Методическая разработка по литературе "Значение пейзажа в повести Карамзина "Бедная Лиза"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Беседина Любовь Васильевна

Материал предназначен в помощь учителю литературы при подготовке к уроку в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_peyzazha_v_povesti_karamzina_bednaya_liza.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

            Методическая разработка по литературе.

Значение пейзажа в повести Карамзина «Бедная Лиза».

Одна из особенностей европейской литературы 18 века по сравнению с литературой более раннего периода – это эстетическое осмысление пейзажа. Русская литература не исключение, пейзаж в произведениях русских писателей имеет самостоятельную ценность. Наиболее показательно в этом отношении литературное творчество Н. М. Карамзина, одной  из многочисленных заслуг которого является открытие многофункциональности пейзажа в русской прозе. Если поэзия России могла уже гордиться природными зарисовками в произведениях Ломоносова и Державина, русская проза того времени не была богата картинами природы. Проанализировав описания природы в повести Карамзина «Бедная Лиза», попытаемся осмыслить значение и функции пейзажа.

 Повесть Карамзина очень близка европейским романам. В этом нас убеждает и противопоставление городу нравственно чистой деревни, и мир чувств и быта простых людей (Лизы и её матери). В таком же пасторальном стиле написан и вступительный пейзаж, которым открывается повесть: «…великолепная картина, особливо когда светит на неё солнце...! Внизу расстилаются тучные, густо – зелёные цветущие луга, а за ними по жёлтым пескам , течёт светлая река, волнуемая лёгкими вёслами рыбачьих лодок.» Данный пейзаж имеет не только чисто изобразительное значение, но и выполняет предваряющую функцию, он вводит читателя в пространственно –временную ситуацию, созданную в повести. Мы видим «златоглавый Данилов монастырь ;… почти на краю горизонта… синеются Воробьёвы горы.  На левой же стороне видны обширные,   хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим .»

 В определённом  смысле пейзаж не только предваряет, но и обрамляет произведение, поскольку завершается повесть тоже описанием природы «близ пруда, под мрачным дубом … в глазах моих струится пруд, надо мной шумят листья,» - хотя и не столь развёрнутым, как первое.

 Интересной особенностью повести Карамзина является и то, что жизнь природы порой двигает сюжет, развитие событий: «Луга покрылись цветами, и Лиза пришла в Москву с ландышами.»

 Для повести Карамзина характерен и принцип психологического параллелизма, что выражается в сравнении внутреннего мира человека и жизни природы.

 Причём сравнение это идёт в двух планах – с одной стороны – сопоставление, а с другой – противопоставление. Обратимся к тексту повести.

« До сего  времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной…,»- пишет Карамзин, обращаясь к Лизе и вспоминая о временах, когда её душа была в полной гармонии с природой.

Когда Лиза счастлива, когда радость владеет всем её существом, таким же счастьем и радостью наполнена природа(или «натура», как пишет Карамзин): «Какое прекрасное утро! Как всё весело в поле!

Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!..» В трагическую минуту потери героиней Карамзина невинности пейзаж как нельзя более соответствует чувствам Лизы: «Между тем блеснула  молния и грянул гром. Лиза вся задрожала…Грозно шумела буря, дождь лился из чёрных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности.»

 Значительно сопоставление чувств героев и картины природы в момент прощания Лизы и Эраста: «Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся  натура пребывала в молчании.» Горю Лизы вторит природа: «Часто печальная горлица соединяла жалобный голос свой с её стенанием…»

 Но иногда Карамзин даёт контрастное описание природы и того, что испытывает героиня: Скоро восходящее светило дня пробудило всё творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напиться животворными лучами  света. Но Лиза всё ещё сидела пригорюнившись.» Такое противопоставление помогает нам точнее понять печаль, раздвоенность Лизы, её переживание.

 «О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!..» Воспоминания о прежних счастливых днях приносят ей нестерпимую боль, когда она в минуту горя видит древние дубы, «которые за несколько недель перед тем были безвольными свидетелями её восторгов.»

  Порой пейзажные зарисовки Карамзина переходят и описательные, и психологические границы, разрастаясь до символов. К таким символическим  моментам повести можно отнести и грозу (кстати, этот приём –наказание преступницы грозой, гроза как  божья кара – стал позже литературным штампом), и описание рощи в момент расставания героев.

   Сравнения, используемые автором повести, тоже основываются на сопоставлении человека и природы: «не так скоро молния блеснёт и в облаках исчезает, как быстро голубые глаза её обращались к земле, встречаясь с его взором, щёки её пылали, как заря в летний вечер.»

   Частые обращения Карамзина к пейзажу закономерны: как писатель – сентименталист он  обращается прежде всего к чувствам читателя, а пробудить эти чувства возможно через описания изменений природы в связи с изменениями чувств персонажей.

    Пейзажи, которые открывают читателю красоту Подмосковья, пусть не всегда жизненны, но всегда правдивы, узнаваемы; потому, возможно, «Бедная Лиза» так взволновала русских читателей. Точные описания придавали истории особую достоверность.

    Таким образом, мы можем выделить несколько линий значения пейзажа в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»: описательная, изобразительная роль пейзажа, что находит отражение в развёрнутых картинах природы; психологическая. Функция природных описаний- в тех случаях, когда с помощью пейзажа автор акцентирует чувства своих героев, показывая их в сопоставлении или противопоставлении с состоянием природы, символическое значение картин природы, когда пейзаж несёт в себе не только изобразительность, но и воплощает определённую сверхестественную  силу.

    Пейзаж в повести имеет и в некотором смысле документальное значение, создающее достоверность и правдивость  изображения, поскольку все картины природы почти списаны автором с натуры.

   Обращение к картинам природы идёт и на языковом уровне повести Карамзина, что можно проследить на сравнениях, используемых в тексте.

     Природными зарисовками и развёрнутыми пейзажами Н.М.Карамзин значительно обогатил русскую прозу, подняв её до того уровня, на  каком была к тому времени поэзия России.

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Урок-суд по повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Методическая разработка составлена в помощь преподавателям русского языка и литературы. В разработке описан порядок организации, подготовки и проведения урока литературы по обобщению и закреплению зна...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Методическая разработка учебного проекта «Главные герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их прототипы»

В разработке представлен паспорт учебного проекта «Главные герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их прототипы». Учебный проект разработан для учащихся 8 кл...

Методическая разработка урока «Преданное сердце» по повести Р.П. Ругина «Ланги»

   Повесть Р.П.Ругина «Ланги» раскрывает перед нами картины северной природы, рассказывает о быте охотников, показывает тесную связь природы и человека.  Актуальность...

Методическая разработка по литературе на тему "Повесть "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина как произведение сентиментализма".

Урок изучения нового материалаПовесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" как произведение сентиментализма....

Методическая разработка — материалы к уроку по повести А.И.Солженицына «Матренин двор»

Цель предлагаемого ниже материала — дать учителю инструменты для отработки такого необходимого умения, как анализ художественной детали. Ниже вы найдете список вопросов, которые можно предложить...

Методическая разработка урока «Эмотивная лексика в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Приведенная нами система факультативных занятий предполагает следующую организационную урока:1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности2.Актуализация и пробное учебное действие3.Выявление ме...