РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Чернышова Ольга Алексеевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЧТЕНИЮ

для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l_7._8_vid.doc209.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район»

Муниципальное образовательное учреждение «Седановская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

гуманитарных наук

Протокол №   от «__»           2015 г.

Руководитель МО

___________Ложникова Е.Ф.

СОГЛАСОВАНО

с методическим советом

Протокол №   от «___»           2015 г.

Заместитель директора по УВР    

________________Кускова Т.В.

УТВЕРЖДАЮ

Приказ №      от «__ »        2015 г.

Директор МОУ «Седановская СОШ»

 ________________________

Соколова И.Ю.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЧТЕНИЮ

для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида

Класс – 7

Учебный год – 2015-16гг

Образовательная область - филология

Тип программы – общеобразовательная

Уровень реализации – базовый

Разработчик программы – Чернышова О.А.

п. Седаново

Усть-Илимский район

Иркутская область

2015 год


Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы А. К. Аксёновой под редакцией В.В. Воронковой.

В школе для умственно отсталых детей в старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Учащиеся должны:

  • овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
  • получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
  • быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно - следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Учебно-тематическое планирование по литературе

Класс-7

Кол-во часов: всего – 70 час., в неделю – 2 часа

Плановых уроков:

Внеклассное чтение – 9 часов

Сочинения – 2 часа

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
  • выделять главную мысль произведения;
  • характеризовать главных действующих лиц;
  • пересказывать содержание прочитанного.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 10 стихотворений.

Навыки чтения.

  • Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.
  • Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики  героя с помощью  учителя.
  • Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.
  • Выделение в  тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.
  • Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.
  • Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение.

  • Знание основных сведений из жизни писателей.
  • Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное  чтение статей в газетах и детских журналах.
  • Обсуждение  прочитанных книг, статей. Составление отзывов.
  • Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.
  • Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Вид урока

Элемент содержания, вид деятельности

Словарь

Наглядность

Дата

План

Факт

1

Вводный урок. Обсуждение книг, прочитанных летом. Знакомство с учебником.

1

Вводный

Рассказ о книге, прочитанной летом. Знакомство со списком книг для внеклассного чтения на учебный год. Знакомство с перечнем детских газет и журналов школьной библиотеки.

Читательский дневник.

Форзац

Содержание

Книги для внеклассного чтения. Детские журналы и газеты из школьной библиотеки

2

УНТ.  Краткая характеристика жанров УНТ. Сказки.

1

Комбинированный

Составление рассказа о сказках по плану Выяснение читательского интереса:

Почему мне нравится читать сказки?

Какие сказки мне нравятся больше всего и почему?

УНТ,  жанр, волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки, зачин, присказка, концовка, литературная сказка.

Книги из библиотеки: сказки народные и литературные

Детские иллюстрации к сказкам

3

Краткая характеристика жанров УНТ. Былины. Песни.  Пословицы. Загадки.

1

Комбинированный

Краткая характеристика жанров УНТ. Сравнение двух жанров: сказок и былин. Чем былины похожи на сказки и чем отличаются от них?

Прямой и переносный смысл пословиц.

Былина

Сказитель.

Рифма.

Иллюстрация учебника

4

Сказки. Волшебная сказка. Русская народная сказка «Сивка-бурка»

1

Комбинированный

Наблюдения над языком сказки.

Ответы на вопросы, чтение по ролям разговоров братьев и  Ивана. Характеристика главных героев, работа над интонацией (пренебрежительно-снисходительной) при чтении по ролям.

Пересказ сказки с сохранением жанрового своеобразия

Добрые кони, добрые молодцы, встал как вкопанный, видимо-невидимо

Иллюстрация учебника

5

Сказка о животных. Русская народная сказка «Журавль и Цапля»

1

Комбинированный

Чтение и обсуждение. Ответы на вопросы.

Определение главной мысли сказки. Соотнесение главной мысли сказки с пословицами.

 Чтение сказки по ролям. Работа над интонацией  (просительной, умоляющей // презрительной, оскорбительной) Журавля и Цапли.

Нравственный урок сказки.

Диалог

Присказка

Иллюстрация учебника

6

Бытовая сказка. Русская народная сказка «Умный мужик»

1

Комбинированный

Чтение и обсуждение сказки. Ответы на вопросы. Определение главной мысли сказки. Соотнесение главной мысли сказки с пословицами.

Чтение сказки по ролям. Работа над интонацией (при чтении по ролям передать рассудительность царя, умную хитрость бедного мужика и растерянность и глупость богатого мужика)            

Персонаж

Иллюстрация учебника

7

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

1

Комбинированный

Чтение и обсуждение сказки. Ответы на вопросы.

Выразительное чтение былины (напевность).  

Чтение по ролям разговора Ильи Муромца с разбойниками.    Работа над интонацией при чтении по ролям.

Определение качеств характера Ильи Муромца.

 Соотнесение устаревших слов  с их современным объяснением.

Сходство былины со сказкой.

Прозорливый

Устаревшие слова

Казна, казначейство, казначей

Народные промыслы

Фотографии с изображением изделий из Хохломы, дымковской игрушки, посуды из Гжели

8

Народные песни. «Ах, кабы на цветы не морозы». «По улице мостовой»

1

Комбинированный

Чтение и обсуждение. Ответы на вопросы, выразительное чтение.

Сравнение тоски женщины с природным явлением (морозом). Обобщающий смысл двух последних строчек первой песни.

Определение настроения песен.

Кручина

Запись народных песен, иллюстрации учебника

9

Пословицы.

Загадки.

1

Комбинированный

Объяснение смысла пословиц.

Рассказ по пословице.

Прямой и переносный смысл пословиц.

Подбор пословиц о чтении книг, о временах года, о животных.

Отгадывание загадок, рисование картинок-отгадок. Составление загадки.

Тематические группы пословиц

Рифма, ритм, переносный смысл

Выставка книг

Изображение предметов к составлению загадок

10

Урок внеклассного чтения по УНТ «На завалинке»

1

Урок внеклассного чтения

Повторение основных жанров УНТ, работа с пословицами, поговорками, загадками, песнями, сказками.

Выставка книг

11

Проверка техники чтения

1

Урок развития речи

Проверка беглости, осознанности, выразительности чтения вслух.

Тексты для проверки техники чтения

12

Из произведений русской литературы 19 века. А.С.Пушкин, страницы из жизни писателя и поэта.

1

Комбинированный

Рассказ учителя о поэте. Чтение статьи учебника. Ответы на вопросы. Рассказ о сказках Пушкина

Гувернёр

Рать

Сень наук

Лицей

Портрет А.С Пушкина, иллюстрации учебника, запись сказок (аудио, видео)

13

18

«Сказка о царе Салтане» (в сокращении)

2

Комбинированный

Выразительное чтение текста сказки. Ответы на вопросы. Замена устаревших слов современными. Художественные средства языка: эпитет, сравнение. Чтение сказки по ролям.

Что стало причиной несчастья молодой царицы и её сына?

Почему так настойчиво князь Гвидон зовёт царя Салтана в гости?

Оценка  поступков героев. Характеристика героев.

Анализ заглавия сказки.  Составление плана последней части сказки, пересказ по плану.

Отрывок наизусть

Устаревшие слова: бает, идти четами, булат  и др.

Иллюстрации учебника, запись сказки   (аудио, видео)

14

Просмотр и обсуждение фильма по сказке А.С.Пушкина

1

Комбинированный

Отзыв о фильме. Обобщающие характеристики героев. Игра актёров.

Сценарий

Фильм

15

А. С. Пушкин «Зимний вечер»

1

Комбинированный

Выразительное чтение наизусть.

 Как музыка соответствует настроению стихотворения?

Обветшалая

Лачужка

веретено

Иллюстрации учебника. Романс М.П.Яковлева

16

« У лукоморья»  (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

1

Комбинированный

Выразительное чтение текста отрывка. Ответы на вопросы. Замена устаревших слов современными

Выразительное чтение текста отрывка. Работа над интонацией чтения

Ответы на вопросы

Замена устаревших слов современными

В каких словах автор выразил любовь к родной земле?

Сравнение персонажей разных сказок (дядька Черномор)

Поэма

Лукоморье

Портрет писателя, иллюстрации к произведению

Иллюстрации учебника

Опера Глинки «Руслан и Людмила»

(«Марш Черномора»)

17

Урок внеклассного чтения Поэма «Руслан и Людмила» 

1

Урок внеклассного чтения

Обсуждение отрывков из фильма. Впечатление от увиденного

Фильм по поэме «Руслан и Людмила»

18

М.Ю. Лермонтов, страницы из жизни писателя и пота.

1

Комбинированный

Краткий рассказ о жизни и творчестве Лермонтова. Чтение статьи учебника. Ответы на вопросы. Чем сходны судьбы Пушкина и Лермонтова?

Тарханы

Дуэль

Портрет М.Ю.Лермонтова

19

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»

1

Комбинированный

Выразительное чтение текста стихотворения

Ответы на вопросы

Описание ночи перед сражением

Определение главной мысли стихотворения

Выразительное чтение наизусть отрывка

Каким вы представляете себе старого солдата?

В чём хочет убедить старый солдат своих слушателей?

Какими словами можно определить любовь к Родине, проявленную солдатами в этом сражении?

Отечественная война 1812 года

Редут, добраться до картечи, лафет, бивак, на поле сечи, кивер, хват, булат, драгуны. уланы, бусурманы

Иллюстрации учебника

Портрет писателя, иллюстрации к произведению

21

И.А.Крылов, страницы жизни и творчества.

И. А. Крылов. Басня «Кукушка и Петух»

1

Комбинированный

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.  Почему спустя 200 лет  мы восхищаемся баснями Крылова?

Выразительное чтение текста басни по ролям

Ответы на вопросы

Работа с синонимами

Почему так много в басне слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Какое отношение автора к героям басни они передают? Какие черты характера людей высмеивает эта басня?

Сатира, комедия

Басня, баснописец

Мораль

Протяжно, божусь, невелички, примолвил

Портрет писателя, иллюстрации к произведению

Иллюстрации учебника

22

Басня «Волк и Журавль». Басня «Слон и Моська»

1

Комбинированный

Выразительное чтение текста басни

Ответы на вопросы

Соотнесение данных фраз со словами басни

Работа с синонимами

Чтение басни наизусть

Какие черты характера людей высмеивает эта басня?

Выразительное чтение текста басни

Ответы на вопросы

Чтение по ролям, работа над интонацией Выяснение авторской позиции по отношению к главной героине.

Какие черты характера людей высмеивает эта басня?

В какой ситуации можно сказать: «Ай, Моська, знать, она сильна, что лает на Слона!»

Авторитет

Иллюстрации учебника

23

Н.А.Некрасов, страницы жизни и творчества.

Стихотворение «Несжатая полоса»

Комбинированный

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта . Почему Некрасова называли народным поэтом?      Назвать известные стихи Некрасова, их тему.

Выразительное чтение текста стихотворения.  Ответы на вопросы.   Словесное рисование.   Работа над языком стихотворения Эпитеты

Чтение по ролям.

 Какие признаки осени называет поэт?

Каким настроением проникнуто всё стихотворение?

станица

Портрет поэта

Иллюстрации учебника

24

Стихотворение «Генерал Топтыгин»

1

Комбинированный

Выразительное чтение текста стихотворения

Ответы на вопросы.

Охарактеризовать смотрителя , подтвердить примерами из текста. Описание усиления мороза к ночи. Как сама природа влияет на дальнейшее развитие событий? Объяснение названия стихотворения.

Столбовая дорога,

Обратный ямщичок, шкалик, смотритель, барин-материк, тракт

Комичность и драматизм ситуации

Иллюстрации учебника

25

Л.Н.Толстой, страницы жизни и творчества.

1

Комбинированный

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказ о произведениях Л.Толстого, прочитанных ранее.

Портрет писателя

26-29

«Кавказский пленник» (в сокращении)

4

Комбинированный

Чтение и ответы на вопросы. Работа над синонимами к глаголу ехали.                     Чтение по ролям отрывков. Выразительное чтение самого напряжённого момента первой главы, работа над интонацией . Деление первой  главы на части, озаглавливание, пересказ по плану.

 «Говорящие» фамилии?

Пейзаж, его роль в тексте. Рассказ по плану о дружбе Жилина и Дины

Характеристики Жилина и Костылина , рассказ по плану с привлечением примеров из текста

Авторская позиция. Сравнение Жилина и Костылина в разных ситуациях. Что значит «настоящий товарищ»? Почему Жилин сравнивает Костылина с колодой? Соотнесение пословиц с образами главных героев Объяснение заголовка повести

Татары, аул; сакля, лоханка; бешмет, мечеть, чалма;

верста, рассолодел, аршин;

Иллюстрации учебника

30

Урок внеклассного чтения Л.Н.Толстой «Детство»

1

Урок внеклассного чтения

Умение выборочно пересказывать текст Выяснение впечатления от прочитанного

Умение характеризовать главных героев

Портрет писателя, иллюстрации к произведению

31

А.П.Чехов, страницы жизни и творчества.

1

Комбинированный

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.  Рассказы Чехова, прочитанные ранее

Уточнение значений слов смех и насмешка

Юмористические рассказы

Сатирические рассказы

Смех и насмешка

Портрет писателя

Иллюстрации учебника

32,33

А.П.Чехов «Хамелеон»

2

Комбинированный

Чтение и ответы на вопросы

Характеристика Городового с привлечением примеров из текста

Чтение по ролям, наблюдение за интонацией

Умение подробно и выборочно пересказывать текст

Имели ли значение для городового правда и справедливость?

Писатель, который обращался к теме унижения человеческого достоинства

Авторская позиция

Надзиратель, городовой, конфискованный крыжовник, мировой

Иллюстрации учебника

34

Урок внеклассного чтения А.П.Чехов «Спать хочется», «Каштанка»

1

Урок внеклассного чтения

Выяснение впечатления от прочитанного

Умение характеризовать главных героев

Портрет писателя

35

К.Г. Короленко, страницы жизни и творчества.

1

Комбинированный

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

 Короленко и Вятский край.

Что было главным в творчестве писателя?

Портрет писателя.

 Иллюстрации учебника

36,37

К.Г.Короленко «Дети подземелья» (в сокращении)

«Я и мой отец». «Я приобретаю новое знакомство»

2

Комбинированный

Чтение и ответы на вопросы

Рассказ о том, почему мальчик начал бродяжничать

 Взаимоотношения между мальчиком и отцом

Почему не складывались отношения мальчика с сестрой?

Чтение и ответы на вопросы

Портреты  героев

Чтение разговора мальчиков по ролям

Что значат слова: «Я тебе не компания»

Почему сначала мальчики встретились врагами, а расстались друзьями?

Что значит настоящий друг?

Мог бы Вася стать настоящим другом Валеку?

Сравнения и эпитеты, которые помогают представить обстановку и героев

Пейзаж, контрастность пейзажей

Деление главы на части по данному плану, пересказ по плану

Часовня

Престол

Иллюстрации учебника

38

«Знакомство продолжается»

«Осенью»

1

Комбинированный

Чтение и ответы на вопросы

Соотнесение описания с героями

Рассказ о девочках по плану

 Была ли дружба Васи, Валека и Маруси счастьем для каждого из них?

Сравнение по плану Сони и Маруси

Чтение и ответы на вопросы.

Черты сходства в описании осенней природы и состояния Маруси

Сравнение взаимоотношений мальчиков с сёстрами

Иллюстрации учебника

39

«Кукла»

1

Комбинированный

Чтение и ответы на вопросы

 Сравнение отношения отца к Васе до и после прихода Тыбурция

Объяснение заглавия повести

Против чего протестует Короленко

Иллюстрации учебника

40,41

Написание сочинения на тему «Минуты радости и тревоги» по плану и опорным словам.

2

Урок развития речи

Определение главной мысли сочинения, умение раскрыть главную мысль

Умение пользоваться планом, последовательно излагать свои мысли

Иллюстрации учебника

42

Урок внеклассного чтения В.Г.Короленко «Купленные мальчики», «Последний луч»

1

Урок внеклассного чтения

Обсуждение прочитанной книги

Портрет писателя, иллюстрации к произведению

43

Из произведений русской литературы 20 века.

Максим Горький, страницы жизни и творчества.

1

Комбинированный

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автобиографические повести М. Горького (назвать, объяснить названия)

Псевдоним

Автобиографическая повесть

Идти в люди

Портрет писателя

44,45

Повесть «Детство» (отрывки)

2

Комбинированный

Чтение и ответы на вопросы. Чтение по ролям отрывков. Объяснение поступков героев .  Характеристика Алёши, рассказ по плану.

Озаглавливание частей, составление плана

Какое влияние оказывают драки на детей?     Наказывать или не наказывать детей? Каким должно быть наказание детей?

Чем сходна обстановка в доме деда и в доме чертёжника?

Семишник

Тальма, стеклярус, фасад, карниз

Иллюстрации учебника

46

М.В.Исаковский. Стихотворение «Детство»

1

Комбинированный

Основная тема творчества - Родина и её природа, народ с его горестями и победами.

Выразительное чтение текста стихотворения по ролям

Ответы на вопросы.

Портрет поэта Прослушивание песен на стихи М.Исаковского ( «Катюша», «В прифронтовом лесу», «Огонёк»)

47

М.В.Исаковский «Ветер»

1

Комбинированный

Выразительное чтение текста стихотворения наизусть.  Ответы на вопросы. Основной тон стихотворения.

Рисунок к стихотворению

Портрет писателя, иллюстрации к произведению

48

М.В.Исаковский «Весна»

1

Комбинированный

Выразительное чтение текста стихотворения

Ответы на вопросы.

Весеннее пробуждение земли.  Как встречает весну всё живое в природе?

Определение настроения  стихотворения (восхищение красотой пробуждающейся природы, общая радость от прихода весны)

Портрет писателя, иллюстрации к произведению

49,50

К.Г. Паустовский, основные темы его произведений – Родина, люди, природа.

Рассказ  «Последний чёрт»

К.Г. Паустовский.

Рассказ  «Последний чёрт»

2

Комбинированный

Чтение и ответы на вопросы

Редактирование высказываний

Словесное рисование (картина изнуряющего жаркого летнего дня) Комичность поступков деда Авторское отношение к деду

Рядно, армяк

Пеликан

Портрет писателя

Иллюстрации учебника

51

Урок внеклассного чтения К.Г. Паустовский «Ручьи, где плещется форель», «Старый повар», «Степная гроза», «Жильцы старого дома»

1

Урок внеклассного чтения

Любовь Паустовского к природе и её обитателям

 Краткий пересказ

Выборочный пересказ

Портрет писателя, иллюстрации к произведению

52

М.М.Зощенко «Великие путешественники»

М.М.Зощенко «Великие путешественники»

1

Комбинированный

Комбинированный

Чтение и ответы на вопросы

Что смешного, комичного было в сборах путешественников?   Кто и почему может стать лидером?  Попадали ли вы в смешные ситуации?

Портрет писателя

Иллюстрации учебника

53

К.М.Симонов.  Главная тема творчества – Великая Отечественная война.

1

Комбинированный

Выразительное чтение текста стихотворения по ролям. Ответы на вопросы

Определение главной мысли стихотворения, подбор подходящих по смыслу пословиц

Чтение наизусть первой части стихотворения

Портрет писателя, иллюстрации к произведению

54,55

Стихотворение  «Сын артиллериста».

2

Комбинированный

Дети на войне. Каким воспитывал Деев Лёньку? Почему Деев послал на самое опасное задание Лёньку? Подвиги солдат и офицеров в наши дни. Можно ли это стихотворение отнести к героям нынешнего поколения? Зачем нужно помнить уроки войны?

В основе стихотворения - реальные события.

Рысь, карьер, косая сажень

Портрет поэта

Иллюстрации учебника

56

Урок внеклассного чтения А.А.Сурков. Стихотворения из цикла «Победители»: «В громе яростных битв», «Под вечер в гестапо её привели», «утро в окопе», «Песня о слепом баянисте», «Защитник Сталинграда».

1

Выразительное чтение текста стихотворения. Определение главной мысли каждого стихотворения

Ответы на вопросы

Чтение наизусть

Портрет поэта

57

В.П.Катаев «Флаг»

1

Комбинированный

Чтение и ответы на вопросы.

 Выяснение значения слова подвиг. Что объединяет стихотворение К.М. Симонова и рассказ В.П.Катаева?

Кирха, форт. Капитуляция, кубрик

Портрет писателя

Иллюстрации учебника

58

Н.И. Рыленков – певец русской природы.  Стихотворение «Деревья»

1

Комбинированный

Что спасло Н. Рыленкова от душевной чёрствости?  Выразительное чтение текста стихотворения. Ответы на вопросы

Межа

 чёрствая душа

Портрет поэта

59,60

Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи-кукушки»

2

Комбинированный

Выразительное чтение текста стихотворения

Ответы на вопросы. Весенние народные приметы

Интонация (передать настороженность, боязнь природы в начале весны, радость и торжество, когда весна полностью вступила в свои права)

Выразительное чтение текста стихотворения (задушевность, лиричность стихотворения)

Ответы на вопросы

Чтение наизусть 

Почему поэт называет русскую природу застенчивой?

Что надо сделать, чтобы заметить красоту русской природы?

Вещунья

Увидеть-всмотреться

Услышать-вслушаться

Картины русских художников о весне

Портрет писателя, иллюстрации к произведению

61-62

Ю.И.Коваль «Капитан Клюквин»

2

Комбинированный

Чтение и ответы на вопросы

Характеристика клеста по плану

Сравнение

Озаглавливание частей рассказа. Краткий рассказ по плану

Описание клеста

Характеристика автора, подтверждение примерами из текста

Доброта.Доброта в отношениях человека и птицы – главная мысль рассказа.

Доброта, раздражительность, настойчивость, мрачность, заботливость, весёлость, безразличие, жестокость, уважительность, зазнайство

Портрет писателя

Иллюстрации учебника

63-64

Ю.И.Коваль «Картофельная собака»

2

Комбинированный

Чтение и ответы на вопросы.

Как речь характеризует героя? (хозяин курицы)

Чтение по ролям отрывков. Наблюдение над интонацией (миролюбивый тон Акима Ильича и возмущённый – хозяина курицы)

Описание собаки по плану, формулировка вопросов автору.

Рассказ о событиях от имени Тузика.

Комизм в поведении собаки.

Интонация  речи милиционера.

Душевные качества автора, которые проявились в двух рассказах.

Юмор

Портрет писателя, иллюстрации к произведению

65

Ю.Я.Яковлев «Багульник»

1

Комбинированный

Чтение и ответы на вопросы.

Рассказ от лица Косты о собаках, с которыми гулял.

Рассказ о Косте по плану.

Как автор показывает характер мальчика: через его слова, переживания или поступки?

Уроки доброты.

Дюны

Породы собак (ирландский сеттер, боксёр, такса)

Портрет писателя

Иллюстрации учебника

66

Урок внеклассного чтения «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Рассказы К.Г.Паустовского, Ю.И.Коваля, П.Я.Яковлева и др. о дружбе человека и животных.

1

Рассказ о своей собаке.

Портрет писателя, иллюстрации к произведению

67

Р.П.Погодин «Время говорит - пора»

1

Комбинированный

Чтение и ответы на вопросы

Взаимоотношения отца и сына.

Умение аргументировать свой ответ, подтверждая примерами из текста.

Что значит сильный и слабый характер?

Объяснение названия рассказа

Портрет писателя

Иллюстрации учебника

68

А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»)

1

Комбинированный

Чтение и ответы на вопросы.

Чтение по ролям. Наблюдение над интонацией  (искренность главного героя, самовлюблённость Лили , её жестокость, презрительное отношение к товарищу)

Деление рассказа на части по плану, пересказ.

Что значит иметь своё лицо?

Объяснение смысла пословицы: Красив тот, кто красиво поступает.

Портрет писателя

Иллюстрации учебника

69

К.Я Ваншенкин  «Мальчишка»

1

Комбинированный

Выразительное чтение текста стихотворения. Ответы на вопросы.

Что значат слова: «…это он из детства уходил»

Выразительное чтение текста стихотворения

Ответы на вопросы.

Определение общего настроения стихотворения, выбор подходящих прилагательных.

Портрет поэта

Иллюстрации учебника

Чтение наизусть 

Портрет писателя, иллюстрации к произвед.

70

Урок внеклассного чтения Л. Кассиль («Ночная ромашка», «Огнеопасный груз», «Солнце светит»)

Проверка техники чтения

1

Комбинированный

Обсуждение прочитанной книги.

Проверка беглости, осознанности, выразительности чтения

Портрет писателя, иллюстрации к произведению

Тексты для проверки техники чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ритмике (1-4 класс) для специальных (коррекционных) школ VIII вида

Рабочая программа по ритмике для 1-4 класса специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида....

Рабочая программа по математике для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. В 2 сб. /Под ред....

Рабочая программа по биологии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013 г....

Рабочая программа по географии для обучающегося 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида(надомное обучение)

Данная рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва: Просвещение, 2013г. ...

Рабочая программа по чтению для учащихся 10 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Данная программа составлена  на  основе  программы  «Литературное чтение и развитие устной речи» из сборника «Программно-методическое обеспечение для 10 –12 классов  с  у...

Рабочая программа по чтению для учащихся 5 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Рабочая программа по чтению для учащихся 5 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида....

Рабочая программа по чтению для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Рабочая программа по чтению для учащихся 8 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида....