Анализ оды М.В.Ломоносва "На день вошествия"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
М. В. Ломоносова. Произведение, написанное методом «классицизм». Анализ текста
Тема: “Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г”.
1. Что описывается в оде? | То, что интересно абсолютной власти, одно из важнейших событий политической власти: восшествие на престол императрицы Елисаветы Петровны. Итоги первых лет правления. |
2. Какая главная тема? | Россия, ее процветание. Главное условие - мир. |
3. Кто главный герой? | Императрица Елисавета Петровна. |
4. Что возможно сказать о жанре и стиле? | Сохраняется строгая классификация. Ода, высокий стиль. Ода, т.к. восхваляется деятельность царей Петра I и Елисаветы Петровны. Признаки высокого стиля: ст./слав. слова и выражения + слова общеупотребительные русского литературного языка. Например: “градов отрада”, “порфира”, Елисавета, “дух ее зефира”, “зрак”, “вышний”, “прияв облобызала”, “для коих крови”, “божественным устам”, “сей кроткий глас”, “твое богатство по земли” и другие. Множество тропов литературного русского языка: а) эпитеты: возлюбленная тишина, блаженство сел, градов отрада; б) риторические вопросы, восклицания. (“Какая светлость окружает в толикой гордости Парнас?”) в) метафоры (“щедроты ободряют”, “стоят глубокие леса”); г) сравнение (“зрак приятнее рая”, “наука щедростью цветет”); д) образы античной мифологии: Зефир, Понт, Марс, Нептун, Парнасс, Музы. е) олицетворения (“молчите, пламенные звуки”, “Нева рекла”); ж) гиперболы (“Я Россов счастьем не меняюсь На целый Запад и Восток” “До звезд плескание и клик!”. |
5. Как изобра-жается герой? | Условно. У императрицы автор видит лишь положительные черты: “кроткий глас”, “доброт твоих прекрасный лик”, “твои щедроты ободряют”, “ангел мирных наших дней”. |
6. Как изобра-жается природа. | Есть, но она дана с целью показать бескрайность, могущество России, которой правит императрица, т.е. это риторические условно - поэтические описания носят вспомогательную роль. Кроме этого, в основе классицизма лежит рационализм, который предполагает, что в мире людей нужно “подражать природе”, т.к. в природе все ясно, правильно, все подчинено правилам. |
7.Какой основной конфликт? | Долг <-----> чувство. Автор говорит только об исполнении долга императрицы: 1) “войне поставила конец” 2) “в мире расширять науки изволила” 3) “Довольство Муз усугубляет” 4) “Тобой восставленных наук” 5) “С числом щедрот твоих сравнит!” |
8. Какова роль автора. | Выражает мнение не свое, а общественное: “Мы не можем удержаться от пения твоих похвал”. Главное - выразить чувства, вызванные грандиозным событием. Государственные интересы совпадают с личными, поэтому от восхваления императрицы легко автор переходит к обращению к юношам (гимн науке ) - “науки юношей питают”...) |
9. Что можно сказать о компо-зиции и пафосе оды? | Экспозиция: картины мирной жизни. Рассуждение, восхваление. а) восхваление Елисаветы; б) гимн Петру; в) описание безграничных пространств России; г) обращение к молодежи. Пафос патриотический восторг, призыв. |
10. Каким раз-мером написана ода ? | Четырехстопный ямб, по мнению Ломоносова, усиливает возвышенность содержания, способствует выражению мысли. |
11. Вывод. | Да, это произведение написано методом классицизма. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ стихотворения С. А. Есенина «День ушел, убавилась черта»
Предлагаемый материал может послужить примером для учеников, как анализировать поэтический текст, на что можно и нужно обращать внимание....
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АНАЛИЗЕ РАССКАЗА А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»
В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...
Художественно-педагогический анализ произведений: Т. Жерико «Плот Медузы», К. Брюллов «Последний день Помпеи»
В предложенном материале анализируются два известных произведения искусства с культурологической стороны...
Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».
Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...
Последний день в Белогорской крепости (анализ 11-12 глав)
Последний день в Белогорской крепости (анализ 11-12 глав)...
Урок по литературе: «Значение творчества Н.А. Некрасова на примере анализа стихотворений «Родина», «Тройка», «Вчерашний день...» (9 класс)
Подробный конспект урока по литературе в 9 классе на тему: «Значение творчества Н.А. Некрасова на примере анализа стихотворений «Родина», «Тройка», «Вчерашний день...»...
Разработка урока по теме "Анализ рассказа А.И. Солженицына " Один день Ивана Денисовича"
Разработка конспекта урока литературы для 11 класса.Тема урока: «Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»Конспект открытого урока в ...