Рабочие программы.
рабочая программа по литературе (7, 9 класс) на тему

Рабочие программы по литературе в 7 и 9 классах (Школа 2100).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе (Школа 2100)

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, федеральной программы для общеобразовательных учреждений по предмету «Литература», является составной частью развивающей образовательной системы «Школа 2100»  и рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю (35 рабочих недель).  

Актуальность программы: состоит в формировании ценностно-смысловая компетенции учащихся (мировоззрение, ценностные ориентации), а также учебно-познавательной компетенции (овладение приёмами решения учебно-познавательных проблем).  Овладение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом; что имеет огромное значение для социальной адаптации школьников.

Цель обучения: воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя. Компетентность читателя предполагает:

– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

– готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;

– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

Задачи обучения:

1. Развивать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Формы и методы преподавания:

Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.

  1. Комментированное и выразительное чтение
  2. Литературоведческий анализ лирического текста.
  3. Составление партитуры текста при подготовке к выразительному чтению стихов;
  4. Проблемный диалог, беседа, дискуссия;
  5. Работа с учебником; различные виды переработки учебного текста: составление плана, тезисов, конспектов;
  6. Анализ художественного текста с точки зрения содержания и формы, формулирование вопросов к фрагменту текста («диалог с текстом»);
  7. Устные сообщения  учащихся, отзыв на сообщения одноклассников;
  8. Творческие работы, анализ работ, редактирование.

Используемые технологии: проблемно-поисковые технологии, личностно-ориентированные, ИКТ, а также интегрированные технологии, основанные на межпредметных связях с русским языком и изобразительным искусством.

Формы контроля: практические работы по анализу текста; сочинения-рассуждения, повторительно-обобщающие уроки, тестовые работы.

Тематика и количество сочинений и проверочных работ соответствуют Примерной программе по литературе основного общего образования (базовый уровень).

Обоснование выбора УМК. Данный УМК утверждён на МО учителей русского языка и литературы (протокол №12 от 11.03. 2011г.),  продолжает программу предыдущих лет обучения, соответствует современным требованиям образовательного процесса.

III. Учебно-тематический план.

№ урока

Наименование глав и тем уроков

Кол-во часов

Дата урока

Цели и задачи урока

Педагогическ

технологии

Примечание

ЗУН

ОУУН

1

Введение (1ч)

Становление читателя. Твой читательский дневник.

1

2.09

Знать: Изображение человека как важнейшая нравственно- эстетическая проблема худ литературы

Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста

Уметь выделять характерные причинно-следственные связи

ИКТ

урок-размышление

Д/з мини-сочинение «Мои детские воспоминания»

2

Раздел 1. Я и моё детство  (13 ч).

И.А. Бунин. Детство. К.М. Симонов  «Тринадцать лет. . . »

1

5.09

Знать: Традиции автобиографиче

ской литературы

Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста

Уметь сравнивать, сопоставлять различные явления

ИКТ

метод «диалог с текстом»

Д/з выразит чтение наизусть по выбору

3

Герцен. Былое и думы (главы)

1

9.09

Знать: биографию Герцена, содержание глав

Уметь: осознанно бегло читать, используя различные виды чтения

Анализ; различные виды чтения

ИКТ

Д/з соч-миниатюра «Мой любимый друг»

4

Л.Н. Толстой. Детство (главы)

1

12.09

Знать: биографию Толстого, содержание глав

Уметь: осознанно бегло читать, используя различные виды чтения

Анализ; различные виды чтения

ИКТ

Задание 3 в рабочей тетради по литературе (стр.7)

5

Л.Н. Толстой. Отрочество (главы). Автобиографическая и мемуарная литература.

1

16.09

Знать: отличие литерат героя от автора

Уметь: анализировать роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя

Уметь использовать различные виды пересказа

дифференц задания

Вопросы на стр.50 учебника

6

А.А.  Тарковский. Белый день

1

19.09

Знать: средства создания характера лирич героя

Уметь: создавать партитуру текста

Выразит чтение

метод «диалог с текстом»

инд сообщения

Таблица ИВС (примеры)

7

М.И. Цветаева. Воспоминания (главы). Обзор. М.И. Цветаева. В субботу.

1

23.09

Знать: способы изображения внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний

Уметь: устно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде

Уметь передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде

ИКТ

План статьи учебника (биография Цветаевой)

8

Р.Р. Проверка техники чтения.

1

26.09

чтение

пересказ

урок контроля

наизусть «Письмо матери»

9

С.А. Есенин. Мой путь (фрагмент). Письмо матери

1

30.09

Знать: биографию Есенина

Уметь: использовать выразит средства языка в соответствии с коммуникативной задачей

Уметь пере-фразировать мысль

метод «диалог с текстом»

Работа с учебником, работа с лирическим текстом

10

 Входной контроль. 

1

3.10

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы

наблюдение анализ

Урок контроля знаний

инд сообщения

11

М. Горький. Детство (главы)

1

7.10

Знать: биографию Горького, содержание глав;

Уметь устно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде

Уметь подбирать аргументы, формулировать

выводы

Статья о Горьком, главы  1- 4

12

М. Горький. Детство (главы). Характер героя в мемуарном и автобиографическом произведении.

1

10.10

Знать: содержание глав;

Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста

наблюдение анализ

выразительное чтение

метод «диалог с текстом»

Д/з соч-миниатюра «Самый близкий мне человек»

13

Ш. Бронте. Джен Эйр (главы). Соотношение понятий «автор» и «герой» в мемуарах и автобиографичес ком произведении.

1

14.10

Знать: соотношение понятий «автор» и «герой» в мемуарах и автобиографичес ком произведении

Уметь: контролировать и оценивать свою деятельность

Уметь анализировать и интерпретировать произведение

проблемно-поисковый

работа в группах по проблемным  вопросам

14

Р.Р. Подготовка к дом сочинению.

1

17.10

Знать:

 план написание отзыва;

 Уметь:

писать отзыв о произведении

план

развитие связной речи

урок творчества

Д/з сочинение «Доброта и жестокость в жизни героев Герцена, Толстого, Горького, Бронте»

15

Раздел 2. Я и Я  (24ч).

Д.С. Самойлов. «Вдруг странный стих во мне родится...» Что значит быть личностью?

1

21.10

Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте

Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст

выразит чтение

анализ

традиц («вслед за автором»)

Конкурс на лучшего чтеца

Д/з таблица ИВС (примеры)

16

В.Ф. Тендряков. Хлеб для собаки. Володя и куркули. Володя и одноклассники.

1

24.10

Знать: нравственные проблемы худ литературы

Уметь:  выделять характерные причинно-следственные связи

выразит чтение

анализ

пересказ

проблемно-поисковый

Рабочая тетрадь по литературе, задание 3, стр. 24

работа в парах

17

В.Ф. Тендряков. Хлеб для собаки. Володя и отец.

1

28.10

Знать: способы выражения своей позиции и способы подбора аргументов

Уметь: использовать монологическую и диалогическую речь

выразит чтение

анализ

обобщение

проблемно-поисковый

работа в парах

18

Р.Р. Классное сочинение по повести Тендрякова

1

31.10

Знать:

 план написания характеристики героя;  Уметь: составить характеристику героя

план

развитие связной речи

урок творчества

Д/з сочинение «Муки совести. Что это?»

19

В.Г.Короленко. Слепой музыкант (главы). Обзор

1

14.11

Знать: нравственные проблемы худ литературы

Уметь:  выделять характерные причинно-следственные связи

выразит чтение

анализ

пересказ

семинар

инд сообщения

20

Л.А. Кассиль. Ранний восход (главы). Обзор

18.11

Знать: нравственные проблемы худ литературы

Уметь:  выделять характерные причинно-следственные связи

выразит чтение

анализ

пересказ

исследование

работа творческих групп

21

АС. Пушкин «Дар напрасный, дар случайный...». Человек и его предназначение.

1

21.11

Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте

Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст

выразит чтение

анализ

интерпретация

традиц («вслед за автором»)

Конкурс на лучшего чтеца

22

А.С. Пушкин. Капитанская дочка. Семейство Гринёвых.

1

25.11

Знать: биографию Пушкина, содержание глав

Уметь: давать характеристику герою эпического произведения

Уметь использовать различные виды пересказа (выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

интегрированный урок (история, ИЗО)

Д/з составить словарь историз мов и архаизмов с объясне ним  лексич значения

23

А.С. Пушкин. Капитанская дочка. Семейство Мироновых.

1

28.11

Знать: содержание глав

Уметь: давать характеристику герою эпического произведения

Уметь использовать различные виды пересказа (выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

интегрированный урок (ИЗО)

Д/з составить словарь (продолжение)

24

Русский бунт в изображении А.С. Пушкина. Гринёв и Швабрин

1

2.12

Знать: понятия «литерат герой», «характер»

Уметь: давать сравнит характеристику

сравнение

сопоставление

выводы

проблемно-поисковый

работа в парах по составлению плана сравнит характеристики

25

Нравственные уроки произведения.

1

5.12

Знать: речь и поступок как средство создания х-ра

Уметь:  выделять характерные причинно-следственные связи

монологическая и диалогическая речь

исследовательский метод

(семинар)

работа в группах

26

А. С. Пушкин. Моцарт и Сальери.

1

9.12

Знать: содержание трагедии

Уметь: анализировать драматическое произведение

работа с худ текстом

интерпретация

побдор аргументов

игровая технология

 урок-суд

работа творческих групп

27

А. С. Пушкин. Моцарт и Сальери.

1

12.12

Знать: содержание трагедии

Уметь: работать в команде

монологическая и диалогическая речь

игровая технология

 урок-суд

работа творческих групп

28

Р.Р.. Сочинение-размышление или сочинение-характеристика. Д/З

1

16.12

Уметь подбирать аргументы, формулировать выводы

Уметь писать сочинение по литерат произведениям

урок творчества

составление плана

29

Рубежный контроль

1

19.12

урок контроля ЗУН

самоорганизация

контроль ЗУН

инд сообщения

30

Н.П. Огарев. Хандра. А.В. Макаревич. Пока горит свеча

1

23.12

Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте

Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст

выразит чтение

анализ

интерпретация

традиц («вслед за автором»)

Д/з  таблица ИВС (примеры)

31

Сью Таунсенд. Дневники Адриана Моула

1

26.12

Знать: биографию Таунсенд, содержание глав Уметь:  выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь использовать различные виды пересказа (выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

интегрированный урок (ИЗО)

Рабочая тетрадь, стр. 27-28

32

Сью Таунсенд. Дневники Адриана Моула

1

11.01

Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание  текста произведения

монологическая и диалогическая речь

исследование

работа творческих групп

33

Анна Франк. Погибель (дневник).

1

14.01

Знать: биографию Франк, содержание глав Уметь:  выделять характерные причинно-следственные связи

выразит чтение

анализ

интерпретация

проблемный метод

Викторина

Д\з сравнить два дневника

34

Б.Ш. Окуджава. Песенка о ночной Москве

1

18.01

Знать:ИВС

Уметь: интерпретировать авторское использование ИВС

выразит чтение

метод «диалог с текстом»

партитура текста

Д/з  написать эссе

35

Ю.Д. Левитанский. Диалог у новогодней елки

1

21.01

Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте

Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст

выразит чтение

анализ

интерпретация

традиц («вслед за автором»)

Конкурс на лучшего чтеца

Д/з  таблица ИВС (примеры)

36

К.Г.  Паустовский. Жизнь Александра Грина (фрагмент)

1

25.01

Знать: биографию Грина

Уметь: составить тезисный план

работа с учебником тезисный план

ИКТ

градиц

инд  работа

37

А. Грин. Алые паруса (в сокращении).

1

28.01

Знать: содержание повести

Уметь: составить тезисный план статью учебника

Уметь использовать различные виды пересказа (выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

интегрированный урок (ИЗО)

Рабочая тетрадь, стр. 31-32

Викторина

38

А. Грин. Алые паруса (в сокращении). Приемы создания характера литературного героя.

1

1.02

Знать: биографию Грина

Уметь: выразительно читать и интерпретировать эпический  текст

Уметь использовать различные виды пересказа

интегрированный урок (ИЗО)

Рабочая тетрадь, работа с иллюстрациями

39

Раздел 3. Я и другие  (11 ч).

Р. Киплинг.  Заповедь. Человек и окружающий его мир.

1

4.02

Знать: биографию Киплинга, содержание текста

Уметь: учить наизусть худ тексты по партитуре

выразит чтение

анализ

интерпретация

традиц («вслед за автором»)

партитура текста

инд работа

40

В.К.  Железников. Чучело (главы). Обзор

1

8.02

Знать: биографию Железникова, содержание глав Уметь:  выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь использовать различные виды пересказа (выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

урок-дискуссия

работа в группах

41

Н.А. Заболоцкий.  О красоте человеческих лиц

1

11.02

Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте

Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст

выразит чтение

анализ

интерпретация

традиц («вслед за автором»)

Конкурс на лучшего интерпретатора

42

А.Г. Алексин. Безумная Евдокия (в сокращении)

1

15.02

Знать: биографию Алексина, содержание глав Уметь:  выделять характерные причинно-следственные связи

Уметь использовать различные виды пересказа (выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

урок-дискуссия

работа в группах

43

А. Яшин. Спешите делать добрые дела

1

18.02

Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте

Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст

выразит чтение

анализ

интерпретация

урок медленного чтения (ИВС)

Д/з наизусть

или  сочинение-эссе ;

Таблица ИВС (примеры)

44

В.Г. Распутин. Уроки французского

1

29.02

Знать: речь и поступок как средство создания х-ра

Уметь:  выделять характерные причинно-следственные связи

монологическая и диалогическая речь

исследовательский метод

(семинар)

работа в группах

45

В.Г. Распутин. Уроки французского

1

3.03

Знать: речь и поступок как средство создания х-ра

Уметь:  выделять характерные причинно-следственные связи

монологическая и диалогическая речь

исследовательский метод

(семинар)

работа в группах

46

В.М. Шукшин. Крепкий мужик

1

7.03

Знать: биографию Шукшина, содержание рассказа

Уметь: анализировать и интерпретировать произведение

выразит чтение

анализ

интерпретация

дифференц работа с текстом

работа в парах

презентация  выводов

47

О.Генри. Дары  волхвов

1

10.03

Знать: биографию О.Генри, содержание новеллы

Уметь: ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

Уметь передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде

ИКТ

презентация

инд сообщения

48

А.С.  Пушкин. «Если жизнь тебя обманет...»

Б.Ш. Окуджава. Прощание с новогодней елкой. Подведем итоги. Авторская позиция в оценке литературного героя.

1

14.03

Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте

Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст

выразит чтение

анализ

интерпретация

традиц («вслед за автором»)

Д/з наизусть

Таблица ИВС (примеры)

49

Р.Р. Классное сочинение – рассуждение по разделу 

1

17.03

Знать: план написания рецензии

Уметь: составить рецензию на лит произведение

развитие речи

урок творчества

инд работа

50

Раздел 4. Я и мир: вечное и преходящее (17 ч)

Д.С. Самойлов. Зрелость

1

21.03

Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте

Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст

выразит чтение

анализ

интерпретация

традиц («вслед за автором»)

Д/з  сочинение – эссе;

Таблица ИВС (примеры)

51

М.А. Шолохов. Судьба человека

1

24.03

Знать: биографию Шолохова, содержание рассказа

Уметь:    организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

планирование, анализ, самооценка своей учебно-познавательной деятельности;

проблемно-поисковый

(семинар)

работа творч еских групп

52

М.А. Шолохов. Судьба человека

1

28.03

Знать: биографию Шолохова, содержание рассказа

Уметь:    организовывать планирование, анализ, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

планирование, анализ, самооценка своей учебно-познавательной деятельности;

проблемно-поисковый

(семинар)

работа творч еских групп

53

В.В. Быков. Круглянский мост (главы). Обзор

1

31.03

Знать: Роль заглавия в худ тексте

 Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание  текста произведения

пересказ с изменением лица рассказчика

ИКТ

традиц

инд сообщения

54

Ю.Д. Левитанский. «Ну что с того, что я там был...»

1

4.04

Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте

Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст

выразит чтение

анализ

интерпретация

традиц («вслед за автором»)

Конкурс на лучшего чтеца

Таблица ИВС (примеры)

55

Ч.Т. Айтматов. Первый учитель. Обзор

1

7.04

Знать: биографию Айтматова, роль заглавия в худ тексте

 Уметь: отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание  текста произведения

пересказ с изменением лица рассказчика

ИКТ

традиц

инд сообщения

56

А.А. Вознесенский. Сага.

Г.Ф. Шпаликов. «Людей теряют только раз...»

1

18.04

Знать: краткую биогр справку

Уметь: выступать устно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий.

навыки работы в группе, коллективе

выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

интегрированный урок (ИЗО, музыка)

литерат-музык композиция

57

К.Г. Паустовский. Мещорская сторона

1

21.04

Знать: биоргафию Паустовского, содержание произведения

Уметь:самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать информацию;

работа с текстом

анализ обобщение

ИКТ

исследоват метод

(лаборат работа)

работа в парах

58

К.Г. Паустовский. Мещорская сторона

1

25.04

Уметь:самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать информацию;

работа с текстом

анализ обобщение

продолжение лаборат работы

Рабочая тетрадь, стр.55

59

А.С. Пушкин. Зимнее утро

1

28.04

Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте

Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст

выразит чтение

анализ

интерпретация

традиц («вслед за автором»)

Д/з сочинение - эссе

60

Р.Р. Читаем стихотворение Пушкина выразительно

1

3.05

Знать: сравнение, контраст, метафора как средства выразительности

выразит чтение

таблица ИВС

61

Р.Р. Сочинение-рассуждение.

1

сокращ

Уметь: выбирать и использовать ИВС в соответствии с коммуникативной задачей

составление сложного плана

урок творчества

Д/з сочинение «Природа и человек»

62

Итоговый контроль.

1

5.05

Урок контроля ЗУН

самоконтроль

инд работа

63

Проверка техники чтения.

1

12.05

Урок контроля умений и навыков

64

Лабораторная работа по теме «Лирика русских поэтов»

1

16.05

Знать: способы выражения авторской мысли в лирическом тексте

Уметь: выразительно читать и интерпретировать лирический текст

выразит чтение

анализ

интерпретация

традиц («вслед за автором»)

Конкурс на лучшего чтеца, интерпретатора

65

Семинар по теме «Лирика русских поэтов»

1

19.05

Знать: краткую биогр справку поэтов

Уметь: выступать устно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий.

навыки работы в группе, умение

выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог

метод проектов

работа творч групп

66

Р.Р. Анализ лирического текста

1

сокращ

Знать: способы анализа лирического текста

Уметь: выступать устно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий.

выступать с устным сообщением,

метод проектов

Д/з

дифференц- по  выбору

67

Обобщение (2 ч).

Мир твоей литературы.

1

23.05

Знать: особенности художеств литературы, способы изображения героя в произведениях разных родов и жанров

Уметь: дать оценку худ произведению с т.з. квалифициро ванного читателя

аудирование

учебный диалог

рецензирование

урок-дискуссия

инд работа

68

Читательская конференция.

1

26.05

Знать: вечные ценности в жизни и литературе

Уметь: владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом;

Информационная компетенция

монологическая и диалогическая речь

проектная деятельность

Рекомендательный список литературы на лето

69

Защита проектов по теме «Круг моего чтения»

1

30.05

Знать: основы ораторского искусства

Уметь: говорить правильно, грамотно, увлекательно

Информационная компетенция

монологическая и диалогическая речь

рецензирование

проектная деятельность

инд работа

70

Резервный урок

1

IV. Содержание курса  

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Содержание тем

Из них развитие речи

Из них контр работы

Введение

1

Раздел1

Я и моё детство

13

В первом разделе помещены произведения разных писателей о детстве и биографии этих писателей. Рассматривается место автобиографической и мемуарной литературы в словесном искусстве, а также способы изображения человека в эпическом и лирическом произведениях данного типа.

2

1ч. Входной контроль

Раздел 2

Я и Я

24

Второй  раздел знакомит с эпическими и лирическими произведениями русских и зарубежных авторов, поднимающими важные нравственные проблемы: долга, совести, чести. Предусмотрены уроки литературоведческого анализа эпического текста.

2

1ч. Рубежный контроль

Раздел 3

Я и другие

11

Третий раздел в художественной форме рассказывает о взаимоотношениях личности и общества, рассматривает многообразные связи человека с окружающим миром. Углубляется следующие литературоведческие понятия: «конфликт», «трагическое в искусстве», «литературный герой».

1

Раздел 4

Я и мир: вечное и преходящее

17

Четвёртый раздел показывает многообразие реального и художественного миров. На примере произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.Грина, М.А.Шолохова, К.Г. Паустовского  и др.  анализируются вечные темы в литературе и собственные переживания автора. Данный раздел содержит также поэтическую антологию и отражает  мир чувств человека в лирическом тексте. Изучаются особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа) и выразительные средства языка (метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение). Предусмотрены уроки литературоведческого анализа лирического текста.

2

1ч. Итоговый контроль

Обобщение

3

Совершенствовать навыки работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернетом.  Совершенствовать навыки  выступления с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

1

Резервный урок

1

Итого

70

8 (4+4)

3 (2+1)

V. Требования к уровню подготовки учащихся  7-го года обучения

В результате изучения литературы  обучающийся должен

Знать/ понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей

• основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать  сочинения разных жанров на литературные темы

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных   умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  1. Анализ, сравнение, сопоставление, классификация
  2. Самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  3.  Способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
  4.  Осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
  5.  Владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
  6.  Умение воспринимать звучащую речь
  7. Подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,
  8. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.
  9.  Самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Организация  самостоятельной  работы  учащихся:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;  

  - определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- устные и письменные интерпретации художественного произведения;

Подготовка к ЕГЭ. Организация деятельности учащихся по подготовке к ЕГЭ. Подготовка к ЕГЭ в 7 классе предполагает, прежде всего, систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.

Исходя из данной цели работа по совершенствованию как общеучебных, так и специальных навыков и умений будет проведена по трём направлениям: 1) выразительное чтение художественного (научного) текста; 2) смысловой и языковой анализ текста; 3) создание собственных высказываний (устно и письменно).  Кроме того, на каждом уроке предполагается изучение теоретико-литературных понятий. Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными задачами рассматриваемых произведений. Теоретико-литературные понятия рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения. Творческие работы (классные и домашние) будут способствовать формированию речеведческих навыков.

Виды и формы работы учащихся.

-создание собственных проектов с последующим составлением рекламных буклетов, слайд-шоу и т.д.

-составление аннотаций и отзывов на книгу;

-составление словаря лексики (автора, рассказа, стихотворения);

-проведение семинарских занятий;

-проведение лабораторных работ по анализу текста;

-«диалог с текстом» (постановка вопросов к тексту);

-сочинения различных видов и жанров.

VI.  Перечень учебно-методического обеспечения

Учебно-методический комплект:

 для учащихся

 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 7 класс («Путь к станции Я»). Учебник в 2-х книгах.- М.: Баласс, 2010

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.  Рабочая тетрадь к учебнику литературы. 7 класс. – М.: Баласс, 2010.

для учителя

1. Барова Е.С.Уроки литературы в 7 классе по учебнику-хрестоматии «Путь к станции Я», М., Баласс, 2010

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Литература. Путь к станции Я. 7 класс», Баласс, 2010.

Дополнительная литература для учителя

3. Аркин, И. И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика [Текст] : кн. для учителя / И. И. Аркин. - М. : Просвещение, 2008.

4. Беленький, Г. И. Приобщение к искусству слова: Раздумья о преподавания литературу в школе [Текст] / Г. И. Беленький. - М. : Просвещение, 1990. - (Библиотека учителя русской! языка и литературы).

5. Беляева, Н. В. Уроки изучения лирики в школе: теория и практика дифференцирование^ подхода к учащимся [Текст] : книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. - М. : Вербум, 2004.

6. Войтушенко, В. Д. Н. А. Некрасов - редактор Л. Н. Толстого [Текст] / В. Д. Войтушенко II Методика преподавания русского языка и литературы / под ред. М. И. Бойко. - Киев, 1972. ~ С. 88-95.

7. Володина, Н. В. Выявление индивидуальности автора в процессе изучения литературно критической статьи [Текст] / Н. В. Володина // Проблема личности автора в процессе изучения литературы в школе : межвузовский сборник научных трудов / под ред. И. В. Володиной. - Вологда, 1984.-С. 84-93.

8. Воробьев, П. Г. Принципы и методы изучения биографии писателя [Текст] / П. Г. Воробьев // Преподавание литературы в 8 классе / под ред. В. В. Голубкова. - М.: Просвещение, 1958. - С. 5-50.

9. Демиденко, Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы / Е. Л. Демиденко. - М. : Дрофа, 2006.

10. Дорофеева, М. Г. Изучение творчества В. М. Шукшина в школе [Текст] / М. Г. Дорофеева [и др.]. - СПб., 1998.

11. Иванова, Э. И. Изучение зарубежной литературы в школе [Текст] / Э. И. Иванова, С. А. Николаева. - М. : Дрофа, 2001. - (Серия «Библиотека учителя»).

Средства обучения. Технические средства обучения:

1. Компьютер.

2. Экран.

3. Мультимедийный проектор.

Печатные пособия:

1. Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XVIII—XIX вв.».

2. Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XX в.».

3. Таблицы «Теория литературы в таблицах».

4. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание (В.И.Даль).

5. Большой толковый словарь русского языка (Д. Н. Ушаков).

Репродукции:

1. Набор репродукций «Русская живопись».

2. Набор репродукций «Русские писатели в живописных портретах».

Альбомы демонстрационного материала по литературе с электронным приложением:

1. М. Ю. Лермонтов.   2. Н. В. Гоголь.    3. Ф. М. Достоевский.

Альбомы раздаточного материала но литературе:

1. М. Ю. Лермонтов.

2. Л. Н. Толстой.

3. Н. В. Гоголь.

4. Ф. М. Достоевский.

Комплексные справочные издания на СВ, ВУВ: СВ «Мифы Древней Греции».

Дополнительные ресурсы:

  1.  Конспекты уроков для учителя литературы: 7 класс. Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2008
  2. Компакт-диск «А.С.Пушкин. В зеркале двух столетий»
  3. Комплект таблиц «Теория литературы 5-11 классы»
  4. Компакт-диски «Уроки литературы. Кирилл и Мефодий» (7 класс)
  5. Компакт-диск «Русская литература. 5-11 классы. Мультимедийная энциклопедия»
  6. Компакт-диск « Хрестоматия по русской литературе»
  7. Компакт- диск «Репетитор по литературе. Кирилл и Мефодий, 2009»
  8. Папка с раздаточными материалами «Теория литературы 5-11 классы»
  9. Портреты писателей 19- 20 век (портреты, справочные материалы)
  10. Репродукции картин, иллюстрации к произведениям.

VII. Список литературы

1.  Новые государственные стандарты школьного образования. АСТ. Астрель, М., 2006.

2. Примерные программы основного общего образования. М., Просвещение, 2009.

3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)  Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011-2012 учебный год.

4. Барова Е.С.Уроки литературы в 7 классе по учебнику-хрестоматии «Путь к станции Я», М., Баласс, 2010

4. .Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Литература. Путь к станции Я. 7 класс», Баласс, 2010.

5. Образовательная программа по курсу “Литература” (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина//Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ под науч. ред. А.А. Леонтьева). М., Баласс, 2008.

Список Интернет-ресурсов

Федеральный портал «Российское образование»         http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал                    http://www.school.edu.ru

Российский портал открытого образования                   http://www.openet.edu.ru

Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей»                         http://www.neo.edu.ru

Информационно-образовательный портал Тюменской области        http://www.tmn.edu.ru/

Учительская газета                                       http://www.ug.ru

Газета «Первое сентября»                           http://ps.1september.ru

Газета «Литература»                                    http://lit.1september.ru

Всероссийский интернет-педсовет              http://pedsovet.org

Олимпиады для школьников: информационный            сайт  http://www.olimpiada.ru

Юность, наука, культура: Всероссийский открытый конкурс исследов. и творческих работ учащихся                             http://unk.future4you.ru

Портал ВСЕОБУЧ — все об образовании      http://www.edu-all.ru



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе в 9 классе

(Образовательная система «Школа 2100»)

 

Статус документа

 

Программа по литературе составлена в соответствии со стандартами основного

общего образования (Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004) на основе примерной

программы по литературе основного общего образования на базовом уровне

(Образовательная программа «Школа 2100» авторы-составители: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева

М.:Баллас), школьного Положения об образовательной программе по литературе и

учебного плана школы на 2011 – 2012 учебный год

 Пояснительная записка

Программа рассчитана на 102часа (34 недели по 3 часа)

В 9-м классе предполагается изучение краткого курса истории русской литературы.

Школьник 9 класса имеет достаточный уровень начитанности (знание текстов, имен

авторов, представление о писательских биографиях и судьбах, об основных темах русской

и мировой литературы) и умений (навыков) работы с текстами и околотекстовой

информацией, чтобы быть готовым к изучению курса истории своей литературы.

В основу построения программы положен хронологический принцип (литература

изучается в системе исторически сложившихся этапов, которые выделяются современным

литературоведением).

В рамках общей хронологии названы темы для монографического изучения

(возможен более пристальный интерес к биографии писателя, к определенному тексту и

его месту в литературном процессе) и тексты, которые изучаются в полном объеме.

Курс нацелен на формирование целостного видения истории развития литературы от

древности до современности.

 Задача курса – дать не только общее представление об истории отечественной

литературы, но и показать связь героя русской литературы с особенностями

исторического развития России, сменой общественных и идейных течений, литературных

направлений, своеобразием творческой индивидуальности писателей.

В курсе выделяются отдельные тематические блоки, помогающие учащимся

фиксировать этапы развития литературы. С этой целью учебный материал строится как

очерки по истории русской литературы. Идет постоянное обращение к читательскому

опыту школьников, проводятся параллели между литературными произведениями разных

эпох.

 В целом программа строится на концентрической основе и обеспечивает целостное

представление об истории русской литературы на каждой ступени образования, различие

между ними заключается в первую очередь не в круге авторов, а в рекомендуемых для

чтения и изучения, художественных произведениях.

В программу включены произведения зарубежной литературы в соответствии с

«Обязательным минимумом…»

Методическое обеспечение

 

1. 1.Учебник «История твоей литературы» (Литературное путешествие по реке

времени) для 9 класса. Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова.

2. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. –

Москва: «Просвещение»,2004.

3. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва,

Экзамен, 2007.

4. Литература. Раздаточный материал. Под ред. Б.С.Ивановой. С-Петербург,

«Тригон», 2006.

5. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской,

В.З.Халимова. Москва, «Просвещение», 2004.  Учебно-тематическое планирование по литературе

Класс 9 (базовый уровень)

Количество часов: всего – 102; в неделю – 3 часа. Плановых контрольных уроков (развития речи)

- 11 (в том числе 4 классных и 3 домашних сочинения), уроков внеклассного чтения – 2.

Содержание программы

 

Введение (1 ч).

Роль художественной литературы в духовной жизни человека. Взросление личности

и ее читательских интересов, вкусов, пристрастий.

Путешествие к истокам.

Древнерусская литература (4 ч)

Начало русской литературы: время, авторство, тексты, жанры (на примере

фрагментов из «Повести временных лет», «Поучения Владимира Мономаха»). Семь веков

древнерусской литературы. Общие особенности древнерусской литературы. Духовность

древнерусской литературы. Жизнь древнерусских жанров в художественной литературе.

«Слово о погибели Русской земли» как образец памятника древнерусской

литературы.

«Слово о полку Игореве»: история открытия, историческая основа и проблематика.

Композиция и основные сюжетные линии. Образная система «Слова...». Переводы

«Слова...». Д.С. Лихачев и И.П. Еремин о поэтике древнерусской литературы.

Эпоха рассудка и Просвещения

Литература XVIII в. (13 ч)

От Древней Руси до России Петра I. Основные этапы развития литературы в XVI–

XVII вв. Нравственные и духовные искания литературы этого периода. Зарождение

гуманистических идеалов в литературе Средних веков.

Петровская эпоха. На пути к классицизму XVIIIв. История возникновения

классицизма. Классицизм в русской литературе.

 

 

 

М.В. Ломоносов.

Гений Ломоносова. Ломоносов – филолог и поэт. «Ода на день восшествия на

престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 г.». Ода как жанр классицизма.

Роль Ломоносова в формировании русского литературного языка. Теория трех

стилей.

Г.Р. Державин.

Дерзость поэтической мысли Г.Р. Державина. Многообразие поэтических тем в

творчестве Державина: «Властителям и судиям», «Памятник», «Река времен в своем

стремленье».

Д.И. Фонвизин.

Д.И. Фонвизин – «сатиры смелый властелин». Комедия Фонвизина «Недоросль» как

произведение классицизма. Идеи просветительства в комедии, идеалы Фонвизина.

Н.М. Карамзин.

Судьба Карамзина – историка, писателя, общественного деятеля.

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма (обобщение ранее прочитанного).

Общечеловеческое и вечное в повести. Лиризм и поэтичность языка.

«История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в

исторической хронике Карамзина.

Становление самосознания в русской литературе

Писатели начала XIX в.: многообразие индивидуальностей (44 ч)

Романтизм начала XIX в.

Возникновение романтизма. Особенности романтизма как литературного

направления. Жанры романтической литературы. Романтический герой.

Д. Шиллер «Перчатка».

Дж.-Г. Байрон «Ты кончил жизни путь...».

Два разных романтических мироощущения.

Романтическое двоемирие в русской поэзии начала XIX в.

В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков.

Творческие судьбы Жуковского и Батюшкова.

Элегия «Море». «Невыразимое» как поэтический манифест Жуковского. Жуковский

– переводчик. Оригинальность баллад Жуковского.

Два «Я» лирического героя Батюшкова.

Место Жуковского и Батюшкова в русской поэзии начала XIX в.

А.С. Грибоедов.

Личность и судьба Грибоедова в оценке современников.

История создания «Горе от ума».

Ключевые сцены комедии. Комическое и сатирическое начала в пьесе. Антитеза как

основа построения комедии. Трагическое одиночество Чацкого. Особенности

поэтического языка комедии. Сценическая жизнь «Горе от ума». Зарождение русского

реализма. Комедия в оценке писателей (И.А. Гончаров, А.С. Пушкин) и критиков (В.Г.

Белинский). Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний».

А.С. Пушкин.

Страницы биографии Пушкина. Пушкин и его современники. Истоки творчества

Пушкина. Основные темы лирики. Пушкин о лицейском братстве в стихотворении «19

октября» (1825). Тема свободы в лирике поэта («К Чаадаеву», «К морю», «Анчар». Тема

поэта и поэзии «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»). Любовная лирика

Пушкина («К***», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил, любовь еще,

быть может...», «Мадонна» и др.). Гуманизм поэта, жизнеутверждающий пафос поэзии.

Путь от романтизма к реализму.

Поиск современного героя. Роман «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в романе.

Нравственный идеал Пушкина в романе. Духовные искания героя. Сложность

взаимоотношений Онегина с окружающим миром. Цельность характера Татьяны.

Жанровые особенности романа в стихах. Развитие понятия о реализме. Автор на

страницах романа. Воплощение в романе общественных и эстетических идеалов поэта. Оценка творчества Пушкина В.Г. Белинским.

М.Ю. Лермонтов.

Судьба поэта. Лирический герой Лермонтова, его противоречивость. Основные

мотивы лирики. Пафос непокорности, вольности, бунтарства («Пророк»). Размышления

поэта о жизни, любви, творчестве («Три пальмы», «Молитва», «И скучно, и грустно»,

«Дума», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина»). Роман «Герой нашего

времени». Смысл названия романа. Особенности композиции, ее роль в раскрытии

характера Печорина и идейного содержания романа. Проблема героя в романе. Личность и

общество, «самопознание» героя Лермонтова. Психологизм. Печорин и другие герои

романа. Художественные особенности романа, его многоплановость. Реалистическое и

романтическое начала в романе. Оценка романа русской критикой.

Н.В. Гоголь.

Обзор творчества Гоголя. Поэма «Мертвые души». Замысел поэмы. История

создания. Жанр, сюжет, герои (I том). «Живая Русь» в поэме. Гуманистический идеал

Гоголя. Проблема русского национального характера в поэме. Способы создания

типических характеров в поэме. Своеобразие языка. Поэтика Гоголя: искусство детали,

ирония, единство сатирического и лирического. Оценка поэмы русской критикой.

Художественные вершины литературы середины XIX века (16 ч)

Особенности литературного процесса 40–60-х годов XIX в.

А.Н. Островский.

Великий русский драматург. Мир купечества в комедиях Островского. Пьеса «Свои

люди – сочтемся!». Двуличие и метаморфозы героев комедии. Особенности композиции

комедии. Сценическая судьба пьесы. Русская критика о значении комедий Островского

(Н.А. Добролюбов, В.Г. Авсеенко).

Поэзия середины и второй половины XIX века: Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Н.А.

Некрасов, А.К. Толстой, А.Н. Плещеев, Я.П. Полонский, А.В. Кольцов, И.С. Никитин.

Нравственные и философские искания в поэзии.

Пейзажная и любовная лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета – два взгляда на мир

(стихи «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Осенний вечер», «Еще земли

печален вид...», «Последняя любовь» Тютчева и «Это утро, радость эта...», «Учись у них –

у дуба, у березы...», «Я пришел к тебе с приветом...», «На заре ты ее не буди...», «Еще

весны душистой нега...» Фета). Поэтика А.А. Фета, Ф.И. Тютчева.

Н.А. Некрасов.

Муза Некрасова. Гражданственность лирики поэта (стихи «Несжатая полоса»,

«Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» и др.). Обличительный пафос

поэзии. Своеобразие стиля Некрасова: сочетание гражданского пафоса и проникновенного

лиризма.

И.С. Тургенев.

Обзор творчества И.С. Тургенева. Обобщение ранее прочитанного: высокая оценка

духовных и нравственных качеств русского человека в цикле рассказов «Записки

охотника» и повести «Муму».

Л.Н. Толстой.

Толстой о Толстом. Дневники писателя о его личности и судьбе. «Диалектика души»

героев Толстого, их духовные искания. Основные критерии Толстого в оценке человека

(на примере трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольских

рассказов» – обобщение ранее прочитанного).

Ф.М. Достоевский.

Противоречивость личности Достоевского. Художественный мир Достоевского.

Повесть «Бедные люди». Человек и обстоятельства в изображении Достоевского.

Особенности языка повести. Тема «Униженных и оскорбленных» в творчестве

Достоевского. Литература последних десятилетий XIX века (5 ч)

Особенности литературного процесса конца XIX века. Общее представление о

художественной прозе 80-х гг. (Г.И. Успенский, В.Н. Гаршин, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Н.С.

Лесков).

А.П. Чехов.

Жизнь Чехова: создание самого себя. Обзор творчества Чехова. Смешное и грустное

в рассказах Чехова (обобщение ранее прочитанного материала).

«Маленькая трилогия». Рассказ «Человек в футляре» – размышление о человеческой

свободе и независимости. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа в

рассказе.

Обобщение.

Золотой век русской литературы. Русская классическая литература XIX века.

Страницы литературы XX века (19 ч)

Особенности литературного процесса начала ХХ века.

Гуманистические традиции литературы XIX в. в прозе начала ХХ в.

А.И. Куприн. Гуманистические традиции в творчестве писателя (обобщение ранее

прочитанного).

И.А. Бунин.

Творческая судьба Бунина. Любовь к России, духовная связь с родиной в творчестве

Бунина. Стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги…», «Слово», «И цветы, и

шмели, и трава, и колосья», «Родина». Лирический герой Бунина.

М. Горький.

Традиции русской автобиографической прозы в повести «Детство» (обобщение

ранее прочитанного). Романтический идеал писателя («Песня о Буревестнике»).

Традиции и новаторство в поэзии начала ХХ века. А.А. Блок, В.В. Маяковский,

С.А. Есенин. Поэты о себе и своем времени (художественные автобиографии).

Особенности мироощущения и творческой манеры каждого из поэтов (на примере

стихотворений А.А. Блока «О, я хочу безумно жить...», «Сумерки, сумерки вешние...»; С.А.

Есенина «Клен ты мой опавший», «Отговорила роща золотая...»; В.В. Маяковского «Вам

ли понять...» (отрывок из трагедии «Владимир Маяковский») и ранее прочитанных

стихотворений).

Поэты о поэтах (В.В. Маяковский «Сергею Есенину», М.И. Цветаева «Стихи к

Блоку», А.А. Ахматова «Маяковский в 1913 году».)

Поэтическое осмысление действительности в лирике ХХ века.

Великие поэтессы России А.А. Ахматова и М.И. Цветаева. Судьбы. Особенности

мироощущения и творческой манеры поэтесс (на примере стихотворений А.А. Ахматовой

«Смятение», «Александру Блоку», «Мне голос был...», «Вижу выцветший флаг над

таможней...»; М.И. Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано...», .«На развалинах

счастья нашего...» (отрывок из «Поэмы Горы») и ранее прочитанных стихотворений).

А.Т. Твардовский.

Поэт о времени и о себе (автобиография). История поэмы «Василий Теркин»

(главы). Традиции и новаторство в поэзии Твардовского.

Поиск нового героя в прозе ХХ века.

Обобщение ранее прочитанных произведений (герои М.А. Булгакова, М.А.

Шолохова, В.П. Шаламова, Ч.Т. Айтматова, В.Ф. Тендрякова, В.М. Шукшина, В.Г.

Распутина, Б.Л. Васильева).

А.П. Платонов.

Странные герои рассказов Платонова, смысл их существования. Нравственность как

основа характеров героев. Рассказ «Юшка». Язык эпохи в рассказе.

Из литературы второй половины XX века (обзор и обобщение ранее

прочитанного). Поиски и проблемы. Многообразие поэтических дарований (А.А.

Вознесенский, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов и др.). Самобытность

русской прозы, основные тенденции развития (Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П.

Астафьев, В.И. Белов, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.И. Солженицын, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов, В.М. Шукшин, В. Маканин,

Т.Н. Толстая, Л. Петрушевская и др.).

А.И. Солженицын.

Солженицын – общественный деятель, публицист, писатель. «Краткое

жизнеописание» (по книге «Бодался теленок с дубом»). Рассказ «Матренин двор».

Представление писателя о русском национальном характере.

Обобщение.

Развитие речи.

1) Художественный пересказ текста. Конспект письменного источника. Тезисы.

Воссоздание текста по опоре.

2) Интерпретация лирического стихотворения. Анализ лирического стихотворения.

Лингвистический анализ стихотворного текста. Выразительное чтение художественной

прозы. Аннотация прочитанной книги.

3) Доклад на историко-литературную тему. Составление речевой характеристики

героя драматического произведения. Устное рассуждение. Развернутый ответ на вопрос.

Сочинение–рассуждение на литературную тему.

4) Стилизация прозаического и поэтического текстов. Сочинение - путешествие.

Сочинение в эпистолярном жанре. Художественная автобиография. Краткое

жизнеописание в публицистическом стиле.

Примерное планирование

уроков литературы в 9-м кл. по учебнику «История твоей литературы»

(авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова)

из расчета 3 часа в неделю.

(Всего 102 часа в год).

урока

Дата

Тема

Кол-во

часов

Требования

1

Введение. Роль художественной литературы в жизни человека. Художественность как общий признак искусства

1

Знать о роли художественной литературы

2

Путешествие 1. Путешествие к истокам.

Особенности древнерусской литературы. Основные жанры. Жизнь древнерусских жанров в художественной литературе. Литературные памятники XI–XIII веков. Литературоведы о древнерусской летописи

1

Знать о периоде древнерусской литературы

3

«Слово о полку Игореве»

История открытия. Историческая основа и проблематика.

1

Знать ист. Основу, проблематику

4

«Слово о полку Игореве»

Композиция и основные сюжетные линии «Слова...». Образная система «Слова о полку Игореве».

1

Знать особенности композиции

5

«Слово о полку Игореве»

Переводы «Слова…». «Слово...» в оценке наших современников. Художественный пересказ с цитированием

1

Уметь пересказывать с цитированием

6

Путешествие 2. Эпоха рассудка и Просвещения.

От Древней Руси до России Петра I. Основные этапы развития литературы в XVI–XVII веках (обзор)

1

Знать особенности  литературы данного периода

7

Классицизм как литературное направление.

На пути к классицизму. История возникновения классицизма. Классицизм в литературе. Произведения «низких» и «высоких» классицистических жанров.

1

Знать особенности классицизма

8

Михаил Васильевич Ломоносов.

Гений Ломоносова. Ломоносов - поэт, филолог. Ломоносов-поэт в оценке читателей.

1

Уметь работать с биографией писателя

9

Михаил Васильевич Ломоносов.

«Ода на день восшествия на престол Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и др.

1

Уметь выразительно читать

10

Михаил Васильевич Ломоносов.

Поэтический язык ХVIII века. Высказывание о Ломоносове в жанре «слова».

1

Знать особенности языка

11

Гаврила Романович Державин.

Жизнь и творчество.

1

Уметь работать с биографией писателя

12

Гаврила Романович Державин.

Поэзия Ломоносова и Державина в оценке критиков. Конспектирование.

1

Уметь составлять опорный конспект

13

Денис Иванович Фонвизин.

Судьба Фонвизина.

1

Уметь работать с биографией писателя

14

Денис Иванович Фонвизин.

Особенности чтения драматического произведения. Комедия «Недоросль». Смысл названия, проблематика.

1

Уметь читать, анализировать драматическое произведение

15

Денис Иванович Фонвизин.

Система образов в комедии. Критики о героях комедии.

1

Уметь работать с критической литературой

16

Денис Иванович Фонвизин.

Речевая характеристика героя драматического произведения

1

Уметь характеризовать героя по его речи

17

Николай Михайлович Карамзин.

Карамзин: человек, писатель, историк.

1

Уметь работать с биографией писателя

18

Николай Михайлович Карамзин.

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

1

Знать особенности сентиментализма

19

Путешествие 3. Становление самосознания в русской литературе.

Литература начала XIX века: многообразие индивидуальностей (обзор)

1

Знать особенности периода

20

Романтизм начала XIX века.

Возникновение романтизма. Особенности романтизма. Романтический герой. Жанры романтической литературы. Стихотворные произведения Ф. Шиллера и Дж. Г. Байрона

1

Знать особенности романтизма

21

Русские романтики.

Василий Андреевич Жуковский и Константин Николаевич Батюшков.

Лирика поэтов. Особенности чтения лирического текста.

2

Уметь анализировать текст

22-25

Александр Сергеевич Грибоедов.

Судьба Грибоедова. Особенности чтения комедии «Горе от ума». Система образов. Язык комедии. Сценическая жизнь комедии. «Горе от ума» в оценке критиков и писателей.

4

Уметь работать с биографией писателя

26

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на литературную тему.

1

Дом. сочин.

27-28

Александр Сергеевич Пушкин.

Личность и судьба Пушкина. Становление Пушкина-поэта.

2

Уметь работать с биографией писателя

29-30

Александр Сергеевич Пушкин.

Свободолюбивая лирика.

2

Уметь анализировать

31-32

Александр Сергеевич Пушкин.

Любовная лирика.

2

Уметь анализировать

33-34

Александр Сергеевич Пушкин.

Стихотворения о назначении поэта и поэзии.

2

Уметь анализировать

35

Александр Сергеевич Пушкин.

Лирика Пушкина в оценке критиков.

1

36

Александр Сергеевич Пушкин.

Интерпретация лирического стихотворения

1

Уметь анализировать

37-41

Александр Сергеевич Пушкин.

«Евгений Онегин» – «собранье пестрых глав». Реализм романа. Образ автора в романе.

5

42

Подготовка к сочинению-рассуждению на литературную тему.

1

Дом. сочин.

43

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Личность и судьба Лермонтова. Два взгляда на личность поэта.

1

Уметь работать с биографией писателя

44-47

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Основные мотивы лирики Лермонтова.

4

Уметь анализировать

48-52

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Роман «Герой нашего времени». Композиция. Жанровые особенности. Личность Печорина.

5

Уметь анализировать

53

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Печорин в оценке Белинского.

1

Уметь работать с критической литературой

54

Подготовка к сочинению-рассуждению на литературную тему.

1

Дом. сочин.

55-56

Николай Васильевич Гоголь.

Личность и судьба Гоголя.

2

Уметь работать с биографией писателя

57-60

Николай Васильевич Гоголь.

История создания поэмы «Мертвые души». Особенности жанра и композиции поэмы. Система образов в поэме.

4

Знать о системе образов поэмы

61

Николай Васильевич Гоголь.

Русская критика о Чичикове

1

Дом. сочин.

62

Путешествие 4. Художественные вершины литературы середины XIX века

Особенности литературного процесса середины XIX века.

1

Знать особенности периода

63

Творчество И.С. Тургенева. Обобщение ранее прочитанного.

1

Уметь анализировать

64

Творчество Л.Н. Толстого. Обобщение ранее прочитанного

1

Уметь анализировать

65-68

Федор Михайлович Достоевский. 

Достоевский о себе в письмах и «Дневнике писателя». «Маленькие люди» Достоевского (повесть «Бедные люди»). Сочинение в эпистолярном жанре.

4

Уметь работать с биографией писателя

Сочин.

69-72

Александр Николаевич Островский.

Становление Островского-драматурга. Комедия «Свои люди – сочтемся!» и ее место в истории русского театра. Воссоздание текста по опоре.

4

Уметь работать с биографией писателя

73-77

Страницы поэзии середины – второй половины XIX века.

Лирика Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Особенности поэзии Н.А. Некрасова. Лингвистический анализ поэтического текста.

5

Сочин.

78

Путешествие 5. Литература последних десятилетий Золотого века.

Особенности литературного процесса последних десятилетий XIX века. Общее представление о творчестве

В. Гаршина, Д. МаминаСибиряка, Г. Успенского и др.

1

79-81

Антон Павлович Чехов.

Становление личности писателя. Рассказ «Человек в футляре». Герои Чехова и их жизненная позиция

3

Уметь работать с биографией писателя

82-83

Путешествие 6. Литература начала ХХ века.

Особенности литературного процесса начала ХХ века. Общее представление о творчестве А. Куприна, И. Бунина, М. Горького

2

Уметь анализировать

84-87

Поэтическое осмысление действительности в поэзии начала ХХ века.

Многообразие поэтических талантов в начале XX века. Поэтическое осмысление действительности в творчестве В. Маяковского, А. Блока, С. Есенина. Поэты о своем времени и о себе. Поэтический язык В. Маяковского, А. Блока, С. Есенина

4

Уметь анализировать

88-89

А. Ахматова и М. Цветаева.

Две судьбы – два поэтических мира

2

Уметь анализировать

90-92

Александр Трифонович Твардовский.

Твардовский о себе.

Поэма «Василий Тёркин» (главы) и ее главный герой

3

Уметь работать с биографией писателя

93

Поиск нового героя в литературе ХХ века.

Общее представление о герое в творчестве М. Шолохова, В. Шукшина, В. Тендрякова, В. Шаламова и др.

(обобщение ранее прочитанного)

1

94-96

Андрей Платонович Платонов.

Судьба Платонова. Необычные герои Платонова (по рассказу «Юшка»). Особенности стиля писателя.

Аннотация рассказа.

3

Уметь работать с биографией писателя

97-99

Александр Исаевич Солженицын.

Судьба Солженицына. Авторское жизнеописание.

Рассказ «Матренин двор». Характеры героев Солженицына. Герои-праведники. Солженицын-публицист.

Краткое жизнеописание в публицистическом стиле.

3

Уметь работать с биографией писателя

Сочин.

100

Из литературы второй половины – конца ХХ века.

Общая характеристика литературного процесса второй половины – конца ХХ века

1

101

Подведение итогов

1

Уметь делать выводы

102

Резервный урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...