обезображенной уже в этом месте Матерее продолжал властвовать «царский листвень».

34 -36 слайды:

   Вся природа острова живая: листвень, туман, прячущий остров, зверёк –Спрятался остров в тумане, чтобы его не нашли, не сожгли единственный оставшися барак, в котором находятся не желающие до последнего мгновения покидать землю предков старуха Дарья, Катерина, Настасья, Сима с мальчиком, неизменный Богодул, как и обещал, он не уйдёт ни, он неотъемлемая часть Матёры, так ею и останется даже под толщей воды.

«Когда выскочили на открытое место в полутора километрах от реки, на машину двинулись сначала редкие, затем все больше и больше нарастающие, густеющие, словно тоже летящие на свет фар, серые мочальные лохмотья. Павел не сразу понял, что это туман. Отчалили. Туман стоял сплошной стеной, и катер, казалось, топтался, буксовал на месте... Они время от времени глушили мотор и кричали, но Матёры не было...»

37 слайд:

Лариса Шапитько и Элем Климов сняли по ней фильм «Прощание», вышедший на экраны в 1983 году.

Проща́ние — фильм о деревенской Атлантиде, задуманный и начатый Ларисой Шепитько. После её трагической гибели съёмки завершил её муж, кинорежиссёр Элем Климов. Он же изменил название: «Прощание с Матёрой» стало просто «Прощанием»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крыша дома твоего ( по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой»

Открытый урок посвящён творчеству В.Г.Распутина (проведён в канун юбилея писателя- 75 лет)...

Открытый урок "У кого нет памяти, у того нет жизни" по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"

Помочь учителям русского языка и литературы ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный  мир его героев; обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель; формиро...

Открытый урок "У кого нет памяти, у того нет жизни" по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"

Материалы для открытого урока по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"...

Конспект открытого урока "По страницам повести В.Г. Распутина "Прощание с Матёрой".

Урок проведён на параллели 11-х классов в связи с 75-летием писателя В.Г. Распутина. Это урок-конференция. Сопровождался показом фрагментов из  художественного фильма "Прощание". На уроке п...

"Крыша дома твоего" (по повести В. Г. Распутина "Прощание с Матёрой")

Тема урока «Крыша дома твоего»(по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»)...

«Крыша дома твоего» (по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой»)

На материале повести В. Распутина "Прощание с Матерой" содействовать формированию у ребят умения разбираться в психологии личности (на образе бабки Дарьи)...