Урок литературы в 9 классе по программе Т.Ф. Курдюмовой "Им овладело беспокойство" ( по роману А. Пушкина "Евгений Онегин")
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Железнова Оксана Николаевна

Урок-анализ  причин, под влиянием которых изменился Евгений Онегин -герой романа А.Пушкина "Евгений Онегин".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon im_ovladelo_bespokoystvo.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л-9

Тема:  «Им овладело беспокойство». Под  влиянием каких событий изменился Онегин?

Цели: найти след этих событий в сознании и поведении героя, выявить причины перемен,

произошедших в Онегине.

 

Ход урока:

1.Проблемная ситуация урока

АМО «Вершина»(нарисовать на доске и в тетрадях)

Расположить на скале  ( низ- плохой человек, вершина- идеальный человек)  место расположения героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Евгения Онегина  ( в конце урока при рефлексии - своё место относительно героев). Или показать его движение от начала романа до конца.

-А изменялся ли наш герой?

2. Анализ событий, которые изменили Онегина.

-Как отразилась в Онегине деревенская жизнь?

-На первый взгляд кажется, что к сельской природе Онегин остается также нечувствителен:

Два дня ему казались новы

Уединенные поля,

Прохлада сумрачной дубровы,

Журчанье тихого ручья;

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле.

В этих строках первой главы мгновенность охлаждения Онегина в деревне передана Пушкиным остро и сильно. Пока поля, дубровы и ручей казались Онегину «новы», они имели качества (эпитеты: уединенные, сумрачной, тихого), были проявлены  в действии (прохлада, журчанье). На третий день все это как бы облетело, предметы стали голы и беззвучны («роща, холм и поле»). Но это охлаждение к природе только первая реакция Онегина на деревенскую жизнь, в которую он постепенно втягивается и находит в ней свое очарование.

В четвертой главе мы читаем строки, удивляющие приверженностью Онегина к сельской жизни, ее естественному и неторопливому течению:

Прогулки, чтенье, сон глубокой,

Лесная тень, журчанье струй...

И здесь погружение Онегина в «уединенье, тишину» деревенской жизни непритворно. Поэтическим подтверждением этого оказываются воскресшие эпитеты, оживление природы («лесная тень, журчанье струй»). Эта радость несуетливой, природной жизни, которой Онегин отдает предпочтение, «забыв* и город, и друзей, и скуку праздничных затей»,— новая примета в эволюции героя1. Деревенская жизнь не переменила Онегина, но природа открыла ему новые ценности жизни. И удивительно: в речи насквозь городского жителя появляются образы природы. Убеждая Татьяну в том, что ее чувство преходяще, Онегин ссылается на... природу:

Так деревцо свои листы

Меняет с каждою весною.

Так, видно, небом суждено.

Итак, в жизни природы Онегину открылась привлекательность естественности.

-Что принесла Онегину дружба с Ленским?

Общение с Ленским возбуждает в Онегине потребность одушевления чувств. Наивная пылкость Ленского, его любовь и «вечные» вопросы («Племен минувших договоры, плоды наук, добро и зло, и предрассудки вековые, и гроба тайны роковые. Судьба

и жизнь* в свою чреду») не осмеяны «огнем нещданных эпиграмм » Онегина, который, судя по первой главе романа, ко всему, даже к себе готов отнестись иронически. В отношении Онегина к Ленскому Пушкин позволит нам заметить не только снисходительность, но и гуманность: «Он охладительное слово в устах старался удержать». В юном Ленском «Онегину все было ново». Нова и реакция героя. Онегин, бранивший Гомера и Феокрита, внимательно слушает «отрывки северных поэм» Ленского:

И снисходительный Евгений,

Хоть их немного понимал,

Прилежно юноше внимал.

Это пусть еще очень робкое, но очевидное проникновение (может быть, еще со стороны, вчуже) в искусство. И оно возможно потому, что в Онегине пробуждается потребность чувствовать:

Но чаще занимали страсти

Умы пустынников моих.

Ушед от их мятежной власти,

Онегин говорил об них

С невольным вздохом сожаленья.

Эта забытая потребность чувствовать пока лишь отзвук пылкости Ленского, растревоженность чужим чувством.

-Почему Онегину было достаточно одного  поверхностного  взгляда, чтобы разгадать заурядность Ольги и оценить своеобразие натуры Татьяны?

-Ощущение значительности личности Татьяны, поэтичности ее натуры присутствует уже в первом впечатлении героя. «Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт»,— говорит Онегин Ленскому. Но Онегин знает, что он не поэт, не человек очарованный и верящий «в мира совершенство», что, напротив, он скептичен'и разочарован.

 

-Какие    чувства в Онегине вызвала любовь Татьяны?

Сердце Онегина молчит даже тогда, когда он получает письмо влюбленной Татьяны. Его отношение к Татьяне лишь эхо ее искренних чувств. Но важно, что Онегин, «утратя жизни лучший цвет»в «науке страсти нежной», Онегин, равнодушный к любви и разочарованный в ней, вдруг чувствует в себе ее возможность. Он останавливает себя, трезво отказывается принять возможность чувства за искреннюю любовь..

- Какие чувства испытывает Онегин, получив послание влюблённой девушки?

-Что останавливает Онегина?

- Онегин знает также, что его приближение к романтическому миру Татьяны разрушительно. Ион  уходит из ее жизни.

- Почему он отвергает любовь Татьяны?

-

Эти вопросы обостряют проблемную ситуацию урока, так как ученики на первых порах готовы видеть в этом холодность, равнодушие и даже высокомерие Онегина. «Татьяна Онегину была неинтересна. Любовь блестящих светских красавиц наскучила Онегину. Наивная Татьяна казалась Онегину простодушной»— вот один из характерных ответов на

этот вопрос. Однако ученики с помощью учителя замечают и другое. В Онегине есть честность самооценки. Зная, что «чувствий пыл старинный им на минуту овладел», Онегин не хочет обмануть «доверчивость души невинной». И в этом чувствуется способность Онегина понять глубину любви Татьяны. Ее искренность заставила Онегина отказаться от привычной игры. И в этом мы усматриваем то влияние, которое оказала на Онегина встреча с Татьяной. Онегин отвечает Татьяне исповедью, и в этом тоже признание значительности, глубины, чистоты ее чувства.

В исповеди Онегина для нас становится ясной еще одна причина его отказа от любви:

Но я не создан для блаженства;

Ему чужда душа моя...

Потом, в Петербурге, Онегин увидит, «как . . . ошибся, как наказан», и повторит это слово в своем письме к Татьяне:

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть . . . вот блаженство!

Но пока, в саду Лариных,"Онегин думает, что обычный путь человеческий не для него, что «вольность и покой замена счастью», которым довольствуются, к которому стремятся обыкновенные люди. Чувство превосходства над ними заставляет Онегина отсечь возможность любви. И это убеждение в конце концов сказывается в повторяющихся трижды «когда бы» или «семьи, где . . . где .. .».• Эти повторы, на которых держатся красиво развернутые фразы Онегина, свидетельствуют об .обдуманном строе речи. Кстати, исповедь Онегина разделена на строфы. В ней нет слитности взволнованных признаний, единства чувства, которое ведет к нарушению привычного строя речи романа в стихах. Так же потом будет разбито на строфы и объяснение Татьяны с Онегиным в восьмой главе, Это свидетельство рациональности,это отсутствие взрыва чувств.

-Что помешало Онегину быть благородным на именинах Татьяны?

«Наука страсти нежной» еще не забыта Онегиным, и жертвами его искусства становятся на именинах и Татьяна, и Ольга. - Онегина, не верующего в любовь, отказавшегося от «блаженства», раздражает идилличность отношений Оленьки и Ленского. Раздосадованный силой чувств Татьяны, он хочет доказать себе самому и всем, как непрочна любовь, как зыбки «легкие мечты», которые «сменит не раз младая дева». Ольга прекрасно подтверждает его предположения.

-Чем вызвано его раздражение и почему он обрушивает свой гнев на Ленского?

Эти вопросы переключают внимание класса на два эпизода, рассмотрение которых завершает разговор о причинах эволюции Онегина: именины и дуэль. Ленский обещал, что у Лариных никого не будет, но дом набит гостями, с которыми должен смешаться Онегин. А он так тщательно хранит свое презрительное уединение! Онегина раздражает

это невольное присоединение к отброшенному им кругу жизни. Этот круг уже на именинах подсказывает Онегину форму, в которую выльется его раздражение. Попав на деревенский бал, Онегин вспоминает привычный на балах способ поведения. Поклявшись «Ленского взбесить», Онегин кокетничает с Ольгой. В этой игре, в кокетстве Онегина — вызов идиллической любви Ленского. И Ленский это понял. Онегин действительно испытывает, искушает чувства Ленского и Ольги. Но что вызвало в нем это желание? Смятение Татьяны, которое возбуждает в Онегине досаду не меньшую, чем «пир огромный».

- Почему Онегин идёт на дуэль?

Но вызов на дуэль для Онегина — неожиданность.

Хотя он принял картель «без лишних слов», «тайный суд» совести призывает Онегина осудить себя. Однако внутренний голос заглушён «пружиной чести». Понимая, что, «конечно, быть должно презренье ценой» возможных при отказе от дуэли сплетен,

Онегин боится „«шепота, хохотни глупцов».

- Почему благородный человек становится убийцей своего друга?

-Как открывает Пушкин читателю свое отношение к дуэли друзей как ужасному, трагическому событию?

 Почему совершилось это преступление?

 Почему благородный Онегин стал убийцей друга, убийцей юного поэта?

Эти вопросы завершают урок, подводят его итоги и обнаруживают, что дуэль — кульминация, переломный момент в судьбах всех героев. Ленский убит. Татьяна увидела уже наяву, а не во сне, что идеальный герой ее мечтаний способен на преступление, на 'убийство. Онегин «сражен» смертью Ленского. Оказалось, что ему нечем гордиться,, что «чувство превосходства» над обществом было «мнимым» (вот когда реализовался вполне смысл эпиграфа к роману!) Оказалось, что, презирая общество, Онегин не способен быть «мужем с честью и умом». Оказалось, что ради мнения «глупцов» он готов убить «на поединке друга». Оказалось, что скептицизм, недоверие к чувствам и неспособность к искренности доводят до преступления. Пушкин не раз подчеркивает этот мотивв истории дуэли.

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться, как зверь,—

в этом винит себя Онегин еще до дуэли.

Уже стоя с пистолетами, Онегин и Ленский думают об одном:

Не засмеяться ль им, пока

Не обагрилась их рука,

Не разойтиться ль полюбовно?..

Строфа XXVIII шестой главы удивительна тем, что представляет собой как бы внутренний монолог героев. Их чувства и мысли перед барьером едины, как и поведение:

...два врага

Походкой твердой, тихо, ровно

Четыре перешли шага,

Четыре смертные ступени.

Эта близость людей, готовящихся стрелять друг в друга, ужасна; она обнаруживает противоестественность совершающегося. Человеческие чувства отступают перед общественным предрассудком. Герои изолированы, отделены друг от друга, несмотря на

внутреннюю близость.

Теперь «в тоске сердечных угрызений» Онегину предстоит измерять свою вину. Глубина этой вины усугубляется тем, что Пушкин говорит о двух возможных судьбах Ленского.

3. Чтение XXXVII и XXXVIII строф

4. Рефлексия

Собрать в шкатулку те качества характера, которые помогут ему измениться? А какие качества ты взял бы для себя?

Отметить своё место на скале по отношению к главному герою.

5.Д/З  1. Письменно ответить на вопрос: кто был убит на дуэли –будущий помещик или «поэт, задумчивый мечтатель»?

2. Прав ли Писарев в своих объяснениях поступков пушкинских, героев?

Для решения второго вопроса даем ученикам два отрывка из   работы Д. И. Писарева:

а)«Единственное возможное объяснение этого нелепейшего случая состоит в том, что оба они, Ленский и Онегин, совершенно ошалели от безделья и от мертвящей скуки. Онегину  захотелось  взбесить Ленского и, таким образом, отмстить ему за то, что  у Лариных, на именины Татьяны, собралось много гостей, между тем, как Ленский говорил Онегину, что не будет никого из посторонних»

б)  «Светский предрассудок обязывал Онегина идти навстречу опасности, но светский предрассудок нисколько не запрещал ему выдержать выстрел Ленского и потом разрядить пистолет в воздух...Однако он поступил как раз наоборот. Он первый стал поднимать свой пистолет и выстрелил именно в то самое время, когда Ленский начал прицеливаться. Почему же он это сделал?.. Чувство самосохранения одержало верх над всеми предварительными соображениями»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - анализ письма Татьяны Лариной.)

Урок позволяет вчитаться, вчувствоваться в текст письма, открыть неизвестное в известном, тем самым приблизиться к пониманию идейного содержания и художественной ценности классического текста, учит шк...

Урок литературы в 9 классе «Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?» (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Данный урок проведен по программе : В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И. С. Збарский, В.П. Полухина, В.И. Коровин. В соответствии с тематическим планированием это последний урок по роману «Евгений О...

Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Евгений Онегин"-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.

Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин" на первых уроках....

Конспект урока. 11 класс. Структура программы на ЯП Паскаль.

Конспект урока по программе Углубленного изучения курса информатики (физико-математический профиль) 4 часа в неделю...

Презентация к уроку 8 класса. Раздел программы "Волейбол"

Тема урока "Прием и передача мяча сверху и снизу двумя руками"....

Урок литературы "Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе", 10 класс

Конспект урока литературы "Л.Н. Толстой. «Война и мир». Женские образы в романе", 10 классЦели урока: на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческо...

Методическая разработка урока литературы. Тема: Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Разработка будет полезна учителям литературы. В результате работы на уроке ребта должны будут прийти к выводу, что античеловеческая теория Родиона Раскольникова –  результат поисков ответов...