конспект урока по литературе в 11 классе " Мне дали имя при крещении- Анна" (вводный урок по творчеству А. А Ахматовой)
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Слободенюк Ирина Валентиновна

Данный урок является вводным к изучению творчества. А. А. Ахматовой. Накануне учащиеся были разделены на группы, каждая работала над своей темой. На уроке ребята представляли результат своей работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

литературы в 11 классе

Тема: «Мне дали имя при крещении – Анна…»

Цели: 1) образовательная: познакомить учащихся с личной и                       творческой  биографией А.А.Ахматовой.

          2) развивающие:

           Содействовать развитию:

                 -умения делать обобщения и выводы;

                 -межпредметной связи с  историей;

                 -навыка владения нормами грамотной речи.

          3) воспитательные:

                 -побуждать к проявлению личностного отношения в творчеству А.        А. Ахматовой, сказавшей новое слово в русской поэзии;

                  -способствовать формированию читательской культуры.

Средства обучения: учебник, материалы Интернета, книги об                       А.Ахматовой. аудиозаписи.

Методы обучения: работа в малых группах, метод творческого чтения, просмотр презентаций,  монологический ответ учеников.

Технологии: метод проектов и исследовательский, здоровьезберегающий, ИКТ

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.

Оборудование: выставка книг, мультимедийные презентации,                        проектор, интерактивная доска, компьютер

Эпиграф:                                                Я не плачу, я не жалуюсь,

                                                        Мне счастливой не бывать…

                                                                                А.Ахматова

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Постановка цели.

У:         Поэты не рождаются случайно,

        Они летят на землю с высоты,

            Их жизнь окружена глубокой тайной,

            Хотя они открыты и просты.

                                        И.Тальков

Сегодня мы продолжим знакомство с поэтами Серебряного века и перелистнем страницы личной и творческой биографии замечательной поэтессы А.А.Ахматовой.

Запишите, пожалуйста, число и  тему урока «Мне дали имя при крещении – Анна…» и эпиграф (чтение  эпиграфа учителем), к которому мы обратимся позже.

Анна Андреевна считала: «У каждого поэта своя трагедия, иначе он не поэт. Без трагедии нет поэта – поэзия живет и дышит над самой пропастью трагического, «бездны мрачной на краю». Можно ли эти слова о трагической судьбе отнести к жизни самой Ахматовой? Попытаемся ответить на этот вопрос, знакомясь с 1 презентацией, посвященной основным событиям  жизни поэтессы.

  1. Выступление I творческой группы с презентацией жизни А.А.Ахматовой.

 (Учащиеся заполняют таблицу «Жизнь и творчество А.А.Ахматовой»).

Презентация № 1. (7мин)

У:  Итак, познакомившись с основными этапами жизни Анны Андреевны, давайте обратимся к эпиграфу нашего урока:

                                                                Я не плачу, я не жалуюсь,

                                                                Мне счастливой не бывать…

Согласны ли вы с отношением поэтессы к своей жизни?

уч: Да, я согласна. Ведь судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла любовь Николая Гумилева, а потом он был обвинен в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян. Кроме того, трижды был арестован ее единственный сын Лев.

У:  Верно, жизнь А.Ахматовой была очень тяжелой. И всю свою горечь и боль она переносила в стихи и тем преодолевала эти испытания, выпавшие на ее долю. Поэтесса сразу ступила на этот путь, и никто до конца не разберется в том, как дивно умеет поэт переплавлять горе в радость, суроветь, но не отчаиваться, сжимать зубы, но не ломаться.

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда…

Что же рождалось под пером Ахматовой из этого сора, мы и посмотрим в следующей презентации.

  1. Выступление II творческой группы с презентацией о творчестве А.А.Ахматовой. ( учащиеся продолжают заполнять таблицу).

Презентация № 2 (7минут)

В ходе 2 презентации звучит выразительное чтение наизусть стихотворений

           «Песня последней встречи»,

              «Муза»,

              «Творчество».

  1. Работа со стихотворениями в исполнении  А. Ахматовой.

У:  А.Ахматова – достойная дочь Серебряного века. Искренне выносит она на суд читателя переживания, рожденные в глубинах своего лирического «Я». И сейчас я вам  предлагаю послушать стихотворения в исполнении самой А. А. Ахматовой.

Стихотворения  «И все меня переживет»,

       «Мне ни к чему одические рати…»

(Учащиеся высказывают свои мнения об услышанном).

Я надеюсь, на следующих уроках, знакомясь с творчеством А.Ахматовой, мы сможем почувствовать обаяние ее стихотворений и постичь глубину внутреннего мира поэтессы.

  1. Выставка книг

«Большое видится на растояньи», - справедливо заметил как-то один из поэтов, и наверное, более всего эта истина самого поэта и касается. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов призван был прийти в этот мир на время, за пределы которого не вышел, а кто – чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей жизни, но и нашей души.

И сейчас мы послушаем выступление III творческой группы, которая представит нам выставку книг, посвященную жизни и творчеству поэтессы

(выступление Гутова В.).

У:  В, какая книга тебя больше всего заинтересовала? Почему?

уч:  

У:  Спасибо, мы воспользуемся всеми твоими находками при дальнейшем изучении творчества Анны Андреевны.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.  Домашнее задание.

У :  Сегодня мы с вами познакомились с жизнью и творчеством А.А.Ахматовой. Спасибо ребятам за подготовку к сегодняшнему уроку. У нас работали творческие группы:

I гр – Таланцева К.

        Кольцова А.

        Фомин В.

II гр – Журковская Е.

        Кремлева М.

        Ефимиков Е.

        Матвеева Н.

III гр – подготовила выставку книг. Это:

        Дубинина Н.

        Гутов В.

Отдельная благодарность Гутову В. за блестящее умение аннотировать текст.

Все эти ребята получают оценку «отлично»

У: Выводы урока.  Стихотворения А.Ахматовой близки нам. Они написаны женщиной бессильной и сильной в слабости своей, отвергнутой и любимой, бесстрашной и побежденной, мятежной и смиренной.

Из этих противоречий состоит не только поэтическое обаяние Анны Андреевны, но и обаяние ее как личности. На ее женские плечи выпали огромные жизненные испытания. Она не только выдержала их, но и продолжала творить, перебросив поэтический мостик из XIX века в ХХ.

Современники А.Ахматовой помнят звуки ее лиры, голос ее музы, тяжесть и подвиг ее жизни. И мне бы хотелось завершить наш урок стихотворением одного из ее современников Озерова.

        Протянется недолго, мнилось,

        Гряда ее тяжелых дней.

        Себе самой она отснилась,

        И нам явилась, словно милость

        Ушла – увиделось полней

        Как многозвездно, как зеркально

        Ее душа воплощена

        В строках, звучащих изначально

        Железно, медленно, хрустально.

        Но то не строки – письмена.

Домашнее задание:

У:  И вашим домашним заданием на завтра будет написать небольшое сочинение-размышление «Мое первое знакомство с А.А.Ахматовой». Принести сборники стихотворений «Вечер» и «Четки».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Анна Горенко. Царское Село. 1904 г. Анна Горенко с братом Андреем. Ок. 1895г .

Слайд 3

Царское Село. Улица Малая. Дом 63.

Слайд 4

Мариинская женская гимназия, где А.Ахматова училась с 1900 по 1905 год.

Слайд 5

Киев, Фундуклеевская гимназия.

Слайд 6

Н. Гумилев . Начало 1900-х годов . Николай Гумилев , муж А.Ахматовой с 1910г .

Слайд 7

Лев Гумилёв с родителями — Н. С. Гумилёвым и А. А. Ахматовой

Слайд 8

А. Ахматова и Н.С.Гумилев

Слайд 9

Портрет А . А . Ахматовой . 1928. Н.Тырса Н.А. Тырса "Анна Ахматова "

Слайд 10

А.А. Ахматова. 1920-е гг.

Слайд 11

А.А. Ахматова 1950-е гг. А.А. Ахматова 1960-е гг.

Слайд 12

Памятник Ахматовой в Санкт-Петербурге напротив тюрьмы «Кресты»

Слайд 13

А . Ахматова. Бежецк.

Слайд 14

Могила А . Ахматовой

Слайд 15

Надгробие на могиле А . Ахматовой . в п. Комарово под Санкт-Петербургом.

Слайд 16

«Фонтанный дом» - мемориальный музей А.А.Ахматовой. Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, д. 34


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анна Сергеевна Ахматова. Творчество.

Слайд 2

На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла самая значительная во всей мировой литературе нового времени "женская" поэзия - поэзия Анны Ахматовой. Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову.

Слайд 3

Весной 1912 года вышел первый сборник стихов «Вечер» "Вся Россия, -отмечал Чуковский, - запомнила ту перчатку, о которой говорит у Ахматовой отвергнутая женщина, уходя от того, кто оттолкнул ее". " Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки". Песня последней встречи.

Слайд 4

В 1914 году появилась вторая книга - «Чётки».

Слайд 5

С началом Первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. Книга «Белая стая» вышла в сентябре 1917 года

Слайд 6

Стихотворение "Хочешь знать, как все это было?.." написано в 1910 году, еще до того, как вышла первая книга "Вечер"(1912), но оно одно из самых характерных черт поэтической манеры Ахматовой. Она всегда предпочитала "фрагмент" связному, последовательному рассказу, так как он давал прекрасную возможность насытить стихотворение острым и интенсивным психологизмом.Нередко стихи Ахматовой походят на беглую и как бы даже не "обработанную" запись в дневнике: " Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стертые карты Америки. Не любил, когда плачут дети, Не любил чая с малиной И женской истерики. ...А я была его женой". Он любил...

Слайд 7

1921 год – сборник стихов "Подорожник" , 1922 год – книга "Anno Domini". («В лето Господне»).

Слайд 8

Все военные годы и позже, вплоть до 1964 года, шла напряженная работа над "Поэмой без героя", которая стала центральным произведением в ее творчестве. В это же время пишется поэма "Реквием" , ставшая отображением суровой реальности военного времени, горя и страдания людей, живших в эту непростую эпоху.

Слайд 9

В 1946 году Постановление "О журналах "Звезда" и "Ленинград" лишило ее возможности печататься. 1964 году в Италии вручена премия «Этна Таормина». 1965 году присуждена в Оксфорде почетная докторская степень.

Слайд 10

1965год – последняя прижизненная книга стихов «Бег времени» Автограф А.А. Ахматовой на книге " Бег времени .

Слайд 11

"Ахматова в своих стихах не декламирует. Она просто говорит, еле слышно, безо всяких жестов и поз. Или молится почти про себя. В этой лучезарно - ясной атмосфере, которую создают ее книги, всякая декламация показалась бы неестественной фальшью", - писал ее близкий друг К.И. Чуковский .

Слайд 12

Говоря о своих стихах, Анна Ахматова утверждала: «Для меня в них — связь с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 6 классе на тему "Восточные славяне в древности" и урок "Крещение Руси"

Через решение учебной задачи (проблема, противоречие) с опорой на исторические источники проходит изучение темы о восточных славянах. Представленный материал объёмен, поэтому можно отвести на изучение...

Урок по литературе. 11 класс. А. А. Ахматова. " Реквием".

Тип урока: эвристическая беседа. Поэма " Реквием". Трагедия личности, судьбы, народа в поэме.Поэма как голос народа. Лирический и эпический сюжет....

Урок по литературе. 11 класс. А. А. Ахматова. " Реквием".

Тип урока: эвристическая беседа. Поэма " Реквием". Трагедия личности, судьбы, народа в поэме.Поэма как голос народа. Лирический и эпический сюжет....

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по литературе по теме: " Мне дали имя при крещенье-Анна…"

В данной работе мы кратко рассмотрим жизненный путь Анны Андреевной Ахматовой, по самым значимым датам в ее жизни. Также мы рассмотрим основные периоды в творчестве поэтессы, на примерах ее стихотворе...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по литературе по теме: " Мне дали имя при крещенье-Анна…"

В данной работе мы кратко рассмотрим жизненный путь Анны Андреевной Ахматовой, по самым значимым датам в ее жизни. Также мы рассмотрим основные периоды в творчестве поэтессы, на примерах ее стихотворе...

конспект урока по литературе 11 класс "Поэма А.А.Ахматовой "Реквием"

Поэма А.А.Ахматовой. "Реквием" Тема исторической памяти в поэме....