Урок-беседа по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Как один мужик двух генералов прокормил"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Лякина Ирина Ивановна

Работа с текстом произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-беседа по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина (1 час 7 класс)

«Как один мужик двух генералов прокормил»

Цель:

  • помочь учащимся осознать трудности деятельности Салтыкова-Щедрина в период реакции 70-80 годов прошлого века
  • научить понимать эзопов язык сказки
  • подвести школьников к обобщающим заключениям: от раскрытия никчемности генералов к пониманию «легкомыслия всего класса господ», через исследования  авторского отношения к мужику – к выводу об отношении Салтыкова-Щедрина к народу.

Оборудование:

  • портрет Салтыкова-Щедрина, эпиграф, иллюстрации к сказке, рисунки с изображением главных персонажей этого произведения, выполненные учащимися, грамзапись сказки.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Знаменитые сказки Салтыкова-Щедрина – «Сказки для детей изрядного возраста» - как и все творчество писателя, направлены против зла, насилия, тупости, невежества, лести. Сказки Щедрина рассказывают о необычных героях и необыкновенных событиях. В них, как и во многих сказках других писателей, мы встречаем зачин, присказки. Но вместе с тем, они напоминают и другие произведения, совсем иного жанра – басни, потому что Щедринские сказки иносказательны.

        Гневно высмеивая в сказках господ, чиновников, с болью говорит писатель о талантливом народе, безропотно подчиняющемся насилию. Вся жизнь Щедрина, его деятельность – это беззаветное служение Родине, о которой он говорит: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России».

        Непримиримость классов в эксплуататорском обществе, необходимость активной борьбы против социального неравенства, стремление поднять самосознание угнетенных и пробудить в них веру в собственные силы – вот главная идея «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», раскрытая в своеобразной сказочной форме.

        На дом вам было предложено задание - перечитать сказку «Повесть о том…» и подготовить ответы на следующие вопросы:

  1. Чем отличается эта сказка от уже знакомых сказок, литературных и народных?
  2. Отметить цитаты, характеризующие главных персонажей сказки.

                                                          (прослушивается начало грамзаписи «Повести о том…»)

- Так чем же, ребята, отличается эта сказка от уже знакомых нам сказок?

  • Во всех сказках есть волшебства, чудеса, и в этой сказке есть: генералы каким-то чудом оказались на необитаемом острове.
  • Сказка похожа, и не похожа на знакомые нам сказки: герои здесь не сказочные, а как будто взяты из обычной жизни: генералы, мужик.
  • Сказка эта отличается тем, что она смешная.

- Чем же смешна эта сказка? Прочтите отрывки,  больше всего развеселившие вас, говорящие, что смешны генералы, не знающие того, что известно каждому ребенку?                                  (читают отрывки)

  • Генералы не знают таких вещей, которые известны абсолютно каждому ребенку: что булки не растут на дереве, что куропатку, прежде чем съесть, надо поймать и т.п.
  • Генералы не умеют самого простого – сорвать яблоко, поймать рыбу и т.д. Смешно от их вида: они в ночных рубашках и с орденами на шее.
  • Смешно от того, что они чуть не съели друг друга в то время, когда пища кругом растет, плавает и бегает.

-Может ли быть на самом деле, чтобы какие-то генералы не знали таких простых вещей?

  • Конечно же нет! Такого просто не может быть! Писатель преувеличивает, сгущает краски.

- Что еще отличает эту сказку от знакомых ранее?

  • Во всех сказках добро побеждает зло, а здесь нет: мужик остался ни с чем.
  • В сказке Салтыкова-Щедрина много деталей, которых нет в сказках. Это и регистратура, и ордена, и газета «Московские ведомости.
  • Места упоминаются не сказочные: Нева, Екатеринский канал, Петербург.

- Ребята, а как вы думаете, зачем же нужны такие реальные подробности в сказке?

  • Наверное, эта сказка с намеком на действительность, на настоящих генералов и других господ.

                             (после беседы о восприятии сказки, об ее отличии, учитель делает вывод)

Фантастические приключения сказки рисуют дела совсем не сказочные. Это иносказание. Сам Щедрин свою манеру писать называет эзоповой, а язык сказки эзоповым языком.

        Салтыков-Щедрин преувеличил и зло осмеял отрицательные свойства генералов, людей, высоко стоящих над народом: их неумелость, тунеядство, безмерную хвастливость. Он использует сатирические изображения. Это гиперболизация, сгущение отрицательных свойств, которые выдвигаются автором как главные.

        Далее проводится словарная работа. Литературоведческие термины записываются в рабочую тетрадь, обращается внимание и на орфограммы. Выясняется лексическое значение следующих понятий: сатирическое, изображение, эзопов язык, гротеск, сатира, аллегория, ирония, антитеза.

Словарная работа.

Сатирическое изображение, иносказание, эзопов язык, гиперболизация, гротеск, сатира, юмор, антитеза, аллегория, литературный герой, диалог, идея, ирония, повесть, портрет.

А теперь перейдем к рассмотрению основных персонажей сказки. И начнем с генералов (при ответах учащиеся используют не только собственные выводы, но и обязательно подкрепляют сказанное цитатами из текста.

- Что мы можем сказать о генералах? Какими их изображает Салтыков-Щедрин? (устно-словарное рисование портрета)

  • Они тупоумны, беспомощны, никчемны, легкомысленны, трусливы, невежественны, не умеют и не хотят трудиться, привыкли жить за счет мужиков. Когда им становится трудно, они звереют.
  • «Они в ночных рубашках, а на шее у них висит по ордену… генералы уже состарились…»
  • Генералы глупы, ничтожны. Они отупели, т.к. всю жизнь провели в регистратуре… трусливы, невежественны, не умеют и не хотят трудиться, привыкли жить за счет труда мужиков…. Когда им становится особенно трудно, то они становятся похожими на зверей, готовы съесть друг друга».

- Чем-либо отличаются генералы?

  • Абсолютно ничем, можно даже сказать, что они являются подобием друг друга. Оба ничего не знают, ничего не умеют, ничем не интересуются.

- Почему же тогда автор описывает двух генералов, а не одного?

  • Один генерал мог быть исключением среди своих коллег, а два генерала – это уже «генеральство», в какой-то степени характеризующее целый класс «генералов», т.е. господ.

-Вспомните, ребята, какая была регистратура, в которой служили генералы? Что о ней говорит автор?

  • «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности»
  • *Регистратура никому не была нужна, ее упразднили за ненадобностью. В этом ярко чувствуется насмешка автора.

- Следовательно, не случайно Салтыков-Щедрин говорит о регистратуре, которую упразднили. Он нас, читателей, как бы подготавливает к встрече с генералами. Расскажите об их жизни, описанной в начале и в конце сказки.

- О чем они говорили? Как объясняют смену дня и ночи? Вавилонское столпотворение и потоп? Что радует, когда вспоминают о Петербурге? О чем жалеют? (ответы учащихся)

-Могли ли на самом деле  существовать такие генералы, которые думали, что булки «в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают», которые не знают, как определить «где восток, а где запад» (ребята высказывают свои суждения)

 Учитель делает вывод:

        Салтыков-Щедрин разоблачает не только генералов, но и департамент, в котором они служили, существующую тогда печать, газеты, которые с таким «искусством» из номера в номер печатали «гастрономические новости», общество высших классов дореволюционной России, считавшее эксплуатацию народа обычным явлением и законным делом.

-Как эта жизнь оценивается окружающими?

  • Никого из окружающих генералов людей (ни на Подъяческой улице, ни в регистратуре) не возмущает ни глупость, ни приспособленность, ни тунеядство  генералов. Очевидно, все генералы таковы и считают нормой положение, когда генерал ничего не делает, а мужик работает.

- Найдите в тексте и прочитайте суждения генералов о мужике до их встречи с ним. В чем убеждены генералы?

  • Цитата «И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озаглавило вдохновение…: «Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!»
  • Генералы убеждены, что мужик везде есть, что он должен уметь и умеет делать, но что он от работы отлынивает.

- О каком отношении к мужику, простому народу говорят эти суждения?

  • Генералы привыкли, что мужик работает на них, что он обязан работать  и не ждать благодарности…относятся к мужикам как к рабам».

- Как называют  мужчину генералы при первой встрече и как ведут себя с ним?

  • «Спишь, лежебок! – накинулись они на него, - небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!»
  • Генералы ведут себя с мужчиной по-хозяйски. Автор пишет, что они «накинулись» на него, сразу стали называть «лежебок», стали приказывать: «Сейчас марш работать!»

- Изменилось ли отношение генералов к мужику, когда он накормил их?

  • Генералы называют мужчину «любезный друг», «дружок», но это внешне. Они хотят задобрить его, а сами же привязывают его к дереву и относятся как раньше.
  • Он их накормил, а они мысленно называют его «тунеядцем».

- Как вы понимаете слово «тунеядец»? Найдите в тексте  предложения, в которых употребляется это слово. Кого из героев сказки можно так назвать?

  • «Не дать ли тунеядцу частичку?» – пришло на мысль генералам.
  • Как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушатся»» - размышление мужчины.
  • «Сколько они ругали мужчину за его тунеядство» - рассказ автора.

- Какими же предстают генералы в сказке? Как отблагодарили генералы мужика? (перечитать по ролям текст, в котором происходит разговор между ними)

Мы выяснили, что  представляют собой генералы, нам понятны качества, которые высмеивает Салтыков-Щедрин в образе генералов. Совсем иначе показан  в сказке мужик.

- Вспомните, какие эпизоды в сказке являются  основными для оценки мужика?

  • Мужик лезет на дерево и рвет красивые спелые яблоки для генералов.
  • Мужик добывает огонь трением
  • Мужик ловит рябчика силком, изготовленным из собственных волос, а пышные генералы в ночных рубашках, но при орденах, наблюдают чтоб «мужчина» не отлынивал от работы.

- Как вы оцениваете поступки мужика?

  • Нечего было так стараться ради бездельников.
  • Салтыков-Щедрин пишет: «Смотрели генералы, на эти мужицкие страдания, и сердца у них весело играли»
  • Для чего так радовать генералов, для чего так усердствовать?

- А как автор оценивает своего героя, каким рисует его?

  • Рисует очень ловким, умелым, сноровистым, изобретательным, (в пригоршне он варит суп, из собственных волос плетет силки, из конопли делает веревку. Сумел добыть яблок, картофеля.)
  • Все умеет делать и все-таки покорно выполняет приказы генералов, не пытается убежать, не пытается бунтовать, все терпит.
  • Восхищается умениями, сноровкой,  рисует чуть ли не волшебником, которому все по силам: и корабль смастерить самому, без всякой помощи, и суп сварить в пригоршне.

- Все ли действия мужика вызывают восхищение автора?

  • Нет. Горькую насмешку и удивление вызывает у него то, что мужик себя все время оделяет, унижает: нарвал генералам по десятку яблок, а себе взял одно – кислое. Веревку сделал из дикой конопли и дал себя привязать. Генералы как только не обзывают: он все терпит.

- Почему же? Как мужик оценивает сам себя? Есть ли в тексте прямая оценка мужиком себя и своих действий?

  • В сказке этого нет.
  • Мужик как бы согласен с тем, что он тунеядец и лежебока. Мужик вроде и не видит, какие ничтожества перед ним. Генералы умеют только командовать, и мужик этих команд слушается. Он забывает, какой он сноровистый и умелый, и воспринимает себя так, как воспринимают его генералы – ничтожным созданием, во всем обязанным своим господам.

- Как работает мужик: за страх или за совесть?

  • Мужик работает на генералов с душой, хотя оснований для почитания генералов нет. Все думает: «как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали, и мужицким его трудом не гнушались.»
  • Мужик самоотверженно заботится о том, чтоб генералы были белые да рыхлые: дно лодки, которую он смастерил, лебяжьим пухом выстелил, все время спрашивал, работая: «Довольны ли вы, господа генералы?»

- А как автор относится к такой самооценке мужика?

  • Восхищается ловкостью, способностями, сметливостью мужика и в то же время автор высмеивает его рабскую покорность, полное подчинение генералам.
  • С-Щ испытывает чувство боли.

Учитель делает вывод:

Рассмотрев действия основных персонажей, нам становится ясно, насколько метко, зло, едко высмеивает автор никчемность, невежество, тунеядство, жадность и пустоту генералов, преувеличивая их звериную сущность, одновременно, гиперболизируя ловкость и находчивость мужика.

        Рабская покорность мужика вызывает протест у автора и читателя, однако, смех, который является здесь обличительным протестом, - горький, смех сквозь слезы, смех, смешанный с настоящей человеческой болью.

А теперь послушаем концовку сказки (звучит грамзапись)

(повествование о том, как мужик выстроил посудину и доставил генералов на Подъяческую, как «отблагодарили» его генералы)

- Обратили ли вы внимание, что привычная для народных сказок формула «мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» Салтыковым-Щедриным переосмыслена? «Того ни в сказке сказать, ни пером описать!»

- Вспомните, когда и как появлялось это сказочное выражение в народных сказках и сказках писателей?

  • В народной сказке «Иван – коровий сын: Стали жить да поживать, гулять да пировать. На том пиру я был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало…»
  • В «Сказке о мертвой царевне и о 7 богатырях» А.С.Пушкина, как и в народной сказке «Иван – коровий сын», сказочное выражение «мед-пиво пил…» также заключает сказку:

И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

- Найдите это выражение в щедринской сказке! Оно помещено не в конце и имеет иной смысл. Рассказывая о том, что мужик знает даже Подъяческую и что это привело генералов в совершенное изумление, Щедрин саркастически замечает: «оказалось…что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!»

Другое сказочное выражение «ни пером описать, ни в сказке сказать» также переосмыслено сатириком. Зачитыв. Цитату: «…сколько они ни ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да гребет да кормит генералов селедками»

Эти сказочные формулы усиливают сатирическую направленность повествования, обнажают иносказание. Сказочная формула «мед-пиво пил…» в народной сказке заканчивает сюжетную линию, подводит итог повествования, говорит о счастливом и благополучном конце, в щедринской сказке появляется в середине, подчеркивая, что мужик – созидатель всех благ на земле, более всего обделен этими благами. Следовательно, даже характерные для народной сказки слова пронизаны иронией, сатирической насмешкой над социальными пороками самодержавной России. Главное в практическом бессилии народа в данное время, когда исторически освобождение масс еще не осуществимо. Эта тема проходит через все произведение писателя.

        Сказочная форма изложения делала «Повесть…» более доступной широкому слою демократического читателя и в то же время защищала ее от вмешательства со стороны цензуры, а сочетание фантастического и реального усиливало остроту политической сатиры.

        О своеобразии таланта М.Е.Салтыкова-Щедрина  И.С.Тургенев говорил: «Он преувеличивает истину как бы посредством увеличительного стекла, но никогда не искажает ее».

Домашнее задание: прочитать сказку «Дикий помещик»

Литература:

  1. «Щедрин в портретах и иллюстрациях», Москва, 1968г.
  2. «Сказка «Повесть о том…» (текст)
  3. Н.А.Соснина «Беседа на уроках литературы», Москва, 1987г.
  4. В.В.Прозоров «Салтыков-Щедрин», Москва, 1988г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Глазами художника» (Театральная мастерская). Интегрированное практическое занятие по сказке Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Интегрированное занятие по сказке  Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения....

Нравственные пороки общества (по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")

Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Нравственные пороки общества"( по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")....

Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»                      ...

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»...

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (7 класс)

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (7 класс)...

Разработка урока творчества- создание фанфика по сказке М. Е. Салтыкова - Щедрина "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил"

Предложенная разработка урока литературы - пример СОТВОРЧЕСТВА учащихся и учителя. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь  при изменении роли ученика, который должен стать активн...

М.Е.Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Форма занятия: урок изучения нового материала с применением ИКТ....