Научная работа по литературе "Запорожская Сечь в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
материал по литературе (6 класс) на тему

Юлия Семеновна Мекина

Научная работа по литературе 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное научное общество учащихся «Поиск»

МБОУ «Ивановская средняя школа»

НОУ «Ориентир»

Запорожская  сечь в повести

Н.В. Гоголя   «Тарас Бульба»

        Выполнила:

                                                                             Булатова Маргарита

  1. класс.

Руководитель:

Мекина Ю.С.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ивановская СШ»

        

Ивановка- 2014

Оглавление.

Цели и задачи.

  1. Глава 1.Организация чтения повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Знакомство  с содержанием повести, ее героями, бытом казаков, их взглядами на жизнь.

  1. Глава 2. Исследование жизни ,нравов и обычаев жителей Запорожской Сечи.

2.1. Возникновение Запорожской Сечи. Географическое положение.

2.2. Роль описания степи  Н.В.Гоголем.  Использование художесвенно- изобразительных средств.

2.3. Нравы и обычаи Запорожской Сечи.

2.4. Музей Запорожской Сечи.

Заключение. Выводы.

Список используемых источников литературы.

.

Глава 1.Организация чтения повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Знакомство  с содержанием повести, ее героями, бытом казаков, их взглядами на жизнь.

 Н.В.Гоголь усиленно занимался историей Украины , намеревался написать научный труд . Неоценимую помощь Гоголю оказывали народные песни. С целью сбора дополнительных материалов  он дал «Объявление об издании истории Малороссии», в котором обращался  к широкой публике  с просьбой прислать ему в копиях или оригиналах неопубликованные летописи, записи, песни, деловые бумаги. Все источники, которые удалось собрать , Гоголь тщательно изучил.

Опубликовав «Тараса Бульбу» в 1835 году, Гоголь вновь возвращается к этому произведению в 1839-1842 годах и заново переделывает его . Вторая редакция произведения существенно отличается от первой.

В повести «Тарас Бульба» отражены реальные исторические события первой половины 17 века. Желая показать борьбу казачества за независимость , раскрыть ее героический характер , Гоголь не стремился к точной хронологии событий . Встречающееся в повести упоминание о 15 веке , когда сформировалось казачество, позволило Гоголю более полно раскрыть эпоху.

Первоначальная цель работы- познакомиться с содержанием произведения, выявить особенности жизни и быта казаков Запорожской Сечи. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Прочитать и проанализировать повесть «Тарас Бульба».
  2. Изучить теоретические сведения об истории возникновения Запорожской Сечи, о ее нравах и законах. Проанализировать и выявить  местные национальные обычаи на основе исторического прошлого славянских народов.
  3. Подчеркнуть величие  и героику борьбы  за свободу Отечества, за чистоту веры, значение чувства товарищества , силу воли и духа запорожцев.
  4. Провести анализ своей деятельности и результатов проделанного  с целью определения перспектив и практической значимости работы.

 

 Свою повесть "Тарас Бульба"Н.В. Гоголь посвятил борьбе вольного казачества с угнетавшими его польскими панами за национальную независимость. Поляки угнетали крестьян, преследовали все национальное, пытались насадить свою веру, культуру, чуждый украинцам образ жизни. Именно в это тяжелое время опорой казацкой вольности, сторожевым постом Украины не только против Польши, но и против турецких захватчиков стала Запорожская Сечь. 
Н. В. Гоголь долго и кропотливо собирал исторический материал перед написанием повести. Он изучал летописи, народные предания и песни — и вот перед нами разворачивается яркий и живой образ "колыбели" вольного казачества. Много страниц в повести посвящено описанию Запорожской Сечи и борьбе запорожских казаков против захватчиков. Воинской доблестью, героизмом, бесконечной любовью к родине привлекают к себе внимание могучие характеры, сформировавшиеся в упорной борьбе за родную землю. 
Никто не мог устоять перед натиском свободолюбивых казаков. Их приближение наводило на поляков страх и ужас: "...все, что могло спасаться, спасалось. Все подымалось и разбегалось... Все знали, что трудно иметь дело с сей закаленной вечной бранью толпой, известной под именем запорожского войска..." 
Гоголь представляет нам Запорожскую Сечь как воплощение мечты украинского народа о вольной жизни, о настоящей дружбе и братстве. Здесь — царство равенства и свободы, и на протяжении всей повести Гоголь прославляет законы и нравы Запорожской Сечи: "Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!" 
Главный герой повести Тарас Бульба убежден, что "нет лучшей науки для молодого человека как Запорожская Сечь". 
Несмотря на то, что в перерыве между битвами Сечь представляла собой "какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой", здесь царили строгие (и даже жестокие порой), но справедливые законы. Превыше всего ценились в казачьей вольнице чувство товарищества и уважение к старшим, поэтому любое преступление против этих добродетелей сурово каралось. За воровство казака могли забить насмерть у позорного столба, должника приковывали цепью к пушке, пока кто-нибудь из товарищей его не выкупит или не заплатит за него долг. Самая страшная казнь полагалась за смертоубийство. 
В остальном же "Сечь представляла необыкновенное явление". Она состояла из отдельных независимых куреней, которых было больше шестидесяти. Во главе куреня стоял куренной атаман, которого еще называли "батьком" за то, что в его руках были деньги, одежда, питание, топливо. Из казаков "никто ничем не заводился и не держал у себя", даже личные деньги отдавались "под сохран" куренному атаману. 
Во главе казацкого войска стоял выборный старшина — кошевой, и казаки очень гордились возможностью самоуправления. 
Таким образом, Сечь стала домом, родиной, опорой казакам, не жалеющим ни себя, ни врагов, если нужно было отстоять независимость и свободу родной земли. Словно былинные богатыри, запорожцы сумели войти в историю беззаветной храбростью и неистребимой любовью к родине, проявленными в героической борьбе с захватчикам

Глава 2. Исследование жизни ,нравов и обычаев жителей Запорожской Сечи.

2.1 Возникновение Запорожской Сечи. Географическое положение.

Время действия повести «Тарас Бульба» отнесено к событиям украинской истории, к существованию Запорожской Сечи. Однако  Гоголь, нарушая историческую хронологию , перемещал происшествия  и эпизоды  разных веков. Он совсем не соблюдал историческую точность , потому что для него важнее не историческое , а художественное время . Ее главный герой-  Тарас Бульба- наделен эпической цельностью и олицетворяет  нравственные ценности Запорожской Сечи.

Сечь- православный мир, особая «кочевая» и вольная культурно-историческая общность. Вcе понятия о добре и зле  в Запорожской Сечи особые, они принадлежат миру ушедшему и судить о них не по современным , а по тогдашним законам. Например, казаку нужна воля , а не хата, потому что, если у человека есть дом или какое-нибудь имущество,- он теряет и храбрость. Для казака мать и жена ниже друга. Превыше всего , даже родственных уз, товарищество. Два сына Тараса Бульбы- прежде всего товарищи, братья, а потом уже сыновья. Еще однга особенность казацкого товаришества-правословная вера. Она вовсе не выступает учением церкви, а мыслится одной принадлежностью к православию. Следовательно, вера- знак, символ Сечи, как и другие понятия.

          В XV - XVI веках на реках Дон, Волга, Урал, Яик, Днепр, Терек возникли поселения вольных казаков, одной из которых была Запорожская Сечь. "Казак" - восточное слово. впервые оно встречается у половцев с XI века. На языке половцев "казак" означало "стража передового, ночного  и дневного".

        Запорожские казаки основали небывалое в мире мужское государство - Сечь. Это православные " рыцари, считали супружество худшей долей, жили как спартанцы и душу свою клали на Веру".

         Поселения казаков  называются станицы .Вокруг поселений казаков строили сторожевые башни, где ставили караулы.  Все подчинялись атаману, которого выбирали на общем собрании . В казачьем войске была строгая дисциплина. Все подчинялись атаману, которого выбирали на общем собрании станичников - казачьем кругу. У атамана было несколько помощников - есаулов. Есаулы руководили отдельными отрядами казаков.

        Всякому, кто бы он ни был,  откуда бы и когда бы ни пришёл в Запорожье, доступ был свободен в Сечь при следующих условиях: быть вольным и неженатым  человеком, исповедовать православную веру.

        Семейных казаков называли "сиднями", "гнездюками", "бабниками". "Запорожским казакам не позволяется быть женатыми в Сечи, а которые уже женаты, должны, чтобы жёны их жили в близких места.

Н.В.Гоголь родился местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии.

Он хорошо знал местные национальные обычай и нравы, собирал народные песни  и предания, изучал историческое прошлое славянских народов.

В 16 в. украинские казаки построили за днепровскими порогами  военное укрепление- Сечь- для защиты рубежей страны от польских , турецких и татарских  набегов.

О жизни Запорожской Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя жизни Родины, во имя ее свободы и рассказал Н.В.Гоголь.

Какая Запорожская Сечь и ее законы.

 «Ваша  нежба - чистое..(поле) да добрый…( конь).

Сабля- вот ваша ….( матерь)!

(Запорожье)…- вот где наука, так наука!

Там вам школа»

Эти слова принадлежат Тарасу Бульбе . А можем ли мы считать , что Тарас Бульба  –воин ?  А  кто  может   утверждать , что  Запорожская  Сечь –школа ?

Только тот, кто сам прошел эту школу.  Н.В.  Гоголь   знакомит  нас с Запорожской Сечью задолго до появления в ней Тараса Бульбы и сыновей.

Зачитаем слова от 1 главы  « Чтоб я стал гречкосеем , домоводом, глядеть за овцами да за свиньями, да бабиться с женой! Да пропади она: я козак, не хочу… я так поеду с вами  на Запорожье !  

С каким  чувством произносит Тарас  «Я  казак !»  А  чем же он гордится .

 Найдем и прочитаем слова автора, обращенные к Сечи и запорожцам. (так вот она, Сечь!...)

- А почему Сечь - это гнездо?

(Здесь проходят школу взросления и мужества молодые казаки; из гнезда, когда окрепнут крылья, вылетают птенцы готовые к полету к жизни; здесь же старшее поколение, закаленное в походах и битвах)

- Запорожская Сечь жила по законам равноправия и братства.

- Какие законы Запорожской Сечи вы считаете жестокими?

- Почему приходится так поступать? (Хотя в Сечи все основано на равноправии, но она сурово карает тех, кто нарушает законы)

Вывод: какая же она, Запорожская Сечь?

(Независимая, гордая, справедливая республика, основанная на равноправии и братстве; любимая своими обитателями, собравшимися здесь по зову сердца, а не по принуждению; именно такая республика, по мнению Гоголя, должна рождать героические характеры).

Вывод.

«Казаки- воины.  Главное для них : « чистое поле, добрый конь, матерь-сабля»

Тарас Бульба задолго до приезда сыновей решил их судьбу : быть им защитниками своей земли, как и он сам; поэтому он и принимает решение : сыновья едут в Запорожскую Сечь; как велико горе матери, не успевших наглядеться на своих сыновей. Как трогательны сцены прощания ее с сыновьями.

  1. Роль описания степи. Н.В.Гоголем.

Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг , все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию , до самого черного моря , было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений . Одни только кони , скрывавшиеся в них, как в лесу  вытоптывали  их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли  представлялася   зелено-золотым океаном , по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие , высокие стебли травы  сквозили голубые , синие и лиловые волошки , желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою. Вся поверхность земли  представлялася  зелено-золотым океаном , по которому брызнули миллионы разных цветов. Пестрые овражки выползывали из свох нор, становились на задние лапки и оглашали степь свистом.  Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался  из какого- нибудь уединенного озера.

  Почему Н.В Гоголь ввел описание  степи?

Степь широкая, раздольная- символ Родины  и свободы. Она связывает два мира : дом Бульбы и Запорожье. Борьба за эти бескрайние  степные просторы . Обратить внимание на богатство красок , почувствовать аромат цветов, ее красоту, полюбить этот золотисто-бескрайний океан, почувствовать возвышенно( торжественный)- лирический  тон описания степи.

Нельзя не почувствовать прелесть степных просторов , читая страницы повести Н.В. Гоголя; удивляет богатство красок, звуков и торжественно-лирический тон описания степи; за свободу этих степей и сражаются казаки.

2.3.Нравы и обычаи Запорожской Сечи

Впервые мы видим Запорожскую Сечь глазами Остапа и Андрия.Сначала- предместье с кузницами, лавками, пекарнями, шинками, которое одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей. Потом – сама Запорожская Сечь, где по полю были разбросаны курени, которые напоминали отдельные государства. в  каждом курене был свой атаман, свой запас провизии, свой кашевар.

Несмотря на все казаки подчинялись кошевому – атаману, который выбирался из свох же запорожских казаков. Все важные вопросы решали сообща, на общем собрании. Прием в Сечь был прост - надо было сказать :»Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. На Сечи была церковь , куда казаки исправно ходили на службу , но о посте и слышать не хотели. Законов на Сечи было мало, но они были слишком жестокими. Если казак проворовался , украл какую-нибудь безделицу, это считалось позором для всего казачества. Казака привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину. Каждый проходящий мимо, обязан был ударить  его дубиной. Это продолжалось до тех пор, пока казак не умирал.

Не платившего должника привязывали к пушке . Он сидел там до тех пор , пока кто-нибудь из друзей не выкупал его.

Каждый из запорожцев готов был умереть  за своего товарища и свое Отечество.

Казаки всему учились сами, « юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом  пылу битв. Главным занятием запорожцев была война. «Победить или погибнуть»- такой девиз казаков, который они писали на своем оружии. Запорожская вольница , непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми, защитниками веры и своего народа.

Оформление музея:

  1. иллюстрация – общий вид Запорожской Сечи;
  2. оружие запорожцев – запорожские пушки, мортиры и ядра, сабля, пороховница, нагайка.
  3. отличительные знаки, атрибуты запорожского войска.
  4. репродукция картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

 Слайд №1.

Приглашаем в наш музей. Мы поможем вам представить историческую эпоху 15-17 веков. В это время на Украине шло освободительное движение против польской шляхты, турков и татарских полчищ. Со всеми ними вело борьбу украинское казачество.

Слайд №2.

Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крепостные. Одни казаки жили на южных границах Московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь.

Называлась она так потому, что располагалась за трудно проходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев).

Здесь сложилась своеобразная «казацкая республика». Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов, самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Женщин в Сечь не пускали.

Сечь состояла из шести – десяти куреней (селений), которые были похожие на отдельные независимые республики.

 Слайд №4.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Рассмотрим репродукцию картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и поделимся впечатлениями:

- обратите внимание на внешний облик казаков, на выражение их лиц.

Все пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли. В центре – кошевой атаман Иван Сирко, человек сильный и властный, совершающий смелые набеги в Крым и разгуливающий на «чайках» по Черному морю.

- какие черты лица Ивана Сирко убеждают нас, что это человек – наделенный силой и властью?

- какие еще фигуры привлекают ваше внимание?

- кто из персонажей картины напоминает вам героев повести Гоголя?

- о чем, как вы думаете, запорожцы пишут письмо?

- как художник относится  к казакам? (И. Репину дороги эти гордые, свободные люди, потому что они собрались сюда ради одной цели – защиты родины, охраны ее границ от хищных и жестоких набегов)

- Какие законы Запорожской Сечи вы считаете жестокими?

- Почему приходится так поступать? (Хотя в Сечи все основано на равноправии, но она сурово карает тех, кто нарушает законы)

Вывод: какая же она, Запорожская Сечь?

(Независимая, гордая, справедливая республика, основанная на равноправии и братстве; любимая своими обитателями, собравшимися здесь по зову сердца, а не по принуждению; именно такая республика, по мнению Гоголя, должна рождать героические характеры).

Заключение.

Первоначальная цель работы- познакомиться с содержанием произведения, выявить особенности жизни и быта казаков Запорожской Сечи. Для достижения цели были поставлены  выполнены  задачи.

 

Итак, Запорожская Сечь- особый условный художественный мир, в котором действуют свои нравственные ценности, свои понятия о добре и зле. С современной точки зрения и с точки зрения человека19 века, многие поступки Тараса Бульбы и запорожцев античеловечны и отвратительны. Но Гоголь изображает их эпически спокойно. Они не подлежат критической оценке и нравственному суду, потому что Тарас Бульба- идеальный герой славянской древности и потому что он действовал  в полном согласии с теми нравами, которые царили в его эпоху.

Список литературы.

  1. Калганова Т.А. Гоголь в школе. Москва «Дрофа» 2010.
  2. Соколова Л.А. История Отечества. Москва» Просвещение» 2003.
  3. Крутова Н.Я. Н.В. Гоголь.»Тарас Бульба» Волгоград 2013
  4. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя.Москва 1979


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Сечи. Повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".

Пояснительная записка к домашнему заданию по литературе в 7 классе.  Данное домашнее задание входит в комплекс заданий по изучению повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе.Цели:1. Образо...

Научная работа по теме "Приемы создания комического в произведениях Гоголя"

       Вопрос о сущности комического является одним из самых сложных в литературоведении. Над разрешением проблемы комического работали многие известные ученые и филос...

Научная работа: «Диалогические единства и соотносимые с ними структуры сложных предложений (на материале произведений И. А. Бунина и Ф.А Абрамова)».

Основная цель работы заключается в анализе и выявлении особенностей ДЕ, представленных в произведениях Бунина и Абрамова, и сопоставлении с ними структур сложных предложений....

Научные открытия Жюль Верна в его произведениях.

Великий французский писатель-фантаст в своих произведения придумал немало интересных научных открытий. Многие из которых были воссозданы в дальнейшем. Какие же его задумки были реализованы? Кое-что мо...

Конспект учебного занятия вокальной группы «Жемчужины» «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в исполняемом произведении» (3-й год обучения)

Представленный мной конспект занятия по вокалу рассчитан для работы с ансамблем среднего звена (9-11лет).Тема занятия: «Совершенствование приемов вокально-хоровой работы, работа над интонацией в...

Научная работа: "ПСИХОПОЭТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ И.С. ТУРГЕНЕВА"

Научная  работа: "ПСИХОПОЭТИКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ И.С. ТУРГЕНЕВА"...

Научная работа "Лексические средства создания пейзажа в произведениях И.А. Бунина"

В данной работе рассмотрены тексты И.А. Бунина, проанализированы средства создания пейзажа. Можно использовать материал для изучения средств выразительности....