Рабочая программа по литературе для 8 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему

Шайдулина Минзифа Закировна

Рабочая программа составлена к учебнику А.Г. Кутузова и др.  "В мире литературы". Программа под редакцией А.Г. Кутузова.В основе содержания и структуры программы концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Ведущая теоретико – литературная проблема – роды и жанры. Практическая направленность: изучение литературы как искусства слова. Цель: обучение эстетическому анализу с учётом возрастных интересов. Основные умения: 1) владение техникой грамотного и осмысленного чтения; 2) владение умениями выразительного чтения; 3) восприятие художественного произведения как сюжетно – композиционного единства в его причинно – следственных связях; 4) умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю; 5) умение определять жанрово – родовую природу произведения как воплощение историко – культурного развития искусства слова; 6) умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения; 7) умение выполнять письменные работы различных жанров, в т.ч. и творческого характера. В календарно-тематическом планировании имеются разделы:Темы и содержание уроков, теория литературы, характеристика основных видов деятельности учащихся, модернизация урока, планируемые результаты обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Образовательная область «Филология», предмет «Литература», класс 8

Пояснительная записка

 

Предлагаемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. При этом данная программа включает технологические приемы освоения содержательной части, которые представлены системой коммуникативно-творческих работ.

Необходимость содержательного и структурного обновления программы обусловлена появлением стандартов литературного образования для основной (V—IX классы) школы.

Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.

В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:

  • освоение текстов художественных произведений;
  • формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
  • осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
  • формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  • формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;
  • освоение историко-литературных сведений, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие:

V        класс — жанры;

VI        класс — роды и жанры;

VII        класс — характер — герой — образ;

VIII        класс — литература и традиция;

IX        класс — автор — образ — читатель;

X—XI классы — художественный мир писателя.

Базовые теоретико-литературные понятия, формирующиеся в каждом из классов, не противоречат традиционной системе. Разница заключается в том, что при ранее сложившейся системе, соответствуя логике развития подростка и юноши, формирование теоретико-литературных понятий идет «вслед» за школьником. Предлагаемая же в данной программе система направлена на формирование читательской квалификации, она не исключает логику возрастного литературного развития, а, опираясь на нее, формирует основы эстетического подхода к искусству слова.

Система теоретико-литературных понятий — неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включенность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем всякое художественное произведение имеет двойную ориентацию на читателя и на культурную (литературную) традицию, поэтому
выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве
структурообразующего элемента кажется не только возможным, но и
обязательным. Именно они обеспечивают литературное образование.

Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:

V класс — переход от литературного чтения к изучению литературы;

VI—IX классы — изучение литературы как искусства слова;

 Учебные цели изучения предмета более конкретны и охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития:

V—VIII классы — обучение эстетическому анализу в различных аспектах;

IX класс — интерпретация текстов;

Историко-функциональный подход позволяет преодолеть «издержки» историко-генетического изучения художественного произведения, размыкает рамки «малого времени» бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с автором и профессиональными читателями (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается отчужденность, закрытость классического произведения от современного читателя, оно включается в сферу читательских интересов школьников.

Необходимо отметить, что в программе помимо произведений русской классики широко представлены произведения мировой литературы, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.

В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.

Работа учителя и учащихся в этом направлении обозначена в таких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». В них намечена технология освоения предмета, которая целенаправленно осуществлена в учебниках «В мире литературы».

Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество — сотворчество — знания и умения, составители настоящей программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, реализованную в учебниках.

 В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного характера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.

На освоение содержания программы федеральным базисным учебным планом отведено:

VIII класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Программно – методическое обеспечение

 

Программа

Краткая аннотация

Учебно – методический комплекс

Методические пособия

Программа по литературе под редакцией А.Г. Кутузова. МО Российской Федерации

В основе содержания и структуры программы концепция литературного образования на основе творческой деятельности.

Ведущая теоретико – литературная проблема – роды и жанры.

Практическая направленность: изучение литературы как искусства слова.

Цель: обучение эстетическому анализу с учётом возрастных интересов.

Основные умения:

1) владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

2) владение умениями выразительного чтения;

3) восприятие художественного произведения как сюжетно – композиционного единства в его причинно – следственных связях;

4) умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

5) умение определять жанрово – родовую природу произведения как воплощение историко – культурного развития искусства слова;

6) умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

7) умение выполнять письменные работы различных жанров, в т.ч. и творческого характера.

А.Г. Кутузов.

Учебник «В мире литературы»

8 класс

Методическое пособие под редакцией

А.Г. Кутузова к учебнику для 8 класса «В мире литературы»

Учебно-тематический план

Наименование   разделов

Всего часов

Коммуникативные творческие работы

Творческая мастерская

Творческий практикум  

 

Читательская конференция

1

Введение

2

2

Фольклор и литература

9

1

1

3

Древнерусская литература

13

1

4

Духовная литература

2

5

Зарубежная литература

2

6

Русская литература 18 века

13

1

7

Русская литература 19 века

21

1

3

8

Русская литература 20 века

6

9

Повторение

2

2

Итого:

70

3

5

2

Содержание тем учебного курса

«Литература и традиция»

Введение (2 часа)

Понятие о традиции в культуре и литературе. Традиция и развитие литературы. Первоначальное понятие о новаторстве в искусстве.

Фольклор и литература. (9 часов)

Традиции в фольклоре. Русская народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды».

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»

Сказочные образы в современной сказке Ю.П. Кузнецова «Атомная сказка».

Творческий практикум. Сочинение современной сказки с фольклорными героями.

        Древнерусская литература (13 часов).

«Повесть временных лет»

«Слово о полку Игореве». Историческая основа и сюжет. Система образов. Образ Русской земли. «Слово...» и фольклор. Значение «Слова...» для судеб русской литературы.

Творческая мастерская.

Жизнь произведения в культуре другого времени (//. А. Бунин. «Ковыль»; И. Северянин. «Игорь и Ярославна»).

Творческий практикум.

Традиции древнерусской литературы.

        Духовная литература (2 часа)

«Поучение Владимира Мономаха». Жанр проповеди.

«Письмо преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к превосходительной NN». Жанр поучения в духовной литературе.

Оптина пустынь и русская литература.

 

        Зарубежная литература (2 часа).

Данте. Петрарка. Шекспир. Сонет. Сонет как литературный жанр.

У. Шекспир. Ромео и Джульетта. «Вечные образы и проблемы» в трагедии. Тема, сюжет, жанр, образы главных героев. Основной конфликт.

        Русская литература 18 века. (13 часов).

 Традиции древнерусской, античной и зарубежной литературы в новой русской литературе XVIII века. Понятие о влиянии литератур.

Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Основные характеры. Драматургический конфликт. Особенности композиции. Способы создания комического эффекта. Отражение в комедии идей XVIII века. Значение комедии для современников и последующих поколений.

 Р. Державин. «Осень во время осады Очакова» (отрывок), «Снигирь». Понятие о философской лирике. Духовный мир человека XVIII века. «Высокая» и «низкая» лексика. Аллегория, олицетворение. Ода как жанр.

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Изменение взгляда на человека в литературе XVIII века. Основа конфликта. Характеры главных героев. Демократизм повести. Представление о сентиментализме. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» в русской литературе.

 Творческая мастерская.

Традиции и новаторство произведений XVIII века.

Гораций. «К Мельпомене»; М В. Ломоносов. «Я знак бессмертия себе воздвигнул...»; Г.Р.Державин. «Памятник»; А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Поэзия и история. Поэт и его предназначение. «Вечная жизнь» как художественная метафора и реальность. Понятия живая традиция и «вечная тема».

 

 Литературные традиции 19 века. (21 час)

 Романтические традиции в литературе. Романтизм и романтический герой.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Образ главного героя.

М. Ю.Лермонтов. «Мцыри». Развитие литературной традиции романтической поэмы. Образ главного героя. Пейзаж и его функции. Своеобразие композиции.

Н.В. Гоголь. «Портрет».

И.С. Тургенев. «Бирюк».

Н.С. Лесков. «Человек на часах».

. И. Тютчев. Лирика.

 Романтические традиции в русской лирике.

Творческая мастерская. Традиции в создании образа романтического героя.

 

Русская литература 20 века. (6 часов)

М. Горький. «Макар Чудра» Романтические традиции в рассказе: новое в образе героя, конфликте, стиле.

А. И. Куприн. «Гамбринус». Сюжет как средство характеристики героя. Контраст внешнего и внутреннего состояния героя. Антитеза. Первое представление о неоромантическом герое.

А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Романтические и реалистические традиции в произведении. Роль метафоры. Особенность портрета.

A.Т. Твардовский. «Василий Теркин» («От автора», «Переправа», «Гармонь», «Бой в болоте», «Смерть и воин»). Реалистические традиции. Романтическое и реалистическое в изображении войны. Человек на войне. Обобщенный образ героя. Национальный характер в литературе. Фольклорная основа, свободный сюжет. Особенности жанра.

B. М. Шукшин. «Дядя Ермолай». Традиции реализма. Образ «маленького человека». Смысл жизни и назначение человека. Герой-правдоискатель. «Открытый» финал как художественный прием.

 Итоговая читательская конференция. Роль традиции в развитии литературы.

На изучение произведений - 62 часа

Творческая мастерская - 3

Творческий практикум - 5

        

Требования к уровню подготовки учащихся

 В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути Н.М. Карамзина, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя; Н.С. Лескова.

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

 

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Программа обеспечена  учебником для   8 (2002), класса, вышедшими в издательстве “Дрофа”.
  2. К учебнику прилагаются методические рекомендации для учителя:
  3. Кутузов А.Г. Как войти в мир литературы. 8 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000;
  4. выставочный материал по творчеству русских писателей 19 века, 20 века; таблицы;

ЦОРы:

  1. http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm]
  2. openclass.ru›wiki-pages/180810
  3. metodist.lbz.ru
  4. metodkabinet.eu›PO/Litera/Slovo.html
  5. school-collection.edu.ru
  6. collection.edu.yar.ru›dlrstore/dcb647cb-acd1-4d5a…
  7. otsy.ru›main/istorii…starec_amvrosiy_optinskiy.htm
  8. festival.1september.ru›articles/310544/
  9. nsportal.ru›…prezentaciya-slovo-o-polku-igoreve
  10. otherreferats.allbest.ru
  11. Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения http://www.school.mos.ru/ 
  1. Энциклопедия Кирилла и Мефодия;

Литература для учителя

  1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. Универсальное пособие. – М.: Вако, 2007.
  2. Ерёмина О.А.. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. – М.: Экзамен, 2004.
  3. Литература 8 класс. Поурочные планы.  Автор-составитель С.Б.Шадрина. – Волгоград.:Учитель, 2008.
  4. Оглоблина  Н.Н.. Тесты по литературе. 5-11 классы. М.- АСТ, 2004.
  5. Безносов Э.Л.. Раздаточный материал по литературе 8 – 11 класс.- М.: Дрофа, 2007.
  6. Демиденко Е.Л.. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-9 класс. – М.: Дрофа, 2007.
  7. Скрипкина В.А.. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-8 класс. – М.: Дрофа, 2001.
  8. Страхова Л.Л..  Литература. 8 класс.  Доклады. Рефераты. Сообщения. – С-П.:Литера, 2006.
  9. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 8 классе. Книга для учителя. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово» - РС», 2000

Литература для учащихся

  1. Дидактические материалы. 8 класс. «Читаем, думаем, спорим…», М. Просвещение, 2004г.;
  2. Литературные справочники и словари.
  3. тестовые задания (Литература 8 класс. М. АСТ-Пресс, 1998г. Автор-составитель И.А.Михайлова);
  4. М. Мещерякова Сочинение. Секреты успеха, М.: 2001;
  5. М. Пирогова Сборник словесных игр по русскому языку и литературе М., 2001;

Календарно – тематическое планирование по литературе, 8 класс

№ п/п

Сроки/

Кор-ка

Темы и содержание уроков

Теория литературы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

 Модернизация урока

Планируемые результаты обучения

Домашнее задание

1.

2.09

Вводный урок. Понятие о традиции и новаторстве в литературе.

Словарные слова: пролог, традиция, новаторство

Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: представление прочитанных летом книг

Портреты писателей

Знать: чем отличается литература от истории;

Образную природу словесного искусства;

уметь:составлять тезисы и план прочитанного

Найти эпиграф. Сочинение-миниатюра

2.

4.09

Новаторство в искусстве.

Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: представление прочитанных летом книг

презентация

Знать: термины;

уметь: объяснять термины, подтверждая текстом

Вопросы на стр. 12.

Фольклор и литература. 9 часов.

3.

9.09.

Традиции в фольклоре. Русская народная сказка «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды».

фольклор

Рецептивная: чтение сказки из учебника; репродуктивная: ответы на вопросы; исследовательская: найти художественные средства 

Иллюстрации к сказке

Знать: определение понятия «сказка», его жанровые особенности;

уметь: раскрывать особенности содержания и худ. формы сказки

Выразит. чтение.

4.

11.09

Анализ сказки «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды».

Постоянный эпитет

Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая:  словесное рисование

Знать: содержание сказки; уметь: находить изобр. средства

5.

16.09

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»

Эпитет, метафора

Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая:  сопоставление сказок

Портрет поэта.

Диафильм.

Знать: содержание сказки; уметь: сопоставлять

Сравнить со сказкой.

6.

18.09

Традиции и новаторство в «Сказке…»

Тест (проверочный)

Повторение терминов

Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: тест

Знать: термины, содержание произведений; уметь: ориентир. в теме

7.

23.09

Сказочные образы в современной сказке Ю.П. Кузнецова «Атомная сказка».

Метаморфоза

Рецептивная: чтение статьи учебника; чтение текста стихотворения; репродуктивная: ответы на вопросы

Уметь: выявлять авторскую позицию

Сочинить сказку.

8.

25.09

Творческий практикум. Сочинение современной сказки с фольклорными героями.

Продуктивная, творческая: письменная работа – сочинение сказки с фольклорными героями

Знать: сказочных героев; уметь использовать в творческой работе

Закончить работу.

9.

30.09

Народная игровая песня.

Игровая песня

Рецептивная: прослушивание игровых песен; продуктивная, творческая: игры

Русские романсы, песни (игровые).

Знать: содержание игровых песен; уметь: использовать в игре

Записать игровую песню.

10.

2.10

Народные корни городского романса.

Жанр «романс»

Рецептивная: прослушивание романсов, работа с презентацией

collection.edu.yar.ru›dlrstore/dcb647cb-acd1-4d5a…

Записать романс.

11.

7.10

Творческая мастерская. Использование жанра романса в литературе.

Прочитать «Повесть временных лет».

Древнерусская литература. 13 часов.

12.

9.10

Традиции древнерусской литературы. «Повесть временных лет». Чтение и анализ.

Пафос, жанр

Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: ответы на вопросы

Г.А. Обернихина. Литература и искусство Древней Руси на уроках в школе. М. «Владос»

Знать: определение понятия жанра, способы создания характера

Уметь: раскрывать идейно-художественное своеобразие произведения

Стр. 51-52.

13.

14.10

«Повесть временных лет». Чтение и анализ.

репродуктивная: ответы на вопросы

Ответить на вопросы.

14.

16.10

Историческая основа и сюжет «Слова о полку Игореве».

Летопись

Рецептивная: чтение статьи учебника, работа с презентацией;  характеристика состояния экономики и культуры Древней Руси; репродуктивная: ответы на вопросы

Иллюстрации; портрет Д.С. Лихачева. презентация

 Знать: теоретико-литерат. понятия; уметь: определять род и жанр литературного произведения

Стр. 67-70.

15.

21.10

Чтение и анализ «Слова…»

Рецептивная: чтение летописи; репродуктивная: ответы на вопросы, устная характеристика; продуктивная, творческая: выразительное чтение; исследовательская: определение роли изобразительных средств

Грамзапись 8-3

Иллюстрации к слову

metodkabinet.eu›PO/Litera/Slovo.html

Знать: содержание произведения; уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику  произведения

Найти метафоры, эпитеты.

16.

23.10

Чтение и анализ «Слова…»

Интерактивный тест-викторина

Знать содержание произведения; уметь: характеризовать особенности сюжета

Какова связь с фольклором.

17.

28.10

Образ Русской земли в «Слове…»

Образ

Презентация

nsportal.ru›…prezentaciya-slovo-o-polku-igoreve

Знать: содержание произведения; уметь: выявлять авторскую позицию

Выучить отрывок наизусть.

18.

30.10

«Слово…» и фольклор.

Рецептивная: прослушивание сообщений; репродуктивная: обсуждение; продуктивная, творческая: составление таблицы

metodkabinet.eu›PO/Litera/Slovo.html

Знать: термины; уметь: отличать летопись от фольклора

Инд. задание.

19.

11.11

Значение «Слова…» в русской литературе. Итоговая письменная работа по разделу «Древнерусская литература»

Продуктивная, творческая:  письменное оформление высказывания

Знать: теорию литературы; уметь делать выводы, обобщать

Ответить на вопросы.

20.

13.11

И.А. Бунин. «Ковыль». Стилистический анализ.

Приемы стилизации. Нравственные ценности

Рецептивная: чтение и восприятие стихотворения; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное рисование; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки

Портрет Бунина.

Знать: термины; уметь: выразительно читать произведение; выполнять стилистический анализ

Выразитель-ное чтение стих-я.

21.

18.11

Творческий практикум. Скрытое цитирование.

Скрытое цитирование

продуктивная, творческая: составление текста

Уметь: строить устные и письменные высказывания, используя скрытое цитирование

Найти примеры цитирования.

22.

20.11

Тайны русской иконы.

Иконопись

Рецептивная: просмотр презентации; репродуктивная: обсуждение

nsportal.ru›Школа›

Инд. задания.

Духовная литература. 2 часа.

23.

25.11

Владимир Мономах. «Поучение…».

Жанр проповеди

Рецептивная: чтение статьи учебника, текста «Поучения»; репродуктивная: ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту; Продуктивная, творческая выразительное чтение; исследовательская: анализ текста

Иллюстрации.

festival.1september.ru›Значение Поучения Владимира

 Знать: жанры духовной литературы; уметь: строить текст устного ответа, анализировать текст

 

Ответить на вопрос: какие наставления Владимира Мономаха актуальны и сейчас? Составить план «Поучения»

24.

27.11

Амвросий Оптинский. «Письмо…».

Жанр поучения   в духовной литературе

otsy.ru›main/istorii…starec_amvrosiy_optinski

Инд. задания; выразит. чтение

Зарубежная литература. 2 часа.

25.

2.12

Данте. Петрарка. Шекспир. Сонет.

Сонет

Сонет как форма лирической поэзии

Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: анализ сонетов, определение изобразительных средств

Грамзапись 8-2

Портреты и рисунки.

Знать: сонет как форма лирической поэзии; уметь: определять тему прочитанного сонета, опред. стихот. размер

 Наизусть 1 сонет

Инд задание: сопоставить переводы сонета№66 Б.Пастернака и С.Маршака с оригиналом

26.

4.12

У. Шекспир. Ромео и Джульетта.

Жанры драмы Трагедия

Рецептивная: прослушивание эпизодов; репродуктивная: ответы на вопросы, чтение по ролям

Иллюстрации.

Знать: понятие драмы, трагедии, основной конфликт

Уметь: объяснять особенности жанра, роль монологов, определять эпизоды для понимания идеи трагедии

Прочитать «Недоросль»

Русская литература 18 века. 13 часов.

 

27.

9.12

Русская литература 18 века и ее традиции.

Понятие о влиянии литератур

Рецептивная: чтение статьи учебника; исследовательская: поиск нужной информации

Сообщ. о фоне. стр.369-370 (7 ил.)

28.

11.12

Д.И. Фонвизин «Недоросль». Анализ I действия.

Особенности драматических произведений

Классицизм

Рецептивная: прослушивание грамзаписи; репродуктивная: осмысление сюжета, восприятие и анализ текста; ;продуктивная, творческая: выразительное чтени;  продуктивная, творческая: выразительное чтение по ролям е по ролям

Грамзапись.

powerpt.ru›Литература›Д И Фонвизин

Знать: основную творческую направленность писателя, определение понятия «классицизм»;

уметь: обосновывать основную идею пьесы на основе анализа текста, анализировать образы

Ответить на вопросы, прочитать д.II.

29.

16.12

Чтение и анализ II действия.

Комедия

Рецептивная: прослушивание грамзаписи; репродуктивная: осмысление сюжета, восприятие и анализ текста; продуктивная, творческая: выразительное чтение по ролям

otherreferats.allbest.ru›Литература›00152163.html

Ответить на вопросы.

30.

18.12

Чтение и анализ III действия.

Рецептивная: прослушивание грамзаписи; репродуктивная: осмысление сюжета, восприятие и анализ текста; продуктивная, творческая: выразительное чтение по ролям

Дать хар-ку ст.

31.

23.12

Чтение и анализ IV действия.

Рецептивная: прослушивание грамзаписи; репродуктивная: осмысление сюжета, восприятие и анализ текста; продуктивная, творческая: выразительное чтение по ролям

Выделить из. ср-ва

32.

25.12

Чтение и анализ V действия.

Рецептивная: прослушивание грамзаписи; репродуктивная: осмысление сюжета, восприятие и анализ текста;  продуктивная, творческая: выразительное чт.  

uchportal.ru›Методические разработки›

 Письменное задание (на выбор): 1.Актуальна ли комедия в сегодняшние дни

2.Образы помещиков. Приемы их создания

33.

Обобщающий урок по комедии. Традиции и новаторство в комедии.

nsportal.ru›Школа›Литература›test-komediya-nedorosl

Учебник: стр.180-182 инд. творческие задания.

34.

Творческая мастерская. Инсценирование.

Рассказ о Державине.

35.

Г.Р. Державин.  Анализ стихотворения «Осень во время осады Очакова».

«Высокая» и «низкая» лексика. Аллегория, олицетворение. Ода как жанр

Рецептивная: чтение статьи о Державине, чтение стихотворений; репродуктивная: рассказ о поэте на основе дополнительных источников, ответы на вопросы; поисковая: комментирование художественного текста; исследовательская: анализ текста

презентация

Знать: теорию, уметь: определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении

Выраз. чтение

36.

Анализ стихотворения Снегирь».

Рецептивная: чтение стихотворений; репродуктивная: рассказ о поэте на основе дополнительных источников, ответы на вопросы; поисковая: комментирование художественного текста; исследовательская: анализ текста

презентация

Знать: теорию, уметь: определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении

Ответить на вопросы: в чем «забавный русский слог» Державина способствовал обновлению поэзии? Что сближает двух великих поэтов - Ломоносова и Державина? 

37.

Сопоставительный анализ стихотворения Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» и Державина «Памятник».

Исследовательская: сопоставление стихотворений

festival.1september.ru›articles/310544/

Уметь: ыделять общие свойства произведений, Сравнивать авторские позиции

Сообщение о Карамзине, выраз. чтение

38.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».

Основа конфликта, сентиментализм

Рецептивная: прослушивание 1 главы романа, выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров главных героев; продуктивная, творческая: выразительное чтение эпизодов; поисковая: комментирование произведения; исследовательская: анализ текста

Портрет Державина.

Знать: понятие сентиментализма как литерат. направления; уметь: анализировать текст, определять жанр, формулировать идею, проблематику, давать характеристику героям

В.1, стр. 210.

39.

Анализ повести «Бедная Лиза». Основа конфликта, характеры главных героев.

О сентиментальности

Рецептивная: выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров главных героев; продуктивная, творческая: выразительное чтение эпизодов; поисковая: комментирование произведения; исследовательская: анализ текста

 Эпизоды фильма

Знать: особенности анализа эпизода прозаического произведения, основные правила сентиментализама уметь: анализировать текст, определять жанр, формулировать идею, проблематику, давать характеристику героям

Стр.210-211 чтение.

Литературные традиции в 19 веке. 21 час.

40.

Романтические традиции в литературе.

Развитие понятия романтическое.

Рецептивная: чтение текста учебника; репродуктивная: ответы на вопросы

Знать: черты романтизма; уметь: создавать связный текст

Повесть Пуш-кина «Капит. дочка»

41.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Анализ 1 части I главы; воспитание Гринева. Историческая основа повести.

Романтизм и реализм.

Рецептивная: прослушивание 1 главы романа; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров главных героев; продуктивная, творческая: выразительное чтение; поисковая: комментирование произведения; исследовательская: анализ текста

Портрет Пушкина, выставка книг.

Презентация test.php?name=test36…

Знать: особенности жанра, роль эпиграфов;

уметь: владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге.  

Прочит. гл.I-V описание бурана

42.

Анализ I – V глав.

Деталь в худ. произведении.

Рецептивная: чтение текста; репродуктивная: выразительное чтение, ответы на вопросы; исследовательская: анализ текста

Г. Свиридов. «Метель» - грамзапись.

Уметь: владеть различными видами пересказа

Чтение глав VI – XII.

43-44.

Анализ глав VI – XII.

Характеристика героя

Рецептивная: чтение текста; репродуктивная: выразительное чтение, ответы на вопросы; исследовательская: анализ текста

litem.ru›testi/itogoviy-test…kapitanskaya-dochka

Знать: содержание изучаемых глав; систему худ.образов;

уметь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге, давать хар-ку героям

Главы 13-14. составление хар-ки Гринева.

45.

Анализ глав XIII – XIV.

Рецептивная: чтение текста; репродуктивная: выразительное чтение, ответы на вопросы; исследовательская: анализ текста

Интерактивный тест test.php?name=test36…

Знать: содержание изучаемых глав; систему худ.образов;

уметь: анализировать текст, оценивая высокие духовные качества

Написать отзыв о    произведении

46.

Творческий практикум. 1.«Береги честь смолоду»

2.Нравственная красота Маши Мироновой.

47.

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Чтение поэмы с элементами анализа.

Тема и идея художественного произведения.

Рецептивная:  представления о жанре романтической поэмы; чтение текста; репродуктивная: выразительное чтение, ответы на вопросы; исследовательская: анализ текста

Портрет Лермонтова; иллюстрации.

images.yandex.ru›лермонтов Мцыри

Знать: основные факты жизни и творчества М.Ю.Лермонтова;

уметь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение

Закончить цитатный план поэмы, выучить наизусть одну из понравившихся глав произведения

48.

Характеристика «Мцыри».

Композиция, эссе

Рецептивная: чтение эпизодов;   репродуктивная: выразительное чтение, ответы на вопросы; исследовательская: анализ текста

Грамзапись. 900igr.net›prezentatsii

Знать: содержание,  способы раскрытия образа главного героя;

уметь: анализировать, сопоставлять

49.

Творческий практикум. Написание эссе на тему «Интересен ли Мцыри современному молодому человеку».

Продуктивная, творческая: создание связного письменного текста на   тему с учетом норм русского литературного языка

Уметь: создавать связный письменный текста с учетом норм русского литературного языка

Чтение повести «Портрет».

50.

Н.В. Гоголь. «Портрет».

Роль фантастики в романтической литературе

Рецептивная: чтение текста; репродуктивная: выразительное чтение, ответы на вопросы; исследовательская: анализ текста

Портрет писателя.

Знать: основные факты жизни и творческого пути; уметь: определять род и жанр произведения

51.

Анализ повести «Портрет».

Рецептивная: чтение текста; репродуктивная: выразительное чтение, ответы на вопросы; исследовательская: анализ текста

uchportal.ru

Знать: содержание повести; уметь:  

воспринимать и анализировать текст

Стр.314, в.1.

52.

Анализ повести «Портрет».

Рецептивная: чтение текста; репродуктивная: выразительное чтение, ответы на вопросы; исследовательская: анализ текста

Знать: содержание повести; уметь:  

воспринимать и анализировать текст

Чтение ч. II.

53.

Творческая мастерская. Диспут «Роль искусства в современном обществе».

54.

Ф.И. Тютчев. Лирика.

Рецептивная: чтение стихотворений; репродуктивная: рассказ о поэте на основе дополнительных источников, ответы на вопросы; поисковая: комментирование   текста; исследовательская: анализ текста

Портрет поэта. Презентация

Знать: теорию, уметь: определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении

55.

И.С. Тургенев. «Бирюк». Чтение и анализ.

Понятие о психологизме.

Рецептивная: чтение текста учебника; репродуктивная: ответы на вопросы

Портрет писателя, выставка произведений.

Отв. на вопр. стр.349.

56.

Творческий практикум. Сочинение рассказа о характере человека.

57.

Н.С. Лесков «Человек на часах».

Изобразит. ср-ва вставн. констр-и олицетворения.

Рецептивная: прослушивание 1 главы повести, выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров главных героев; продуктивная, творческая: выразительное чтение эпизодов; поисковая: комментирование произведения; исследовательская: анализ текста

Портрет Лескова.

Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

Дочитать рассказ.

58.

Анализ рассказа «Человек на часах».

Сравнения

900igr.net

Знать: содержание; уметь: воспринимать и анализировать  произведение, определять род и жанр, характеризовать систему образов

В. стр. 371.

59.

Анализ рассказа «Человек на часах».

Вводные слова фразеолог. оборот.

uchportal.ru›

В. стр. 372.

60.

Диагностическое тестирование по теме «Литература 19 века»

Русская литература 20 века. 6 часов.

61.

М. Горький. «Макар Чудра».

Романтический герой.

Рецептивная: прослушивание,,выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров главных героев; продуктивная, творческая: выразительное чтение эпизодов; поисковая: комментирование  произведения; исследовательская: анализ текста

Портрет писателя, иллюстрации.

Знать: содержание; уметь: воспринимать и анализировать  произведение, определять род и жанр, характеризовать систему образов

Чтение пов. «Гамбринус».

62.

А.И. Куприн. «Гамбринус».

Романтический герой.

Рецептивная:  выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров главных героев; продуктивная, творческая: выразительное чтение эпизодов; поисковая: комментирование  произведения; исследовательская: анализ текста

Портрет писателя.

Знать: содержание; уметь: воспринимать и анализировать  произведение, определять род и жанр, характеризовать систему образов

63

А. Платонов. «В прекрасном и яростном мире».

Рецептивная: выборочное чтение (портрет старого машиниста, рассказ помощника машиниста о наблюдательности Мальцева, последняя часть рассказа); репродуктивная:  ответы на вопросы; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование

Знать: содержание; уметь: воспринимать и анализировать  произведение,   характеризовать героя

64.

А. Платонов. «В прекрасном и яростном мире».

Рассказ о герое.

65.

А.А. Твардовский. «Василий Теркин».

Сюжет, особенности сюжета.

Рецептивная: слово о писателе, чтение текста учебника;  репродуктивная: ответы на вопросы, словесное рисование

Портрет, грамзапись, иллюстрации.

Наиз. отрывок

подготовка к конференции.

66.

В. Шукшин. «Дядя Ермолай».

Итоговый теста по изученным за учебный год произведениям

Рецептивная: слово о писателе, чтение текста рассказа;  репродуктивная: ответы на вопросы, словесное рисование

Стенд о Шукшине.

Знать: содержание; уметь: воспринимать и анализировать  произведение,   характеризовать героя

Задание на лето.

67.

Повторение.

68.

Повторение.

69.

Читательская конференция.

Репродуктивная: выступление и обсуждение

70.

Итоговый урок. Задание на лето.

Текущий, диагностический, итоговый контроль уровня литературного образования

№ п/п

Тема

Вид контроля

Текущий

Диагностический

Итоговый

1.

Фольклор и литература.

1 (тест)

2.

Древнерусская литература

1(к/р)

3.

Русская литература 19 века

1 (тест)

4.

Повторение

1 (тест)

 Нормы  оценки знаний умений  и навыков  учащихся по литературе

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых  классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9-ых  классах  первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3.Понимание роли художественных средств  в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.

6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ,  обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов,  свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств  в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст  произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств  в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев,  исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста  произведения  и  неумении  излагать свои  мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее  59%. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...