Анализ оды М.В.Ломоносва "На день вошествия"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Анализ оды М.В.Ломоносва "На день вошествия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_ody_lomonosova.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

М. В. Ломоносова. Произведение, написанное методом «классицизм». Анализ текста

Тема: “Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г”.

1. Что описывается в оде?

То, что интересно абсолютной власти, одно из важнейших событий политической власти: восшествие на престол императрицы Елисаветы Петровны. Итоги первых лет правления.

2. Какая главная тема?

Россия, ее процветание. Главное условие - мир.

3. Кто главный герой?

Императрица Елисавета Петровна.

4. Что возможно сказать о  жанре и стиле?

Сохраняется строгая классификация.

Ода, высокий стиль. Ода, т.к. восхваляется деятельность царей Петра I и Елисаветы Петровны.

Признаки высокого стиля:

ст./слав. слова и выражения + слова общеупотребительные русского литературного  языка.

Например: “градов отрада”, “порфира”, Елисавета, “дух ее зефира”, “зрак”, “вышний”, “прияв облобызала”, “для коих крови”, “божественным устам”, “сей кроткий глас”, “твое богатство по земли” и другие.

Множество тропов литературного русского языка:

а) эпитеты: возлюбленная тишина, блаженство сел, градов отрада;

б) риторические вопросы, восклицания. (“Какая светлость окружает в толикой гордости  Парнас?”)

в) метафоры (“щедроты ободряют”, “стоят глубокие леса”);

г) сравнение (“зрак приятнее рая”, “наука щедростью цветет”);

д) образы античной мифологии: Зефир, Понт, Марс, Нептун, Парнасс, Музы.

е) олицетворения (“молчите, пламенные звуки”, “Нева рекла”);

ж) гиперболы (“Я Россов счастьем не меняюсь

                            На целый Запад и Восток”

                           “До звезд плескание и клик!”.

5. Как изобра-жается герой?

Условно. У императрицы автор видит лишь положительные черты: “кроткий глас”, “доброт твоих прекрасный лик”, “твои щедроты ободряют”, “ангел мирных наших дней”.

6. Как изобра-жается  природа.

Есть, но она дана с целью показать бескрайность, могущество России, которой правит императрица, т.е. это риторические условно - поэтические описания носят вспомогательную роль. Кроме этого, в основе классицизма лежит рационализм, который предполагает, что в мире людей нужно “подражать природе”, т.к. в природе все ясно, правильно, все подчинено правилам.

7.Какой  основной конфликт?

Долг <-----> чувство. Автор говорит только об исполнении долга императрицы:

1) “войне поставила конец”

2) “в мире расширять науки изволила”

3) “Довольство Муз усугубляет”

4) “Тобой восставленных наук”

5) “С числом щедрот твоих сравнит!”

8. Какова роль автора.

Выражает мнение не свое, а общественное: “Мы не можем удержаться от пения твоих похвал”. Главное - выразить чувства, вызванные грандиозным событием. Государственные интересы совпадают с личными, поэтому от восхваления императрицы легко автор переходит к обращению к юношам (гимн науке ) - “науки юношей питают”...)

9. Что можно сказать о компо-зиции и  пафосе оды?

Экспозиция: картины мирной жизни.

Рассуждение, восхваление.

а) восхваление Елисаветы;

б) гимн Петру;

в) описание безграничных пространств России;

г) обращение к молодежи. Пафос  патриотический восторг, призыв.

10. Каким раз-мером написана ода ?

Четырехстопный ямб, по мнению Ломоносова, усиливает возвышенность содержания, способствует выражению мысли.

11. Вывод.

Да, это произведение написано методом классицизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ стихотворения С. А. Есенина «День ушел, убавилась черта»

Предлагаемый материал может послужить примером для учеников,  как анализировать поэтический текст, на что можно и нужно обращать внимание....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АНАЛИЗЕ РАССКАЗА А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

Художественно-педагогический анализ произведений: Т. Жерико «Плот Медузы», К. Брюллов «Последний день Помпеи»

В предложенном материале  анализируются два известных произведения искусства с культурологической стороны...

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...

Последний день в Белогорской крепости (анализ 11-12 глав)

Последний день в Белогорской крепости (анализ 11-12 глав)...

Урок по литературе: «Значение творчества Н.А. Некрасова на примере анализа стихотворений «Родина», «Тройка», «Вчерашний день...» (9 класс)

Подробный конспект урока по литературе в 9 классе на тему:  «Значение творчества Н.А. Некрасова на примере анализа  стихотворений «Родина», «Тройка», «Вчерашний день...»...

Разработка урока по теме "Анализ рассказа А.И. Солженицына " Один день Ивана Денисовича"

Разработка конспекта урока  литературы для 11 класса.Тема урока:  «Анализ   рассказа  А.И.Солженицына  «Один день Ивана Денисовича»Конспект  открытого урока  в ...