Роль портрета в литературе
статья по литературе на тему

Охотникова София Анатольевна

В работе освещаются аспекты использования портрета как произведения живописи, представленных в Государственном Ручсском музее Санкт-Петербурга, на уроках литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_portreta_v_literature.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Роль портрета в литературе

Охотникова София Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ школы №320

Приморского района Санкт-Петербурга

Целью данной работы является освещение аспектов использования портрета как произведения живописи, представленных в Русском музее в Санкт- Петербурге, на уроках литературы.

Задачей данной работы стал поиск  ответов на вопросы:

  1. С какой целью и на каких уроках литературы учитель использует портрет?
  2. Выполняются ли требования к результатам урока по ФГОС при использовании учителем портрета?
  3. Способствует ли использование на уроках портрета как произведения живописи повышению мотивированного обучения?
  4. Какова роль использования на современном уроке литературы портрета?

Концептуальный подход, обозначенный в проекте «Концепции филологического образования и преподавания русского языка и литературы» от 29.10.2015г., включает взаимодействие школы и музеев, библиотек, выставочных залов, что должно создать единую образовательную среду для современных школьников, а также обеспечить достижение образовательных результатов по ФГОС, заключающихся в:

  • культурной самоидентификации,
  • осознании коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  • воспитание гражданина и патриота своей страны.

Использование произведений живописи на уроках литературы расширяет спектр возможностей учителя. Учитель использует все виды живописи (портрет, натюрморт, пейзаж, картины на исторические и бытовые темы и т.п.).  Мы остановимся сегодня на портрете. Какова роль портрета как произведения живописи в литературе?  

Исследования и статьи по данной теме чаще всего обращены к портретам самих писателей при изучении биографии, что далеко не соответствует реальным возможностям художественного произведения как многогранного источника информации.

На сегодняшний день перед школой ставится задача культурно-нравственного воспитания подрастающего поколения.  Культурной самоидентификации способствуют неограниченные возможности портрета, при детальном изучении которого обучающиеся видят, определяют, изучают, познают культурологический пласт художественного произведения и соотносят себя с ним. Это позволяет решить уже имеющуюся проблему самоидентификации обучающихся, т.к.  у них возникают затруднения в понимании пословиц и поговорок, фразеологизмов с архаизмами и устаревшими словами, В работе с художественным произведением в начальной школе и  5-6 классе изображение первостепенно, поскольку ребенок напрямую связывает увиденный образ с текстом и информацией. Например, в 5-6 классе в период самоидентификации обучающегося с самим собой дадим для анализа репродукцию картины «Сергей Есенин с дедом» (1963-1964 .гг.) Моисеенко Е.Е. Этот портрет писателя, создан по воспоминаниям художника. Малоизвестное для школьников произведение поможет обучающимся соотнести себя- ребенка с поэтом- ребенком, что очень важно для формирования понимания и ощущения социального статуса ребенка.

Например, при изучении произведений А.С. Пушкина, современный школьник уже не всегда понимает фразу «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…», т.к. культура рождественских и крещенских гаданий в семье уже почти утрачена. Для осмысления этого явления можно использовать произведение О.А. Кипренского «Ворожея со свечой». Дети рассматривают и объясняют детали портрета, иллюстрирующего обычаи русской жизни,  анализируют и дают полную картину русской традиции, погружаясь в атмосферу гаданий.

В осознании коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры также позволяет использование портрета на уроке литературы. Изучая портрет как произведение искусства, обучающийся переводит невербальную информацию  в вербальную. При  этом происходит процесс восприятия, сопоставления, анализа и рефлексии, что особенно важно для развития интеллектуальной деятельности обучающегося. Описывая портрет, обучающийся развивает свою речь, вводит в активный лексический запас слова из пассивного словаря, расширяет свой кругозор, развивает память, наблюдательность, внимание,  умение строить связное и грамотное высказывание. Например, при изучении биографии Л.Н. Толстого предложим обучающимся «Портрет писателя Л.Н. Толстого» (1884г.)  Ге Н.Н. Обратим внимание позу, лицо Л.Толстого, его рабочий стол. При анализе портрета обучающиеся отмечают основополагающие качества сильной, волевой, творческой личности: усидчивость, работоспособность, сосредоточенность. Это позволяет реализовать концептуальную и образовательную задачу в рамках ФГОС формирования самостоятельного, трудолюбивого, творческого человека.

При изучении литературных направлений использование портрета позволяет показать прямую связь литературы и изобразительного искусства, объединив тем самым школу и музей в единое образовательное пространство. Например, при изучении «Капитанской дочки» А.С. Пушкина использование портрета «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» Боровиковского Л.В. позволяет через сопоставление литературного текста и произведения живописи определить художественное направление. Учащиеся отвечают на проблемный вопрос: «Почему художник и писатель изобразили императрицу без регалий и статуса?». На первый план выходят определения «чувства», «обычный человек», которые составляют основу понятия художественного направления «сентиментализм». Работа над этим портретом позволяет продемонстрировать связь изобразительного искусства с литературным, можно назвать данный портрет прототипом литературного героя, ведь картина могла впечатлить писателя на создание сентиментального образа исторической личности.

Воспитание гражданина и патриота своей страны - на сегодняшний день задача, продиктованная временем. Это направление актуально было и раньше, но сегодня возникла необходимость сокращения отрыва современных детей от культуры и истории России, отказа молодежи служить Отечеству и трудиться на благо страны. В этом направлении обозначена трудность обучающихся в соотношении литературного материала с  историческими событиями нашей Родины и отсутствие сомнений в корректности и возможности сопоставления русского литературного материала с европейскими и азиатскими культурами.  Если рассматривать произведения А.С. Пушкина как историко- культурные тексты, то для понимания таких понятий как «гусар», «корнет» и связанные с ними общечеловеческими ценностями чести, долга, доблести, при изучении романа «Дубровский», повести «Выстрел» наглядным примером послужит  «Портрет лейб- гусарского полковника Е.В. Давыдова» Кипренского О.А., а рассказ обучающегося сформирует точный образ гусара, роль кавалерийских войск в победе 1812 года над французами. Портрет Е.В. Давыдова послужит наглядным примером исторической личности.

Таким образом, при более глубоком осмыслении рассматриваемого вопроса мы определили несколько направлений, где возможно, уместно и необходимо использовать портрет при анализе литературного произведения.

Это не только портрет писателя изучаемого произведения, сопоставление портретов разных художников одного писателя. Работа над портретом позволяет решать образовательные, воспитательные и культурологические задачи, и это может быть портрет:

1. писателя при изучении биографии,

2. исторической личности или прототипа литературного героя,

3. портрет- иллюстрация литературного героя,

4. портрет- иллюстрация исторической эпохи, культурных традиций.

Создание нового образовательного пространства школа- музей возможно при пропаганде тесной взаимосвязи культуры и литературы. Использование портрета на уроке расширяет перечень информационных источников, обращающих обучающегося к сокровищницам музеев и выставочных залов. Обучающийся осознает, что информацию можно брать не только из книг, интернета, но и посещая музеи, картинные галереи, читая аннотации к произведениям изобразительного искусства.

Актуальностью работы считаем эффективность использования на уроках литературы портрета как объекта, имеющего авторитетную силу убеждения маломотивированных обучающихся, расширение знаний, создающих условия для успешного обучения и уверенности обучающихся.

Процесс осмысления изображения и прочитанного текста является одним из сложных мыслительных процессов. Работа над описанием портрета, сопоставлением  портрета и текста развивает у обучающихся коммуникативные навыки, раскрывает общечеловеческие и национальные ценности, активизирует и пополняет лексический запас, позволяет идентифицировать себя как часть великого народа, формирует основы гражданственности и патриотизма, что является неотъемлемой частью менталитета русского человека, представителя русской культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гибель души человеческой" (по повести Н.В.Гоголя "Портрет"). Урок литературы в 8 классе.

Демонстрация способа анализа текста как средства формирования и  совершенствования умения воспринимать, толковать и оценивать произведение (на основе повести Н.В.Гоголя "Портрет")....

Урок-эссе И.С.Тургенев. "Штрихи к портрету". Урок литературы в 10 классе.

На уроке представлен материал, расширяющий знания учащихся о писателе И.С.Тургеневе: воспоминания самого писателя и  его современников, интересные факты из жизни....

разработка урока по теме "Портрет в литературе и живописи"

Разработка интегрированного урока внеклассного чтения по литературе, развития речи и ИЗО с использованием ИТ  по теме «Портрет в литературе и живописи». 11 класс....

Программа элективного курса по литературе для старших классов "Портрет в литературе и живописи"

Элективный курс по литературе "Портрет в литературе и живописи" для старших классов школы даёт возможность глубокого проникновения в текст произведения, сравнения текста и  художественн...

Портрет в литературе (Элективный курс)

Элективный курс рассчитан на 18 часов. на занятиях рассматриваются портреты, данные писателями в произведениях. Как они используются для характеристики героев произведения....

Роль портрета в создании художественного образа по произведениям Н.В. Гоголя "Ревизор", "Мертвые души"

На слайдах герои гоголевских произведений. Портретные характеристики....

Проект "Роль портрета в раскрытии характера литературного героя (по рассказам И. С. Тургенева "Записки охотника").

В презентации рассматривается, какую роль играет портрет в раскрытии характера литературного героя....