Схема анализа поэтического текста
учебно-методический материал по литературе на тему

Бокова Наталья Владимировна

Материалы для урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernaya_shema_analiza_poeticheskogo_teksta.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная схема анализа поэтического текста

1.Ритмический рисунок (организация)

Метр (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).  Размер (количество стоп в строчках).  Константа (последнее сильное место в строке).  Клаузула (окончание).  Длина строчек.  Анакруза (начальное слабое место в строке).  Цезура (словораздел внутри строки).  Рифма в стихе.  Рифмовка в строфе.

2.Композиция поэтического текста

Строфы и стихи.  Микротема каждой части.

Языковая композиция: ключевые слова, словесные тематические ряды.

Композиционные приёмы: повтор, усиление, противопоставление, монтаж.

Сильные позиции текста: название, эпиграф, первое и последнее предложения, рифмы, повторы.

3. Художественные образы и мотивы

Лирический герой.

4.Художественное время и пространство

5. Языковые уровни текста

а) Фонетический уровень.  Звукопись.  Аллитерация на …(согласные). Ассонанс на …(гласные).

б) Морфемный уровень.  Роль морфем.

в) Лексический уровень.  Слова книжные, разговорные, нейтральные. Синонимы, антонимы. Эмоциональная окраска.  Цветопись.

г) Морфологический уровень.  Преобладающие части речи (предметность, описательность, действительность).

д) Синтаксический уровень.  Синтаксические конструкции.  Необычный порядок слов.  Роль знаков препинания.  Фигуры.

6. Языковые средства художественной изобразительности

Тропы и фигуры.

7. Тема и идея текста

8. Связь ритма с содержанием текста

Примерная схема анализа поэтического текста

1.Ритмический рисунок (организация)

Метр (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).  Размер (количество стоп в строчках).  Константа (последнее сильное место в строке).  Клаузула (окончание).  Длина строчек.  Анакруза (начальное слабое место в строке).  Цезура (словораздел внутри строки).  Рифма в стихе.  Рифмовка в строфе.

2.Композиция поэтического текста

Строфы и стихи.  Микротема каждой части.

Языковая композиция: ключевые слова, словесные тематические ряды.

Композиционные приёмы: повтор, усиление, противопоставление, монтаж.

Сильные позиции текста: название, эпиграф, первое и последнее предложения, рифмы, повторы.

3. Художественные образы и мотивы

Лирический герой.

4.Художественное время и пространство

5. Языковые уровни текста

а) Фонетический уровень.  Звукопись.  Аллитерация на …(согласные). Ассонанс на …(гласные).

б) Морфемный уровень.  Роль морфем.

в) Лексический уровень.  Слова книжные, разговорные, нейтральные. Синонимы, антонимы. Эмоциональная окраска.  Цветопись.

г) Морфологический уровень.  Преобладающие части речи (предметность, описательность, действительность).

д) Синтаксический уровень.  Синтаксические конструкции.  Необычный порядок слов.  Роль знаков препинания.  Фигуры.

6. Языковые средства художественной изобразительности

Тропы и фигуры.

7. Тема и идея текста

8. Связь ритма с содержанием текста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения

Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...

СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

СХЕМА ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА1.      Выразительно прочтите текст.Какие чувства, какое настроение вызывает у вас стихотворение? Какие картины рисует в...

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Анализ поэтического текста на примере стихотворения О.Э.Мандельштама "Ленинград"

Лирика - это вид литературы с очень сильным, прямым воспитательным воздействием.Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпрети...

Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.

Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...