Конспект урока чтения по теме "Красота леса и его судьба в отрывке стихотворения Н. Некрасова "Саша"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Шуваева Ирина Викторовна

Урок чтения для 9 класса коррекционной школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasov.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение и развитие речи. 9 класс.

Тема урока: Н.А.Некрасов «Саша».

И у леса есть судьба, бывает радостной, бывает роковой она.

Цели:

- Изучение и анализ   трагической судьбы леса по вине человека на примере                           отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Саша»;

-Развитие речи, коммуникативных способностей, самостоятельности суждений.

- Воспитание  любви к природе.

Оборудование:

1. презентация, компьютер, проектор;

2. тексты с биографией писателя;

3.  карточки с заданиями для групповой работы.

1.Организационный  момент.

2. Минутка чтения.

Работа по группам («Слово о поэте»).

Вставить  в тексте пропущенные слова.

Слово о поэте.

 Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г в селе …. на Волге. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, был небогатым …., бывшим армейским офицером. Он был человеком грубым и властным. От его характера страдали не только подвластные ему крестьяне, но и мать поэта, которая безмерно любила сына. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Маленький Коля был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в …. губернии в родовом имении отца, которое находилось близ реки …. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Первые свои стихи Некрасов посвятил …. в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой.  От матери поэт научился чуткости к людским страданиям, а от отца он перенял твердость духа, силу характера.

(Вспомнить ранее изученные произведения Некрасова.)

3. Проверка домашнего задания.

(выразительное чтение стихотворения «Рыцарь на час», беседа по вопросам)

4.Актуализация знаний.

- Ребята, соберите слово

  Поруглка ( прогулка)            ( запись  слова на доске)

  Я предлагаю начать наш урок с прогулки в лес. ( видео)

 -Ребята, какая была  прогулка? ( интересная, увлекательная, познавательная,  весёлая) (  запись  слов  на доске).

- А что понравилось в лесу больше всего?

3. Формулирование темы и цели урока.

Сегодня мы познакомимся с отрывком из произведения Некрасова

 «Саша». (Тема урока  «И у леса есть судьба, бывает радостной, бывает роковой она»).

4.Словарная работа

В тексте нам встретятся эти  слова. Установите их лексическое значение. (работа в парах)

 

березняк              приносящий вред, несчастье

дубняк                 осиновый лес

осинник               длинная верёвка с затягивающейся петлёй на конце

аркан                   берёзовый лес

роковой                дубовый лес.

А теперь тишина. (Звуковая вставка – стук топора). Узнали?

На основании темы урока, словарных слов и стука топора сделайте предположение о  чём будет это произведение?

5.Работа с отрывком из поэмы Некрасова « Саша».

1. Первоначальное чтение учителем.

2. Проверка первичного восприятия:

      - Подтвердилось ли наше предположение?

      -Саша-это кто?

      - Что услышали?

      -Что увидели?

      -Что почувствовали?

 

6.Физкультминутка.

7.Анализ произведения.

-Каким видела Саша лес до вырубки?

-Как изменилась жизнь в лесу с приходом  мужиков с топорами?

- Найдите глаголы, которые помогают автору описать труд лесорубов?

-Как автор называет труд лесорубов? ( кончились поздно труды роковые)

- Для кого они роковые? (для обитателей леса и для самих лесорубов)

- Посмотрите, как в настоящее время идёт вырубка леса. С появлением бензопилы, специальной техники леса вырубается больше, чем нужно.  Звери, птицы, насекомые остались без дома.

8.Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

9.Творческая работа  в группах.

- Кто в этом произведении мог бы обратиться со словами « Защити меня, Человек».

-Представьте себя на месте обитателей этого леса.

-Используя ключевые слова, расскажите о своих героях, которые  живут в лесу.

(Каждая группа получает карточку)

1 группа-

Сова

Их нет только в Антарктиде,

съедаю  за год 1000 мышей,

откладывает до 7 яиц.

Птица ночная

Берёза

сок,

 веники ,

 дрова ,

 красота

муравьи 

Санитары леса,

 20.000 гусениц за день. 5.000.000 вредных насекомых за лето.

2 группа

Дуб

  кислород ,

 жёлуди

здоровье,

 сила,

лекарство

кукушка

похожа на ястреба

уничтожает множество гусениц

Откладывает до  15 яиц

Улетает на юг в Африку

сосна

Живу 300-500 лет

Убиваю  микробов

Лекарство

Еда для дятлов, клестов , белок

Представители каждой группы выступают  с сообщением.

10. Итог.

- Давайте вернемся к теме нашего урока.

- И у леса есть судьба, бывает радостной, бывает роковой она. Как вы понимаете эти строчки? Какая судьба у леса  в произведении?  Кто виноват в этом? А может ли Человек изменить судьбу  леса?

-От того какой будет эта судьба   леса – счастливой или роковой СЕГОДНЯ  во многом зависит от человека, от нас с вами.

11. Рефлексия.

 - Прогулка по  лесу описанному в поэме  Некрасова была  увлекательная, познавательная, весёлая, интересная? (учитель обращает внимание детей на слова записанные  в начале урока).

- Почему? Продолжите предложения.

- Меня удивило….

- Мне стало жалко…

-Мне не понравилось…

- Меня поразило…

12. Домашнее задание. Оценивание.

Выразительно читать стр. 138 - 141 , отвечать на вопросы.

Приложение к уроку.

Слово о поэте.

 Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г в селе …. на Волге. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, был небогатым …., бывшим армейским офицером. Он был человеком грубым и властным. От его характера страдали не только подвластные ему крестьяне, но и мать поэта, которая безмерно любила сына. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Маленький Коля был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в …. губернии в родовом имении отца, которое находилось близ реки …. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Первые свои стихи Некрасов посвятил …. в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой.  От матери поэт научился чуткости к людским страданиям, а от отца он перенял твердость духа, силу характера.

Слово о поэте.

 Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г в селе …. на Волге. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, был небогатым …., бывшим армейским офицером. Он был человеком грубым и властным. От его характера страдали не только подвластные ему крестьяне, но и мать поэта, которая безмерно любила сына. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Маленький Коля был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в …. губернии в родовом имении отца, которое находилось близ реки …. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Первые свои стихи Некрасов посвятил …. в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой.  От матери поэт научился чуткости к людским страданиям, а от отца он перенял твердость духа, силу характера.

Словарная работа

В тексте нам встретятся эти  слова. Установите их лексическое значение.

 

березняк              приносящий вред, несчастье

дубняк                 осиновый лес

осинник               длинная верёвка с затягивающейся петлёй на конце

аркан                   берёзовый лес

роковой                дубовый лес

Словарная работа

В тексте нам встретятся эти  слова. Установите их лексическое значение.

 

березняк              приносящий вред, несчастье

дубняк                 осиновый лес

осинник               длинная верёвка с затягивающейся петлёй на конце

аркан                   берёзовый лес

роковой                дубовый лес

1 группа-

Сова

Их нет только в Антарктиде,

съедаю  за год 1000 мышей,

откладывает до 7 яиц.

Птица ночная

Берёза

сок,

 веники ,

 дрова ,

 красота

муравьи 

Санитары леса,

 20.000 гусениц за день. 5.000.000 вредных насекомых за лето.

2 группа

Дуб

  кислород ,

 жёлуди

здоровье,

 сила,

лекарство

кукушка

похожа на ястреба

уничтожает множество гусениц

Откладывает до  15 яиц

Улетает на юг в Африку

сосна

Живу 300-500 лет

Убиваю  микробов

Лекарство

Еда для дятлов, клестов , белок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока « Итоги Великой Отечественной войны. Война и судьбы людей»

Тема урока: «А нам нужна всего одна Победа, одна на всех....

Конспект урока « Русский характер в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»

"Русский характер в рассказе М.Шолохова "Судьба человека"...

конспект урока чтения в 3 классе. тема урока: стихотворение Е. Серова "Ябеда"

На данном  уроке решаются задачи по формированию осознанного, интонационно оформленного чтения. Практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для овладения...

Урок литературы в 5 классе"Раздумья о судьбе народа в стихотворении Н.А.Некрасова «На Волге».

Урок литературы в 5 классе средней школы. Беседа и интерпретация стихотворения....

Конспект урока чтения и развития речи по произведению И. Соколова – Микитова «Зима в лесу» (4 класс)

Цель: познакомить учащихся с произведением  И. Соколова-Микитова «Зима в лесу».Задачи урока:1.     Дидактические:познакомить учащихся с содержанием рассказа;уточнить и расшири...

конспект урока "Птицы в нашем лесу"

Урок музыки в  1 классе(разработан в рамках программы начального  образования «Школа 2100», утверждена и рекомендована  Министерством образования и науки РФ.  (авт. В.О. Усачёва, Л...