Технологическая карта урока литературы в 7 классе по рассказу Л.Н.Толстого "Севастополь в декабре месяце"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Соломатова Зинаида Борисовна

Посредством художественного изображения войны в рассказе Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце» формируется понимание учащимися,  что такое Крымская  война и кто  был истинным героем Севастопольской эпопеи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермский государственный национальный

исследовательский университет»

Региональный институт непрерывного образования

Педагогический факультет

Выпускная работа слушателя

курсов повышения квалификация

( Метапредметная деятельность как условие реализации требований ФГОС на уроках в основной школе   )

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ

Технологическая карта интегрированного урока  литературы и МХК

Автор выпускной работы,
учитель литературы

МАОУ «СОШ № 24» г. Перми                                                                                                                                                                                               З.Б.Соломатова          

Консультант                                                                                                                                                                                                                                       А.С.Переверзев          

Пермь 2014

Технологическая карта урока литературы

Предмет      литература

Класс             7

Автор УМК     Г.С.Меркин

Тема урока: «Л.Н. Толстой. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям».

Тип урока: урок-обобщение

Цель урока:  посредством художественного изображения войны в рассказе Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце» создать условия для понимания учащимися,  что такое Крымская  война и кто  был истинным героем Севастопольской эпопеи.

Задачи: 

1. Проанализировать художественное изображение войны в рассказе Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце».        

 2. Развивать навыки работы с художественным текстом, умения вычленять, анализировать и обобщать факты, делать выводы, пользоваться различными источниками для нахождения информации, обобщать полученные сведения;            

 3.Обучать умению выделять главное в описании героев рассказа;

Планируемый результат:

  1.  На примерах мужества и героизма защитников Севастополя    вызвать гордость  за историю своих предков, чувство любви к Родине.
  2. Способствовать проявлению сострадания, сопереживания, милосердия;

Оборудование урока:

  1. Л.Н. Толстой “Севастопольские рассказы”;
  2. учебник литературы под ред. Г.С. Меркина;
  3. мультимедийная поддержка;
  4. Моцарт «Реквием»;
  5. произведения художественного искусства ( репродукции картин И.Айвазовского, А.В.Кокорина, литографий В.Ф.Тимма,  Д.Россова,)
  6. презентация к уроку.

Межпредметные связи: русский язык, МХК, история, искусство, музыка.

Связь с другими искусствами: работа с  репродукциями картин, прослушивание музыки Моцарта  «Реквием».

Этап урока

время

Формы работы

содержание

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

УУД

1

Постановка целей и задач занятия.

Эмоциональная завязка урока

5 мин.

Мотивация деятельности посредством ассоциаций.

Ребята, сегодня мы продолжаем разговор о творчестве Л.Н. Толстого. Вы уже познакомились  с произведением великого писателя. Но я предлагаю вам абстрагироваться от уже известного вам и еще раз вслушаться в заглавие: «Севастопольские рассказы», «Севастополь в декабре месяце»…

События, происходящие в Севастополе 1853-1855гг. не могли никого оставить равнодушными. Многие поэты и художники обращались к этой теме. И сегодняшний разговор мне хотелось бы начать со стихотворения А.А.Фета

«Севастопольское братское кладбище»

Какой тут дышит мир! Какая славы тризна
Средь кипарисов, мирт и каменных гробов!
Рукою набожной сложила здесь отчизна
          Священный прах своих сынов.


Они под землей отвагой прежней дышат...
Боюсь, мои стопы покой их возмутят,
И мнится, все они шаги живого слышат,
          Но лишь молитвенно молчат.

Счастливцы! Высшею пылали вы любовью:
Тут что ни мавзолей, ни надпись - всё боец,
И рядом улеглись, своей залиты кровью,
          И дед со внуком и отец.

Из каменных гробов их голос вечно слышен,
Им внуков поучать навеки суждено,
Их слава так чиста, их жребий так возвышен,
          Что им завидовать грешно...

Какие ассоциации могут возникнуть у человека, который впервые услышит эти слова?

 Чтение учителем стихотворения на фоне «Реквиема» Моцарта

Учащиеся высказывают свои предположения:

1)цикл рассказов о городе;

2)каким можно увидеть город в декабре месяце;

3) в чем особенность города в первый зимний месяц.

Учащиеся слушают стихотворение

К. –умение слушать другого человека, вступать в диалог.

Р.- прогнозирование

К. –умение слушать другого человека, вступать в диалог.

Л.- система ценностных ориентиров и жизненных представлений

2

Актуализация знаний

Постановка учебной проблемы.

5 мин.

Работа с художественными произведениями искусства

Работа с фрагментами Панорамы Севастополя.

Показ фрагментов Панорамы Севастополя, 

А теперь выскажите свои гипотезы: о чем мы будем говорить сегодня уроке?

Учащиеся высказывают свои предположения

Р.- Целеполагание, планирование,

прогнозирование,

поиск и выделение необходимой информации.

П.- постановка и пути решения учебной задачи.

5 мин.

сегодня мы говорим о военной теме в творчестве Л.Н.Толстого. Тема сегодняшнего урока «Л.Н.Толстой. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям»

- Как вы считаете, какой вопрос будет самым главным? (Почему это актуально?)

Сообщение темы учителем.

Учащиеся высказывают свои предположения

П.- поиск и выделение необходимой информации.

? Что такое война в понимании Толстого?

? Кто же был истинным героем Севастопольской эпопеи ?

Вопросы, сформулированные учителем

Учащиеся предлагают свои варианты проблем, поднимаемых автором рассказа.

П. Р..-составление плана и последовательности действий.

К.- построение речевых высказываний.

Теперь попробуйте сформулировать задачи предстоящей работы на сегодняшнем занятии (для себя лично)

Выслушивает предложенные варианты 

Учащиеся называют

задачи, которые они определяют для себя:

проанализировать художественное изображение войны в рассказе Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце»;сравнив его с представленными изображениями на полотнах великих мастеров.

К. и Р.-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

П.-установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

3

Изучение нового материала.

15 мин.

контроль выполнения Д\З

Работа с текстом

Дневниковые записи Л.Н.Толстого.

Работа с картинами художников.

Определение настроения, сравнение

Работа с текстом произведения.

Работа в парах

Работа в парах

Работа в парах

Работа в группах

 класс делится на 3 группы по рядам

Работа с портретной галереей , авторы:

Художник А.В. Кокорин Портреты героев-севастопольцев

В госпитале

На бастионе  

художник Василий Федорович Тимм

Одним из домашних заданий было следующее: по материалам на страницах 321 -339 учебника выписать цитаты, которые выражали бы суть прочитанного рассказа. Зачитайте свои записи. (2-3 человека)

Я тоже, перечитав рассказ, предлагаю вашему вниманию фразы, которые могут стать эпиграфом к нашему уроку:

… Дух в войсках свыше всякого описания. Во

времена Древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята!», говорил: «Нужно умирать, ребята. Умрете?». И войска кричали: «Умрем, ваше превосходительство, ура!». И это был не эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уже 22 000 исполнили это обещание…

Л.Н.Толстой ( Из дневника)

? Так что же представлял собой Севастополь того времени?  

Давайте обратимся к литографиям В.Ф.Тимма «Обстрел Севастополя 5 октября 1854г» и Д.Россова «Севастополь.Угол 4-го бастиона…»

Каким настроением проникнуты  эти работы? Какое впечатление они производят?

А вот каким показывает Севастополь художник Айвазовский. Его картины «Севастополь» и «Осада Севастополя» были созданы под непосредственным впечатлением от посещения художником осажденного города

Л.Н.Толстой тоже был не только свидетелем, но и участником данных событий. Все ужасы, лишения и страдания, выпавшие на долю геройских его защитников, перенес и Толстой. Он долго жил на страшном 4-м бастионе, командовал батареей в сражении при Чёрной, был при адской бомбардировке во время штурма Малахова Кургана. Несмотря на все ужасы осады, к которым он скоро привык, как и все прочие эпически-храбрые севастопольцы, Толстой написал в это время первый из трех «Севастопольских рассказов» «Севастополь в декабре 1854 г.». Тотчас же напечатанный, рассказ был с жадностью прочитан всею

Россией и произвел потрясающее впечатление картиною ужасов, выпавших на долю защитников Севастополя.

Какое значение для защитников Севастополя имели строки писателя?

За оборону Севастополя Л.Н. Толстой был награждён орденом Св. Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853—1856 гг.»

  - А каким видит осажденный город Л.Н.Толстой?  Мы вновь обращаемся к тексту рассказа.

  1. 1).В каких эпизодах и деталях запечатлен героизм защитников Севастополя? Дайте название каждому такому эпизоду.

2).Какие детали помогают писателю показать будничную жизнь сражающегося города (лица людей, звуки, краски и т.д.)? Согласны ли вы с тем, что картина построена на контрасте? Докажите это текстом.

Перечитайте описание утра в начала рассказа и сопоставьте его с пейзажем в финале. Какое настроение создает описание природы?

Почему картина сражающегося города открывается не батальной сценой, а эпизодом в госпитале? Найдите слова Толстого, в которых звучит прямая авторская оценка «войны в настоящем ее выражение…»

Как вы объясните роль использованных Толстым приемов:

- он не дает имен своим героям;

- обращается к читателю на прямую «Вы подходите к пристани …», «Вы смотрите на полосатые громады кораблей» и т.д.;

-  ведет повествование рассказчик, сам являющийся участником событий?

Подтвердите текстом мысль Толстого о ратном подвиге русского солдата и офицера «…исполняет свое дело, какое бы оно ни было». Для этого перечитайте эпизоды: а) «В госпитале»; б) «На четвертом бастионе». Подготовьте ответ, для этого

воспользуйтесь планом:

1 группа- Портрет героя;

2 группа- Участие в обороне Севастополя;

3 группа-Отношение к подвигу автора.

349 дней героически сражался Севастополь.

 Давайте вглядимся в лица героев-севастопольцевКакие качества присущи каждому герою?

   

Проверка домашнего задания

 Предлагает работу с литографиями, задает вопросы

Предлагает рассмотреть репродукции работ И. Айвазовского

«Севастополь», «Осада Севастополя»

Беседа с учащимися.

Историческая справка

Задает вопрос

Работа с текстом рассказа Л.Н.толстого

Анализ рассказа по вопросам и заданиям:

чтение фрагментов рассказа с упором на будничность, обыденность.

Работа с текстом рассказа  Л.Н.Толстого

Анализ текста , учитель задает вопросы

Учитель задает вопросы

Учитель организует работу учащихся в группах

Учитель организует работу с художественным произведением.

Учащиеся зачитывают выписанные цитаты.

Слушают товарищей, взаимодейст-

вуют с ними и с учителем

Учащиеся работают с литографиями, представленными на презентации

Определяют

настроения, которыми проникнуты данные картины.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, подтверждая текстом рассказа:

1) «…где прошла смена часовых, побрякивая ружьями; где доктор уже спешит к госпиталю; где солдатик вылез из землянки, моет оледенелой водой загорелое лицо и, оборотясь на зардевшийся восток, быстро крестясь, молится богу; где высокая тяжелая маджара на верблюдах со скрипом протащилась на кладбище хоронить окровавленных покойников, которыми она чуть не доверху наложена...»

2) «…На набережной шумно шевелятся толпы серых солдат, черных матросов и пестрых женщин. Бабы продают булки, русские мужики с самоварами кричат: сбитень горячий, и тут же на первых ступенях валяются заржавевшие ядра, бомбы, картечи и чугунные пушки разных калибров. Немного далее большая площадь, на которой валяются какие-то огромные брусья, пушечные станки, спящие солдаты; стоят лошади, повозки, зеленые орудия и ящики, пехотные козлы; двигаются солдаты, матросы, офицеры, женщины, дети, купцы; ездят телеги с сеном, с кулями и с бочками…»)

1.«Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; темно-синяя поверхность моря сбросила с себя уже сумрак ночи и ждет первого луча, чтобы заиграть веселым блеском; с бухты несет холодом и туманом; снега нет - все черно, но утренний резкий мороз хватает за лицо и трещит под ногами, и далекий неумолкаемый гул моря, изредка прерываемый раскатистыми выстрелами в Севастополе, один нарушает тишину утра. На кораблях глухо бьет восьмая склянка.»

2. Уже вечереет. Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч, покрывающих небо, и вдруг багряным светом осветило лиловые тучи, зеленоватое море, покрытое кораблями и лодками, колыхаемое ровной широкой зыбью, и белые строения города, и народ, движущийся по улицам. По воде разносятся звуки какого-то старинного вальса, который играет полковая музыка на бульваре, и звуки выстрелов с бастионов, которые странно вторят им.»

)(«…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти...)

Предполагаемый ответ:

Рассказ «Севастополь в декабре месяце» написан в форме лирического монолога. Писатель выступает в нем от своего имени, но его лирическое «я» предельно обобщено: так он думает, так он видит, так он чувствует; но именно так видят, думают, чувствуют, действуют тысячи участников обороны – солдаты, офицеры, горожане, мужчины и женщины. Толстой изображает войну « в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти…» и вместе с тем дает читателю почувствовать величие простоты и красоты героического духа севастопольцев.

Учащиеся работают в группах со своим заданием

Выступления учащихся.

Учащиеся отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении

П.-формирование обобщающих выводов по материалу

Р.-оценивание выступления товарища

К.и П.-формирование умения объяснять свой выбор,

строить фразы, отвечать на поставленный вопрос,

аргументировать.

Р.- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью сверстников и учителя

Р.- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью сверстников и учителя

Р.- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью сверстников и учителя

Р.- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью сверстников и учителя

Л.- формирование системы ценностных ориентиров.

4

Подведение итогов урока

с формулированием учащимися собственных выводов

8 мин.

Какова же основная идея рассказа? О чем говорит нам автор своим произведением? Что такое война в понимании Толстого?

Итоговый вопрос:

Кто же истинный герой Севастопольской эпопеи? В чем своеобразие русского характера, по Толстому, и кто решает коренные вопросы истории?

Итак, Л.Н.Толстой  позволил нам увидеть главные черты русского народа . А такой народ не может не иметь будущего. Так будем же верить в Россию и любить ее так, как любят герои рассказа «Севастополь в декабре месяце», как любил поручик артиллерии Л.Н Толстой. И закончить мне хотелось бы словами Л.Н.Толстого:

«Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли,- это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа… … И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого,- любовь к родине.»    

Учитель подводит итоги деятельности на уроке

Задает вопросы

Подводит к выводу учащихся.

Предположительный ответ:

Автор размышляет о природе подвига;

Он убежден в героизме русского народа;

Рассуждает о жестокости любой войны.

Предположительный ответ:

Главный герой Севастопольской эпопеи – простой народ, правдиво показанный Л.Н. Толстым.

Война в настоящем её выражении – «в крови, в страданиях и смерти», правдиво показанная Толстым, без стремления напугать читателя, а внушая ему мужество и стойкость, но и без восклицательных фраз

Своеобразие русского национального характера в том, что, медлительный в мирной жизни, он уверенно действует в условиях опасности

По мысли Толстого, в конечном счёте народ, массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства

Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир».

 Делают вывод по уроку.

5

Рефлексия на уроке

5 мин.

Рефлексия учебной деятельности

Организует обсуждение совместной деятельности на уроке, организует рефлексию учащихся, оценивает ответы, благодарит за работу на уроке.

Ученики составляют внутреннюю речь, используют клише для рефлексии, оценивают сою работу на уроке.

П.- рефлексия способов и условий действий.

Контроль и оценка результатов деятельности

Л- самооценка, адекватное понимание причин успеха, самоопределение.

6

Домашнее

задание

2 мин.

Домашнее задание

Домашнее задание по выбору

( письменно):

  • Составить рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта.(стр.342)
  • Составить систему вопросов к рассказу «Севастополь в декабре месяце» (стр.342)
  • Написать стихотворение или лирическую миниатюру: « После прочтения рассказа Л.Н.Толстого…»
  • Художественное чтение выбранного отрывка из рассказа «Севастополь в декабре месяце» (наизусть).

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности

Записывают задания в дневник

П. и Л дифференцированные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока. Литература 6 класс. «Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Предмет: литератураТип урока, вид: открытие нового знания; интегрированныйЦели урока:- сформировать представление о быличках, определить их роль в рассказе, повторить тропы и фигуры речи (сравнение, м...

И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». Технологическая карта урока литературы. 5 класс.

Урок:  ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра...

Технологическая карта урока. Литература 11 класс.ТВОРЧЕСТВО В. В. НАБОКОВА. «...Наравне с именами собратьев по правописанью...» Анализ рассказа «Благость»

Данный конспект урока в виде технологической карты поможет провести урок в 11 классе по творчеству В.Набокова в формате ФГОС....