Научно-методическое обоснование урока "Тема творчества в лирике А.С.Пушкина" 9 класс
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему

Бокова Наталья Владимировна

Научно-методическое обоснование урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchno1.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Научно-методическое обоснование урока.

                       Тема: Тема творчества в лирике А.С.Пушкина.

Данный урок входит в систему занятий по изучению творчества А.С.Пушкина.

Учитывая этап изучения темы, определим тип урока как урок-презентация творческих проектов, который позволяет достигнуть поставленных задач наиболее полно.

Цели урока:

1.Упорядочить знания учащихся об одной из основных в творчестве А.С.Пушкина тем - предназначение поэта и поэзии.

2.Закрепить навыки анализа стихотворного текста.

3.Воспитывать средствами предмета нравственно-этические принципы учащихся.Развивать высокие эстетические чувства учащихся, идеалы красоты и гармонии.

Структура урока вытекает из поставленных целей и задач урока.

I этап урока. Слово учителя.

Задача: Используя эпиграф к уроку ,создать эмоциональную атмосферу, настроение урока, определить тональность дальнейшего разговора в классе, ввести учащихся в тему урока.

Прежде чем непосредственно приступить к рассмотрению темы урока, учитель должен создать в классе определённую эмоциональную атмосферу, как бы ввести учащихся в дальнейший ход действий и рассуждений. После такого вводного замечания мы логично перешли ко II этапу урока. Дети, в свою очередь, были уже психологически подготовлены к дальнейшей работе в классе.

II этап урока. Выступление в группах.

Задача: Анализируя предложенные стихотворения и соотнося время их создания с соответствующим периодом в жизни А.С.Пушкина, выявить и осмыслить авторское отношение к роли поэта и поэзии в обществе.

Перед непосредственной презентацией проектов, учителем дана небольшая установка, намечена основная цель данного урока. Это настроило детей на работу, сконцентрировало их внимание на конкретном плане действий.

Работа на втором этапе  предполагала выявление общих выводов, которые возникают в ходе анализа.

II этап урока постепенно приводит детей к раскрытию темы урока, закрепляются  полученные знания при просмотре медиапрезентации, где происходит обобщение полученных в ходе анализа стихотворений выводов.

Данная организация работы на уроке позволяет реализовать  цели урока.

                            Методы обучения, использованные на уроке.

1.Исследовательский метод.

Создание творческих проектов и презентаций.

2.Чтение литературного произведения.

Учитывая тип урока и жанровые особенности анализируемых произведений, использовался приём самостоятельного чтения небольших фрагментов текста, а также приём выразительного прочтения подготовленным учеником.

3.Анализ художественного текста.

Для того чтобы учащиеся ощутили новизну процесса анализа произведений, в реализацию творческих проектов были введены  приёмы работы, которые близки к активной эстетической деятельности. Были использованы такие приёмы работы, как анализ композиции произведения - сопоставление частей произведения, анализ стиля художественного произведения ,изучение творческой истории произведения, сопоставление данного произведения с другими произведениями автора. С одной стороны это усиливало эмоциональность разбора произведения, а с другой стороны, преодолевалось наивно-реалистическое отношение к тексту, приёмы содействовали приближению к автору, постижению авторской оценки событий.

4.Комментирование художественного произведения внетекстовыми материалами.

В ходе анализа использовались литературно-критические статьи,научные труды.

5.Претворение литературного произведения в других видах искусства.

Создание медиапроекта.

При организации урока были учтены общедидактические и методические принципы: принцип научности, принцип доступности, принцип систематичности подачи материала, принцип связи с жизнью; учитывались возрастные особенности учащихся.Самостоятельная работа учащихся контролировалась в полной мере.

Домашнее задание ставило цель закрепить полученные знания учащихся.

Учитель в свою очередь занимался организацией работы детей, направлял детей к правильному разрешению проблемы, не давал отклоняться от разрешения поставленной цели. Учитель старался активизировать детское сотворчество, своими действиями-вопросами поддерживать эмоциональную атмосферу урока, что способствовало достижению поставленных задач урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение об организации научно-методической работы в Муниципальном учреждении дополнительного образования центра детского творчества

1.      Общие положения.1.1.Настоящее Положение регламентирует вопросы организации и осуществления научно-методической работы в Муниципальном учреждении дополнительного образо...

Научно-методическое обоснование урока по английскому языку в 7 классе Кузовлев

Тема: «Do you know about the Duke Edinburgh’s Awards?» Тип урока: урок повторения и закрепления изученного материала.Практическая задача:  систематизировать и обобщить имею...

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Урок литературы в 9 классе по теме А.С.Пушкин Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина....