Конспект урока чтения по теме "Красота леса и его судьба в отрывке стихотворения Н. Некрасова "Саша"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок чтения для 9 класса коррекционной школы VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekrasov.docx | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтение и развитие речи. 9 класс.
Тема урока: Н.А.Некрасов «Саша».
И у леса есть судьба, бывает радостной, бывает роковой она.
Цели:
- Изучение и анализ трагической судьбы леса по вине человека на примере отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Саша»;
-Развитие речи, коммуникативных способностей, самостоятельности суждений.
- Воспитание любви к природе.
Оборудование:
1. презентация, компьютер, проектор;
2. тексты с биографией писателя;
3. карточки с заданиями для групповой работы.
1.Организационный момент.
2. Минутка чтения.
Работа по группам («Слово о поэте»).
Вставить в тексте пропущенные слова.
Слово о поэте.
Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г в селе …. на Волге. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, был небогатым …., бывшим армейским офицером. Он был человеком грубым и властным. От его характера страдали не только подвластные ему крестьяне, но и мать поэта, которая безмерно любила сына. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Маленький Коля был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в …. губернии в родовом имении отца, которое находилось близ реки …. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Первые свои стихи Некрасов посвятил …. в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. От матери поэт научился чуткости к людским страданиям, а от отца он перенял твердость духа, силу характера.
(Вспомнить ранее изученные произведения Некрасова.)
3. Проверка домашнего задания.
(выразительное чтение стихотворения «Рыцарь на час», беседа по вопросам)
4.Актуализация знаний.
- Ребята, соберите слово
Поруглка ( прогулка) ( запись слова на доске)
Я предлагаю начать наш урок с прогулки в лес. ( видео)
-Ребята, какая была прогулка? ( интересная, увлекательная, познавательная, весёлая) ( запись слов на доске).
- А что понравилось в лесу больше всего?
3. Формулирование темы и цели урока.
Сегодня мы познакомимся с отрывком из произведения Некрасова
«Саша». (Тема урока «И у леса есть судьба, бывает радостной, бывает роковой она»).
4.Словарная работа
В тексте нам встретятся эти слова. Установите их лексическое значение. (работа в парах)
березняк приносящий вред, несчастье
дубняк осиновый лес
осинник длинная верёвка с затягивающейся петлёй на конце
аркан берёзовый лес
роковой дубовый лес.
А теперь тишина. (Звуковая вставка – стук топора). Узнали?
На основании темы урока, словарных слов и стука топора сделайте предположение о чём будет это произведение?
5.Работа с отрывком из поэмы Некрасова « Саша».
1. Первоначальное чтение учителем.
2. Проверка первичного восприятия:
- Подтвердилось ли наше предположение?
-Саша-это кто?
- Что услышали?
-Что увидели?
-Что почувствовали?
6.Физкультминутка.
7.Анализ произведения.
-Каким видела Саша лес до вырубки?
-Как изменилась жизнь в лесу с приходом мужиков с топорами?
- Найдите глаголы, которые помогают автору описать труд лесорубов?
-Как автор называет труд лесорубов? ( кончились поздно труды роковые)
- Для кого они роковые? (для обитателей леса и для самих лесорубов)
- Посмотрите, как в настоящее время идёт вырубка леса. С появлением бензопилы, специальной техники леса вырубается больше, чем нужно. Звери, птицы, насекомые остались без дома.
8.Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
9.Творческая работа в группах.
- Кто в этом произведении мог бы обратиться со словами « Защити меня, Человек».
-Представьте себя на месте обитателей этого леса.
-Используя ключевые слова, расскажите о своих героях, которые живут в лесу.
(Каждая группа получает карточку)
1 группа- | ||
Сова Их нет только в Антарктиде, съедаю за год 1000 мышей, откладывает до 7 яиц. Птица ночная | Берёза сок, веники , дрова , красота | муравьи Санитары леса, 20.000 гусениц за день. 5.000.000 вредных насекомых за лето. |
2 группа | ||
Дуб кислород , жёлуди здоровье, сила, лекарство | кукушка похожа на ястреба уничтожает множество гусениц Откладывает до 15 яиц Улетает на юг в Африку | сосна Живу 300-500 лет Убиваю микробов Лекарство Еда для дятлов, клестов , белок |
Представители каждой группы выступают с сообщением.
10. Итог.
- Давайте вернемся к теме нашего урока.
- И у леса есть судьба, бывает радостной, бывает роковой она. Как вы понимаете эти строчки? Какая судьба у леса в произведении? Кто виноват в этом? А может ли Человек изменить судьбу леса?
-От того какой будет эта судьба леса – счастливой или роковой СЕГОДНЯ во многом зависит от человека, от нас с вами.
11. Рефлексия.
- Прогулка по лесу описанному в поэме Некрасова была увлекательная, познавательная, весёлая, интересная? (учитель обращает внимание детей на слова записанные в начале урока).
- Почему? Продолжите предложения.
- Меня удивило….
- Мне стало жалко…
-Мне не понравилось…
- Меня поразило…
12. Домашнее задание. Оценивание.
Выразительно читать стр. 138 - 141 , отвечать на вопросы.
Приложение к уроку.
Слово о поэте.
Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г в селе …. на Волге. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, был небогатым …., бывшим армейским офицером. Он был человеком грубым и властным. От его характера страдали не только подвластные ему крестьяне, но и мать поэта, которая безмерно любила сына. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Маленький Коля был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в …. губернии в родовом имении отца, которое находилось близ реки …. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Первые свои стихи Некрасов посвятил …. в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. От матери поэт научился чуткости к людским страданиям, а от отца он перенял твердость духа, силу характера.
Слово о поэте.
Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г в селе …. на Волге. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, был небогатым …., бывшим армейским офицером. Он был человеком грубым и властным. От его характера страдали не только подвластные ему крестьяне, но и мать поэта, которая безмерно любила сына. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Маленький Коля был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в …. губернии в родовом имении отца, которое находилось близ реки …. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Первые свои стихи Некрасов посвятил …. в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. От матери поэт научился чуткости к людским страданиям, а от отца он перенял твердость духа, силу характера.
Словарная работа
В тексте нам встретятся эти слова. Установите их лексическое значение.
березняк приносящий вред, несчастье
дубняк осиновый лес
осинник длинная верёвка с затягивающейся петлёй на конце
аркан берёзовый лес
роковой дубовый лес
Словарная работа
В тексте нам встретятся эти слова. Установите их лексическое значение.
березняк приносящий вред, несчастье
дубняк осиновый лес
осинник длинная верёвка с затягивающейся петлёй на конце
аркан берёзовый лес
роковой дубовый лес
1 группа- | ||
Сова Их нет только в Антарктиде, съедаю за год 1000 мышей, откладывает до 7 яиц. Птица ночная | Берёза сок, веники , дрова , красота | муравьи Санитары леса, 20.000 гусениц за день. 5.000.000 вредных насекомых за лето. |
2 группа | ||
Дуб кислород , жёлуди здоровье, сила, лекарство | кукушка похожа на ястреба уничтожает множество гусениц Откладывает до 15 яиц Улетает на юг в Африку | сосна Живу 300-500 лет Убиваю микробов Лекарство Еда для дятлов, клестов , белок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока « Итоги Великой Отечественной войны. Война и судьбы людей»
Тема урока: «А нам нужна всего одна Победа, одна на всех....
Конспект урока « Русский характер в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»
"Русский характер в рассказе М.Шолохова "Судьба человека"...
конспект урока чтения в 3 классе. тема урока: стихотворение Е. Серова "Ябеда"
На данном уроке решаются задачи по формированию осознанного, интонационно оформленного чтения. Практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для овладения...
Урок литературы в 5 классе"Раздумья о судьбе народа в стихотворении Н.А.Некрасова «На Волге».
Урок литературы в 5 классе средней школы. Беседа и интерпретация стихотворения....
Конспект урока чтения и развития речи по произведению И. Соколова – Микитова «Зима в лесу» (4 класс)
Цель: познакомить учащихся с произведением И. Соколова-Микитова «Зима в лесу».Задачи урока:1. Дидактические:познакомить учащихся с содержанием рассказа;уточнить и расшири...
конспект урока "Птицы в нашем лесу"
Урок музыки в 1 классе(разработан в рамках программы начального образования «Школа 2100», утверждена и рекомендована Министерством образования и науки РФ. (авт. В.О. Усачёва, Л...