Зачетная работа по литературе (11 класс) в рамках подготовки к ЕГЭ
тест по литературе (11 класс) на тему

Косицина Юлия Владимировна

Зачетная работа составлена по разделу "Русская литература конца XIX - первой трети  XX века", предназначена для контроля знаний, а также для подготовки к ЕГЭ по литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Косицина Юлия Владимировна,

к.ф.н., учитель русского языка и литературы

МБНОУ «Гимназия №17 им. В.П. Чкалова» г. Новокузнецка Кемеровской области

Зачетная работа по литературе

в рамках подготовки к ЕГЭ (11 класс)

Вариант 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент и выполните задания 1-9.

     Актер. Идем, старик... я тебе продекламирую куплеты...

     Лука. Чего это?

     Актер. Стихи - понимаешь?

     Лука. Стихи-и! А на что они мне, стихи-то?..

     Актер. Это - смешно... А иногда - грустно...

     Сатин. Ну, куплетист, идешь? (Уходит с Бароном.)

     Актер.  Иду...   я   догоню!   Вот,   например,   старик,   из   одного стихотворения... начало я забыл... забыл! (Потирает лоб.)

     Бубнов. Готово! Пропала твоя дамка... ходи!

     Медведев. Не туда я пошел... пострели ее!

     Актер. Раньше, когда мой организм не был отравлен  алкоголем,  у  меня, старик, была хорошая память.. А теперь вот... кончено,  брат!  Все  кончено для меня! Я всегда читал это   стихотворение с большим успехом... гром аплодисментов! Ты... не знаешь, что такое аплодисменты... это, брат, как... водка!.. Бывало,  выйду,  встану вот так... (Становится в позу.) Встану... и... (Молчит.) Ничего не  помню... ни слова... не помню! Любимое стихотворение... плохо это, старик?

     Лука. Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом - вся душа...

     Актер. Пропил я душу, старик... я, брат, погиб...  А  почему  -  погиб? Веры у меня не было... Кончен я...

     Лука.  Ну,  чего?  Ты...  лечись!  От  пьянства  нынче  лечат,   слышь! Бесплатно, браток, лечат... такая уж лечебница устроена для пьяниц... чтобы, значит, даром их лечить... Признали, видишь, что пьяница - тоже человек... и даже - рады, когда он лечиться желает! Ну-ка вот, валяй! Иди...

     Актер (задумчиво). Куда? Где это?

     Лука. А это... в одном городе... как его? Название у него эдакое...  Да я тебе город назову!.. Ты только вот чего: ты пока  готовься!  Воздержись!.. возьми себя в руки и - терпи... А  потом  -  вылечишься...  и  начнешь жить снова... хорошо, брат, снова-то! Ну, решай... в два приема...

     Актер (улыбаясь). Снова... сначала... Это -  хорошо...  Н-да...  Снова? (Смеется.) Ну... да! Я могу?! Ведь могу, а?

     Лука. А чего? Человек - все может... лишь бы захотел...

1. Укажите жанр, к которому относят «На дне» М. Горького.

2. Как называется форма общения персонажей, основанная на обмене репликами?

3. Назовите литературное направление, к которому относится «На дне» М. Горького.

4. Установите соответствие между тремя персонажами данного произведения и их взглядами на жизнь и человека.

А) Сатин                        Б) Бубнов                        В) Клещ

1) А я такой человек, что... ничего не желаю! Ничего не хочу и — шабаш! На, возьми меня за рубль за двадцать! А я — ничего не хочу.

2) Люди все живут... как щепки по реке плывут... строят дом... а щепки — прочь...

3) Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!

4) Я — рабочий человек... мне глядеть на них стыдно... я с малых лет работаю... Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу…

5. Назовите профессию Медведева.

6. Каким словом можно обозначить высказывания Луки («Человек – все может, лишь бы захотел», «В любимом вся душа…»)?

7. Как называются слова, которые употребляет в речи Лука («Ну-ка вот, валяй!», «Чего это?»)?

8. Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

Каким человеком предстает Лука в данном фрагменте? 

9. Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений. Подберите для сопоставления два произведения разных авторов, обоснуйте ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

В каких произведениях русских писателей есть герои, у которых отношение к человеку такое же, как у Луки, и в чем этих героев можно сопоставить с героем Горького?

Прочитайте приведенное ниже произведение и выполните задания 10-16.

Всё расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано,

Отчего же нам стало светло?

Днем дыханьями веет вишневыми

Небывалый под городом лес,

Ночью блещет созвездьями новыми

Глубь прозрачных июльских небес,-

И так близко подходит чудесное

К развалившимся грязным домам...

Никому, никому неизвестное,

Но от века желанное нам.

(А. Ахматова, 1921)

10. К какому литературному течению относят поэзию А. Ахматовой? Запишите название этого течения.

11. Как называется стилистический прием, основанный на повторении одинаковых звуков в строке (Всё расхищено, предано. продано)?

12. Какое выразительное средство использовано в строках «Ночью блещет созвездьями новыми глубь прозрачных июньских небес…»?

13. Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных в 1-ой строфе (запишите цифры в любой последовательности)

1) метафора                                        

2) эпитет

3) гипербола

4) градация

5) оксюморон

14.  Определите размер, которым написано стихотворение А. Ахматовой.

15. Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

Как в этом стихотворении представлено отношение А. Ахматовой к жизни?

16. Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений. Подберите для сопоставления два произведения разных авторов, обоснуйте ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

В каких произведениях русских поэтов звучит та же мысль, что и в стихотворении А. Ахматовой?

17. Из предложенных тем выберите одну и напишите сочинение в объёме 150-250 слов.

1. Как в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» раскрывается мысль «В жизни всегда есть место подвигам»?

2.  Какова роль образов-символов в поэме А.Блока «Двенадцать»?

3. Что высмеивает В. Маяковский в новой советской действительности?

Вариант 2

Прочитайте приведенный ниже фрагмент и выполните задания 1-9.

А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...

— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко.

Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер. (М. Горький. «Старуха Изергиль»)

1. К какому литературному направлению относится данное произведение М. Горького?

2. Назовите жанр, к которому относится «Старуха Изергиль» М. Горького?

3. К какому роду литературы относится данное произведение?

4. Установите соответствие между тремя персонажами данного произведения и их поступками.

А)        Изергиль                        Б) Ларра                                В) Данко

1) погиб, сражаясь за родину

2) вывел людей из леса ценой собственной жизни

3) за свою гордыню был обречен на вечную жизнь

4) жил, наслаждаясь жизнью и ни о ком не заботясь

5. Какое выразительное средство использовано в строках «Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко»?

6. Какое выразительное средство представлено в строке «Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце…»?

7. Какое выразительное средство представлено в строке «И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь…»?

8. Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

Зачем старуха Изергиль рассказывает легенду о Данко и какое место эта легенда занимает в композиции произведения М. Горького?

9. Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений. Подберите для сопоставления два произведения разных авторов, обоснуйте ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

В каких произведениях русских писателей есть герои,  по своему отношению к человеку близкие к Данко, и в чем этих героев можно сопоставить с героем Горького?

Прочитайте приведенное ниже произведение и выполните задания 10-16.

Встану я в утро туманное,

Солнце ударит в лицо.

Ты ли, подруга желанная,

Всходишь ко мне на крыльцо?

Настежь ворота тяжелые!

Ветром пахнуло в окно!

Песни такие веселые

Не раздавались давно!

С ними и в утро туманное

Солнце и ветер в лицо!

С ними подруга желанная

Всходит ко мне на крыльцо!

(А. Блок, 1901)

10. К какому литературному течению относится А. Блок?

11. Как называют образ в художественном произведении, который может иметь множество трактовок?

12. Назовите период в творчестве А. Блока, к которому относится данное стихотворение.

13. Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных в стихотворении (запишите цифры в любой последовательности)

1) эпитет

2) анафора

3) риторический вопрос

4) парцелляция

5) олицетворение

14. Каким размером написано данное стихотворение?

15. Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

Каким в данном стихотворении предстает образ возлюбленной и каково его значении для лирического героя?

16. Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений. Подберите для сопоставления два произведения разных авторов, обоснуйте ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

В каких произведениях русских поэтов представлены женские образы и в чем их можно сопоставить с образом возлюбленной А. Блока?

17. Из предложенных тем выберите одну и напишите сочинение в объёме 150-250 слов.

1. Каково назначение человека искусства (по рассказу А.И. Куприна «Гамбринус»)?

2. Как раскрывается тема родины в лирике А. Блока?

.3. Каковы особенности героя прозы М. Зощенко?

Вариант 3

Прочитайте приведенный ниже фрагмент и выполните задания 1-9.

Обед длился больше часа, а после обеда открывались в бальной зале танцы, во время которых мужчины, — в том числе, конечно, и господин из Сан-Франциско, — задрав ноги, до малиновой красноты лиц накуривались гаванскими сигарами и напивались ликерами в баре, где служили негры в красных камзолах, с белками, похожими на облупленные крутые яйца. Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая и ее, и эти горы, — точно плугом разваливая на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады, — в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена, мерзли от стужи и шалели от непосильного напряжения внимания вахтенные на своей вышке, мрачным и знойным недрам преисподней, ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, — та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале все сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго — и музыка настойчиво, в сладостно-бесстыдной печали молила все об одном, все о том же... Был среди этой блестящей толпы некий великий богач, бритый, длинный, в старомодном фраке, был знаменитый испанский писатель, была всесветная красавица, была изящная влюбленная пара, за которой все с любопытством следили и которая не скрывала своего счастья: он танцевал только с ней, и все выходило у них так тонко, очаровательно, что только один командир знал, что эта пара нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги и уже давно плавает то на одном, то на другом корабле (И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»).

1. К какому литературному направлению относится данное произведение?

2. Как называется значимая подробность, которая помогает раскрыть образы и передать идею произведения?

3. Укажите название корабля, на котором плыл главный герой данного произведения.

4. Установите соответствие между тремя персонажами рассказа И.А. Бунина и их описанием.

А) Господин из Сан-Франциско                        

Б) Капитан корабля

В) Принц

1) Человек маленький, весь деревянный, широколицый, узкоглазый, в золотых очках, слегка неприятный — тем, что крупные усы сквозили у него как у мертвого, в общем же милый, простой и скромный.

 2) В читальне, уютной, тихой и светлой только над столами, стоя шуршал газетами какой-то седой немец, похожий на Ибсена, в серебряных круглых очках и с сумасшедшими, изумленными глазами.

3) Рыжий человек чудовищной величины и грузности, всегда как бы сонный, похожий в своем мундире с широкими золотыми нашивками на огромного идола и очень редко появлявшийся на люди из своих таинственных покоев.

4) Побрившись, вымывшись, ладно вставив несколько зубов, он, стоя перед зеркалами, смочил и прибрал щетками в серебряной оправе остатки жемчужных волос вокруг смугло-желтого черепа, натянул на крепкое старческое тело с полнеющей от усиленного питания талией кремовое шелковое трико.

5. Запишите название страны, в которой умер господин из Сан-Франциско.

6. На каком выразительном средстве построено описание корабля в данном фрагменте? Назовите это средство.

7. Какое выразительное средство использовано в предложении «Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал…»?

8. Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

Каков смысл названия корабля в данном рассказе И.А. Бунина?

9. Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений. Подберите для сопоставления два произведения разных авторов, обоснуйте ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

В каких произведениях русских писателей человеческая жизнь представлена как бессмысленная, пустая игра и в чем эти произведения можно сопоставить с рассказом И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско?

Прочитайте приведенное ниже произведение и выполните задания 10-16.

Запели тесаные дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка.

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить -

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем.

(С. Есенин, 1925)

10. В стихотворении представлены картины родной природы. Каким термином называют такие описания?

11. Какое выразительное средство представлено в строках «Но не любить тебя, не верить – я научиться не могу»?

12. Какой стилистический прием использован в строках «Люблю до радости и боли твою озерную тоску»?

13. Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных в последней строфе ( запишите цифры в любой последовательности)

1) метонимия                        

2) анафора

3) метафора

4) литота

5) эпитет

14. Каким размером написано данное стихотворение?

15. Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

Как в данном стихотворении выразилось отношение поэта к родине?

16. Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений. Подберите для сопоставления два произведения разных авторов, обоснуйте ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

В каких произведениях русских поэтов представлена тема родины и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением С. Есенина?

17. Из предложенных тем выберите одну и напишите сочинение в объёме 150-250 слов.

1. Существует ли истинная любовь? (по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»»)

2. Каким предстает лирический герой ранней лирики В. Маяковского?

 3. Как представлена тема революции и гражданской войны в русской литературе

1920-х годов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетная работа по литературе по произведениям Лермонтова и Гоголя

Зачетная работа дана в форме теста с выбором ответа. Охватывает большой материал....

Зачетные задания по литературе 12 класс 1 сессия

Материалы для зачета по литературе за 1 сессию по теме "Творчество Макисма Горького", включает контрольные вопросы по биографии и творчеству, анализ ранних рассказов, пьесы "На дне", темы сочинений, т...

Зачетная работа по литературе за второе полугодие

Контрольная работа для учащихся 10 класс (по программе Коровиной)...

Зачетная работа по литературе Н. М. Карамзин "Бедная Лиза"

Данная работа может быть проведена на заключительных уроках при изучении произведения....

Зачетная работа по литературе за 2 полугодие 10 класс

Зачетная работа по литературе за 2 полугодие 10 класс 1, 2 вариант...

Разнообразные приёмы работы определения проблемы в тексте с учениками 9-11 классов в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку

Материал для подготовки к ЕГЭ и ГИА по русскому языку в 9-11 классах. Приёмы работы с текстом для отработки навыков и умений определения проблем в тексте. Примерные карточки с заданием....